- Преподавателю
- Физика
- Проектная работа по физике на тему Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования образовательной компетентности на уроках физики
Проектная работа по физике на тему Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования образовательной компетентности на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абрамова Н.Ю. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство
формирования образовательной компетентности на уроках физики
Абрамова Наталья Юрьевна,
МБОУ «Гимназия №36», учитель физики
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. Еще К.Д.Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе заниматься дитя, а напротив, приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Значение познавательного, а значит развивающего интереса, заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоения материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения, повышает работоспособность.
Школьник, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения - как тяжелую и бессмысленную повинность.
Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. Образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.
Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
В своей деятельности я применяю проблемное обучение. Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных условий достижения позитивного результата. Применяя проблемное обучение, я обеспечиваю высокий уровень мотивации, осознание потребностей в усвоении знаний и умений, получение результатов. Для реализации проблемного обучения использую методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов и задач, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Для организации продуктивной деятельности обучающихся применяю лабораторные и практические работы. Они позволяют не только изучать физические объекты, но и знакомиться с методами науки физики, что, несомненно, способствует развитию исследовательских навыков: пониманию сущности проблемы, формулированию проблемного вопроса, формированию и обоснованию гипотезы.
Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма. В процессе решения учебной проблемы обучающийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.
Например, жизненный опыт и всё предшествующее обучение убеждают учащегося в том, что 1 + 1 = 2 всегда (независимо от того, что складывается: тела, числа, объёмы и т.д.). Напомнив об этом, начинаем урок о строении вещества. В длинную стеклянную трубку до половины наливаем воду, а затем столько же спирта, предварительно подкрасив его. Закрыв свободный конец трубки несколько раз переворачиваем её. Общий объём смеси оказывается ниже заранее отмеченного уровня. (Можно смешивать также один стакан крупного гороха с одним стаканом пшена или, лучше, манки.) Опыт рождает проблемную ситуацию. При изучении тепловых явлений неоднократно подчёркиваем, что все тела, находящиеся в длительном контакте, имеют одинаковую температуру. Для наглядности измеряем температуру воздуха в разных местах класса (например, на каждом столе), а после этого прошу учащихся потрогать различные предметы, находящиеся на столах: деревянный и железный бруски, стеклянный стакан и т.д. Житейский опыт судить на ощупь о температуре тела вступает в противоречие с научным фактом равенства температур при длительном тепловом контакте тел. Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучении явления вызывает у учащихся наибольший интерес.
В обучении нет мелочей. Важно не только то, что говорим мы, но и как мы это говорим. Мы всем своим видом и поведением стараемся показывать крайнюю заинтересованность в изучаемом явлении, в наблюдении опытов, их анализе, вместе с учащимися удивляемся полученному несоответствию, показываем свою «озадаченность», побуждать их к раскрытию «тайны» природы. Без такого эмоционального отношения к изучаемому вопросу проблемное обучение может не состояться. Часто на одном и том же уроке проблемная ситуация может быть создана многими способами. Какой из них лучше - зависит от конкретного класса. Создание проблемной ситуации - не самое трудное в обучении. Гораздо труднее обеспечить активное участие учащихся на всех этапах решения проблемы при проведении беседы. В проблемной беседе учащиеся совершают все основные познавательные действия, ведущие к решению проблемы, а мы лишь управляем этой познавательной деятельностью. Чтобы учащиеся самостоятельно провели первоначальный анализ проблемной ситуации и сформировали проблему, важно как можно более явно противопоставить новый факт имеющимся знаниям. Если противоречие выступает явно, то формулировка проблемы напрашивается сама собой. Проблемную беседу наиболее полно удаётся провести при изучении свойств тел, частных закономерностей, отдельных явлений. Особенно, если новый материал является частным случаем уже изученного, когда само явление учащимся ещё не знакомо, но знаниями, необходимыми для выдвижения гипотезы, они владеют. Например, объяснение самоиндукции на основе законов электромагнитной индукции, полного отражения света на основе законов отражения, и т.д.
Приведу примеры.
При поиске метода измерения физической величины: «Как определить массу деревянного шарика, имея в распоряжении только мензурку с водой?» Ранее массу тела определяли при помощи рычажных весов, а здесь надо использовать закон Архимеда. Или: «Как определить массу кирпича, имея в наличии только линейку?»
При изучении способов теплопередачи: «Почему лёд тает, если пробирку с водой и льдом нагревают снизу, ведь вода плохой проводник тепла? Почему металл кажется холоднее дерева, хотя они имеют одинаковую температуру?»
При изучении атмосферного давления, после проблемного опыта с яйцом, втягивающимся в бутылку: «Как вы думаете, зачем мы бросали в бутылку зажжённые спички или бумагу? Что происходит при их горении?»
При изучении темы «Самоиндукция»: передвигая ползунок реостата в известном опыте с двумя лампами в параллельных ветвях, добиваемся, чтобы обе горели одинаковым накалом. После демонстрации возникает проблемная ситуация: если сопротивление параллельных ветвей одинаково и сила тока тоже одинакова, то почему при замыкании цепи лампа, включённая последовательно с катушкой, загорается позднее? Учащиеся не могут высказать правильной гипотезы, если им не подсказать: изменение силы тока в цепи реостата происходит быстрее, чем в цепи катушки индуктивности.
