• Преподавателю
  • Физика
  • Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на базе школьной физической лаборатории

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на базе школьной физической лаборатории

Внедрение в реальную практику проектно–исследовательского метода зачастую вызывает у учителей трудности объективного и субъективного характера и не приводит к достижению главной цели, а именно комплексному формированию проектно – исследовательской компетенции обучающихся.   Исследования, проведенные в данной работе, направлены на решение проблемы организации проектно–исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях сельской образовательной среды. Практическая значимость работы заклю...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на базе школьной физической лаборатории

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на базе школьной физической лаборатории

Введение

Сегодня в формирующемся информационном обществе востребовано умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Актуальной проблемой современного образования, отраженной в новых Федеральных Государственных стандартах общего образования второго поколения, является формирование компетентностей обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации. Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является проектно-исследовательский метод.

Проектно-исследовательский метод, как педагогическая технология нового образования востребована, достаточно изучена и широко применяется. Создана единая национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов, разработаны инновационные учебно-методические материалы, обширен ряд публикаций и литературы.

Внедрение в реальную практику проектно-исследовательского метода зачастую вызывает у учителей трудности объективного и субъективного характера и не приводит к достижению главной цели, а именно комплексному формированию проектно - исследовательской компетенции обучающихся.

Исследования, проведенные в данной работе, направлены на решение проблемы организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях сельской образовательной среды.

Источниками исследования в данной работе являются [1 - 21]:

  • труды отечественных и зарубежных педагогов-классиков К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Дж. Дьюи, И. Песталоцци и др. в которых определены подходы к организации учебной исследовательской деятельности;

  • работы В.В. Давыдова о проектах в развивающем обучении;

  • работы современных ученых, педагогов, психологов по методологии, методике проектно-исследовательской деятельности обучающихся и специфике реализации проектного метода в школе (Леонтович А.В., Полат Е.С., Селевко Г.К., Чечель И.Д., Обухов А.С., Громыко Ю.В. и др.);

  • статьи периодической педагогической печати: журналы «Исследовательская деятельность школьников», «Физика. Первое сентября», «Директор школы», «Физика в школе»;

  • материалы всероссийских, региональных и местных научно-практических конференций;

  • нормативные документы в области образования;

  • текущая школьная документация, материалы исследований образовательной среды Карачихской СОШ и школьного психолога.

Цель работы: разработать методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях сельской образовательной среды.

Задачи:

  • раскрыть сущность проектно-исследовательского метода;

  • исследовать проблемы организации проектно-исследовательской деятельности в условиях сельской образовательной среды;

  • описать опыт применения проектно-исследовательского метода в условиях образовательной среды сельской школы;

  • разработать методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время в рамках школьной физической лаборатории.

Исследования проблемы организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время проводились на базе муниципального образовательного учреждения Карачихской средней общеобразовательной школы.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:

  • теоретические методы (анализ философской, психологической и педагогической литературы, обобщение педагогического опыта);

  • эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ, отсроченный контроль);

Практическая значимость работы заключается в том, разработанная дополнительная форма образовательной деятельности организации проектно-исследовательской деятельности в рамках школьной творческой лаборатории применима в школах на базе любого учебного кабинета, исследовательские лаборатории могут быть многопрофильными и позволят реализовать проектную интеграцию.

Методические материалы могут быть использованы в практике работы школ для совершенствования учебно-воспитательного процесса




1. Теоретические и эмпирические предпосылки применения проектно-исследовательского метода при изучении физики.

1.1. Общая характеристика проектно - исследовательского метода.

На современном этапе развития общества изменились цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», произошла переориентация на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике. Для общеобразовательной школы актуально подготовить личность, умеющую творчески мыслить, способную ориентироваться в современном мире, в огромном потоке информации. Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников в естественнонаучной области-направление, который следует отнести к современным инновационным образовательным технологиям. Данное научно-практическое направление требует последовательного решения сразу нескольких сложных дидактических задач:

  • использование учащимися базовых естественнонаучных знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для формулировки и поиска решений разнообразных проблем;

  • многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук;

  • повышение общей компетентности учащихся в естественнонаучной области, формирование способности самостоятельного критического анализа предлагаемых и используемых в настоящее время производств и технологий;

  • участие в социально-значимой деятельности, развитие способностей работы в творческом коллективе и способностей к самостоятельной поисковой деятельности;

  • освоение начальных понятий об особенностях, структуре, функциональных характеристиках исследовательской и проектной деятельности.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

При организации проектной и исследовательской деятельности школьников, следует обозначить общие черты и различия в вышеназванных понятиях.

