Рабочая программа по физике (9 класс)

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»



Рассмотрено

на заседании МО

_____________________,

протокол № __________

от «___»________2015г.;

на педагогическом совете,

протокол №___________

от «___»_________2015г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______________________
«___»___________2015г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №101»

Г.В. Чиконина______________

Приказ №_________________

от «___» _____________2015г.





Рабочая программа

физики

для обучающихся 9А, 9Б, 9А класса

на 2015-2016 учебный год


Составитель:

Галынина Кристина Владимировна,

учитель физики









Новокузнецк, 2015г.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9-х классов составлена в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с использованием авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина, «Физика. 7-9 классы»

В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101 на изучение физики в 9 классе отводится 2 ч в неделю (70 часов за год). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: лабораторных работ-6, контрольных работ - 6 , из них тематических-5, итоговых-1

Учебно-методический комплект для обучающихся:

  1. Перышкин, А.В. Физика 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Для коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов рабочей программой предусматривается систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.

Изучение физики в 9 классе напреправлена на достижение целей:

1.Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказывающих определяющее влияние на развитие техники и технологии; величинах, характеризующих явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

2.Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств вещества, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, для решения физических задач;

3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

4.Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижения науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

5.Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

Создать условия для:

  • развития мышления, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса еѐ познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

  • овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • формирования познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.

В 9 Б, 9 В классах обучаются дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

- незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;

- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;

- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивость внимания;

- ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;

- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;

- более низкий уровень развития восприятия;

- отставание в развитие всех форм мышления;

- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.

В связи с особенностями здоровья обучающихся в рабочую программу внесены изменения. Сокращение количество часов по теме: Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел и отвердевание кристаллических тел. Высвободившиеся часы на обобщения и систематизирование знаний по теме: «Амплитуда, период, частота колебаний».

2. Содержание программы

Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение.

Лабораторные работы:

1)Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2)Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания.] Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. [Интерференция звука.]

Лабораторные заботы:

3)Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

4)Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

[Интерференция света.] Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спект­ральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторные работы:

5)Изучение явления электромагнитной индук­ции.

6)Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [ Изотопы. Пра­вило смещения для альфа- и бета-распада.] Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античасти­цы.]

Лабораторные работы:

7)Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.

8)Изучение треков заряженных частиц по гото­вым фотографиям.

9)Измерение естественного радиационного фона дозиметром.


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

  1. Календарно-тематическое планирование Всего - (70ч) контрольных работ - (6ч), лабораторных работ - (6ч).

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Примерные сроки прохождения

9Б,9В

9Б, 9В

Законы взаимодействия и движения тел (26ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

1

1

2

Перемещение

1

1

3

Определение координаты движущегося тела

1

1

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

1

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1

1

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

1

7

Перемещение при прямолинейно равноускоренного движении

1


8

Перемещение при прямолинейно равноускоренного движении без начальной скорости.

1

1

9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости»

1

1

10

Решение задач по теме «Перемещение ускорение»

1

1

11

Контрольная работа №1 «Перемещение. Ускорение».

1

1

12

Анализ контрольной работы №1. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.

1

1

13

Второй закон Ньютона.

1

1

14

Третий закон Ньютона.

1

1

15

Свободное падение.

1

1

16

Движение тела, брошенного вертикально вверх

1

1

17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

1

18

Закон всемирного тяготения.

1

1

19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

Открытие планеты Нептун и Плутон

2

1

20

21

Решение задач (на движение по окружности).

1

1

22

Искусственные спутники Земли.

1

1

23

Импульс. Закон сохранения импульса

1

1

24

Реактивное движение. Ракеты.

1

1

25

Решение задач «Реактивное движение»

1

1

26

Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия и движения тел».

1

1

Механические колебания и волны. Звук. (10ч)

27

Анализ контрольной работы №2. Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.

1

1

28

Амплитуда, период, частота колебаний.

1

2

29

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити».

1

1

30

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

1

31

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны.

1

1

32

Длина волны. Распространения волн

1

1

33

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

1

34

Звуковые волны. Скорость звука.

1

1

35

Ультразвук и инфразвук

1

1

36

Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

1

1

37

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»

1

1

Электромагнитное поле (17ч)

38

Анализ контрольной работы №3. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

1

39

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

1

39

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1

1

40

Индукция магнитного поля.

1

1

41

Магнитный поток.

1

1

42

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

1

1

43

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

1

44

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

1

45

Самоиндукция.

1

1

46

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1

1

47

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

1

48

Конденсатор.

1

1

49

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

1

1

50

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.

1

1

51

Дисперсия света. Типы оптических спектров.

1

1

52

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

1

53

Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».

1

1

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14ч)


54

Анализ контрольной работы №4. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

1

1

55

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

1

56

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях

1

1

57

Инструктаж по ТБ. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной энергетике. Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

1

58

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.

1

1

59

Инструктаж по ТБ. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

1

1

60

Цепная реакция. Ядерная энергетика

1

1

61

Просмотр фильма «Чернобыль»

1

1

62

Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

1

63

Экологические катастрофы (проекты учеников)

1

1

64

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1

1

65

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. Подготовка к контрольной работе.

1

1

66

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

1

1

Повторение по всему курсу (4ч)

67

Анализ контрольной работы №5. Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел. Решение задач

1

1

68

Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук». Решение задач

1

1

69

Повторение по темам «Электромагнитное поле», «Строение атома и атомного ядра». Решение задач

1

1

70

Итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса

1

1


















5. Основная литература

Для учителя


  1. Перышкин, А.В. Физика 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

  3. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.

Для обучающихся

  1. Перышкин, А.В. Физика 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.

Дополнительная литература

Для учителя

  1. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с. ил.

  2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

eorhelp.ru/

school-collection.edu.ru

festival.1september.ru

metodist.lbz.ru/

pedsovet.org/forum/forum31.html

prometheanplanet.ru

exchange.smarttech.com

mon.gov.ru/pro/fgos/

pedsovet.su



© 2010-2022