Методическая разработка урока по теме: Оптические приборы

Данный урок  предназначен для изучения раздела  "Физика " на втором курсе по теме "Оптика". Согласно программе на тему "Оптические приборы "  отводится два часа.  Образовательные цели:   Познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов – микроскопа фотоаппарата,  глаза, очков их применением; Обеспечить в ходе урока повторение , темы «Линзы» ,построение изображений в линзах, показать практическое применение основных понятий и законов в изучаемых оптических приборах. Сформ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики по теме:

"Оптические приборы"

Эпиграф урока: "Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, не злату, но Стеклу"

.(М. В. Ломоносов, "Письмо о пользе Стекла")

Методическая разработка урока по теме:Оптические приборы

Цели:

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов - микроскопа фотоаппарата, глаза, очков их применением;

  2. Обеспечить в ходе урока повторение , темы «Линзы» ,построение изображений в линзах, показать практическое применение основных понятий и законов в изучаемых оптических приборах.

  3. Сформировать умение решать практические задачи.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, умений собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, навыки коммуникативного общения.

Оборудование: рисунки-плакаты, фотоаппарат, объектив, микроскоп, презентация, компьютер, линзы, очки.

Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

План урока:

1.Организационный момент 2мин

1.приветствие учащихся;

2. проверка готовности учащихся к уроку;

3.ознакомление с целями урока;

4. создание психологического настроя;

Ум заключается не только в знании

Но и в умении прилагать знания на деле

Аристотель.

2.Повторение ранее изученного материала.-25 мин.

повторение знаний по теме «Линзы» происходит в несколько этапов.

1.Физический диктант.

2. Карточки-задания (построение изображений в линзах - практические задачи) - работа в группах.

3. Изучение нового материала.50мин мин.

Отчет по группам:

1группа по теме « Фотоаппарат, история фотографии.»

2. группа по теме «Глаз, Строение глаза, близорукость и дальнозоркость»

- гигиена глаза, глазная гимнастика

3 группа по теме «Очки»

4 группа по теме «Микроскоп»

4. Закрепление изученного материала.10 мин

Составить синквейны по группам.

5. Итоги урока. Домашнее задание. -3 мин.

§21, ответить на контрольные вопросы параграфа, составить кроссворд по теме «Оптика»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент -2мин.

1.приветствие учащихся;

2. проверка готовности учащихся к уроку;(Я ХОТЕЛА БЫВАС СЕГОДНЯ ВИДЕТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ АКТИВНЫМИ, АККУРАТНЫМИ

3.ознакомление с целями урока;

4. создание психологического настроя;

Ум заключается не только в знании

Но и в умении прилагать знания на деле

Аристотель

Вот на такой ноте мы и начнем наш урок ( что мы изучали на прошлом уроке)

и сегодня на уроке мы с вами повторим эту тему

вы ответите на вопросы физического диктанта и решите практические задачи

значит что будет целью нашего повторения?

повторить тему линзы и применить их при решение практических задач.


2.Повторение ранее изученного материала

задание №1

Физический диктант

1Как называется расстояние от плоскости линзы до её фокуса(фокусным)

2. Как называется линза у которой середина толще , чем края.(выпуклой)

3.Как называется линза, в которой пучок лучей после преломления в линзе становится сходящимся (собирающей)

4. Как называется точка, в которой толщина линзы максимальна или минимальна(центр линзы)

5Как называется точка, через которую после преломления в линзе проходят лучи падающие на линзу параллельно главной оптической оси?(фокус линзы)

6. Если изображение получается в результате пересечения не реальных лучей света, которых за зеркалом нет, а их воображаемых продолжений, то такое изображение называется (мнимым)…

7. Какое изображение дает линза, когда предмет находится близко от её фокуса (большое увеличение).

8.Как называется прямая проходящая через центр линзы и перпендикулярная плоскости линзы (главная оптическая ось)

9.Оптическая сила линзы измеряется в (диоптриях)………

10. Какие два луча необходимы для построения изображения в линзах, если точка не лежит на главной оптической оси.( 1.луч, падающий на линзу || главной оптической оси

2. луч, идущий через центр линзы).

задание №2

карточки - задания

Построение изображений в линзах (2 варианта работа в парах)

3.Изучение нового материала

вступительное слово

Мы изучаем раздел « Оптика», знакомы с законами распространения света, видами линз и знаем, как ведет себя свет в линзах. Знаем что «Линза» - слово латинское и означает - чечевица Чечевица - растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами."

