Доклад Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Проектно-исследовательская деятельность учащихся.МБОУ «Малодубенская СОШ»



Мастер-класс



Доклад Проектно-исследовательская деятельность учащихся.


Учитель физики

Селиванова Е.И.




Содержание


  1. Введение.

  2. История метода проектов

  3. Суть проектного метода

  4. Характер педагогической деятельности в методе проектов

  5. Основные цели, которые преследует метод проектов

  6. Методика работы над проектом

  7. Классификация учебных проектов

  8. Примеры проектов

  9. Результаты проектной деятельности

10. Сетевые проекты

11. Вывод

12 Литература


"Исследовать - значит видеть то,

что видели все, и думать так,

как не думал никто".

А. Сент - Дьердьи

«Если мозг не засевать зерном,

то он зарастет чертополохом.»

Д.Ж. Герберт

1. Введение.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования в учебном процессе познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса. Один из возможных способов достижения указанных целей - использование в педагогической практике новых образовательных технологий. К их числу относится метод проектов, составляющий научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность способствует умению учащихся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из различных областей, уметь прогнозировать результат своей деятельности.

ФГОС второго поколения, принятый в2010г, предполагает для формирования учебных умений и интереса к физике умение учащихся

  • пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения,

  • планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать и представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей итогов измерений;

Необходимо, чтобы учащиеся

- приобрели знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- овладели экспериментальными методами исследования;

- понимали смысл основных физических законов и умели применять их на практике;

- освоили принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании;

- приобрели коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии.

Поэтому на сегодняшний день проектно - исследовательская деятельность занимает важное место в учебном процессе, так как способствует формированию свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать решения, четко планировать действия и многое другое.

Один из возможных способов достижения указанных целей - использование в педагогической практике метода проектов, составляющий научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Если раньше наши ученики получали знания от учителя, очень часто оставаясь при этом пассивными, то сейчас необходимо создавать такие условия, чтобы ученики активно включались в образовательный процесс.

Задача сделать процесс обучения увлекательным, интересным всегда стоит перед учителем.

В педагогическом процессе становится актуальным использование педагогических технологий, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким технологиям могут быть отнесены проектно-исследовательские методы обучения, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.

В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания, к самостоятельной познавательной деятельности. Вызвать желание творить, мыслить - задача трудная и интересная.
Как сказал Н.А. Умов: «Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

2. История метода проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике, он возник еще в начале ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).

Идеи проектного обучения развивались в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода Дж. Дьюи к образованию, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

3. Суть проектного метода

Главные идеи метода проектов состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий.

Проект - самостоятельная творческая работа ученика, начиная от идеи кончая материальным воплощением. На первых порах эта деятельность требует поддержки, как со стороны учителя, так и родителей. Я думаю, что наилучшим эффектом метода проектов является прямая, личная связь между учеником и учителем, когда ученик обсуждает идеи, размышляет о способах решения поставленной задачи.

Проект - это "пять П":

  • Проблема,

  • Проектирование (планирование),

  • Поиск информации,

  • Продукт,

  • Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.?

Кардинальное отличие проективного обучения от классических методов заключается в том, что, в основном, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно, (учитель может выступать в роли консультанта). В процессе обучения педагогами должны использоваться различные методы обучения, но необходимо помнить, что

4. Характер педагогической деятельности в методе проектов

«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера» (Полат Е.С. «Метод проектов»)

В традиционной пассивной педагогике: педагог учит - воспитанник учится, педагог думает - воспитанник воспроизводит, педагог выбирает - воспитанник принимает, педагог активен - воспитанник пассивен, педагог авторитарен - воспитанник несвободен. При использовании же проектно-исследовательских методов обучения в корне меняются соотношения "педагог-воспитанник": воспитанник определяет цель деятельности - педагог помогает ему в этом, воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает - педагог содействует, воспитанник активен - педагог создаёт условия для проявления активности.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта.

«Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся "идут не туда". Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников

«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь». (Левина Т.Ф. «Метод проектов в лицейском образовании »)

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Как правило, подавляющее большинство учащихся (98 %) проявляет интерес к проектной деятельности и желание в ней участвовать. Однако лишь небольшая часть (2 %) школьников умеет правильно спланировать свою работу по достижению цели, сформулированной в учебном проекте.

5.Основные цели, которые преследует метод проектов:

- научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

- научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;

- сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве;

- находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

- получить навыки обработки информации;

- сформировать навыки проведения исследований;

- сформировать навыки работы и делового общения в группе;

- сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Эти цели соответствуют новым стандартам.

