- Преподавателю
- Физика
- Программа по физике для коррекционной школы 8 вида
Программа по физике для коррекционной школы 8 вида
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Омеляшко О.В. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Согласовано»» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор
______ __/А.Б.Калгатина / ___________/А.В.Калгатин/ ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся
Протокол № ___ от « ___» _____________20__г. без попечения родителей «Специальная
« ___» _________20__г (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с
ограниченными возможностями здоровья
VIII вида» п. Алексеевка Хвалынского
района
_______________________А.В. Кирсанов
« » 20__ года
Рабочая программа
по курсу «Элементы физики»
для учащихся 10 - 11 классов
с углубленной трудовой подготовкой
на 2014 - 2015 учебный год
Автор-составитель: Омеляшко О.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Элементы физики», для учащихся 10-11 профессиональных классов, составлена на основе программы по физике для общеобразовательных учебных заведений с учетом рекомендаций для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и пособия для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Курс «Элементы физики» является продолжением курса естествознания в коррекционной школе. Программа курса «Элементы физики» определяет оптимальный объем знаний и умений по физике, который доступен большинству школьников.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на разностороннее развитие личности учащихся. Она содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Задачи преподавания курса «Элементов физики» состоят в том, чтобы:
-
формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни;
-
формировать представления о научном методе познания;
-
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи при наблюдении явлений природы;
-
формировать представления о физических величинах и способах их измерений;
-
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
-
использовать процесс обучения физике для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
-
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение по курсу «Элементы физики» в коррекционной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида основной задачей является необходимость пробуждения интереса к познанию природы, опираясь на естественное желание школьников разобраться в многообразии природных явлений. Поэтому необходимо научить школьника описывать явления окружающего мира, наблюдать за ними, замечать во взаимосвязи с другими явлениями, обнаруживать закономерности в протекании явлений.
Особенность интеллектуального познания детей с проблемами в развитии и обучении требует сместить акценты при изучении курса физики с формирования знаний о фактах, понятиях, законах, теориях - на развитие умений приобретать знания и использовать их в повседневной жизни. Учитывая недостаточную математическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья, предлагаемые расчетные задачи должны быть максимально упрощенными.
В основе всех наук о природе лежит наблюдение. Наблюдение пробуждает воображение, рождает мысль, учит задавать вопросы о природе на языке науки. Поэтому при изучении этого курса особое внимание уделяется экспериментальным заданиям для работы в классе и лабораторным работам. На них учащиеся учатся делать самостоятельные выводы о необходимости использования в повседневной жизни измерительных приборов, осваивают приемы получения и обработки информации. Также запланированы уроки-упражнения, уроки обобщения и систематизации знаний, контрольные работы и уроки анализа и коррекции знаний.
Обучение предполагает использование пособия «Физика в твоей жизни» для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, составленного В.В. Жумаевым и Б.Б. Горскиным в сокращенном варианте. Весь материал изучается на уроках, домашнее задание не предусматривается.
«Элементы физики»
10 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
Физика - наука о явлениях природы (7ч)
Физические явления. Способы изучения физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин.
Демонстрации
-
Механическое явление (движение машины).
-
Электрическое явление (работа электроприборов).
-
Магнитное явление (действие магнита на железо).
-
Оптическое явление (отражение света от зеркала).
-
Тепловое явление (нагревание алюминиевой ложки в горячей воде).
-
Часы с различными циферблатами.
-
Линейка, сантиметровая лента, рулетка.
-
Измерительные цилиндры с различной ценой деления.
Лабораторные работы.
-
Определение времени по часам с различным циферблатом.
-
Измерение размеров различных тел.
-
Определение цены деления приборов.
-
Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.
Механические явления (25ч)
Механическое движение. Скорость равномерного движения. Единицы скорости. Расчет скорости, пути и времени движения по формулам. Масса. Сила. Сила тяжести. Динамометр. Свободное падение. Сила трения. Трение в природе и технике. Инерция. Вес тела. Рычаг. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Виды механических передач. Механическая работа и энергия. Механические колебания и волны.
