- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка модульного урока по физике на тему Смачивание. Капиллярность. Их практическое значение
Методическая разработка модульного урока по физике на тему Смачивание. Капиллярность. Их практическое значение
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нурсадыкова А.Д. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка модульного урока по физике на тему "Смачивание. Капиллярность. Их практическое значение"
Тема: Агрегатное состояние вещества и фазовые переходы.
Тема урока: Смачивание. Капиллярность. Их практическое значение.
Тип урока: комбинированный.
Дидактическая цель: создать условия для развития познавательной и исследовательской деятельности посредством элементов технологии проблемного обучения.
Задачи урока:
-
формировать умение выдвигать научные гипотезы и предположения, основанные на эксперименте;
-
формировать навыки исследовательской деятельности;
-
показать практическое значение и профессиональную значимость изучаемого материала.
Цели по содержанию:
-
образовательные:
-
сформировать понятия смачивание, капиллярность, вязкость;
-
углубить знания о молекулярном строении вещества;
-
-
воспитательные:
-
привить интерес к предмету;
-
воспитывать аккуратность, трудовые навыки;
-
-
развивающие:
-
способствовать развитию поисковой, творческой деятельности студентов;
-
способствовать развитию умений делать выводы и обобщения.
-
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы познания: наблюдение, моделирование, проблемный, сравнительный, анализ.
Методы самостоятельной работы:
-
работа с учебником;
-
фронтальный эксперимент;
-
решение задач.
Оборудование:
-
учителя:
-
стакан с подкрашенной водой;
-
капилляры разного диаметра;
-
сообщающиеся сосуды;
-
штативы;
-
слайды и проектор;
-
-
студентов:
-
стаканы с подкрашенной водой;
-
стеклянные трубки-капилляры;
-
стеклянные пластинки;
-
парафиновые пластинки;
-
пипетки;
-
салфетки.
-
Здоровье и психосберегающая среда обеспечивается:
-
соблюдением санитарно-гигиенических требований;
-
созданием комфортной, доброжелательной атмосферы на уроке
-
различными видами учебной деятельности, их сменой.
Оформление: на доске записана тема урока, сделана заготовка таблицы, экран, проектор.
План урока
I. Организационный момент:
- Приветствие студентов.
- Заполнение журнала.
II. Повторение пройденного материала
- Фронтальный опрос:
- Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
- Дайте характеристику каждому из агрегатных состояний.
- Что называется силой поверхностного натяжения жидкости?
- В чем заключается явление поверхностного натяжения жидкости?
- Запишите на доске формулу силы поверхностного натяжения.
- Фронтальное тестирование
III. Основная часть - изучение нового материала
1)
- Эксперимент (сравнить форму капель, для этого пипеткой капнуть несколько капель на стеклянную и парафиновую пластинки).
- Обсуждение явления смачивания, записи определений в тетрадях:
а) смачивание;
б) краевой угол;
в) мениск.
2)
- Обсуждение и запись понятий:
а) капиллярность;
б) капилляр.
- Эксперимент (оценить уровень жидкости в капилляре, для этого опустить капилляр в стакан с подкрашенной водой)
- Вывод формулы высоты поднятия жидкости в капилляре
- Графическая зависимость h = f(r)
- Сообщение о явлении сверхтекучести.
IV. Закрепление изученного материала
- Решение задач.
- Сообщение о применении изученных явлений.
- Обсуждение качественных вопросов:
- Зачем перед покраской грунтуют поверхность?
- Зачем перед штукатуркой кирпичную стену смачивают водой?
- Если положить кусок мела на мокрую губку, он намокнет, а если сухую губку на мокрый мел, она останется сухой. Почему?
- Почему следы на мокром грунте заполняются водой?
- Почему мокрые руки плохо вытираются шерстяной или шелковой тканью?
V. Задание на дом и выставление оценок работы на уроке в журнал.