Рабочая программа по физике 7 класс

Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  авторской  программы по физике Е.М.Гутник, А.В.Перышкина. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.Конкретные требования к уровню подготовки учащихся определены для ...
Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 им. Подвойского


УТВЕРЖДАЮ


Директор школы О.А. Чезлова


Приказ № _________от _________

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО Е.Ю.Куранова


Протокол № __ от __________.

Рабочая программа


по ____________ физике________________________________

наименование предмета


в 7 «А» и «Б» классах

_______Моховой Инны Геннадиевны__________

ФИО учителя




2014-2015 учебный год








г. Ярославль


Пояснительная записка


Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы МОУ СОШ № 6, авторской программы по физике Е.М.Гутник, А.В.Перышкина. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
  • освоить знания о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладеть умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитать убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • примененятьь полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Конкретные требования к уровню подготовки учащихся определены для каждого урока и включены в поурочное планирование. С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ. Выполнение учащимися лабораторной работы оценивается в обязательном порядке.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Наименование разделов

Авторская программа

Рабочая программа

Физика и физические методы изучения природы

4

5

Первоначальные сведения о строении вещества

5

5

Взаимодействие тел

21

21

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

23

19

Работа и мощность. Энергия.

13

15

Резерв

2

3 (Повторение)

Итого

68

68

На изучение физики в 7 «А» и «Б» классах отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 час.

Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией А.В.Перышкина, Гутник Е.М., изд-во «Дрофа.

В УМК входит:

1.


  1. Перышкин А.В Физика,7 класс, М, Дрофа,2012-2014г.


2.Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2010.

3.А.В. Чеботарева. «Тесты по физике». К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». 7 класс. М.: «Экзамен», 2008.

Контрольных работ-4, лабораторныхработ-9.

Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2014/15 учебный год и рекомендован МОиНРФ.




Тематическое планирование уроков физики в 7 классе

№№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Сроки прохождения темы

Лабораторные работы

Контрольные уроки

1

Физика и физические методы изучения природы

5

1 ч

Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки»

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

-

-

3

Взаимодействие тел

21

3ч.

Л/работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Л/работа №3 «Измерение объема и плотности твердого тела»

Л/работа № 4 «Измерение объема и определение плотности жидкости»

Л/работа №5 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»

Контрольная работа № 1 по теме

«Механическое движение. Масса тела.Плотность вещества»

4.

.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

19

1ч.

Л/работа №6 «Измерение архимедовой силы»

Л/работа №7 «Выяснение условий плавания тел»

Контрольная работа № 2 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

5.

Работа и мощность. Энергия.

15

2ч.

Л/работа №8

«Условие равновесия рычага»

Л/работа №9 «Определение КПД наклонной плоскости»

Контрольная работа № 3 по теме

«Работа и мощность.Энергия»

Повторение

3

Контрольная работа № 4 за год

Итого

68

9

4



Поурочное планирование уроков физики в 7 классе

№ урока

Что пройдено на уроке

Требования к уровню подготовки

Дата

План

факт

Физика и физические методы изучения природы(5 ч)_

1/1

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент . Моделирование явлений и объектов природы

Знать / понимать смысл понятия физические явления.

Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях

3.09

2/2

Измерение физических величин.

Международная система единиц.

Лабораторный опыт № 1«Измерение размеров бруска»

Использовать физические приборы для измерения расстояния

5.09

3/3

Погрешности измерений. Физические приборы.

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин

10.09

4/4

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы мензурки»

12.09

5/5

Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников

17.09

Первоначальные сведения о строении вещества(5 ч)

1/6

Строение вещества.

Уметь объяснять явления на основе представления об атомно-молекулярном строении вещества

19.09

2/7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.

Уметь описывать и объяснять физическое явление диффузия

24.09

3/8

Взаимодействие частиц вещества

Знать/понимать смысл понятия взаимодействия

26.09

4/9

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Уметь описывать и объяснять изменения агрегатных состояний вещества

1.10

5/10

Повторительно-обобщающий урок

3.10

Взаимодействие тел(21ч)

1/11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.

Знать, уметь, описывать и объяснять физическое явление равномерное прямолинейное движение

8.10

2/12

Скорость. Единицы скорости. Лабораторный опыт № 2«Измерение скорости равномерного движения»

Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц.

10.10

3/13

Решение задач на расчет пути и времени движения.

15.10

4/14

Графическое представление движения.

Лабораторный опыт № 3 «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении»

Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость пути от времени.

17.10

5/15

Инерция. Решение задач на расчет пути и времени движения

22.10

6/16

Взаимодействие тел.