Необходимость применения метода проектов была подсказана родителями, учениками, и желанием работать творчески. На собрании современные родители жаловались на то, что их дети, имея компьютеры, и доступ к Интернету используют их только для игр и других развлечений. Возникла необходимость научить детей использовать средства компьютерных коммуникаций и программного обеспечения в изучении физики, повысить мотивацию в изучении одного из сложнейших предметов и показать преимущества использования компьютерной техники и сетевых технологий. Одной из причин использования метода проектов явилось получение нового оборудования (лаборатории L-микро и LAB QUEST) , которые из-за малого количества часов невозможно в полной мере использовать на уроках.

В проектной работе было решено использовать возможности редактора презентаций PowerPoint, который превращает введенную текстовую и числовую информацию в профессионально выполненные слайды, наполненные диаграммами, таблицами, графическими иллюстрациями, звуковыми фрагментами.

6. Методика работы над проектом

Методика работы над проектом включает в себя несколько этапов:

I этап: Поисковый - поиск и осознание проблемы, выбор темы проекта, формирование групп единомышленников. При создании долгосрочного проекта очень важно, чтобы ученик сам определился с выбором темы. Дело в том, что процесс самостоятельного выбора темы наиболее трудоемкий в плане психологическом, так как при выборе ученик начинает производить самооценку своих интересов, знаний и умений. Здесь очень важна поддержка учителя, который в нужную минуту может посоветовать, подсказать и подтвердить уверенность в будущем успехе ученика.

II этап: Аналитический - на этом этапе проектной деятельности учащийся определяет цель и задачи проекта, результат и планируемый продукт своей деятельности, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ресурсы.

Так же как на поисковом этапе, здесь осуществляется работа учащегося с информацией

По окончании этапа учащийся должен четко представлять себе, что именно и как именно он будет делать для достижения цели.

III этап: Сбор и обработка информации - учащиеся занимаются поиском информации в Интернете, в электронных энциклопедиях, мультимедийных пособиях, книгах и т.д. В ходе работы над проектами развивается способность учащихся к самостоятельному поиску материала. В процессе подготовки к выполнению проекта ученики знакомятся с различными литературными источниками, материалами, представленными в Интернете, мнениями и теориями специалистов.
IV этап: Конструкторский - проведение экспериментов, создание установок, изучение устройств и приборов. Ребята учатся из большого потока информации выделять наиболее интересную. В результате совместной деятельности редактируется и компонуется текстовый материал. На этом этапе формируется способность выделять основные положения из большого количества материала, вырабатывается свое видение вопроса.
V этап: Подготовка к защите проекта. Особенно дети любят создавать компьютерные презентации. И это понятно. Современные дети с компьютером общаются легко и с удовольствием. В презентации включаются различные эффекты, звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. Не было границ фантазии ребят. Каждый старался создать лучшую презентацию.
Работа с компьютером способствовала развитию навыков конкретизации текстового материала, эстетического оформления слайдов.

VI этап: Презентационный. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников.

Результатом выполнения проектов является не столько мультимедийные пособия, выполненный учащимися, сколько творческий подход к учебной теме. Повышается познавательная активность; умение выслушать других; умение высказать свое мнение;

По новым стандартам привлекать учащихся к проектной деятельности необходимо уже с 1 класса с формирования отдельных действий, методов, входящих в проектную деятельность. Поэтому предполагается, что в среднем звене учащиеся уже осознанно будут выполнять проекты.

7. Классификация учебных проектов.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; проектирование может быть индивидуальным и групповым; общешкольным, межшкольным по составу участников; в проекте могут участвовать дети разного возраста; проекты могут быть предназначены для изучения разных тем предмета, а могут быть надпредметными, межпредметными, внепредметными. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.

Для классификации проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  2. Продолжительность проекта.

  3. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

  4. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  5. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

Можно выделить несколько типов проектов:

По масштабу

По продолжительности

По характеру деятельности

По предметной содержательной области

По характеру управления

Групповые

Общешкольные

Региональные

Международные

Краткосрочные

Средней продолжительности


Долгосрочные

Исследовательские

Прикладные

Информационные

Творческие

Предметные

Межпредметные

Системные

Непосредственные

Сетевые

8. Примеры проектов

Приведу примеры проектов подразделяющихся по доминирующему методу.

Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности проекта для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования. Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой повышает мотивацию при изучении предмета

Чтобы освоить новое оборудование, я пригласила на помощь своих учеников, в процессе возникла идея исследовательской работы, которая была представлена на «Дне науки» и заняла 1 место, а также была отмечена дипломом лауреата конкурса исследовательских работ «Юный ученый» интернет портала МИНОБР.ОРГ.

Творческие, предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам конечного результата.

«Физический вернисаж» - конкурс занимательных опытов. Ребята представляли занимательные опыты с описанием их физической сути. Каждый учебный год в школе проводится неделя МИФ (математики информатики физики), где учащиеся представляют результаты своей деятельности: Интеллектуальный марафон, конкурс стенгазет и др.