Демонстрации
-
Равномерное движение.
-
Прямолинейное и криволинейное движение.
-
Рычажные весы.
-
Падение тел в разреженном пространстве (в трубке Ньютона).
-
Динамометр.
-
Силы трения покоя, скольжения, качения.
-
Подшипники.
-
Опыты, иллюстрирующие явления инерции и взаимодействия тел.
-
Простые механизмы (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость).
-
Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
-
Образование и распространение волн.
Лабораторные работы
-
Определение массы тела на рычажных весах.
-
Измерение сил с помощью динамометра.
-
Зависимость силы трения от веса тела.
-
Выяснение условия равновесия рычага.
Повторение (2ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащимся необходимо знать:
- физические явления и способы изучения физических явлений; физические величины и их единицы; понятия: тело отсчета, время, расстояние, скорость, ускорение, инерция, масса, сила тяжести, вес тела, невесомость, сила трения, рычаг, механическая работа, энергия, колебания.
Учащимся необходимо уметь:
- определять цену деления измерительного прибора, пользоваться таблицами физических величин; измерять путь, время, рассчитывать скорость движения, зная путь и время; определять силу тяжести с помощью динамометра; измерять объем жидкостей, массу тел на рычажных весах, чертить схемы простых механизмов, экспериментально проверять условие равновесия рычага.
11 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
Вещество (21ч)
Свойства молекул. Термометр. Температура. Вещество и его агрегатные состояния. Свойства веществ. Смачиваемость и капиллярность. Плотность. Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. Атмосферное давление. Барометр-анероид. Гидравлические механизмы. Давление на дне водоемов. Устройства для погружения на большие глубины. Сообщающиеся сосуды. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации
-
Механическая модель броуновского движения.
-
Термометры жидкостные, механические.
-
Объем и форма твердого тела, жидкости.
-
Свойство газа занимать весь предоставленный объем.
-
Сжимаемость газов.
-
Диффузия газов и жидкостей.
-
Способы измерения плотности вещества.
-
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
-
Обнаружение атмосферного давления.
-
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
-
. Передача давления жидкостями и газами.
-
Сообщающиеся сосуды.
-
Плавание тел.
Лабораторные работы
-
Измерение температуры с помощью различных видов термометров.
-
Наблюдение за уровнями жидкостей в сообщающихся сосудах.
Световые явления (11ч)
Природа света. Отражение света. Преломление света. Линзы. Фокус. Фокусное расстояние. Собирающие и рассеивающие линзы. Глаз и зрение. Изображения, даваемые линзой.
Демонстрации
-
Прямолинейное распространение света.
-
Отражение света.
-
Изображение в плоском зеркале.
-
Преломление света.
-
Линзы собирающие и рассеивающие.
Лабораторные работы.
-
Определение фокусного расстояния собирающей линзы.
-
Изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой.
Повторение (2ч)
Основные знания и умения учащихся
Учащимся необходимо знать:
- физические явления и их признаки; способы изучения физических явлений; физические величины и их единицы; иметь представление о молекулярном строении вещества, понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях; понятия: молекула, диффузия, температура, масса, сила тяжести, вес тела, давление твердых тел, давление в жидкости, плотность, атмосферное давление, сообщающиеся сосуды, выталкивающая (архимедова) сила, свет, источники света, линза.
Учащимся необходимо уметь:
- определять цену деления измерительных приборов, пользоваться приборами для измерения величин; уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачиваемости и несмачиваемости, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида; различать естественные и искусственные источники света; различать собирающие и рассеивающие линзы.
Календарно - тематическое планирование
10 класс
№
п/п
Дата
Тема урока
I
Физика - наука о явлениях природы
1
1.1
Физические явления
2
1.2
Способы изучения физических явлений
3
1.3
Физические величины.
4
1.4
Лабораторная работа №1. Определение времени по часам с различным
циферблатом.
5
1.5
Измерение физических величин.
