Программа по физике для учащихся 7 класса (с ОВЗ VII вида)

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»



РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол №____ от

«___» _________20__г.

СОГЛАСОВАНО


с заместителем директора по УВР

_________________ /____________ /

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 20»

_________________ /__Ю.В.Павлов_ /

Приказ № ______ от

«___» _________ 20 __ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по ______________ФИЗИКЕ 7 Д класс ( с ОВЗ )___________

учебный предмет (образовательная система), класс


___________________2015-2016 уч. год___________________

срок реализации программы




__________Нечеухина Елена Анатольевна, 1 категория__________

Ф.И.О. составителя, квалификационная категория




г. Шадринск, _2015 год

Рабочая программа по физике 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая часть.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);

  3. Федеральный базисный учебный план (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312);

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях 2015-2016 учебный год;

  5. Устав МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»;

  6. Учебный план МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» на 2015-2016 учебный год;

  7. Календарный учебный график на 2015-2016 учебный год.

Адресность программы: рабочая программа разработана для 7 Д класса (с ОВЗ).

Статус документа

Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.В.Перышкина Физика 7 класс для общеобразовательных учреждений. В 7 Д классе обучаются дети с ЗПР. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР (учащиеся VII вида обучения) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Поэтому данная рабочая программа использована для обучения физике учащихся класса КРО.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса.

Общая характеристика учебного предмета

«Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни»

Практическая направленность в преподавании физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала достигается через применение физического эксперимента. Перечень демонстраций и лабораторных работ по каждому разделу указан в рабочей программе. Кроме того, рабочей программой предусмотрено включение экспериментальных заданий, которые направлены на формирование практических умений: проводить наблюдения, планировать, выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный план отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7-ых классах по 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа курса физики в 7 классе построена исходя из 68 ч. учебного времени в соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №20» на 2015 -2016 уч.год ( 2 часа в неделю), и предназначена для преподавания физики в 7 Д классе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Формы организации учебного процесса

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов, тренингов.

Основные типы учебных занятий:

  • урок введения нового учебного материала,

  • урок закрепления знаний, умений и отработки навыков,

  • урок применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний, умений, навыков.

  • Урок практического применения (лабораторная работа)

Основным типом урока является комбинированный

Для учащихся классов КРО характерны недостаточный уровень развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение уровня интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому при изучении физики требуется интенсивное интеллектуальное развитие средствами физики на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся.

Особое значение в классах КРО имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • дополнительныеупражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

  2. Примерная программа основного общего образования по физике (составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007), в соответствии с содержанием учебника: А.В. Перышкин Физика. 7 кл. - М.: Дрофа, -2008-11

  3. А.В. Перышкин Физика. 7 кл. - М.: Дрофа, -2008-11

4. А.В.Перышкин Сборник задач по физике 7-9 классы, М.: «Экзамен», 2013г.

5. В.И.Лукашик Сборник вопросов и задач по физике 7-9 классы, М «Просвещение», 2007

6. Физика. 7 кл. Тесты к уч. Перышкина А.А. Экзамен

7. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина (М.: Дрофа)

8. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2002.

9. .Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/О.И.Громцева.-М.: Издательство «Экзамен»,2010г.

10. Авторская программа Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009.

Содержание программы 7 класс

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Фронтальная лабораторная работа

1. Определение цены деления измерительного прибора.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул.

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Демонстрации

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Фронтальная лабораторная работа

2. Измерение размеров малых тел.

3. Взаимодействие тел (24 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сло-жение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Фронтальные лабораторные работы

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Измерение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

Архимедова сила. Условия плавления тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Демонстрации

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Фронтальные лабораторные работы

7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа н мощность. Энергия (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движе-ния тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов.

КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Демонстрации

Простые механизмы.

Фронтальная лабораторная работа

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Минимум знаний учащихся 7 класса по физике


В результате изучения физики ученик должен

знать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие.

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность,

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления

  • выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов

  • проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;

  • сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
















Учебно-тематический план уроков физики 7 класс


Тема

Количество часов

Лабораторные,

практические работы

Контрольные, самостоятельные работы

1.

Введение

4

1



1

2.

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1



1

3.

Взаимодействие тел

22

4


2

3

4.

Давление твердых тел, газов, жидкостей

19

2


1

3

5.

Работа и мощность. Энергия

17

2


1

1

ИТОГО

68

10


4

9


Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

1 четверть

5



2 четверть

1


1

3 четверть

2


1

4 четверть

2


2

ГОД

10


4

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»



РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол №____ от

«___» _________20__г.