К общим характеристикам следует отнести:

  1. общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования;

  2. структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:

  • анализ актуальности данных работ;

  • целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;

  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

  • планирование, определение последовательности и сроков этапов работ;

  • собственно проведение проектных работ или научного исследования,

  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

  • представление результатов работ в пригодном для использования виде;

  1. проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;

  2. итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности, которые заключаются в следующем.

Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». Семантическое наполнение этих двух терминов наиболее близко. Таким образом, любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата - продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам - в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение. Основные задачи исследователя - добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

Не следует забывать, что реализация проектной деятельности требует значительного творческого потенциала от разработчиков - зачастую, не меньшего, чем при исследовательской работе. Один и тот же продукт проектной деятельности, выполненный разными разработчиками, хотя и отвечает всем заданным требованиям проекта, но может отличаться по некоторым деталям, дизайну и т.п. Все это следует отнести к творческому потенциалу тех, кто его выполнил.

Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, следует учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования. В основном, это касается необходимости получения в ходе профессионального научного исследования результатов, характеризующихся очевидной научной новизной, тогда как важнейшим результатом исследовательской деятельности школьников является «добыча», выведение знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.

Исследовательская деятельность старшеклассников может быть организована учителем совместно с научными сотрудниками высших учебных заведений или исследовательских институтов. Преимущества такого сотрудничества заключаются в возможности ознакомления учащихся с современными методами научного исследования, с первоначальным освоением современного исследовательского оборудования, с уяснением сущности и особенностей работы современного ученого. При этом задача профессионального исследователя заключается в предложении темы исследования, методов проведения научного эксперимента, в ознакомлении учащихся с современными научными воззрениями в выбранной тематике, а задача учителя - в соотнесении темы исследования со школьными курсами дисциплин естественнонаучного цикла, в адаптации представленных научных знаний в соответствии с возможностями восприятия школьниками. Очевидно, для успешного проведения исследования необходимо творческое сотрудничество обоих руководителей, их взаимное понимание и разумное распределение функций.

Исследовательские и проектные виды деятельности доступны школьникам и чрезвычайно значимы в системе среднего образования.

1.2. Проблемы организации проектно-исследовательской деятельности в условиях сельской образовательной среды

Проектно-исследовательской работе в календарно-тематическое планировании учителя отводится примерно 5 % учебного времени, а основная деятельность осуществляется во внеурочное время. Организация этой работы требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.). Используя проектно-исследовательский метод, важно «примерить» его к условиям своей школы: учесть передовой педагогический и свой опыт, особенности контингента обучающихся, материально-техническую базу школы, пожелания детей и родителей, материалы диагностики.

Особенности сельской образовательной среды:

  • малая наполняемость классов (средняя наполняемость классов - 16 человек);

  • тесное общение детей на территории поселка.

  • наличие многодетных семей (13%);

  • малообеспеченных семей (30%, из них у 16% - отсутствие дома компьютера, Интернета);

  • низкий уровень образования родителей (13% родителей имеют высшее образование);

  • многонациональный состав школы (10% обучающихся для которых русский язык является не родным);

  • социальная беспризорность трудных подростков (10% обучающихся состоят на внутришкольном контроле);

  • обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вид);

  • отсутствие на территории поселка учреждений дополнительного образования;

  • близость поселка к городу.

Специфика организации проектно-исследовательской работы в условиях образовательной среды Карачихской средней школы:

  1. Организация групповой проектно-исследовательской деятельности

При организации проектно-исследовательской деятельности предполагается активное использование групповой работы, которая соответствует возрастной специфике подростков и позволяет приобретать коммуникационные навыки и умения. В условиях сельской образовательной среды дети тесно общаются друг с другом, проживают в одном поселке и это дает возможность создавать разновозрастные группы.