Любители оптики, конечно, не могли не соединить несколько линз и зеркал, чтобы получать изображения. Из таких комбинаций постепенно получались что ?( труба и микроскоп, очки итд.) Как мы называем все перечисленные предметы? правильно------ПРИБОРЫ в какой теме ----ОПТИКА . ЗНАЧИТ ТЕМА У НАС БУДЕТНАЗЫВАТЬСЯ-«ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ» -------

Авторство этих изобретений не принадлежит одному лицу, но можно проследить историю их возникновения, что мы и попытаемся сделать, а заодно рассмотрим и другие приборы.

Вопрос: Какой материал лежит в основе всех оптических приборов и устройствах? (Стекло).

Эпиграф урока: "Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, не злату, но Стеклу"

.(М. В. Ломоносов, "Письмо о пользе Стекла")

Методическая разработка урока по теме:Оптические приборы

цели урока - презентация ( что бы мы хотели узнать?)

Образовательные

  1. Познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов - микроскопа фотоаппарата, глаза, очков их применением;

  2. Обеспечить в ходе урока повторение , темы «Линзы» ,построение изображений в линзах, показать практическое применение основных понятий и законов в изучаемых оптических приборах.

  3. Сформировать умение решать практические задачи.

Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, умений собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, навыки коммуникативного общения.

Откройте рабочие тетради

1.ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ В ТЕТРАДЬ

2.чертим таблицу

Информация, которую мы знаем

Новая информация

Информация

непонятная


1. Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством, работой и назначением некоторых оптических приборов. Вы получили опережающее задание Наша первая группа работала над темой

прибора

Это чудо аппарат послужить вам будет рад

без него не выходите

а всегда с собой берите

красота природы, люди

все пощелкать просто будет (фотоаппарат)

Наша первая группа работала над темой "Фотоаппарат"

Как же устроен и как работает этот чудо-прибор - фотоаппарат?

Об этом расскажет наш первый докладчик.

Отчет первой группы о проделанной работе:

  • столе - фотоаппараты разных моделей.

2. Мы рассмотрели, как устроен фотоаппарат, но прообразом фотоаппарата послужил КТО? (СТИХ) живой оптический аппарат - глаз. Приглашаем к доске докладчика второй группы, которая работала над этой темой.

ОТЧЕТ ВТОРОЙ ГРУППЫ

Кто бы мог подумать

что столь тесное пространство

способно вместить в себя

все образцы вселенной (глаз)

Отчет третьей группы

3. Немного истории: уже древние римляне обратили внимание на "увеличивающую силу" сосуда, наполненного водой. Они знали, что лучи солнца, проходящие через него, могут обжечь кожу, зажечь огонь, хотя вода в нем не закипает.

Живут два друга

глядят в два круга

книги читают

а грамоты не знают

глаз нет, а видеть помогают (очки)

Когда появились первые очки? История не может назвать точную дату их рождения. Известно, что в Европе подобие современных очков - диски для глаз - появились во Флоренции в 1306 году, изготовлены венецианскими мастерами-стеклодувами. Известно также, что в древнем Китае за много веков до этого использовались очки с дымчатыми кварцевыми дисками. Их традиционно носили судьи, чтобы не было видно выражения их лица. По мере совершенствования очки назывались по-разному: (монокль, лорнет, пенсне, очки.) об этом нам расскажет третий докладчик

4. с помощью этого прибора мы заглядываем в микромир. Мы можем увидеть то, что обычным глазом не видно - клетки, бактерии, микробы, мельчайшие частицы вещества.

"Хоть острым взором нас природа одарила,
Но близок оного конец имеет сила.
Но в нынешних веках нам микроскоп открыл,
Что Бог в невидимых животных сотворил".(микроскоп
)

Микроскоп совместно с оптическим устройством наших глаз увеличивает угол зрения, и на сетчатке глаза получается увеличенное изображение ничтожно малых или невидимых невооруженным глазом объектов. Микроскоп как бы "увеличивает" рассматриваемый предмет. Подробнее об этом замечательном приборе расскажет наш четвертый докладчик.

Гигиена глаза, глазная гимнастика Методическая разработка урока по теме:Оптические приборы

Жмуримся

Закройте глаза, расслабьте веки. Посидите так несколько секунд, совершенно не напрягаясь, а потом изо всех сил зажмурьтесь и откройте глаза. Повторите упражнение 5-7 раз.