СОГЛАСОВАНО


с заместителем директора по УВР

_________________ /____________ /

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 20»

_________________ /__Ю.В.Павлов_ /

Приказ № ______ от

«___» _________ 20 __ г.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,


ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ



по ______________ФИЗИКЕ 7 Д класс ( с ОВЗ )___________

учебный предмет (образовательная система), класс


___________________2015-2016 уч. год___________________

срок реализации программы




__________Нечеухина Елена Анатольевна, 1 категория__________

Ф.И.О. составителя, квалификационная категория




г. Шадринск

Календарно-тематическое планирование

по _физике

класс 7Д (с ОВЗ)

Количество часов

Всего 68 час, в неделю 2 час.


Учебник А.В.Пёрышкин


№ урока

Дата

Тема урока

Уч.матер.

дом.зад

Метод обучения

Средства обучения, демонстрации

Требования к базовому уровню подготовки

Тип урока

Вид контроля, измерители

ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

1/1


Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

§1, 3

ИР,

Р

Демонстрация примеров механических, электрических, тепловых, магнитных и световых явлений

Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы

Знать/понимать смысл понятия «физическое явление»

Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной

ОНМ

УО

2/2


Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

§4-5

ОНМ

Т

3/3


Л/Р №1: «Определение цены деления измерительного прибора».

§4, 5

ПЗУ

ЛР

4/4


Физика и техника

Самостоятельная работа №1 по теме «Введение»

§6

ЗИ

СР

Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

5/1


Строение вещества. Молекулы.

§7, 8

ИР,

Р

Модели атомов и молекул, таблицы, лабораторное оборудование: набор тел малых размеров, измерительные линейки, иголки

Демонстрация диффузии в газах и жидкостях

Демонстрация сцепления свинцовых цилиндров

Демонстрация сжимаемости газов, сохранения объёма жидкости при изменении формы сосуда

Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула. Уметь использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ

Уметь описывать и объяснять явление диффузии

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие», уметь приводить примеры практического использования взаимодействий

Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях

К

СП

6/2


Л/Р №2: «Измерение размеров малых тел»

§7, 8

ПЗУ

ЛР

7/3


Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение

§9

ОНМ

РК

8/4


Притяжение и отталкивание молекул

§10

ОНМ

Т

9/5


Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений

Самостоятельная работа №2 по теме «Строение вещества» (на 20-25 мин).

§11,12

ОНМ

СР

Глава 2. Взаимодействие тел (24 ч)

10/1


Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

§ 13,14

ИР,

Р

Демонстрация примеров механического движения

Демонстрация равномерного и неравномерного движения

Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме, сборники тестовых заданий

Демонстрация явления инерции (лабораторное оборудование: набор по механике)

Демонстрация зависимости инертности тел от массы (лабораторное оборудование: набор по механике, весы учебные с гирями)

Наглядные пособия, учебная литература, сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература; лабораторное оборудование: набор тел, цилиндры измерительные, учебные весы с гирями

Наглядные пособия, лабораторное оборудование: набор по механике

Демонстрация свободного падения тел, наглядные пособия, справочная литература

Демонстрация зависимости силы упругости от деформации пружины

Демонстрация невесомости и перегрузки, учебная литература

Демонстрация, наглядные пособия, справочная литература, лабораторное оборудование: набор по механике

Демонстрационные и лабораторные динамометры, лабораторное оборудование: набор пружин с различной жёсткостью, набор грузов

Демонстрация взаимодействия тел, сложение сил

Демонстрация силы трения скольжения, силы трения покоя

Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Знать/понимать смысл понятий: путь, траектория

Знать/понимать смысл понятий: путь, скорость; уметь описывать равномерное и неравномерное прямолинейное движение

Уметь решать задачи на расчёт скорости, пути и времени движения

Уметь описывать и объяснять явление инерции

Знать/понимать смысл величины «масса», уметь измерять массу тела, выражать результаты измерения в СИ

Знать/понимать смысл величин «масса» и «плотность», уметь решать задачи на расчёт массы и объёма тела по его плотности; уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твёрдых тел


Знать/понимать смысл физической величины «сила»;

Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести»

Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её

Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что вес тела - величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры

Понимать, что на одно и то же тело в разных точках Земли действует разная сила тяжести, и уметь объяснять данное различие; знать практическое применение зависимости силы тяжести от географического расположения

Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров; уметь градуировать шкалу измерительного прибора

Уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой

Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения

Уметь применять полученные знания при решении задач

ОНМ

ФО

11/2


Скорость. Единицы скорости.