Большое значение при формировании исследовательских интересов ребенка имеет влияние семьи, поэтому более успешными и цельными выглядят проекты, в которых прослеживается помощь родителей. Наличие в школе благополучных и многодетных семей дает возможность создавать семейные творческие союзы.

Наша школа многонациональная, поэтому в групповых проектах участвуют дети разных национальностей, а это в целом способствует расширению границ толерантности.

  1. Организация индивидуальной проектно-исследовательской деятельности

Каждый ребенок стремится себя в чем-то реализовать. Проектно - исследовательский метод особенно нужен тем детям, у которых нешаблонное, творческое мышление, он обеспечивает личностно-ориентированное обучение, общение между учителем и учеником строится по принципу сотрудничества, реализуется дифференцированный подход в обучении. Ни для кого не секрет, что в сельской школе при малой наполняемости классов процент высоко мотивированных и одаренных детей низок и все же они есть. В рамках урока невозможно создать все условия для совершенствования и развития их творческих способностей, а возможности посещения учреждений дополнительного образования для сельских школьников ограничены. Организация индивидуальной формы проектно-исследовательской работы во внеурочное время с одаренными детьми решает эту проблему.

Максимального воспитательного эффекта можно добиться, вовлекая в исследовательскую работу неблагополучных, трудных подростков. Зачастую это дети с низкой мотивацией и скрытыми способностями. Осознание значимости своей работы помогает им актуализировать свои знания и достичь самореализации.

Найти себя в исследовательской работе могут и дети с ограниченными возможностями здоровья (VII вид). Задача педагога в данном случае правильно организовать их деятельность «в зоне ближайшего развития». Здесь приемлемы «микропроекты» экспериментального характера, где необходимо, например, собрать установку, выполнить эксперимент и составить отчет о работе.

  1. Консультационная помощь и наставничество при организации проектно-исследовательской деятельности

Осуществление руководства проектно-исследовательских работ требует от учителя значительной затраты времени и сил. В сельской школе при наличии тесного общения обучающихся во внеурочное время можно использовать старшеклассников и родителей для оказания консультационной помощи и наставничества.

Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности, в том числе и выбора темы исследования. Зачастую у детей возникает заинтересованность проблемой, несовпадающей по тематике с проходимым в данный момент учебным материалом, а организовать исследование следует немедленно, пока не пропал интерес. Например, увидев сюжет по программе «Галилео», ученик загорелся идеей провести эксперимент, а с теорией по данному вопросу он еще не знаком. Наставник старшеклассник, совместно с учителем, поможет решить эту проблему.

Консультационная помощь и наставничество необходимо начинающим исследователям и детям с ограниченными возможностями здоровья (VII вид).

Привлечение старшеклассников и родителей в качестве консультантов при организации проектно-исследовательской деятельности разгружает учителя и имеет важное воспитательное значение.

  1. Проектная интеграция и предпрофильная подготовка

В сельской школе при малой наполняемости классов нет возможности создать профильные классы, но можно сформировать профильные группы. Для этого обучающимся среднего звена необходимо оценить свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения в профильной группе. Такую возможность дает участие в проектно-исследовательской работе, выполнение проектов, направленных на интеграцию знаний по ряду школьных дисциплин. При этом реализуется самостоятельное углубленное изучение некоторых тем и повышается мотивация к профильному изучению отдельных предметов. В условиях образовательной среды сельской школы, при отсутствии учреждений дополнительного образования это является важным.

Выполнение межпредметных проектов помогло учащимся нашей школы определиться с выбором физико-химического профиля.

  1. Расширение информационного пространства школы

В сельских школах возникает ряд проблем при организации информационного пространства образовательного учреждения: недостаточность компьютеров с доступом к Интернету, мультимедийных проекторов, бедный фонд библиотеки и другие. Учитель должен перед началом работы организовать программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения исследования. Для этого можно адаптировать исследовательские проекты под имеющиеся ресурсы или наладить сотрудничество с городскими библиотеками и образовательными учреждениями. Гибкое расписание работы в компьютерном классе, использование домашних компьютеров также поможет организовать исследовательскую работу.

