- Преподавателю
- Физика
- План-конспект бинарного урока
План-конспект бинарного урока
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Л.И. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План- конспект бинарного урока (физика + тракторы) объяснение нового материала в группе первого курса - профессия «тракторист- машинист сельскохозяйственного производства» по теме: «Очистка масла в смазочной системе двигателя А-41»
Попова Людмила Ивановна- преподаватель физики.
Сорокина Валентина Тихоновна- преподаватель по предмету тракторы
Тема урока: «Очистка масла в смазочной системе двигателе А-41»
Цели урока:
Образовательные:
-
Формирование понятий учащихся о способах очистки масла в двигателях;
-
Изучение устройства и принципа работы центрифуги двигателя А-41 с применением законов физики.
Развивающие:
-
Развитие умений применять имеющиеся знания по физике на практике;
-
Способствовать развитию внимания, памяти,
способности анализировать, логически рассуждать, делать выводы.
-
Развитие навыков самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Воспитательные:
-
Формирование познавательного интереса к предметам физика и тракторы;
-
Продолжить работу по формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для будущей профессии.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Модель урока: Бинарный урок.
Планируемые этапы урока:
-
Организационный.
-
Актуализация знаний.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление.
-
Домашнее задание.
-
Подведение итогов. Рефлексия.
Вид деятельности: Коллективная, индивидуальна, в парах.
Планируемый результат: Прочное усвоение знаний по теме урока, готовность
учащихся к практической деятельности.
КМО: Презентация к уроку Плакаты по системе смазки
Мультимедиа Центрифуга
Оборудование к опытам Карточки - задания (3 варианта)
Материал к домашнему заданию
Ход урока
Этапы
учебного занятия
Деятельность
преподавателя
тракторов
Деятельность
преподавателя
физики
Деятельность
учащихся
1.Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку
Приветствие.
Задает вопрос.
Подготовка рабочего места.
Участвуют в беседе.
2.Актуализация знаний
Озвучивает вопросы 3,4
Демонстрируется опыт
Задает вопросы 1,2
Участвуют в беседе
Отвечают на вопросы
3.Обоснование темы и цели урока
Задает вопросы по плакату
Показ слайда (1,2)
Делают записи в тетрадях
Участвуют в беседе
4.Изложение нового материала
Ставит проблемный вопрос.
Излагает новый материал.
Объясняет домашнее задание.
Демонстрируется опыт.
Делает выводы по опыту.
Показ слайда (3)
Участвуют в беседе
5.Первичное закрепление знаний.
Задает вопросы
1а,2а
Делает выводы
Задает вопросы
3а
Отвечают на вопросы
Физкультурная пауза
6.Закрепление знаний
Делает выводы по второй части урока.
Предлагает учащимся задания по выбору- слайды(4,5, 6)
Объясняет степень сложности заданий , время выполнения .
Демонстрирует ответы слайды(7,8,9)
Выполняют задания.
Сами оценивают выполненные задания.
Отвечают на проблемный вопрос.
7.Домашнее задание
Возвращается к проблемному вопросу
Озвучивает домашнее задание.
Демонстрирует оборудование к проведению опыта.
Демонстрирует слайд(10)
Записывают в тетради.
Отвечают на проблемный вопрос.
8.Вывод по уроку.
Рефлексия.
Оценка знаний учащихся.
Вывод по уроку.
Показ слайда(11)
Принимают участие в обсуждении.
Развернутый план - конспект урока
1.Организационный момент:
Преподаватель физики: Здравствуйте ребята.
Преподаватель тракторов: Добрый день. Староста доложи о наличии учащихся на уроке.
2.Актуализация знаний:
Преподаватель физики: Ребята, у нас сегодня необычный урок.
Сплелись два предмета физика и тракторы для того, чтобы показать, как применяются законы физики на практике, а именно в принципе действия некоторых узлов трактора. Для изучения нового материала необходимо повторить законы физики.
Опыт с центробежной машиной:
Описание устройства опыта:
1.Центробежная машина.
2.Диск, скрепленный к машине.
3.Предметы разные по массе (3штуки)
Вопрос-1. Если я буду вращать диск, что будет происходить с предметами?
