Межпредметная интеграция на уроках физики в старших классах

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межпредметная интеграция на уроках физики в старших классах.

При переходе на ФГОС второго поколения необходимо учитывать, что современному обществу нужен выпускник, который самостоятельно мыслит, умеет видеть и творчески решать возникающие проблемы. В результате образование должно быть ориентировано на развитие личности учащегося.

Новое понимание результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта основывается на тезисе развития личности, как основной цели и смысле образования. С этой позиции предметные результаты изучения физики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности. Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию, а, значит, их формирование является главной целью образовательного процесса в школе.

В примерной программе основного общего образования по физике требования к результатам обучения и освоения содержания курса дифференцируют результаты обучения на личностные, метапредметные и предметные. В этой же логике сформулированы цели изучения математики в основной школе. Особое внимание хотелось бы обратить на цели, поставленные «в метапредметном направлении: формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, о значимости физики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о физике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта физического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности».

По сравнению с целевыми установками прежних программных документов, определяющих содержание изучения физики, формулировки целей изучения предмета в проекте примерных программ основного общего образования по физике иначе расставляют акценты, что соответствует заявленной в стандартах деятельностной парадигме образования.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Однако, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

Средствами реализации новых подходов в образовании являются такие технологии и методы обучения, которые позволяют достичь личностных и метапредметных результатов. Считая интеграцию одной из инновационных форм обучения, разрабатываются и практически используются система интегрированных уроков по преподаваемым предметам. В классификации современных педагогических технологий технология интеграции в образовании представлена несколькими моделями. Наиболее часто используемые из них: модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин», модель «Интегрированные занятия (уроки)», модель межпредметных связей.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Исследователи трактуют интеграцию обучения по-разному. Ю.М.Колягин, например, считает, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» принимает два значения: как цель и как средство обучения. Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. На практике пути интеграции могут идти через объединение сходного материала в разных учебных предметах или через объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности. Учитель, интегрирующий на уроке различные предметы, должен учитывать противоречия сущности познания. Только обобщенные представления об окружающем мире дают возможность адекватно в нем ориентироваться. Как одно из средств интеграции мы рассматриваем интегрированный урок.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Учителя, которые готовят и проводят интегрированный урок, должны быть, прежде всего, союзниками и единомышленниками, четко видеть совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков, так как самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной (один, два, а то и три урока). Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет: свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель; состав интегрирования, т.е. совокупность объединяемых компонентов; ведущий системообразующий и вспомогательный компоненты; форму интегрирования; характер связей между соединяемым материалом; структуру (последовательность) расположения материала; методы и приёмы его предъявления; методы и приёмы переработки учащимися нового материала; способы увеличения наглядности учебного материала; распределения ролей с учителями интегрируемого предмета; критерии оценивания эффективности урока; форму записи подготовленного урока; формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

При обучении учащихся связь физики с другими предметами призвана решать следующие задачи:

- служить основой для формирования научного миропонимания;

- прививать интерес к изучению различных предметов;

- готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду,

- развивать логическое мышление;

- формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;

- знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса.

При изучении различных разделов физики важно обеспечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействовать с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география и др.), включить проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.

«О, физика, наука из наук!

Все впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть будет математика очами.» (М. Алигер)

Структура интегрированных уроков отличается большой информативной емкостью материала. В средней, а особенно в старшей школе интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков ведут два и более учителя - предметника. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Уроки, построенные на основе интегрированного подхода, развивают потенциал учеников, стимулируют познание ими окружающей действительности, развивают у них логику мышления, коммуникативные способности. Именно такая подготовка, включающая использование проектных технологий и межпредметных связей, обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.

На уроках физики решается целый ряд вопросов, тесно переплетающихся с математическими темами. Приведем примеры возможной тематики интегрированных уроков математика-физика: «Измерение физических величин» (математическая составляющая: математические методы вывода формул; физическая составляющая: физические величины и способы их вычислений), «Способы вычисления объема тела» (математическая составляющая: объём тела вращения; физическая составляющая: вычисление объёма тела физическими методами), «Вектор в математике и физике», «Математические основы волновой оптики» и др. В сотрудничестве с учителями музыки и биологии можно провести урок по теме «Звуковые волны», с учителем химии можно провести уроки по темам: «Строение атома», «Электрический ток в жидкостях».

Таким образом, использование межпредметной интеграции дает возможность качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.

3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

4. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.

5. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

6. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.


© 2010-2022