Выявленные проблемы организации проектно-исследовательской деятельности в условиях сельской образовательной среды могут быть успешно решены посредством дополнительной формы образовательной деятельности. В данной методической разработке представлен опыт организации проектно - исследовательской деятельности в рамках творческой лаборатории на базе кабинета физики.



2. Опыт организации проектно-исследовательской работы на примере школьной физической лаборатории

2.1. Творческая физическая лаборатория как форма организации проектно-исследовательской деятельности

Чтобы продуктивно и рационально организовать проектно-исследовательскую работу во внеурочное время необходимо найти дополнительную форму образовательной деятельности. В нашей школе такой формой является проектно-исследовательская деятельность в рамках творческой лаборатории на базе кабинета физики, в которой каждый желающий может реализовать свои исследовательские потребности [Приложение 1].

Целью организации творческой физической лаборатории является совершенствование знаний обучающихся по физике, знакомство их с методами научного познания; поддержка научно-исследовательских интересов.

Задачи творческой физической лаборатории:

  • приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;

  • создание условий для расширения среды общения и получения информации;

  • участие в проводимых в рамках школы, района, области научно-практических конференциях;

  • формирование навыков исследовательской работы;

  • развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Направления работы творческой физической лаборатории:

  • изучение основ методологии исследовательской и проектной деятельности;

  • проектно-исследовательская деятельность по выбранной проблеме;

  • планирование и организация декады физики;

  • наставническая и консультационная помощь.

Для успешной реализации проектно-исследовательской работы необходима четкая организация работы на отдельных этапах.

I этап - диагностический

В начале учебного года проводятся следующие мероприятия:

  • исследования школьного психолога (цель: выявление исследовательских способностей обучающихся);

  • оформление «Карты интересов» (цель: выявить желающих участвовать в проектно - исследовательской работе и определить примерную тематику исследований и творческих работ) [Приложение 2];

  • анкетирование родителей (цель: выявить родителей, желающих оказать помощь в организации исследовательской работы);

  • анализ собранных материалов диагностических исследований;

На основании анализа диагностических исследований учитель совместно с обучающимися определяет темы индивидуальных и групповых исследовательских работ, формирует творческие группы (разновозрастные, семейные и т.д.). При этом необходимо, чтобы темы исследовательских работ выбирались обучающимися осознано, самостоятельно, с пониманием их значимости. Задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

Темы проектно-исследовательских работ обучающиеся выбирают из перечня, предлагаемого в «Карте интересов» или предлагают тему, выбранную самостоятельно. Зачастую тема проекта зарождается на уроке, а реализуется в рамках творческой лаборатории.

В творческую работу желающие могут «включится» в любое время. Главный принцип работы творческой физической лаборатории - удовлетворить познавательные потребности обучающихся: от желания изготовить простейший прибор или провести незатейливый опыт до серьезного полноценного проекта.
Для реализации межпредметных проектов к сотрудничеству привлекаются учителя-предметники.

Все участники проектно-исследовательских работ становятся сотрудниками творческой физической лаборатории (в том числе консультанты и наставники).

Совет лаборатории утверждает темы исследований, составы творческих групп, назначает консультантов и наставников, определяет сроки выполнения работ, а также обсуждается вопрос о форме и времени представления результатов творческих работ. Составляется план работы на учебный год [Приложение 3].

II этап - подготовительный

Важным организационным моментом для учителя является обеспечение каждой творческой работы всем необходимым:

  • материально-техническое и учебно-методическое оснащение;

  • кадровое обеспечение (сотрудничество с учителями предметниками, психологом, библиотекарем и др.);

  • информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.);

  • информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением);

  • организационное обеспечение (составляется расписание работы в кабинете информатики и выхода в Интернет, работы в кабинете физики с лабораторным оборудованием и др.).

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся способствует организации информационного пространства школы.

III этап - практический

Для обеспечения поддержки проектно-исследовательской работы в рамках творческой физической лаборатории для юных исследователей организован спецкурс «Проектно-исследовательская деятельность» [Приложение 4].