Ответ учащихся: Предметы не удержатся и по инерции слетят с диска.
Полный ответ:
(Они должны слететь с диска, так как если тело движется по окружности, то оно все время по инерции в каждой точке стремится сойти с кривой и двигаться по касательной. Сила, под действием которой тело меняет свое положение ,называется центробежной силой инерции.)
Вопрос-2.Преподаватель демонстрирует два динамометра.
Почему оба динамометра показывают одну и ту же силу, который закон Ньютона проявляется в данном опыте?
Ответ учащихся: Третий закон Ньютона.
Преподаватель: Сформулируйте третий закон Ньютона?
Ответ учащихся:
На всякое действие, есть противодействие.
Преподаватель: правильно, но полная формулировка третьего закона Ньютона звучит так
«Два тела взаимодействуют с силами равными по величине и противоположными по направлению.»
Преподаватель: Молодцы мы с вами повторили законы физики, необходимые на уроке, а теперь повторим изученный материал по предмету тракторы.
Преподаватель тракторов:
Вопрос-3.Ребята, обратите внимание на плакат и назовите узлы, которые входят в устройство смазочной системы двигателя?
Схема смазочной системы двигателя А-41
Ответ учащегося: Показывает на плакате и называет все узлы смазочной системы (поддон, масляный шестеренный насос, радиатор, реактивная центрифуга, каналы и отверстия, манометр ).Молодец!
Вопрос-4. Для чего предназначен масляный шестеренный насос?
Ответ учащегося: Масляный насос предназначен для подачи масла из картера к трущимся поверхностям деталей двигателя.
Выводы по актуализации знаний:
Ваши ответы показали, что вами неплохо усвоен пройденный материал.
Молодцы, ребята!!!
Преподаватель тракторов: Ребята, еще раз прошу обратить внимание на схему смазочной системы двигателя, и скажите, какой узел смазочной системы нами не изучен?
Ответ учащегося: В данной схеме нами не изучен узел по очистке масла
- центрифуга.
Преподаватель тракторов: Таким образом, темой нашего урока является
«Очистка масла в смазочной системе двигателе А-41»
Показывается слайд- 1
Обратите внимание на вопросы, которые мы будем решать в течение урока.
Тема и вопросы записываются учащимися в конспект.
Мы сегодня с вами изучим способы очистки масла, устройство и принцип действия центрифуги. В течение урока будьте внимательны, активны, старательны, в конце урока будет самостоятельная работа.
Постановка проблемного вопроса: Опираясь на ваш жизненный опыт, зная, что некоторые из вас управляют трактором, я прошу вас ответить на вопрос: Как определить работоспособность центрифуги без ее разборки?
Учащиеся дают неполные ответы.
Преподаватель: Чтобы правильно и полно ответить на данный вопрос мы изучим новый материал.
Рассмотрим способы очистки масла.
Существуют три способа очистки масла:
Показывается слайд -2
Преподаватель:
Ребята, для чего необходима очистка масла, поступаемого на трущиеся детали двигателя?
Ответ учащихся: Механические примеси, которые находятся в взвешенном состоянии в масле, попадают в зазоры между деталями работающего двигателя и идет интенсивный износ этих деталей. (Увеличиваются зазоры, уменьшается мощность двигателя).
Преподаватель: Да, действительно, в конечном итоге уменьшается мощность двигателя и долговечность его эксплуатации. Теперь рассмотрим способы очистки масла.
Первый способ - фильтрация, где масло под давлением проходит через фильтрующий элемент и очищается.
Второй способ - отстаивание, механические примеси, находящиеся в масле взвешенном состоянии, под действием силы тяжести в течение 48 часов оседают на дно емкости.
На изучаемых нами двигателях применяется способ- центрифугирование.
Ребята, обратите внимание на экран. Кто из вас прочитает понятие о центрифугировании.
Центрифугирование-это разделение неоднородной смеси (суспензии, эмульсии шламов) на составные части под действием центробежной силы.
Центрифугирование осуществляется в центрифугах.
Учащийся читает.
Преподаватель: Объясняет понятия эмульсия, шлам.