§ 15,16

ОНМ

РК

12/3


Расчёт пути и времени движения.

§ 16

ОНМ

РК

13/4


Графическое представление скорости и пути движения.

Самостоятельная работа № 3 «Скорость и путь»

§ 16

ПЗУ

СР

14/5


Инерция. Взаимодействие тел

§ 17,18

ИР,

Р

ТР

ОНМ

Т

15/6


Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

§ 19,20

ОНМ

УО

16/7


Л/Р №3: «Измерение массы тела на рычажных весах»

§19,20

ОНМ

ЛР

17/8


Плотность вещества

§ 21, 22


ИР,

Р

ТР

К

ВП

18/9


Л/Р №4: «Измерение объёма твёрдого тела»

конспект

ПЗУ

ЛР

19/10


Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

§ 21, 22

ОНМ

РК

20/11


Л/Р №5: «Измерение плотности твёрдого тела»

§ 21, 22

ИР,

Р

К

ЛР

21/12


Решение задач по теме: «Масса и плотность тела».

Самостоятельная работа № 4 «Масса тела. Плотность вещества»

§ 21, 22

ЗИ

РК

22/13


Контрольная работа №1 «Механическон движение. Масса и плотность».


ПКЗУ

КР

23/14


Сила.

§ 23,

ОНМ

УО

24/15


Явление тяготения. Сила тяжести.

§24

ЗИ

СР, РК

25/16


Сила упругости. Закон Гука.

§ 25

ОНМ

УО

26/17


Вес тела.

§26

ЗИ

СР, РК

27/18


Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

§ 27

ОНМ

УО

28/19


Динамометр.

§ 28

ОНМ

УО

29/20


Л/Р №6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

§ 28

ПЗУ

ЛР

30/21


Сложение сил, действующих по одной прямой

§ 29

ОНМ

Т

31/22


Сила трения. Трения покоя. Трение в природе и технике.

§ 30-32

К

СП

32/23


Решение задач по теме: «Сила».

Самостоятельная работа №5 «Силы в природе»

§ 13-32

ОНМ

СР

33/24


Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел»


ТР

Р

ПКЗУ

КР

Глава 3. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22 ч)

34/1


Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

§ 33,34

ИР,

Р

Демонстрация зависимости давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры

Демонстрация явлений, объясняемых существованием давления в газах

Демонстрация закона Паскаля


Демонстрация сообщающихся сосудов, модели фонтана; наглядные пособия

Демонстрация обнаружения атмосферного давления, измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Демонстрация различных видов манометров

Демонстрация гидравлического пресса; наглядные пособия

Лабораторное оборудование: набор по механике, весы учебные с гирями, мензурки

Сборники познавательных и развивающих заданий по данной теме, лабораторное оборудование: набор по механике, весы учебные с гирями, мензурки

Демонстрация плавания тел из металла; модели судов, наглядные пособия, учебная литература

Сборники познавательных и развивающих заданий, наглядные пособия


Контрольно-измерительные материалы по данной теме

Знать/понимать смысл величины «давление»; понимать, для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление

Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое газами

Знать/понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами

Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов

Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления; уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления

Знать/понимать устройство и принципы действия манометров

Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются

Уметь вычислять архимедову силу

Уметь решать задачи по теме «Плавание тел. Архимедова сила», уметь описывать и объяснять явление плавания тел

Понимать принципы воздухоплавания и плавания судов

Уметь решать качественные и расчётные задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости и условия плавания тел


Уметь применять полученные знания при решении задач

ОНМ

ФО

35/2


Давление газа.

§ 35

ОНМ

УО

36/3


Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

§ 36

ОНМ

СП

37/4


Давление в жидкости и газе

§ 37,38

ОНМ

ФО

38/5


Расчёт давления на дно и стенки сосуда. Самостоятельная работа № 6 «Давление. Зависимость давления в жидкости от глубины»

§ 37,38


К

СР

39/6


Сообщающиеся сосуды.

§ 39

ИР,

Р

ОНМ

УО

40/7


Вес воздуха. Атмосферное давление.

§ 40, 41

ОНМ

ПДЗ

41/8


Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

§ 42, 43

К

УО

42/9


Барометр-анероид.

§ 43

ОНМ

ВП

43/10


Изменение атмосферного давления с высотой

§ 44



44/11


Манометр

§ 45

ОНМ

ФО

45/12


Поршневой жидкостный насос.