Содержание программы спецкурса рассчитано на 34 часа, для учащихся 7-9-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. В программе спецкурса кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией. Занятия сопровождают работу обучающихся от этапа формулирования темы до публичной защиты творческих работ, что способствует комплексному формированию проектно-исследовательской компетентности.

На данном этапе идет самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) исследовательская работа обучающихся. Задача учителя обеспечить самостоятельность, направляя деятельность юных исследователей в методически нужное русло, оказывая лишь консультационную помощь, а также осуществлять контроль над процессом выполнения работ и создавать атмосферу сотрудничества между всеми участниками проектно-исследовательской работы: учениками, учителем, учителями-предметниками и родителями. Большую роль на этом этапе играет консультационная и наставническая помощь старшеклассников.

Каждый участник исследовательской деятельности ведет «Дневник исследования», в котором имеется информация о проекте, этапы исследовательской деятельности, необходимые ресурсы, поэтапные рекомендации, оценки учителя и другие данные [Приложение 5]. Это помогает обучающемуся структурировать свою работу, видеть промежуточный результат, а учителю контролировать и оценивать поэтапное выполнение работы.

Оценки текущей проектно-исследовательской деятельности каждого ученика (особенно для групповых проектов) фиксируются учителем в «Журнале учета работы над проектом» и обычно выставляются в классный журнал по данному предмету [Приложение 6].

Создан пакет учебно-методических материалов «В помощь юному исследователю» [Приложение 7]:

  1. Критерии выполнения и защиты исследовательской работы[11];

  2. Планирование содержания презентации [2];

  3. Требования к оформлению презентации [2];

  4. Создание мультимедийной презентации в Microsoff Power Point [2];

  5. Критерии оценки мультимедийной презентации [2];

  6. Планирование и описание буклета [2];

  7. Планирование веб-сайта проекта [2];

  8. Планирование публикации проекта [2].

IV этап - аналитический (защита проектов)

На общем собрании творческой лаборатории проходит предзащита, где в ходе самоанализа и анализа выявляются недостатки исследования, и дается предварительная оценка проделанной работе.

По окончанию работы проходит процедура рецензирования (рецензию составляет учитель). Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося. Оценивается:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;

  5. степень осмысления использованной информации;

  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Далее идет подготовка к публичной защите творческих работ.

Консультации по данному вопросу проводит учитель и старшеклассники, владеющие программой Power Point и имеющие опыт создания презентаций.

Работы, выполненные в рамках творческой физической лаборатории, пропагандируются и презентуются на мероприятиях различного уровня в зависимости от их тематики и успешности:

  • урок, обобщающий урок, урок-конференция;

  • конференция, выставка и другие мероприятия, проводимые в рамках декады физики;

  • школьная научная конференция;

  • муниципальная научно-практическая конференция «Проектируем будущее»;

  • региональная научно-практическая конференция «Проектируем будущее» и другие.

Опыт работы творческой физической лаборатории показывает, что проектно-исследовательская деятельность дает возможность обучающимся проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. В рамках творческой физической лаборатории выполняются различные по типологии проекты, но все они подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Приведу примеры некоторых из них:

  • исследовательский проект «Способы определения плотности вещества», автор Феофанова Светлана (8 класс), защита проекта состоялась на дне Науки в рамках недели физики, (2008 год);

  • межпредметный, исследовательский проект «Опытные исследования электролиза», авторы братья Зеленый Григорий (9 класс), Зеленый Давид (8 класс), презентация состоялась на муниципальной научно-практической конференции «Проектируем будущее» где проект занял 1 место и стал лауреатом региональной научно-практической конференции «Проектируем будущее», (2009 год) [Приложения 8, 9];

  • творческий проект «Своя игра», авторы Печаткин Дмитрий (11 класс), Абрамичев Павел (11 класс), Антонян Елена (10 класс), Макарова Татьяна (9 класс), проект представляет собой мультимедийное сопровождение интеллектуальной игры по физике, которая была проведена в рамках декады физики, (2010 год) [Приложение 10];

  • исследовательский проект «Атмосферное давление в медицине», автор Орлова Катя (7 класс), выступление на уроке по теме «Атмосферное давление», защита на школьной научной конференции (2010 год);