Мы с вами выяснили , что имеются три способа очистки масла, но мы более подробно рассмотрим третий способ- центрифугирование.
На ваших рабочих столах имеются карточки с описанием данного способа очистки масла, я прошу вас, их вложить свой конспект и дома произвести запись.
Преподаватель тракторов:
Ребята, чтобы рассмотреть применение законов физики в способе очистки масла центрифугированием, вам продемонстрирует опыт преподаватель физики.
Посмотрите внимательно опыт.
Преподаватель физики:
Внимание, показываю опыт:
Установка к опыту: Стакан, с двумя вставленными противоположно трубочками, отогнутыми под углом
Стакан с трубочками подвешивается на нитке и устанавливается на штатив.
См. рисунок. Затем стаканчик с трубочками помещается в прозрачную емкость. В стакан наливается вода.
Вопрос преподавателя: Ребята, как вы думаете , что будет со стаканом с трубочками когда мы нальем в него воду?
Ответ учащихся: Стакан будет вращаться.
Преподаватель спрашивает, почему вращается?
Учащиеся отвечают, что начинает действовать реактивные силы.
Преподаватель: говорит, что ответ верный, но необходимо дополнение.
Поток воды вызывает вращение стаканчика, так как меняется ее скорость, в стакане скорость течения меньше, а в трубках значительно больше. Трубочки направлены в противоположные стороны. За счет потока воды по третьему закону Ньютона, возникают реактивные силы заставляющие вращаться скан с водой.
Вопрос: Что будет, если поместить в воду частички твердого вещества?
Ответ учащихся: Эти частички должны осесть на стенках емкости.
Преподаватель: Ответ верный.
Далее показывается слайд - 3.
На слайде «Сегнетово колесо».
Преподаватель: Под действием воды возникают пара сил и, по величине равные друг другу, но разные по направлению (реактивные силы).
Они и заставляют вращаться колесо. Далее объясняется по слайду (3) опыт со взвешенными частичками.
Преподаватель:
Ребята, можно ли увиденные опыты применить для очистки масла в центрифуге?
Ответ учащихся: Да, можно.
Преподаватель: Действительно, даже основной узел по очистке масла называется реактивно- масляная центрифуга.
Преподаватель тракторов:
Для того чтобы более подробно рассмотреть действие этих законов в принципе работы центрифуги, нам необходимо изучить ее устройство.
На двигателе А-41 устанавливаются две параллельно работающие и одинаковые по устройству центрифуги, установленные в одном корпусе
Центрифуга в сборе крепится обработанной плоскостью корпуса к блок - картеру по ходу движения трактора с левой стороны.
Центрифуга состоит из корпуса, внутри которой выполнены два канала, для подвода неочищенного масла и отвода очищенного масла. Полость для слива масла от форсунок и клапанов. Устанавливаются два клапана: перепускной - поддерживает давление внутри ротора центрифуги (0,65-0,7МПа); Сливной - снижает повышенное давление масла в масляной магистрали двигателя. Поддерживает давление в пределах 0,45- 0,5МПа.
В корпусе устанавливается датчик, показывающий, температуру масла и подсоединяется маслопровод, по которому масло поступает к прибору манометру, расположенному в кабине трактора - показывает рабочее давление (0,3 - 0,5МПа). В корпусе центрифуги установлена ось, внутри которой имеется трубка отвода чистого масла, а также выполнены два нижних отверстия для подвода неочищенного масла и два верхних- для отвода чистого масла. На оси имеются опоры, на которых вращается ротор.
В основании ротора выполнены бобышки, в которые устанавливаются форсунки с калиброванными отверстиями, расположенные симметрично относительно оси вращения. В нижней части ротора имеется отверстие для подвода неочищенного масла во внутреннюю полость ротора. Верхние отверстия - для отвода чистого масла. Внутри ротора устанавливается сетка и маслоотражатель. Ротор закрыт стаканом, внутренняя полость которого ребристая для того чтобы во время очистки масла лучше прилипали отложения. Стакан упирается в основание корпуса и удерживается гайкой, а резиновым кольцом уплотняются стыки между стаканом и основанием ротора. Чтобы при сборке не нарушить балансировку ротора, его стакан фиксируют относительно ротора установочным штифтом. Стакан в сборе с ротором удерживается гайкой и шайбой. Шайба ограничивает подъем ротора на оси в пределах зазора 0,6 … 1,25мм.Корпус закрыт колпаком и закреплен гайкой, стыки между корпусом и колпаком устраняются прокладкой.
