• Преподавателю
  • Физика
  • Методическая разработка модульного урока по физике на тему Смачивание. Капиллярность. Их практическое значение

Методическая разработка модульного урока по физике на тему Смачивание. Капиллярность. Их практическое значение

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка модульного урока по физике на тему "Смачивание. Капиллярность. Их практическое значение"

Тема: Агрегатное состояние вещества и фазовые переходы.

Тема урока: Смачивание. Капиллярность. Их практическое значение.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для развития познавательной и исследовательской деятельности посредством элементов технологии проблемного обучения.

Задачи урока:

  • формировать умение выдвигать научные гипотезы и предположения, основанные на эксперименте;

  • формировать навыки исследовательской деятельности;

  • показать практическое значение и профессиональную значимость изучаемого материала.

Цели по содержанию:

  • образовательные:

    • сформировать понятия смачивание, капиллярность, вязкость;

    • углубить знания о молекулярном строении вещества;

  • воспитательные:

    • привить интерес к предмету;

    • воспитывать аккуратность, трудовые навыки;

  • развивающие:

    • способствовать развитию поисковой, творческой деятельности студентов;

    • способствовать развитию умений делать выводы и обобщения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: наблюдение, моделирование, проблемный, сравнительный, анализ.

Методы самостоятельной работы:

  • работа с учебником;

  • фронтальный эксперимент;

  • решение задач.

Оборудование:

  • учителя:

    • стакан с подкрашенной водой;

    • капилляры разного диаметра;

    • сообщающиеся сосуды;

    • штативы;

    • слайды и проектор;

  • студентов:

    • стаканы с подкрашенной водой;

    • стеклянные трубки-капилляры;

    • стеклянные пластинки;

    • парафиновые пластинки;

    • пипетки;

    • салфетки.

Здоровье и психосберегающая среда обеспечивается:

  • соблюдением санитарно-гигиенических требований;

  • созданием комфортной, доброжелательной атмосферы на уроке

  • различными видами учебной деятельности, их сменой.

Оформление: на доске записана тема урока, сделана заготовка таблицы, экран, проектор.

План урока

I. Организационный момент:

- Приветствие студентов.
- Заполнение журнала.

II. Повторение пройденного материала

- Фронтальный опрос:

- Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
- Дайте характеристику каждому из агрегатных состояний.
- Что называется силой поверхностного натяжения жидкости?
- В чем заключается явление поверхностного натяжения жидкости?
- Запишите на доске формулу силы поверхностного натяжения.

- Фронтальное тестирование

III. Основная часть - изучение нового материала

1)

- Эксперимент (сравнить форму капель, для этого пипеткой капнуть несколько капель на стеклянную и парафиновую пластинки).
- Обсуждение явления смачивания, записи определений в тетрадях:

а) смачивание;
б) краевой угол;
в) мениск.

2)

- Обсуждение и запись понятий:

а) капиллярность;
б) капилляр.

- Эксперимент (оценить уровень жидкости в капилляре, для этого опустить капилляр в стакан с подкрашенной водой)
- Вывод формулы высоты поднятия жидкости в капилляре
- Графическая зависимость h = f(r)
- Сообщение о явлении сверхтекучести.

IV. Закрепление изученного материала

- Решение задач.
- Сообщение о применении изученных явлений.
- Обсуждение качественных вопросов:

- Зачем перед покраской грунтуют поверхность?
- Зачем перед штукатуркой кирпичную стену смачивают водой?
- Если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет, а если сухую губку на мокрый мел, она останется сухой. Почему?
- Почему следы на мокром грунте заполняются водой?
- Почему мокрые руки плохо вытираются шерстяной или шелковой тканью?

V. Задание на дом и выставление оценок работы на уроке в журнал.

© 2010-2022