  • исследовательский проект «Эти удивительные кристаллы», авторы сестры Быстрова Катя (10кл.) и Быстрова Ира (7кл.), презентация состоялась на школьной научной конференции, (2009 год);

  • микропроект «Изготовление модели фонтана», автор Шустров Сергей (7класс-VII вид), защита состоялась на уроке по теме «Сообщающиеся сосуды», модель представлена на выставке «Физика вокруг нас» в рамках декады физики, (2008 год);

  • исследовательский проект «Измерение ускорения свободного падения различными способами», 9 класс, авторы Макарова Таня, Пагосян Гарек, презентация состоялась на Дне Науки в рамках декады физики, (2010 год).

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках творческой лаборатории способствует формированию информационной, коммуникативной, самообразовательной компетентностей, а это позволяет проверять не знания, а умения обучающихся применить знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.

2.2. Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях сельской образовательной среды

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Учителю физики отводится здесь немаловажная роль. В современном мире значение физических знаний сохраняется, роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Методы и средства физического познания широко востребованы практически в различных областях деятельности людей. Использование знаний и умений по физике необходимо каждому для решения практических задач повседневной жизни. Задача учителя физики организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обеспечить личностное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно начинать проводить в рамках традиционных уроков. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Полноценный проект - это форма организации учебного процесса и он «не вписывается» в урок. Продуктивно проектно-исследовательская деятельность может быть организована во внеурочное время, например в рамках творческой физической лаборатории, школьного научного общества, интеллектуального клуба и т. д.

Организуя проектно-исследовательскую деятельность, в качестве основы нужно взять модель и методологию исследования, разработанную и принятую в сфере науки.

Включение проектно-исследовательской деятельности в часы школьного компонента (например, спецкурс «Проектно-исследовательскую деятельность»), способствует формированию исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

При организации проектно-исследовательской деятельности необходимо:

  1. провести диагностические исследования с целью выявления исследовательских способностей и интересов;

  2. подготовить программно-техническое, информационное обеспечение исследовательской деятельности;

  3. подготовить тематику, характер и объем исследовательских работ в соответствии с требованиями возрастной психологии и уровня подготовленности обучающихся;

  4. обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности;

  5. правильно организовать самостоятельное исследование, не упуская таких существенных сторон, как выявление проблемы, определение целей, задач, методов и способов, планирование действий, анализ полученных результатов, рефлексия. Хорошо зарекомендовало ведение обучающимися «Дневника исследований» в котором имеется информация о проекте, этапы исследовательской деятельности, необходимые ресурсы, поэтапные рекомендации, оценки учителя и другие данные;

  6. проводить текущий контроль за выполнением исследовательской работы обучающихся. Для этой цели учителю удобно вести «Журнал учета исследовательской работы»;

Особое внимание следует уделить формированию исследовательских компетенций обучающихся 7, 8-х классов, чтобы в старших классах их реализация была успешнее. Мотивация в этом возрасте основана на естественном интересе к познанию окружающего мира, но исследовательские компетенции не развиты. Они не умеют работать с информационными источниками, затрудняются выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также компьютерной сетью Интернет. Важно поддержать интерес у учащихся к физике, грамотно скоординировать их исследовательскую работу, расширить кругозор и определить следующее исследование уже более высокого уровня. В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков, поэтому проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах, возможна и индивидуальная форма работы.

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся предполагает сотрудничество учителей-предметников для эффективной реализации интеграции проектов. Выполнение межпредметных проектов дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также осуществить профильную дифференциацию в обучении.

Не следует забывать, что опыт проектно-исследовательской деятельности должен получить каждый обучающийся (одаренные, сильно и слабо мотивированные, трудные и дети с ограниченными возможностями здоровья). Особая образовательная атмосфера, создаваемая при этом, должна дать детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. Этому способствует организация групповой и индивидуальной исследовательской деятельности обучающихся, консультационной помощи и наставничества.

При организации групповой работы над проектом, особенно в разновозрастных и семейных группах, важно в результате получить полноценное участие каждого члена группы в исследовании. Для этого на начальной стадии погружения в проект перед каждым участником должна быть поставлена посильная задача.