Таким образом, мы с вами рассмотрели устройство центрифуги.
Домашнее задание: Вложите конспект карточку с описанием устройства центрифуги и внесите текст, в свою тетрадь.
Детали центрифуги
Корпус, штуцер, прокладка, ось ротора, ротор, колпак, упорная шайба, гайка, стакан, сетка, маслоотражатель, уплотнительное кольцо, штифт, форсунка, трубка, сливной клапан.
Подъем ротора на оси в пределах зазора 0,6 - 1,25 мм
Сливной клапан регулируют на давление 0,45- 0,5 МПа
Перепускной клапан на давление 0,65- 0,7 МПа
Теперь рассмотрим принцип действия центрифуги. Вернемся к опыту по физике, где вы видели применение третьего закона Ньютона. Стакан с водой
приводился во вращательное движение за счет действия пары сил, возникающих за счет выброса воды через симметрично расположенные трубочки в основании стакана.
При работе центрифуги рабочей жидкостью является моторное масло, которое забирается шестеренным масляным насосом из поддона по трубке и каналам и нагнетается в два параллельно работающих ротора центробежного маслоочистителя. Часть очищенного масла из внутренней полости ротора поступает к форсункам и вытекает из них с большой скоростью, отталкивающее действие вытекающих струй масла вызывает вращение ротора в обратную сторону, а масло, вытекающее из ротора, через форсунки сливается в картер двигателя. При быстром вращении ротора механические примеси, содержащиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются к стенкам стакана ротора и оседают на них в виде смолистого слоя. Очищенное масло через отверстия верхней части ротора и по трубке отвода чистого масла поступает главную масляную магистраль. Потоки неочищенного масла разделяет средняя опора, выполненная на оси ротора. При нормальном давлении масла ротор вращается с частотой вращения около 6000об/мин. Давление масла магистрали зависит от частоты вращения коленчатого вала, температуры масла, степени изношенности деталей, сопротивления маслоочистителей и т.д. Чтобы с изменением этих факторов не нарушалась нормальная работа, систему оборудуют автоматически действующими плунжерными клапанами (сливной и перепускной).
Мы изучили способы очистки масла, устройство центрифуги, принцип ее действия с применением законов физики. Теперь необходимо выяснить насколько хорошо вы усвоили новый материал.
Преподаватель тракторов: Впрос-1а. Покажите ротор центрифуги.
Учащийся выбирает из всех деталей центрифуги - ротор.
Вопрос -2а. Для чего в корпус центрифуги сливной клапан?
Ответ учащегося - Сливной клапан предназначен для слива излишков очищенного масла в картер при повышении давления масляных каналов двигателя.
Преподаватель физики: Вопрос-3а.Скажите, пожалуйста, почему вращается ротор центрифуги?
Ответ учащихся: Ротор вращается за счет реактивных сил, возникающих при изменении скорости потока масла.
Преподаватель: Молодцы! Мы с вами ответили на все вопросы.
Вы, наверное, устали, давайте сделаем физкультурные упражнения.
Один из учащихся показывает упражнения, остальные ребята повторяют за ним.
Преподаватель физики: Немного отдохнули, а теперь приступаем к выполнению самостоятельной работы. Для выполнения работы у каждого из вас на рабочих столах имеются три вида задания разные по степени сложности . Вы выбираете одно из трех заданий по вашему усмотрению. Можно выполнять задания индивидуально, а можно и в парах. Каждый из вас после выполнения вместе со мной производит проверку и осуществляет самоконтроль выполненного задания, для чего на обратной стороне каждой карточки- задания имеются критерии оценок.
Критерии оценок при выполнении задания:
Оценка «5» -задание выполнено без ошибок.
Оценка «4»- с одной ошибкой
Оценка «3»- 2-3 ошибками
Более трех ошибок -
Ребята обратите внимание на экран.
