Методическая разработка на тему: Здоровьесберегающие технологии в школе

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка на тему: Здоровьесберегающие технологии в школе.Методическая разработка на тему: Здоровьесберегающие технологии в школе.Методическая разработка на тему: Здоровьесберегающие технологии в школе.Методическая разработка на тему:

Здоровьесберегающие технологии в школе.



Всем известно, что здоровье - это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций.

В современном обществе все больше уделяется вниманию здоровья человека, в особенности детей. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, действие которых может в определенной степени ухудшать здоровье детей школьного возраста. К факторам риска нарушений здоровья школьников можно отнести:

  • Стрессовая педагогическая тактика;

  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  • Провалы в существующей системе физического воспитания;

  • Интенсификация учебного процесса;

  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Анализ этих факторов показывает, что большинство проблем здоровья учеников создается и решается в ходе ежедневной работы учителя. Поэтому необходимо внедрить на каждом уроке здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В эту систему входит:

Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей: разработать и реализовать представления о сущности здоровья; сформировать мотивацию к коррекции образа жизни человека для укрепления здоровья; приобрести компетентность в вопросах физкультурно-оздоровительной сферы; разработать и построить мониторинговые и диагностические модели прогнозирования и оценки уровня здоровья; познать индивидуальные особенности организма; уметь использовать ЗОТ в самостоятельных занятиях; создать условия для повышения уровня овладения теоретическими и практическими знаниями в области здоровьесберегающего сопровождения, охраны детства; внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии в школе; сформировать умения адаптировать некоторые ЗОТ к конкретной детской аудитории и условиям своего предмета.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

технологии оптимальной организации учебного процесса

и физической активности школьников

разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями



Остановлюсь на технологиях, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. К ним относятся:

  • Гигиенические условия в классе (кабинете)

Это чистота, температура, свежесть воздуха, освещение.

Поэтому я до начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это - зеленый, желто-зеленый и зелено - голубые цвета. Поэтому в кабинете физики используются светло-зеленый и бежевый тона. На стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение учащихся.

С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем

К их числу относятся - опрос учеников, чтение, Письмо, слушание, решение задач и т.д. Нормой считается 4-7 видов деятельности за урок.

Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов. При этом использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме.

Слежу за правильной посадкой учащихся, так как смена видов деятельности требует смены позы.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности:

• метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества);

• активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию);

• методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности

Ориентировочная норма: 7-10 мин.

  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для зарождения дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам

  • Физкультминутки и физкультпаузы

- Для урока могут быть применены следующие упражнения для физкультминутки:

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух - это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Воздух обладает массой

Мы попрыгаем по классу.

Найдем давление,

На месте быстро шагом марш!

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно!

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Крутим - вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперед.

Игра с мячом.

Учитель, кидая мяч, задает ученику вопрос, отдавая мяч, обратно ученик отвечает.

- Гимнастика для глаз:

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг


  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

Например:

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (вес, рост, частота пульса).

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя.

Умение измерять вес тела. Ожирение - угроза здоровью.

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами.

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.

Оказание первой помощи при поражении током

Влияние солнечной энергии на организм

Музыкальные инструменты как источники звука. Вопросы слуха человека.

Физика и экология

Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования .

Вопросы зрения. Роль освещения в производственных и домашних условиях .

Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления.

Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

  • Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, введение в урок исторических экскурсов, оригинальных заданий позволяют снять эмоциональное напряжение.

Цель уроков с использованием игровых технологий - повторить и систематизировать материал темы или ее части. Как показала практика, уроки-игры отличаются коллективистской атмосферой: каждый участник игры, независимо от успеваемости, занимает активную позицию на всех этапах, ибо он болеет за свою команду. Участники игры работают рядом, обсуждение поставленного вопроса происходит коллективно, все осознают, что от каждого члена команды зависит общий успех. Каждый пытается вместе с командой найти решение, его усилия дополняются усилиями других, возникает эффект сопричастности к делу. Игра вызывает положительные эмоции, радость познания. Конечно, и от учителя требуется быстрота реакции, эрудиция, объективность, ну и доброжелательность.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Например:

1.Домино

2. Снежки

Берем мягкий мяч

Я начинаю игру , бросаю мяч одному из учеников задавая при этом вопрос , он отвечает на него , кидает другому задавая свой вопрос и т.д. Эту игру можно использовать и как физкультминутку.

3. Игра-соревнование

  • Создание благоприятного психологического климата на уроке

Это доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию тактичное исправление ошибок, поощрения, уместный юмор.

  • Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

На эффективность использования приемов и средств здоровьесберегающих методик в учебном процессе оказывают влияние различные умения педагога, а именно: анализ педагогических ситуаций в аспекте оздоровления; установление контакта с коллективом учеников; владение основами здорового образа жизни; прогнозирование развития школьников; моделирование системы взаимоотношений в условиях оздоровительной педагогики. Учитель должен на личном примере показывать учащимся, как нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. В том случае, если для педагога здоровый образ жизни - норма, ученики будут принимать здоровьесберегающие технологии в школе должным образом

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Однако можно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно.

Использование ЗОТ в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю проводить профилактику асоциального поведения.

© 2010-2022