Информационные проекты, требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Примерами таких проектов могут стать работы «Технологии, которые изменят мир» (о нанотехнологиях) и «Развитие средств связи», представленные на конкурсе «Старт в науку» и занявшие 2 место

Практико-ориентированные, отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, физике, астрономии, исторического характера и т.д.).

Проект на тему «Опасные невидимки» (о радиоактивном фоне нашей школы), представлен на «Дне науки» (2 место), «Исследование освещенности вшколе», «Зависимость атмосферного давления от высоты» (будет представлен позже.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, каждый тип проекта имеет свои сроки исполнения, этапность, количество участников.
Проектная деятельность дает возможность ученикам выполнять работы на очень разных уровнях. Сильные ученики углубляют свои знания, работая над конкретными задачами. Слабые ученики могут выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания.

Разные формы проектов помогают решать самые разнообразные задачи.

9. Результаты проектной деятельности

Результаты проектной деятельности могут быть оформлены в виде докладов, рефератов, сочинений, плакатов и пр.

Формы продуктов проектной деятельности

  • Web-сайт

  • Анализ данных социологического опроса

  • Сравнительно-сопоставительный анализ

  • Атлас, карта, учебное пособие

  • Видеофильм

  • Выставка

  • Газета, журнал, справочник

  • Костюм, модель, коллекция

  • Игра, мультимидийный продукт

  • Музыкальное или художественное произведение

  • Постановка, праздник

  • Экскурсия, поход

  • Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов

  • Деловая игра

  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

  • Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

  • Игра с залом

  • Научная конференция, доклад

  • Пресс-конференция

  • Путешествие, экскурсия

  • Реклама

  • Ролевая игра

  • Спектакль

  • Соревнование

  • Телепередача и т.д.

Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являть собой праздник знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является физика.

Важное правило метода проектов: каждый проект должен иметь свой конкретный продукт, оценку. Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих «проектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже.

Технология проектного обучения учитывает индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации. Учащиеся выступают со своими работами на классных часах, уроках, с удовольствием представляют их на районных конференциях: «Дне науки», «Старт в науку», и других конкурсах.

Выбор тематики проектов может быть самым разнообразным.

В 9 классе ребята впервые сдавали экзамен по физике в форме реферата, в которых представляли свои исследования. Работы были написаны на высоком уровне, т.к. ребята имели опыт в написании и представлении проектов.

10. Сетевые проекты

Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и конкурсы. Это позволяет не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки. Практика показывает, что с помощью Сети Интернет школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Участие в сетевых проектах требует от учителя компетентности в своем предмете, ведь руководя работой учеников, решая поставленные задачи и имея достойных соперников, учитель получает оценку вместе с детьми. Участие в хорошо организованных проектах может повысить уровень знаний и интереса к предмету, сформировать адекватную оценку у ученика.

Мы ежегодно принимаем участие в интернет олимпиадах, проводимых Санкт-Петербургским университетом. Все участники получили сертификаты, а ученик , прошедший на очный тур был награжден грамотой.

Ребята не всегда активно участвуют в создании проектов, но дополнительным стимулом является хорошая или отличная оценка по предмету.

Часто в учебной деятельности не хватает времени для проектно-исследовательской деятельности. При ограничении времени проекта это должны быть мини-проекты, так как по классификации, предложенной Е. С. Полат , проекты, реализующиеся в рамках одного урока или нескольких занятий, носят название мини-проектов.

Мини-проект позволяет, так же как долгосрочный проект, развить исследовательские навыки ученика, формировать новые знания и умения, развивать коммуникативные умения, мышление учащихся.

Такие уроки проходят интересно и продуктивно.

Пример: Урок в 8 классе на тему «Виды теплообмена». Учащиеся в результате решения качественных задач, анализа опытов самостоятельно рассматривают и определяют различные виды теплообмена.

Так же на этом уроке ребята представляют свои проекты по видам теплообмена, используя лабораторию L- микро показывают опыты по теплопроводности, конвекции, излучению

11. Ограничения в использовании технологии:

  • низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;

  • низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

  • недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

  • недооценка достоинств новых методов;

  • затруднительность педагогов-практиков в технологической готовности к работе.

Подводя итог, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

12. Вывод.

Проект - это метод обучения

Может применяться на уроке и во внеурочное время

Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален

Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим

Проект - это форма организации учебного процесса

Может стать альтернативой классно-урочному обучению

Проект - это особая философия образования:

Философия цели и деятельности

Философия результатов и достижений

Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

Возможно за проектной методикой - будущее нашей системы образования.

Литература.

  1. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. - Мн.: «Сэр-Вит», 2013.

  2. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2012.

  3. sch996.edusite.ru/p42aa1.html


4. ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html

5. Полат Е.С. «Метод проектов», М,2005г.

© 2010-2022