(показывается слайд 4,5,6).
Первое задание:
Восстановить текст
Известно, что имеются три способа очистки масла: фильтрация, отстаивание и …. На большинстве современных авто - тракторных двигателях к качестве фильтра применяют реактивную… Принцип действия, которого основан на … законе Ньютона (всякому действию есть равное противоположно направленное … ). При быстром вращении … тяжелые примеси, содержащие в масле по действием … сил отбрасываются к стенкам ротора и оседают на них в виде смолистого слоя.
Второе задание:
Найти соответствие
1.Основными частями реактивной центрифуги являются:
1.6000об/мин
2.Способы очистки масла:
2.Ротор, корпус, ось, форсунки
3.Принцип действия центрифуги основан…
3.0,65-0,7МПа
4. Во вращательное движение ротор центрифуги приводят…
4.На законах Ньютона
5.Частота вращения ротора…
5.Реактивные силы
6.Перепускной клапан поддерживает давление в роторе…
6.Фильтрация, отстаивание,
центрифугирование
Третье задание: Напишите название деталей, обозначенных цифрами.
На выполнение задания отводится 7 минут. Выбираем задания и приступаем к их выполнению.
Преподаватель физики: Время истекло. Давайте, проверим, как вы выполнили задание. Внимание на экран.
1 задание: Восстановить текст:
Известно, что имеются три способа очистки масла: фильтрация, отстаивание и центрифугирование. На большинстве современных авто - тракторных двигателях к качестве фильтра применяют реактивную центрифугу. Принцип действия, которого основан на III законе Ньютона
( всякому действию есть равное противоположно направленное противодействие). При быстром вращении ротора тяжелые примеси , содержащие в масле по действием центробежных сил отбрасываются к стенкам ротора и оседают на них в виде смолистого слоя.
Найти соответствие
1.Основными частями реактивной центрифуги являются:
1. Ротор, корпус, ось, форсунки
2.Способы очистки масла:
2. Фильтрация, отстаивание,
центрифугирование
3.Принцип действия центрифуги основан…
3. На законах Ньютона
4. Во вращательное движение ротор центрифуги приводят…
4. Реактивные силы
5.Частота вращения ротора…
5. 6000об/мин
6.Перепускной клапан поддерживает давление в роторе…
6. 65-0,7МПа
Проверяем третье задание:
По каждому заданию подводятся итоги и оценки заносятся в таблицу, выполненную на доске. Результаты выполнения самостоятельной работы показали, что вы неплохо усвоили новый материал.
Преподаватель физики: Домашнее задание. Ребята, в качестве домашнего задания вам нужно будет выполнить эксперимент:
Возьмете одноразовый стаканчик, подвесите на ниточку(демонстрирует стаканчик на ниточке), затем проделать одно отверстие ближе ко дну и пронаблюдать. Увиденное явление описать в тетради. После описания первого опыта проделать в стаканчике другое отверстие противоположно первому. Сравнить и проанализировать оба опыта. Сделать вывод.
Преподаватель тракторов: Ребята, мы с вами изучили способы очистки масла, устройство и принцип действия центрифуги с применением законов физики. По тому, как вы работали в течение всего урока, мы можем сделать вывод, что данное совместное изучение двух предметов помогают лучше усвоить учебный материал, а цели и задачи, поставленные в начале урока, реализованы.
И все же, ребята, насколько вы полно усвоили материал, вернемся вопросу, заданному вначале нашего урока.
Вопрос: Как определить работоспособность центрифуги без ее разборки?
Демонстрируется слайд (10).
Ответ учащегося: Для того чтобы определить работу центрифуги без ее разборки, необходимо остановить работающий двигатель. После остановки двигателя слышен шум вращения ротора в течение 1,5 минут, это означает, что центрифуга очищает масло.
Преподаватель тракторов: Молодец!!! Теперь мы услышали полный и правильный ответ на поставленный вопрос.
Рефлексия:
Что нового вы узнали за время проведения урока?
Что бы вы хотели пожелать по поводу проведения таких уроков?
Спасибо за урок. Демонстрируется слайд (11).