- Преподавателю
- Физика
- Разработка урока Закон сохранения механической энергии (9 класс)
Разработка урока Закон сохранения механической энергии (9 класс)
Раздел | Физика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кияева Л.А. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
№23 23.11.15
Тема урока: «Закон сохранения механической энергии»
Цель урока: Раскрытие учащимися, в ходе урока, смысла закона сохранения энергии, приобретение умения описывать преобразования энергии при движении тел.
Задачи: - создать условия для формирования умений, обеспечивающих самостоятельное успешное применение закона сохранения механической энергии к решению задач на преобразование энергии придвижении тел;
- способствовать развитию умений самостоятельно выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания; развивать умение грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ;
- продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, взаимопомощь; умение доводить начатое до конца; повысить познавательный интерес.
Вид урока: изучение новой темы
Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «ЗСЭ», экран, ноутбук, штатив с муфтой и кольцом, шарик, шарик подвешенный на нити, брусок, наклонная поверхность, мячик.
«Опыт - вот учитель жизни вечной»
(Иоганн Гете)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение, проверка домашнего задания (6 мин).
Цель: выяснить степень усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причины, ликвидацию обнаруженных недочетов (2 варианта)
Обозначение физических величин
Название
Единица измерения СИ
Формулы
А
Энергия
-
Fтяж
H
Сила упругости
= - k x
Сила трения
F = …mg
Ер
Потенциальная энергия тела поднятого над Землей
Дж
Ер=…
Потенциальная энергия упруго
деформированного
тела
….= k x2/2
Ек
…=mv2/2
Обозначение физических величин
Название
Единица измерения СИ
Формулы
А
Энергия
-
Fтяж
H
Сила упругости
= - k x
Сила трения
F = …mg
Ер
Потенциальная энергия тела поднятого над Землей
Дж
Ер=…
Потенциальная энергия упруго
деформированного
тела
….= k x2/2
Ек
…=mv2/2
Взаимопроверка: Слайд 1
III. Подготовка к восприятию нового.
1 опыт. Движение шарика по наклонной плоскости. В ходе опыта изменяем высоту скатывания шарика, замечаем расстояние, на которое сдвигается брусок, лежащий на горизонтальной плоскости. (Учащиеся объясняют результаты опыта. Делают вывод).
2. Опыт с нитяным маятником. Маятник в начале висит неподвижно. Отмечаем это положение как нулевой уровень потенциальной энергии. Отклоняем маятник на некоторый угол и замечаем, что маятник проходит нулевой уровень и отклоняется в противоположное направление. Что произошло? Почему колебания прекращаются? (Учащиеся объясняют результаты опыта. Делают вывод).
Пока учащиеся делают опыт, подвожу итоги работ учащихся по карточкам.
Учащиеся сообщают результаты опыта, объясняют, что
-
чем с большей высоты скатывается шарик, тем большую скорость он приобретает и тем большую работу он может совершить, передвигая брусок.
-
Чем на больший угол отклоняем маятник из нулевого положения, тем большую скорость будет иметь маятник, проходя его. Обобщаем, систематизируем, переходим к понятию закон сохранения энергии.
IV.Изучение нового материала.
Из всех поставленных экспериментов какой вывод можно сделать?
(Энергия не исчезает и не появляется вновь Она только переходит от одного тела к другому или из одного вида в другой).
Откроем тетради и запишем число и тему урока «Закон сохранения механической энергии» Слайд 2
Итак, цель урока: (Формулируют сначала учащиеся, затем обобщаем, приходим к цели урока).
Наша следующая задача: написать формулу закона с/э, используя движение шарика, падающего вниз с высоты h, т.е. математически выразим закон сохранения энергии
Вопрос.
1)За счёт действия какой силы происходит движение шарика вниз? Каков чертеж? Слайд 3
1) Ответ. За счёт действия силы тяжести
2).Чему равна работа силы тяжести? Можно это выразить математически?