6
1.6
Лабораторная работа №2.Измерение размеров различных тел. Определение цены деления измерительных приборов.
7
1.7
Лабораторная работа №3. Измерение объема жидкости с помощью
измерительного цилиндра.
II
Механические явления
8
2.1
Механическое движение.
9
2.2
Скорость равномерного движения. Единицы скорости.
10
2.3
Расчет скорости, пути и времени движения по формулам.
11
2.4
Урок-упражнение.
12
2.5
Масса.
13
2.6
Лабораторная работа №4. Определение массы тела на рычажных весах.
14
2.7
Контрольная работа и коррекция знаний.
15
2.8
Сила.
16
2.9
Сила тяжести.
17
2.10
Лабораторная работа №5. Измерение сил с помощью динамометра.
18
2.11
Свободное падение.
19
2.12
Сила трения.
20
2.13
Трение в природе и технике.
21
2.14
Инерция.
22
2.15
Вес тела.
23
2.16
Лабораторная работа №6. Изучение зависимости между силой трения и весом тела.
24
2.17
Контрольная работа и коррекция знаний.
25
2.18
Рычаг.
26
2.19
Простые механизмы.
27
2.20
Лабораторная работа №7. Выяснение условия равновесия рычага.
28
2.21
Виды механических передач.
29
2.22
Механическая работа и энергия.
30
2.23
Повторение и обобщение пройденного.
31
2.24
Контрольная работа и коррекция знаний
32
2.25
Механические колебания и волны.
33-34
Повторение (2 часа)
11 класс
№
п/п
Дата
Тема урока
I
Вещество
1
1.1
Свойства молекул
2
1.2
Термометр
3
1.3
Лабораторная работа №1. Измерение температуры с помощью термометра
4
1.4
Вещество и его агрегатные состояния
5
1.5
Свойства веществ
6
1.6
Смачиваемость и капиллярность
7
1.7
Плотность
8
1.8
Контрольная работа и коррекция знаний
9
1.9
Давление
10
1.10
Способы увеличения и уменьшения давлений
11
1.11
Давление в газах и жидкостях
12
1.12
Атмосферное давление
13
1.13
Барометр-анероид
14
1.14
Гидравлические механизмы
15
1.15
Давление на дне водоемов
16
1.16
Устройства для погружения на большие глубины
17
1.17
Сообщающиеся сосуды
18
1.18
Лабораторная работа №2. Наблюдение за уровнями жидкостей в сообщающихся сосудах
19
1.19
Плавание тел.
20
1.20
Урок-упражнение
21
1.21
Воздухоплавание.
22
1.22
Контрольная работа и коррекция знаний
II
Световые явления
23
2.1
Природа света
24
2.2
Отражение света
25
2.3
Преломление света
26
2.4
Линзы
27
2.5
Лабораторная работа №3. Определение фокусного расстояния собирающей линзы.
28
2.6
Глаз и зрение
29
2.7
Лабораторная работа №4. Изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой.
30
2.8
Урок-упражнение
31
2.9
Повторение и обобщение пройденного.
32
2.10
Итоговая контрольная работа
33
2.11
Анализ контрольной работы и коррекция знаний
34
Повторение
Используемая литература
-
1000 тайн планеты Земля. Л. Ленц - М.: «Олимп», АСТ, 2001.
-
Не уроком единым: развитие интереса к физике. И.Я. Ланина. - М.: Дрофа, 1991.
-
Поурочные разработки по физике для 7,8,9 кл. С.Е Полянский. - М.: «Вако», 2004.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. - М.: Дрофа, 2003.
-
Физика в твоей жизни. В.В. Жумаев, Б.Б Горскин. Учебное пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. prosv.ru/ebooks/Gumaev_Fizika_9-10kl/index.html
-
Физика, 7- 9: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
-
Физика. Лабораторные работы 7-9. О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. - М.: «Астрель» АСТ, 2000.
-
Физика. Человек, Окружающая среда. - М.: Просвещение, 1998.