- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике (9 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галынина К.В. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»
Рассмотрено
на заседании МО
_____________________,
протокол № __________
от «___»________2015г.;
на педагогическом совете,
протокол №___________
от «___»_________2015г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
______________________
«___»___________2015г.
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ №101»
Г.В. Чиконина______________
Приказ №_________________
от «___» _____________2015г.
Рабочая программа
физики
для обучающихся 9А, 9Б, 9А класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
Галынина Кристина Владимировна,
учитель физики
Новокузнецк, 2015г.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 9-х классов составлена в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с использованием авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина, «Физика. 7-9 классы»
В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №101 на изучение физики в 9 классе отводится 2 ч в неделю (70 часов за год). Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: лабораторных работ-6, контрольных работ - 6 , из них тематических-5, итоговых-1
Учебно-методический комплект для обучающихся:
-
Перышкин, А.В. Физика 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.
-
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Для коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов рабочей программой предусматривается систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.
Изучение физики в 9 классе напреправлена на достижение целей:
1.Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказывающих определяющее влияние на развитие техники и технологии; величинах, характеризующих явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
2.Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств вещества, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, для решения физических задач;
3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
4.Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижения науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
5.Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
Создать условия для:
-
развития мышления, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса еѐ познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;
-
овладения знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
-
формирования познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.
В 9 Б, 9 В классах обучаются дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:
- незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
- низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания;
- ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
- более низкий уровень развития восприятия;
- отставание в развитие всех форм мышления;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
В связи с особенностями здоровья обучающихся в рабочую программу внесены изменения. Сокращение количество часов по теме: Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел и отвердевание кристаллических тел. Высвободившиеся часы на обобщения и систематизирование знаний по теме: «Амплитуда, период, частота колебаний».
2. Содержание программы
Законы взаимодействия и движения тел
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы:
1)Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2)Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания.] Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. [Интерференция звука.]
Лабораторные заботы:
3)Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
4)Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
[Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторные работы:
5)Изучение явления электромагнитной индукции.
6)Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [ Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада.] Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античастицы.]
Лабораторные работы:
7)Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8)Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
9)Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
-
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
-
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
-
Календарно-тематическое планирование Всего - (70ч) контрольных работ - (6ч), лабораторных работ - (6ч).
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Примерные сроки прохождения
9А
9Б,9В
9А
9Б, 9В
Законы взаимодействия и движения тел (26ч)
1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета
1
1
2
Перемещение
1
1
3
Определение координаты движущегося тела
1
1
4
Перемещение при прямолинейном равномерном движении
1
1
5
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
1
1
6
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.
1
1
7
Перемещение при прямолинейно равноускоренного движении
1
8
Перемещение при прямолинейно равноускоренного движении без начальной скорости.
1
1
9
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости»
1
1
10
Решение задач по теме «Перемещение ускорение»
1
1
11
Контрольная работа №1 «Перемещение. Ускорение».
1
1
12
Анализ контрольной работы №1. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.
1
1
13
Второй закон Ньютона.
1
1
14
Третий закон Ньютона.
1
1
15
Свободное падение.
1
1
16
Движение тела, брошенного вертикально вверх
1
1
17
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»
1
1
18
Закон всемирного тяготения.
1
1
19
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел
Открытие планеты Нептун и Плутон
2
1
20
21
Решение задач (на движение по окружности).
1
1
22
Искусственные спутники Земли.
1
1
23
Импульс. Закон сохранения импульса
1
1
24
Реактивное движение. Ракеты.
1
1
25
Решение задач «Реактивное движение»
1
1
26
Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия и движения тел».
1
1
Механические колебания и волны. Звук. (10ч)
27
Анализ контрольной работы №2. Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.
1
1
28
Амплитуда, период, частота колебаний.
1
2
29
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити».
1
1
30
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
1
1
31
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны.
1
1
32
Длина волны. Распространения волн
1
1
33
Высота и тембр звука. Громкость звука.
1
1
34
Звуковые волны. Скорость звука.
1
1
35
Ультразвук и инфразвук
1
1
36
Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
1
1
37
Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»
1
1
Электромагнитное поле (17ч)
38
Анализ контрольной работы №3. Неоднородное и однородное магнитное поле.
1
1
39
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
1
1
39
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
1
1
40
Индукция магнитного поля.
1
1
41
Магнитный поток.
1
1
42
Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.
1
1
43
Направление индукционного тока. Правило Ленца.
1
1
44
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
1
1
45
Самоиндукция.
1
1
46
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
1
1
47
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
1
1
48
Конденсатор.
1
1
49
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
1
1
50
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.
1
1
51
Дисперсия света. Типы оптических спектров.
1
1
52
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
1
1
53
Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле».
1
1
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14ч)
54
Анализ контрольной работы №4. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
1
1
55
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
1
1
56
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях
1
1
57
Инструктаж по ТБ. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной энергетике. Лабораторная работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
1
1
58
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.
1
1
59
Инструктаж по ТБ. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».
1
1
60
Цепная реакция. Ядерная энергетика
1
1
61
Просмотр фильма «Чернобыль»
1
1
62
Экологические проблемы работы атомных электростанций.
1
1
63
Экологические катастрофы (проекты учеников)
1
1
64
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
1
1
65
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. Подготовка к контрольной работе.
1
1
66
Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»
1
1
Повторение по всему курсу (4ч)
67
Анализ контрольной работы №5. Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел. Решение задач
1
1
68
Повторение по теме «Механические колебания и волны. Звук». Решение задач
1
1
69
Повторение по темам «Электромагнитное поле», «Строение атома и атомного ядра». Решение задач
1
1
70
Итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса
1
1
5. Основная литература
Для учителя
-
Перышкин, А.В. Физика 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.
-
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.
-
Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.
Для обучающихся
-
Перышкин, А.В. Физика 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. Под ред. А.В. Перышкин- 9-е изд., стереотип- М.:Дрофа, 2007. - 191, [1]с. : ил.
-
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7-9 кл средней школы/ И.В. Лукашик. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.
Дополнительная литература
Для учителя
-
Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с. ил.
-
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
eorhelp.ru/
school-collection.edu.ru
festival.1september.ru
metodist.lbz.ru/
pedsovet.org/forum/forum31.html
prometheanplanet.ru
exchange.smarttech.com
mon.gov.ru/pro/fgos/
pedsovet.su