24.10

7/17

Масса. Единицы измерения массы.

Знать и понимать смысл физической величины масса тела

29.10

8/18

Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Использовать физические приборы для измерения физической величины массы.

31.10

9/

19

Плотность

Знать ,понимать смысл физической величины плотность вещества.

12.11

10/

20

Лабораторная работа № 3 «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела»

15.11

11/

21

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема и определение плотности жидкости»

19.11

12/

22

Расчет массы и объема тела по его плотности.

22.11

13/

23

Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.»

26.11

14/

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Знать и понимать смысл физической величины сила.

29.11

15/

25

Сила упругости. Лабораторный опыт № 4 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости»

Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации.

3.12

16/

26

Вес тела. Невесомость.

6.12

17/

27

Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Решать задачи на применение изученных физических законов

10.12

18/

28

Динамометр. Лабораторная работа № 5

«Градуирова

ние пружины и измерение силы динамометром»

13.12

19/

29

Сложение сил. Лабораторный опыт № 5 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу»

Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе эмпирическую зависимость

17.12

20/

30

Сила трения. Лабораторный опыт № 6 «Исследование силы трения ,скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения»

19.12

21/

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил»

24.12

1/32

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

26.12

2/33

Решение задач на расчет давления твердого тела

14.01

3/34

Давление газа. Лабораторный опыт № 7 «Зависимость давления от объема при постоянной температуре»

16.01

4/35

Закон Паскаля.

Обобщение темы «Давление. Закон Паскаля»

Знать и уметь объяснять физический смысл закона Паскаля

21.01

5/36

Давление в жидкости ( газе). Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда .решение задач.

Уметь описывать и объяснять физическое явление передачи давления в жидкостях и газах.

23.01

6/37

Сообщающиеся сосуды

28.01

7/38

Вес воздуха . Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах.

30.01

8/39

Опыт Торричелли. Манометры.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления

4.02

9/40

Барометр-анероид

6.02

10/41

Решение задач на расчет давления.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

11.02

11/

42

Гидравлические машины.

13.02

12/

43

Закон Архимеда..

18.02

13/

44

Лабораторная работа №6

«Измерение архимедовой силы»

20.02

14/

45

Условие плавания тел. Плавание судов

25.02

15/

46

Решение задач на определение архимедовой силы.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

27.02

16/

47

Лабораторная работа № 7 «Выяснение условий плавания тел»

4.03

17/

48

Воздухоплавание. Решение задач по теме «Плавание тел».

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

6.03

18/

49

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел , жидкостей и газов»

11.03

19/

50

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

13.03

Работа и мощность. Энергия.(15ч)

1/51

Работа. Единицы измерения работы.

Знать/ понимать смысл физических величин: работа и мощность

18.03

2/52

Мощность. Единицы измерения мощности

20.03

3/53

Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов.


2.04

4/54

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

4.04

5/55.

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.Лабораторный опыт № 8 «Нахождение центра тяжести плоского тела»

8.04

6/56

Лабораторная работа № 8 «Условие равновесия рычага»

11.04

7/57

Применение законов рычага к блоку.

15.04

8/58

«Золотое» правило механики.

18.04

9/59

Коэффициент полезного действия.

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

Знать и понимать смысл физических законов.

Знать и понимать смысл физической величины КПД

22.04

10/

60

Лабораторная работа № 9

«Определение КПД наклонной плоскости»

25.04

11/

61

Решение задач на расчет КПД

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

29.04

12/

62

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Лабораторный опыт № 9 «Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии»

Знать и понимать смысл физических величин кинетическая и потенциальная энергия.

2.05

13/

63

Закон сохранения механической энергии

Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии.

6.05

8.05

14/

64

Повторительно-обобщающий урок по теме «Механическая энергия»

15/65

Контрольная работа по теме «Механическая энергия»

13.05

Повторение(3ч)

1/66

Роль физики в формировании научной картины мира. Повторение темы «Механическое движение»

15.05

2/67

Контрольная работа за год

20.05

3/68

Повторение темы «Давление»

22.05






Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по физике

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,;

  • смысл физических величин: путь, скорость, , масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, , диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, работы , мощности;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления,;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств,

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов.







Мониторинг успешности усвоения учебного материала

Дата

№ К.Р.

Тема контрольной работы

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Получили «4»-«5»

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Механическое движение.

Масса тела. Плотность вещества

7 «А»


2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

7 «А»


3

Работа и мощность. Энергия

7 «А»



© 2010-2022