§ 46

ОНМ

ПДЗ

46/13


Гидравлический пресс

§ 47

ОНМ

ПДЗ

47/14


Решение задач по теме: «Давление».

§ 33-47

ОНМ

РК

48/15


Самостоятельная работа №7 «Давление».


ПКЗУ

КР

49/16


Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила

§ 48,49

ОНМ

ФО

50/17


Л/Р №7: «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

§ 48, 49

ПЗУ

ЛР

51/18


Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

§ 50, 51, 52

ОНМ

ВП

52/19


Решение задач «Архимедова сила. Плавание тел»

Самостоятельная работа №8 «Архимедова сила».

§ 49, 50

ИР, р

ЗИ

РК

53/20


Л/Р №8: «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

§ 50

Р

ПЗУ

ЛР

54/21


Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

§ 49-52

ТР

Р

ОСЗ

Т, ВП

55/22


Контрольная работа № 3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

§ 33-52

ПКЗУ

КР

Глава 4. Работа и мощность. Энергия (12 ч)

56/1


Механическая работа. Единицы работы.

§ 53

ИР

Демонстрация механической работы

Дидактические материалы, наглядные пособия, справочная литература

Сборники познавательных и развивающих заданий по данной теме, сборники тестовых заданий, справочная литература

Демонстрация простых механизмов, рычага; учебная литература

Лабораторное оборудование: рычаг-линейка, набор грузов, динамометры лабораторные

Подвижные и неподвижные блоки, полиспасты

Лабораторное оборудование: наборы по механике

Демонстрация изменения энергии тела при совершении работы

Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую, различные виды маятников

Лабораторное оборудование: набор по изучению преобразования энергии, работы и мощности

Знать/понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механическую работу для простейших случаев

Знать/понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев

Уметь решать задачи на расчёт работы и мощности

Знать виды простых механизмов и их применение; знать формулу для вычисления момента силы

Уметь на практике определять условия равновесия рычага, понимать необходимость и границы применения рычагов

Знать/понимать смысл «золотого правила механики»; уметь объяснять, где и для чего применяются блоки

Знать/понимать смысл КПД,

уметь вычислять КПД простых механизмов

Знать/понимать физический смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления

Знать/понимать смысл закона сохранения механической энергии

Уметь вычислять работу, мощность и механическую энергию тел

ОНМ

ФО

57/2


Мощность. Единицы мощности.

§ 54

Р

ОНМ

СП

58/3


Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

§ 55-58

ИР

ЗИ

СР, РК

59/4


Л/Р №8: «Выяснение условия равновесия рычага»

§ 55-58

ИР

ОНМ

ЛР

60/5


Момент силы. Применение закона равновесия рычага к блоку. Рычаги в технике, быту и природе.

§ 59

ОНМ

ВП

61/6


Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики»

§ 60

Р

ПЗУ

СП

62/7


Решение задач. Самостоятельная работа № 9 «Простые механизмы»


Р

ЗИ

РК

63/8


Коэффициент полезного действия механизма

§ 61

ИР

ОНМ

ПДЗ

64/9


Л/Р №10 «Измерение коэффициента полезного действия при подъёме тела по наклонной плоскости»

§ 61

К

ЛР

65/10


Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

§ 62,63, 64

Р

ПЗУ

СП

66/11


Закон сохранения полной механической энергии. Решение задач

§ 64

Р

ОНМ

ФО

67/12


Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия».



ЗИ

РК, Т

Повторение (1 ч)

68


От строения вещества до энергии

§§ 1-64

ТР

Уметь применять полученные знания при решении задач

ПЗУ

ФО


Расшифровка использованных аббревиатур

В столбце «Типы урока»:

  • ОНМ - ознакомление с новым материалом

  • ЗИ - закрепление изученного

  • ПЗУ - применение знаний и умений

  • ОСЗ - обобщение и систематизация знаний

  • ПКЗУ - проверка и коррекция знаний и умений

  • К - комбинированный урок

В столбце «Вид контроля, измерители» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):

  • Т - тест

  • СП - самопроверка

  • ВП - взаимопроверка

  • СР - самостоятельная работа

  • РК - работа по карточкам

  • КР - контрольная работа

  • ПДЗ - проверка домашнего задания

  • УО - устный опрос

  • ФО - фронтальный опрос

  • ЛР - лабораторная работа

В столбце «Метод обучения»

  • ИР - информационно-развивающий

  • ТР - творчески-репродуктивный

  • Р - репродуктивный

Программа по физике для учащихся 7 класса (с ОВЗ VII вида)

© 2010-2022