2) Работа силы тяжести равна убыли потенциальной энергии.
A=-(Ep2 - Ep1) (1)
3)Что можно сказать о скорости шарика при мере приближения к полу?
3)Скорость шарика возрастает
4)Значит ли это, что с другой стороны работа силы тяжести равна изменению кинетической энергии тела? Если да, то вырази это математически?
4)Да.
A=Ek2-Ek1 (2)
5)Насколько убывает потенциальная энергия и насколько увеличивается кинетическая?
5)Можно предположить, что одинаково, учитывая, что работу одной и той же силы мы выразили в одном случае через убыль потенциальной энергии, а другом через увеличение кинетической.
Следовательно (1) =(2)
-(Ep2 - Ep1) =Ek2-Ek1
6.Преобразуй, полученное выражение так, чтобы в левой части выражения стали потенциальная и кинетическая энергии на начало движения, а в правой на момент удара о землю. 6)Ответ.
Ek1 +Ep1 =Ek2+Ep2
Ты получил(а) очень важное математическое соотношение, которое носит название математическая запись закона сохранения энергии. Слайд 4
Слайд 6
Законы не открываются сами по себе, их открывают люди. Вот о таких людях мы и поговорим. Немного истории. Слайд 7
Закон сохранения энергии был открыт экспериментальным путем независимо друг от друга тремя учеными: Робертом Майером (немецкий физик и врач), Джеймсом Прескоттом Джоулем (английский физик) и Германом Гельмгольцем (немецкий ученый). Почти за сто лет к открытию этого закона очень близко подошел выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
Вводим, повторения понятие КПД применительно к механической энергии. Слайд 8
Отношение полезной работы к затраченной взятое в процентах и называется коэффициентом полезного действия - КПД.
V.Закрепление.
Рассмотрим несколько типов задач:
1. Задания ОГЭ. Слайд 9-10
Мужчина достает воду из колодца глубиной 10 м. Масса ведра 1,5 кг, масса воды в ведре 10 кг. Какую работу совершает мужчина?
2. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки и падает на землю. Если сопротивление воздуха не учитывать, то полная механическая энергия тела
-
одинакова в любые моменты движения тела
-
максимальна в момент начала движения
-
максимальна в момент достижения наивысшей точки
-
максимальна в момент падения на землю
3. Найти полную механическую энергию тела массой 100г, которое на высоте 4м имело скорость 36 км/ч. Слайд 11
4. Экспериментальная задача. Слайд 12
Сколько надо съесть каши, чтобы восстановить энергию, затраченную при подъеме на 9 этаж?
Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?
Работа, совершенная при подъеме на 9 этаж:
100 г - 320 ккал; 1ккал - 1360к Дж-рис 100 г - 310 ккал; 1ккал - 1300к Дж-рис
(информация с упаковки каши
А = mgh А = 70 • 9,8 • 20 Дж
А = 13720 Дж=13,7 кДж
Ответ примерно 1 г каши.
VI. Итоги урока.
-Итак, какая цель стояла перед нами?
- Мы выполнили ее?
- Как именно мы ее выполнили?
- Сможете ли вы самостоятельно применить схему применения закона сохранения энергии при решении задач?
- Что вы можете предложить для более прочного усвоения этой темы?
Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
VII. Домашнее задание: Подготовить сообщения о деятельности ученых в области изучения законов сохранения энергий (слайд7). П. 23, c96, ПТ№179, идив. задача.
Притча.
В старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы ответить?».
Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и готов был в любое мгновение раскрыть или сжать их ради своей истины. Не глядя на ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках.
Сейчас перед каждым из Вас на столе сидит самая маленькая и самая красивая бабочка. Возьмите ее. Она Ваша... Она в Ваших руках… Всѐ в Ваших руках... Ведь Вы сами строите свою жизнь и все, что в ней случается. Ваша успешность будет во многом зависеть, от тех знаний, которые Вы получите. А знания - это великая сила. Все наши открытия в наших руках.
3