Оценивание знаний учащихся по физике

Работа с оценкой – сложная проблема в работе учителя. Оценке предшествует определенная деятельность учащегося, и именно эта деятельность должна быть оценена.Оценка – своего рода символ и, в то же время, мерило, позволяющее определить степень успешности обучения.Контроль и оценка знаний представляют собой одну из самых важных задач, стоящих перед учителем. Именно от этого вида деятельности учителя зачастую зависит успех школьника, его мотивация и стремление к учению. Школьная оценка непосредствен...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценивание знаний учащихся

по физике:теория,психология,практика.

Контроль и оценка знаний представляют собой одну из самых важных задач, стоящих перед учителем. Именно от этого вида деятельности учителя зачастую зависит успех школьника, его мотивация и стремление к учению. Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки обучающегося. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников хорошими или средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Роль школьных оценок не исчерпывается только тем, что они должны воздействовать на познавательную сферу деятельности ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других.

Работа с оценкой - сложная проблема в работе учителя. Оценке предшествует определенная деятельность учащегося, и именно эта деятельность должна быть оценена.Оценка - своего рода символ и, в то же время, мерило, позволяющее определить степень успешности обучения.

Среди недостатков школьной отметки с точки зрения создания психологически комфортной образовательной среды было отмечено следующее.

  1. Субъективизм оценки приводит к тому, что отметка, особенно низкая, зачастую вызывает недоверие и конфликтные ситуации, что повышает тревожность и невротизацию детей, учителей и родителей, делает их не партнерами, а оппонентами в учебном процессе.

  2. Существующая практика оценивания мотивирует школьников на получение отметки, а не знаний. Отметка является, как известно, не только формой оценки, но еще и мощным средством наказаний и поощрений вне школьной жизни.

  3. Направленность на оценивание результата деятельности без достаточной рефлексии самого процесса отрицательно влияет на формирование адекватной самооценки школьников. На определенном этапе дети самоидентифицируют себя с "отличниками", "троечниками" и "двоечниками", что не позволяет им в полной мере реализовать свой потенциал, сковывает их инициативу и творчество.

  4. Унификация отметки без учета особенностей каждой предметной области и индивидуальных возможностей ученика, слишком грубое ранжирование результатов вынуждает учителей искажать реальную картину достижений учащихся.

Главный недостаток существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.

Значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Принципы выставления школьной отметки:

  1. Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;

  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  3. Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

Функции оценки

  1. Ориентирующая функция - содействует осознанию учеником результатов процесса деятельности и пониманию собственной роли в нём.

  2. Информирующая - даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях ученика.

  3. Корректирующая - способствует изменению действий ученика, его установок, взглядов.

  4. Воспитывающая - создаёт условия для воспитания качеств личности, проявления чувств и т.д.

  5. Социальная - влияет на самооценку, статус ученика в коллективе сверстников.

  6. Диагностическая - определяет уровень знаний, сформированность умений, качеств личности

  7. Стимулирующая - способствует созданию успеха, поддержанию интереса деятельности и т.п.

.

Какие же создать условия, чтобы учащимся в любом образовательном учреждении было выгодно учиться регулярно и эффективно. Можно ли найти технологии, которые в условиях личностно-ориентированного обучения были бы связаны с мотивацией учащегося к учению и его познавательной активностью?

Общеобразовательный класс - это класс, занимающийся по общей программе, поэтому в этих классах обучающиеся требуют дифференцированного подхода к изучению программного материала и оценки знаний и умений учащихся.

Начинать всегда уроки надо с творческих заданий. Оформить творческое задание можно в виде сказки, рассказа, решения задачи, какого либо проекта, составить простейшие кроссворды, где были бы физические термины и законы физики. Что получаем в результате:

1. Ученик, прежде чем приступить к выполнению заданий должен хорошо знать теоретический материал.

2. Уметь применять его в конкретных условиях.

3. Развивать интерес к физике.

Как правило дети с гуманитарными склонностями с интересом сочиняют сказки, рассказы, составляют кроссворды, презентации.

Теперь оценим всех учащихся, эта первая пробная оценка с дифференцированным подходом к каждому учащемуся. Оценку надо поставить учитывая работу, старания ребенка, желание работать. Главное не завысить оценку и не занизить, и не отбить желание учить физику, комментируя каждую оценку. Времени уходит много, но в конце урока ребята сами многие понимают, какие требования к ним предъявляют и сами могут оценить себя. Такие творческие работы дети любят и легко переходят к решению задач повышенной сложности. Творческие задания необходимы для учащихся, они развивают логическое мышление, вынуждают изучать теорию, стремиться к познанию физических законов. Считаю, что такой подход не отпугивает детей от изучения физики, а развивает интерес в дальнейшем учить предмет.

Хороший результат дает групповой метод работы, когда учащиеся одновременно изучают теоретический материал и применяют его при решении задач и выполнении лабораторных работ. Группа состоит из четырех человек, в группе есть консультант, который готовиться заранее, заменяя демонстрационный эксперимент лабораторной работой, учащиеся изучают теорию и в дальнейшем решают задачи. Дети не боятся отвечать друг другу и после этого легко отвечают у доски. Все эти приемы готовят детей к генеральной проверке знаний - контрольной работе.

Получая оценки за творческие задания, где учитываются всегда индивидуальные особенности, дети осознанно воспринимают требования к знанию теории и умению ее применять.