4. Закрепление материала

1.Синквейн

2.Контрольные вопросы.

1. Как устроена оптическая система глаза?

2. Какое изображение получается на сетчатке глаза? ( действительное, обратное, уменьшенное).

3. Что представляет собой хрусталик? (хрусталик прозрачен, имеет форму линзы. Он не имеет сосудов и нервов. Выполняет роль преломляющей линзы и обеспечивает зрительную функцию).

4. Что такое аккомодация? (способность ясно видеть предметы находящиеся на различных расстояниях от глаза.).

5. Чем объясняется дальнозоркость и близорукость? (дальнозоркость- изображение далеких предметов в покое аккомодации фокусируется за сетчаткой, * очки, контактные линзы* ).

6. Что такое микроскоп? (прибор увеличивающий изображение предмета).

7. Какое изображение дает микроскоп? ( объектив создает действительное, увеличенное изображение).

8. Существуют ли пределы увеличения? (для любого микроскопа и телескопа существует максимальное увеличение).

3. Установите соответствие

ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

ТИП ИЗОБРАЖЕНИЯ

А. Проектор

1. Уменьшенное, мнимое

Б. Дверной звонок

2. Увеличенное, действительное

В. Лупа

3.Увеличенное, мнимое

Г.Микроскоп

4.Уменьшенное, действительное, обратное

Д. Очки

5.Уменьшенное, действит. перевернутое

Е.Фотоаппарат

6.Увеличенное , мнимое

Ж. Глаз.

7.Увеличенное, действительное


5. Итоги урока:

по пятибалльной системе оценивается работа групп по следующим критериям:

  • научность и доступность излагаемого материала,

  • наглядность /качество самодельных таблиц, умение ими пользоваться при объяснении материала/,

  • грамотность и артистизм докладчика, способность расположить к себе слушателей.

Вы ответили на вопросы в диктанте и сами поставили себе оценки, выполнили практические задания и выступили в роли учителя оценивая работу соседа по парте

к следующему уроку я проверю объективность выставленных вами оценок,

Конечно, мы прекрасно понимаем, что за один урок невозможно познакомиться с устройством и работой всех оптических приборов, но то, что мы сегодня увидели и услышали, значительно расширяет наши познания о таких знакомых нам приборах, как микроскоп и фотоаппарат, очки.

сегодня вы все были трудолюбивы, активны, внимательны одним словом МОЛОДЦЫ!

Мы завершаем наш урок. Узнали ли вы что-то новое для себя? Было ли вам интересно на уроке? Прозвучали ли на уроке ответы на ваши прежние вопросы?

Урок я хочу закончить словами

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,


Узнаешь: предела для знания нет.
(Фирдоуси. Персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.

Спасибо всем за работу и внимание!


Вопросы

  1. В таблице по астрономии изображено образование солнечных и лунных затмений. Благодаря какому закону геометрической оптики возможны данные явления? Ответ: Благодаря закону прямолинейного распространения света.

  2. Во время хирургических операций, тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить это неудобство?
    Ответ: Надо установить несколько ламп.

  3. Иногда классная доска отсвечивает. Почему это происходит? При каких условиях явление будет наблюдаться?
    Ответ: Доска отражает зеркально, хотя и с небольшим коэффициентом отражения; коэффициент отражения возрастает по мере приближения угла падения к прямому.

  4. Луч прожектора хорошо виден в тумане, а хуже в ясную погоду. Почему?
    Ответ: Вследствие рассеянного отражения мелкими капельками воды.

  5. Может ли космонавт наблюдать на Луне зарю?
    Ответ: Нет, т.к. на Луне нет атмосферы.

  6. Почему днем окна домов кажутся темными?
    Ответ: Стекла окон хорошо пропускают солнечный свет с улицы и почти не отражает его, поэтому кажутся темными.

  7. Можно ли с помощью льда в ясный зимний день зажечь спичку?
    Ответ: Да. Если куску льда придать форму выпуклого стекла.

  8. Когда оптическая сила глаза больше: при рассматривании близких или далеких предметов?
    Ответ: При рассматривании близких предметов.

  9. Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу?
    Ответ: Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности. Поэтому целиться острием следует так, чтобы между рыбой и острием был просвет.

  10. Чем объяснить мерцание звезд?
    Ответ: Конвекционные потоки различно нагретого воздуха вызывают колебание луча света, идущего от звезды.


© 2010-2022