Проектно-исследовательская деятельность должна пропагандироваться в школе. Целесообразно проводить публичные презентации результатов проектирования или исследования на мероприятиях различного уровня от презентации на обычном уроке до выступления на научно - практической конференции школьного, муниципального или другого уровня. Особенно это касается работ, которые не подходят для защиты на высоком уровне. Учитель должен дать шанс и этим исследователям публично заявить о себе (например, на физическом вечере, обобщающем уроке и т. п.). Это позволит получить им подкрепление в развитии личностных качеств, проектной и исследовательской компетентности.

Правильно организованная проектно-исследовательская деятельность поможет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы, реализовать комплексное восприятие учебных предметов, принимать самостоятельные решения и поверить в свои силы.

Для эффективного применения проектно-исследовательского метода учителю необходимо освоить технологию проектного обучения и иметь серьезную научно - методическую поддержку.

Для обучающихся старших классов, имеющих сильную мотивацию, полезно организовать исследовательскую деятельность совместно с преподавателями высших учебных заведений. Такое творческое сотрудничество позволит юному исследователю почувствовать особенности работы современного ученого и многократно повысит значимость исследовательской работы.

Организация проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе освоения этого метода требует значительных затрат сил и времени, которые обязательно впоследствии окупятся высокой мотивацией детей и увлеченностью самого учителя процессом руководства проектно исследовательской деятельностью обучающихся.

2.3. Анализ результативности применения проектно-исследовательского метода в рамках школьной физической лаборатории

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования проектно-исследовательской компетенции обучающихся в рамках творческой физической лаборатории позволила достичь положительных результатов:

  • повысилась мотивация изучения физики;

  • наблюдается повышение качества знаний по физике: за два года качество знаний по физике выросло на 14%;

  • высокий уровень обученности по физике - 100%

  • обучающиеся выбирают профильное обучение физики: открыты физико-химические профильные группы в 10 и 11 классах;

  • обучающиеся принимают активное участие в научно-практических конференциях разного уровня и занимают призовые места: проект «Опытные исследования электролиза» в 2009 году занял 1 место на муниципальной научно-практической конференции «Проектируем будущее» и стал лауреатом региональной научно-практической конференции «Проектируем будущее»;

  • в 2010 году команда 7 - 9 классов стала победителем муниципального этапа игры «Физический эрудицион»;

  • в часы школьного компонента включен, разработанный элективный курс «Проектно-исследовательская деятельность», который обеспечивает поддержку проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

  • создан пакет учебно-методических материалов для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

  • организовано информационное пространство школы;

  • создание семейных творческих групп способствует активному сотрудничеству семьи и школы;

  • по результатам исследований, проведенных психологом, повысился рейтинг предмета физики.

Применение проектно-исследовательского метода в рамках творческой физической лаборатории получило положительную оценку родителей:

Зеленый И.С., многодетный отец (образование высшее): «Мои сыновья всегда любили поэкспериментировать, но их опыты всегда были поверхностны и мало что давали. Участие в школьных исследованиях по физике и химии научили их решать проблемы по- научному…»

Орлова Ю.А. (образование среднее специальное): «Катя участвовала в проекте «Физика в медицине». Я сама медик и очень рада, что смогла помочь Кате в этой работе. Сейчас Катя занимается по физике с большим интересом, стала более уверенной, оценки стали лучше, научилась планировать свою работу, хочет продолжить эту тему»;

Шустрова Е.Н. (образование среднее): «У Сережи задержка психического развития, учителя жалуются на плохое поведение на уроках. Знания у него слабоваты, а вот руки золотые. Хорошо, что и для него нашлось дело по душе: смастерил модель фонтана, автопоилку для птиц, перископ. Теперь гордится и на уроки ходит с удовольствием».

Анализируя результативность применения метода проектов, я вижу эффективность организации проектно-исследовательской деятельности в рамках творческой физической лаборатории через:

  • усвоение алгоритма научного исследования обучающимися (элективный курс «Проектно - исследовательская деятельность»);

  • формирование научного мировоззрения (участие в научно-практических конференциях);

  • овладение универсальными способами учебной деятельности (разработка интегрированных проектов);

  • формирование социального опыта в труде и общении;

  • профессиональный рост учителя.