Устная проверка - самый распространенный способ проверки знаний учащихся, с ее помощью осуществляется непосредственный контакт между учителем и учеником. Устную проверку знаний можно проводить в начале урока, в конце урока. Устный способ проверки знаний может проводиться индивидуально - это самый распространенный способ проверки, когда один ученик отвечает у доски, а все остальные слушают и анализируют его ответ. Порядок опроса может быть следующим: учитель ставит вопрос всему классу, если нужно дает план ответа или указание, например, делать чертеж, собрать цепь, продемонстрировать опыт. И, тем не менее, такой способ мало эффективен, так как оцениваешь за урок одного - двух учеников. Если отвечает у доски «сильный» ученик, то «слабые» и «средние» ученики сравнивая свои знания со знаниям «сильного» ученика в конечном итоге стесняются отвечать у доски, боятся выглядеть хуже. В таком случае больше подходит групповой метод работы. Рассмотрим этот принцип работы на примере темы «кинематика». В начале темы изучаем теоретический материал, проводим лабораторные работы на изучение равноускоренного движения, проверяем знание теории групповым методом и переходим к решению задач. Как правило, результат контрольных работ в таком случае на продуктивном и творческом уровнях.

При изучении теории в классах с низкой успеваемостью, ставлю проблемные вопросы. Например, при изучении «динамики» в девятом классе:

1 Сформулируйте первый закон Ньютона. Где проявляется первый закон Ньютона?

2 Что такое инерция?

3 Объясните понятие массы тела.

4 Что такое инертность и от чего она зависит?

5 Что такое сила? Единицы измерения силы.

6. сформулируйте 2-й закон Ньютона

запишите формулу 2-го закона Ньютона

7. Сформулируйте 3-й закон Ньютона

запишите формулу 3-го закона Ньютона.

Профильный класс

1. Формулировка 2-го закона Ньютона. Дайте объяснение, что движение и покой относительны. В чем это выражается?

2. Математическая запись взаимодействия двух тел.

3. Дайте объяснение массе тела, Инертности.

4. Сформулируйте 2-й закон Ньютона, запишите формулу физической зависимости величин входящих во 2-й закон Ньютона.

5. Как будет двигаться тело, если на него будет действовать постоянная сила.

6. Сформулируйте 3-й закон Ньютона. Можно ли складывать силы, возникающие при взаимодействии тел.

7. Какими способами можно измерить тело.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля

знаний и умений учащихся, которые я представлю в своей работе:

-физический диктант

-тестовое задание

-краткая самостоятельная работа

-письменная контрольная работа

-устный зачет по изученной теме.

Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений учащихся, а также дам собственную оценку целесообразности использования данных форм на различных этапах обучения.

1. Физический диктант - форма письменного контроля знаний и умений

учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся

должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов физического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

-буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;

-определения физических явлений, формулировки физических законов, связь

между физическими величинами, формулировки научных фактов;

-определения физических величин, их единиц, соотношения

между единицами.

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах

учащихся.

Физический диктант не позволяет проверить умения, которыми

овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения физического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

2.Тестовые задания.

Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью физического диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием физических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.

Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них - это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки.

Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда

эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они

особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и

компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не

могут заменить других форм контроля, однако что они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.

3. Кратковременная самостоятельная работа.

Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать физические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

4. Письменная контрольная работа - наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно «контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу.

-задачи, составляющие контрольные работы, могут быть разными по сложности:это позволит учителю проверить, насколько полно учащиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знаний по этой теме или на каком уровне он усвоил материал темы;

-задачи также могут включать в себя вопросы повышенной сложности, необязательные для выполнения, но за их решение ученики получают дополнительную хорошую отметку, а учитель - возможность выявить знания и умения учеников, не входящие в обязательные требования программы;

-в состав контрольной работы входят не только расчетные задачи, но и качественные, требующие, например, графического описания процессов или анализа физических явлений в конкретной ситуации.

6.Устный зачет по теме.

Это одна из основных форм контроля в старших

классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у

какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающий учеников. Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два.

Считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где

происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику.

Однако, несмотря на разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:

1.на зачет отводится не более 2 уроков;

2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале

изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических

вопросов, которые войдут в билеты;

3. теоретических вопросов должно быть не более 20;

4. принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах

Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения физике.

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на

разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.

Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов физики, принято называть итоговым.

Итоговый контроль также включает в себя переводные и выпускные экзамены.

Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для

текущего контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить. Так, например, физический диктант и кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему контролю знаний и умений учащихся: они кратковременны и не могут охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так

и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная контрольная работа - формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала и занимают много времени

Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения физике и выполняет определенные задачи обучения.

Существует множество методов проставления, исправления отметок:

каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

В своей работе я использую также «Накопительнуя систему оценки»

Отличие этой системы в том, что оценка различных видов деятельности учащихся суммируется. А результатом является суммарный балл.

Эта система проще для понимания и объяснения, приближена к обычной и привычной пятибалльной систем, а в целом решает аналогичные задачи.

Заключение:

Внедрение новых систем оценивания учащихся подразумевает построение индивидуальной образовательной программы (часто выходящей за рамки учебного плана), определение и освоение подходящей социальной роли, проектирование модели выпускника. В результате мы решаем главную задачу - создание вариативной образовательной среды со множеством возможных форм самореализации, в котором новая система оценивания учащегося становится направляющей для достижения социальных и личностных целей.

Система оценки: основные особенности:

  • оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

  • оценка способности решать учебно-практические задачи;

  • критерии достижения - планируемые результаты;

  • комплексный подход: использование

  • стандартизированных работ (устных, письменных);

  • нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.

  • уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;

  • накопительная система оценки индивидуальных достижений;

  • сочетание внешней и внутренней оценки;

  • сочетание персонифицированных и неперсонифицированных процедур;

  • интерпретация результатов на основе контекстной информации

Критерии выставления оценок.

Оценка ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок: Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показание измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков

.5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


© 2010-2022