Я считаю, что нужно сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное. Элементы развивающего обучения и исследовательский подход позволяет мне вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, включать воображение, развивать память, мышление, речь. Ход уроков строю «от учеников». Дети наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы, выясняют закономерности. Уроки проходят очень эмоционально, каждый ученик имеет возможность проявить инициативу.
Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников являются игровые технологии. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысливания и закрепления учебного материала, применения в новых ситуациях. Это могут быть кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, физическое лото, объяснения пословиц и поговорок и др..
В конце изучения большой темы, а также, чтобы стимулировать познавательный интерес обучающихся к своему предмету, на обобщающие уроки провожу игры. Темы их по сценарию телевизионных игр: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» или просто как соревнование. После проведения таких уроков ребята с нетерпением ждут следующих уроков-игр, с удовольствием готовятся к ним. А это значит, что цель - вызвать интерес к предмету - мною достигнута.
Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их можно организовать в 9 - 11-х классах и обычно связывать с вопросами научно-технического прогресса, например, «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели» и др.
На своих уроках часто использую познавательные задачи теоретического и практического характера, экспериментальные, репродуктивные, проблемные, абстрактные, задачи с конкретным содержанием, задачи парадоксы, задачи-поговорки и т.д.
Решение этих задач повышает заинтересованность обучающихся, развивает мышление, учит анализу и способности делать умозаключения.
Использование лабораторного эксперимента для активизации учащихся и развития их творчества
Роль и место эксперимента в преподавании физики исключительно велика. Эксперимент является источником знания. Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов возбуждает познавательную активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. При этом в одних случаях полезно предложить учащимся внимательно наблюдать за происходящим. В других - попробовать предсказать заранее результат опыта.
Мной на уроках широко используются сборники демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы на компьютерных дисках. Данные демонстрационные опыты удобны не только из-за отсутствия оборудования в школах, но и более наглядные, яркие, с музыкальными заставками, что позволяет в ходе воспроизведения опытов ребятам получить психологическую разгрузку.
Проблемное обучение не может выступать единственным средством активизации познавательной деятельности учащихся, это требует много учебного времени, да и не всегда возможно. Главное, что учащиеся должны быть подготовлены к самостоятельному решению проблем. Проблемное обучение на уроках физики способствует также повышению качества знаний, что является главной проблемой на современном этапе образования.
Информационно-коммуникационные технологии
Работа с ресурсами Интернет на уроке, поиск информации для выполнения домашнего задания, создание презентаций ребятами по итогам пройденного материала делает учебный процесс познавательным, увлекательным и более компактным. На уроках применяю как мультимедийные технологии, которые позволяют использовать текст, графические изображения, звук, анимацию, видеофрагменты, электронные учебники, так и телекоммуникационные: Интернет - уроки, Интернет - тесты.
Мультимедийные курсы: «1С: Репетитор. Физика», «Физика 7-9 классы» (Библиотека электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия), лабораторный практикум «Физика 7-9 класс» и др. - имеют обширный учебный материал по всем разделам курса физики. Они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей иллюстрирующих текстовый материал, имеют обширный справочный материал.
Большим удобством в использовании этих изданий является открытость их ресурсов, т.е. объекты могут быть скопированы из оболочки на жесткий диск и экспортированы в другие оболочки. Это позволяет мне создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point для сопровождения урока или его фрагментов.
Кроме того, все перечисленные издания содержат также и лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний, которые используются мной в учебно-воспитательном процессе. Несомненным их достоинством является то, что перечисленные средства обучения имеют достаточно простую систему навигации, возможность создания примечания и закладок, статистику выполнения упражнений и вывод на принтер.
Работу с этими образовательными комплексами я провожу на всех этапах урока: при организации актуализации знаний, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным занятиям и ЕГЭ.
Использование обучающимися электронных справочников, энциклопедий, учебников позволяют им отбирать материалы при подготовке рефератов, проектов, презентаций, а мне, как учителю, помогают решать следующие дидактические задачи:
-усвоение обучающимися базовых знаний по предмету;
-систематизация усвоенных знаний;
-формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационной техники;
-формировать навыки самоконтроля;
-подготовить обучающихся к экзаменам, попутно формируя у них различные общеучебные навыки.
Ресурсы Интернета безграничны и школьники используют эту возможность при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ. В дальнейшем эта информация не только многократно используется для расширения кругозора других учеников, но с помощью нее возможно создание противоречий, проблемных ситуаций и проведение диспутов по возникшей проблеме.
Для достижения поставленных целей в своей деятельности использую современные образовательные технологии, такие как проблемное обучение, интегративное обучение, диффиринцированное обучение, исследовательскую и проектную деятельность, использование новых информационных технологий. Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, создают предпосылки для того, чтобы ребенок участвовал в регуляции собственной учебной деятельности.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс - работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.
Использованная литература:
-
Избранные педагогические соединения /К.Д. Ушинский.- М: Просвещение, 1967,- с. 208.
-
Интернет - ресурс: Википедия.
-
Ланина, И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1985.
-
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М: Просвещение, 1982.
-
Интернет-ресурс: eusi.ru/lib/podlasyj_pedagogika_100_voprosov_otvetov/2.shtml
-
Интернет-ресурс:
eidos.ru›Интернет-журнал›2002/0423.htm Москва