Рабочая программа по физике 9 класса

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по физике основного общего образования, авторской программы А. В. Перышкин, Е.М. Гутник 2014г, школьного учебного плана на 2015 - 2016 учебный год, Положения о рабочей программе по учебному предмету МКОУ ВСОШ № 2 при ИК с. Чугуевка.

Школьный учебный план отводит 70 часов для изучения физики.

В том числе:

- контрольные работы - 5часов,

- лабораторные работы - 5 часов.

Резерв времени 2 часа.

Цель изучения физики:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

- овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

К личностным результатам обучения физике в основной школе относятся:

- мотивация образовательной деятельности школьников;

- формирование познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;

- убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметными результатами обучения физики в основной школе являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановка цели и умение планировать свою деятельность;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение учебными действиями на примерах гипотез;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию;

- уметь выделять основное из прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

- умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерения, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

О формах промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Промежуточная аттестация в школе представляет собой:

- полугодовую аттестацию - оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода ( полугодия) на основании текущего контроля успеваемости;

Формами контроля качества усвоения обучающимися содержания учебных программ являются:

- письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, лабораторные, практические, контрольно - развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации;

- устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачета и другое;

- комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащиеся могут использоваться информационно - коммуникационные технологии.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода ( полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно - коммуникативных умений, ценностных ориентаций.

Полугодовая промежуточная аттестация обучающихся школы проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка ( полугодие).

Отметка обучающегося за полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.

Критерии оценки устного ответа по физике:

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся:

 - обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

- дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

- технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

- при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

- умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами.

- умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по заданному вопросу;

- умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Отметка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

- допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя;

- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно);

Отметка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

- обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

- отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки;

Отметка «2» ставится в том случае, если учащийся:

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов;

- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка письменных контрольных работ по физике.

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Отметка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ по физике.

Отметка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Отметка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Используемая учебно-методическая литература, наглядное оборудование, электронные образовательные ресурсах (ЭОР)

1.Учебно - методическая литература:

Для решения основных задач обучения требуются книги, созданные

на основе глубокого изучения основ наук, освоения их идей, традиций

и конкретного содержания. Программа для основной школы, автором

которой являются Перышкин А. В., Гутник Е. М. Учебно-методический

комплект (УМК) «Физика» (авторы: Перышкин А.В. , Гутник Е.М. )

предназначен для 9 класса общеобразовательных учреждений.

УМК выпускает издательство «Дрофа». Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в

общеобразовательных учреждениях. Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.


  1. Перышкин А. В. Физика 9 кл. 2 издание. М.: Дрофа. 2014г

  2. Гутник Е. М. Физика 9 кл. Методическое пособие. 2014г

  3. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. М. Просвещение, 1999г.

  4. Дик Ю. И. Словарь школьника. 7 - 11 кл. М. , Дрофа. 1997г.

  5. Ильин В. А. Физика в формулах. М.: Дрофа 1998г.

  6. Ромашкевич А. И. Физика. Механика. Решение задач. М.: Дрофа 1999г.

  7. Ханнанов Н. К. Физика. Сборник заданий ГИА М. :Эксмо 2010 г

  8. Волков В. А. Поурочные разработки 9 кл. М. : ВАКО 2004г

  9. Мокрова И. И. Физика 9 Волгоград 2003г

  10. Минькова Р. Д. Тематическое планирование. М. : ЭКЗАМЕН 2005г

2.Наглядное оборудование:

1.Таблица «Международная система единиц (СИ)».

2.Таблица «Физические постоянные».

3.Таблица химических элементов Д.И.Менделеева.

4.Шкала электромагнитных волн.

5.Латинский алфавит.

6.Греческий алфавит.

7.Физика вокруг нас.

8.Набор таблиц по «Атомной физике».

9.Набор таблиц по «Деформации тел».

10.Набор таблиц по «Динамике».

3.Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

1.Диски DVD

2. Комплект электронных пособий( съёмные диски - флеш-карты).

3.Нетбук

4.Мультимедийный проектор

5. Операционная система Windows XP

6.Microsoft Offis 2007

7.fizkaf.narod.ru

8.physics.nad.ru










Тематическое планирование.

Повторение (4 часа).

Взаимодействие тел. Электрические и магнитные явления.

Диагностическая контрольная работа .

Законы движения и взаимодействия тел (30 часов).

Материальная точка. Системы отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Демонстрации

Равномерное и прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел.

Явление инерции.

Сложение сил.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Невесомость.

Закон сохранения импульса.

Лабораторные работы

1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.

Контрольные работы

№1. Движение тел при равноускоренном движении.

№ 2. Законы Ньютона.

Механические колебания. Волны. Звук (10 часов ).

Колебательные движения. Колебание груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Вынужденные колебания. Затухающие колебания.

Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, громкость звука. Эхо.

Демонстрации:

Прямолинейное, равномерное движение.

Скатывание шарика по наклонной плоскости

Относительность движения

Действие силы на тело.

Взаимодействие тел. 3 закон Ньютона.

Свободное падение тел. Трубка Ньютона.

Движение тел по окружности.

Реактивное движение. Ракета.

Лабораторные работы:

3.Исследование зависимости частоты и периода свободных колебаний маятника от его длины.

Контрольные работы:

№ 3.Определение периода и частоты колебаний.

Электромагнитные поле (12 часов).

Однородное и неоднородное магнитное поле. Правило левой руки.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Демонстрации

Устройство генератора постоянного тока.

Передача электроэнергии.

Электромагнитные колебания.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип радиосвязи.

Магнитный поток.

Явление электромагнитной индукции

Лабораторные работы:

4.Изучение явления электромагнитной индукции.

Контрольные работы:

№ 4 Магнитный поток и электромагнитная индукция.

Строение атома и атомного ядра (12 часов).

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивное превращение атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядра. Сохранение зарядного и массового числа при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую. Биологические действия радиации. Термоядерные реакции. Элементарные частицы и античастицы. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда.

Модель атомного реактора.

Наблюдение треков заряженных частиц.

Счетчик Гейгера.

Лабораторные работы:

5.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Контрольные работы:

№ 5. Итоговая контрольная работа.

Резерв времени 2 часа.

10

© 2010-2022