Дальнейшая работа будет направлена на совершенствование применения проектно-исследовательского метода: увеличение количества межпредметных проектов; организация исследовательской деятельности совместно с преподавателями высших учебных заведений; участие в телекоммуникационных проектах;





Заключение

Теоретические и эмпирические исследования проблемы организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях сельской образовательной среды позволяют сделать следующие выводы:

  • проектно-исследовательский метод является одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании;

  • проектно-исследовательская деятельность обучающихся позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию образования, способствует интеграции основного и дополнительного образования, формирует надпредметные знания и умения, развивает социальные практики с учетом психофизических особенностей обучающихся;

  • эффективным способом решения проблемы организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время в условиях сельской образовательной среды является дополнительная форма образовательной деятельности: организация проектно-исследовательской работы в рамках творческой физической лаборатории на базе кабинета физики;

  • проектно-исследовательская деятельность, организованная в рамках творческой физической лаборатории на базе кабинета физики, является эффективной формой развития исследовательских компетентностей обучающихся и способствует расширению границ толерантности участников исследовательской деятельности;

  • проектно-исследовательская деятельность в рамках творческой физической лаборатории стала средством определения индивидуального образовательного маршрута высоко мотивированных, трудных, слабоуспевающих детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (VI вид);

  • проектно-исследовательский метод, реализованный в рамках творческой физической лаборатории можно считать здоровьесберегающей технологией, так как исследовательская работа обучающихся проходит на высоком уровне познавательного интереса и мотивации, поэтому менее энергозатратна, чем принудительный труд;

Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные особенности образовательной среды сельской школы позволяют совершенствовать организацию проектно-исследовательской деятельности, а разработанная дополнительная форма образовательной деятельности организация проектно-исследовательской деятельности в рамках школьной творческой лаборатории применима на базе любого учебного кабинета. Исследовательские лаборатории могут быть многопрофильными, что позволит реализовать проектную интеграцию.

Создан пакет учебно-методических материалов для организации проектно-исследовательской деятельности, разработан спецкурс «Проектно-исследовательская деятельность».

Методические материалы могут быть использованы в практике работы школ для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проектно-исследовательский метод обучения ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален, он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен. Проект дает столь необходимый обучающимся опыт деятельности, и поэтому он незаменим.



Литература

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2008 г. - 25с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Бухаркина М.Ю, Лапшева Е.Е. и др. Обучение для будущего. - М.:ИУИТ, 2007 г. + CD.

  3. Громыко Ю.В. Понятие проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Изв.РАО.- 2000 г.- N 2.- (Филос.-психол. основы теории В.В. Давыдова).

  4. Intela "Обучения для будущего" Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века.- 10-е издание, переработанное, Москва 2009 г.

  5. Коваленко И.Б. Организация исследовательской деятельности учащихся на базе межпредметной связи физики и астрономии // Физика в школе.2003 г. №6.

  6. Кузнецов А.А. О стандартах второго поколения // Физика в школе №2 2009 г.

  7. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003 г.

  8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под редакцией А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008 г.

  9. Методика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности учащихся // "Физика. Первое сентября" N18/2009 г.

  10. Новикова Т.Н Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, № 7, 2000 г.

  11. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999 г. №10.

  12. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003 г.

  13. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе // Методология учебного проекта. Сб. - М.:МИПКРО, 2000 г.

  14. Проект "Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения". Группа "Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования" Руководители: Фирсов В.В.Абрамов А.М., Дронов В.П., Шадриков В.Д.

  15. Разумовский В.Г. Научный метод познания //Физики в школе. 2004 г. №4.

  16. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ" Авторский коллектив: Фирсов В.В., Бука Т.Б., Виноградская Л.А., Гаврикова О.В., Гара Н.Н., Иванова Л.Ф., Леонтьева М.Р., Леунова Е.А., Логинова О.Б., Поливанова К.Н., Терентьева Н.Г., Фомина С.С. Руководители: Фирсов В.В., Логинова О.Б.

  17. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005 г.

  18. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.

  19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998 г.

  20. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2007 г.

  21. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998 г.



© 2010-2022