Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках физики

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках физики»


Темпы развития современного общества предъявляют всё более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников всех ступеней образовательной структуры, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой учебной информации. Одним из путей решения этой проблемы является активное использование в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), призванных обеспечить более эффективное решение следующих организационно-дидактических задач:

- формирование и развитие системности мышления обучающегося;


- формирование конкретных компетенций учащихся на уроках с ИКТ;
поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в процессе приобретения знаний, развитие и закрепление навыков и умений;


- реализация принципа индивидуализации образовательного процесса при сохранении его целостности;


- стимулирование самостоятельности и работоспособности обучающегося, содействие развитию его личности;


- максимально полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных обучающихся, так и недостаточно подготовленных.


Накопленный опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем учебного цикла, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но как любая инновация, ИКТ наряду с положительными сторонами имеет ряд недостатков. Рассмотрим плюсы и минусы применения ИКТ в учебном процессе на примере уроков физики.

Использование ИКТ на уроках физики в условиях сельской школы способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению. Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. Чтобы понять суть непростых физических явлений и процессов, нужно обладать и эрудированностью, и наглядно-образным мышлением, что развито не у всех ребят. В этом случае на помощь приходит одно из распространенных средств обучения ИКТ - персональный компьютер.

Обратим внимание на то, что некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы, рентгеновское излучение из-за отсутствия приборов в физическом кабинете сельской школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Программы ПК позволяют создать модель сложных физических явлений, изменить условия протекания процесса, замедляя или ускоряя тот или иной процесс.

Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Но когда традиционные методы выполнения лабораторной работы или не эффективны, или невозможны из-за отсутствия необходимого оборудования применяю компьютер для выполнения виртуальных лабораторных работ («Виртуальная физическая лаборатория», «Лабораторные работы по физике», выпущенные издательством «Дрофа» и другие). Дети с удовольствием работают с компьютером по инструкциям, данным в доступной форме и в поэтапном изложении. При этом есть возможность вернуться к началу работы и повторить эксперимент для лучшего усвоения материала, а так же по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Это даёт возможность наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Чтобы представить процессы, используем интерактивные модели и графические программы, налагая их друг на друга. Видно, как и насколько меняется значение одной величины при изменении другой. В программе Microsoft Excel учащиеся самостоятельно сравнивают с помощью диаграмм величины плавления твердых тел, самостоятельно выстраивают диаграммы на самое тугоплавкое и легкоплавкое тела.

С помощью компьютера мы решаем обучающие и тренировочные задачи. Считаем это вполне целесообразным, так как имеется наглядность и возможность неоднократно объяснить решение в обучающих задачах, а в тренировочных проходит быстрая обработка материала, плюс возможность вызвать справку.

В своей практике пользуюсь созданными специально для конкретных уроков мультимедийными сценариями. Такие сценарии представляют собой мультимедийные конспекты урока, содержащие краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. Указанная программа проста в применении и позволяет свободно конструировать урок. За считанные минуты можно создать новый сценарий урока, включить в него новые слайды, скомбинировать слайды нескольких презентаций, удалить лишние. При использовании этой программы, учителю открывается широкий простор для творчества. Можно подготовить урок с учетом конкретных особенностей класса, темпа прохождения материала в текущем учебном году. Традиционными источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски (учебные курсы и энциклопедии), материалы в сети Интернет и собственные разработки. Материалы этих источников (рисунки, фотографии, видео- и аудио-файлы, флэш-анимации, интерактивные модели) можно использовать при создании презентаций. Компьютерные презентации вызывают интерес к происходящему на уроке, а простота их создания и удобство применения привлекает многих ребят. Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений. Число сайтов, содержащих такие материалы, постоянно растет, поэтому у каждого учителя есть свои особо популярные. Приложение 1. Значительная часть демонстрационных материалов готовится учителем самостоятельно при активном участии учеников. Среди этих материалов есть цифровые фотографии и видеозаписи физических явлений, фрагменты художественных фильмов, иллюстрирующие различные физические законы. Это могут быть отсканированные схемы и рисунки из обычных научных, учебных или энциклопедических изданий.

Большую помощь при проведении урока физики оказывают электронные учебники, которые содержат опыты, записанные в виде анимации (процесс кипения жидкости) или видеоролика, сопровождающегося голосовым объяснением. Этот материал можно использовать при объяснении новой темы. На уроке включаем такой видеофрагмент, и ученик объясняет происходящее, проверяем правильность ответа тут же, включив звук ролика. Таким образом, в короткий момент времени дважды повторяется домашнее задание, что является бесспорным плюсом в вопросе о запоминании материала.

Компьютер с помощью специально разработанных тестовых заданий, имеющих различную форму (генератор тестов, тест-презентация и другое), позволяет ученику убедиться в эффективности своих действий. При машинном способе тренировочные упражнения и контрольные задания выполняются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепление правильности своих ответов, что является одним из главных преимуществ программированного обучения. Ориентируясь на те умения, которые формируются при использовании ИКТ на уроках физики, корректируем деятельность ученика при изучении предмета для ликвидации пробелов.

Большое поле деятельности дают ИКТ при организации работы с одарёнными детьми. Опыт работы показывает, что большие возможности для развития одарённых детей, их мышления и творческих способностей даёт специально организованная в школе внеклассная работа (предметные недели, конференции, конкурсы, олимпиады и другое) и работа по методу проектов или проектная деятельность. Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. Такая работа невозможна без применения ИКТ.

Использование ИКТ на уроках физики способствует возникновению межпредметных связей. Например, физика - химия (молекулярная физика), физика - литература (факты об ученых), физика - математика (оптика, механика, решение задач) и т. д.

На уроках физики ПК можно использовать:

  • в качестве технического средства обучения;

  • для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками;

  • современное средство математической обработки результатов;

  • обучающие программы для самостоятельной работы школьников, а также диагностики и контроля их знаний;

  • во внеурочной деятельности, индивидуальных творческих заданиях и проектной деятельности учащихся.


Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе позволяет значительно улучшить качество обучения за счет его индивидуализации, наглядности, активизации творческой и самостоятельной работы учащихся. Надо отметить, что индивидуализация является необходимой при процессе восприятия и усвоения, особенно при изучении нового материала. К каждому ребенку нужен свой подход, так как понимание физики происходит по-разному: одни учащиеся усваивают быстрее материал, другие - медленнее. Неодинаков и способ восприятия, так как обращение идет к внутренней системе образованности, тесно связанной с логикой и эмоциональностью каждой конкретной личности.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность в соответствии с уроком отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, педагог создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.

Вместе с тем, информатизация образования обладает рядом негативных аспектов, которые необходимо знать и учитывать каждому учителю в практической деятельности.

На данном этапе новые технологии искусственно накладываются на традиционные образовательные каноны, а порой вступают с ними в противоречия. Так, например, использование калькулятора и табличных процессоров в компьютере, хотя и сокращают время вычисления на уроках физики и математики, но совершенно не способствуют формированию навыков счёта (исправление компьютером орфографических ошибок делает необязательным изучение правил русского языка). Лёгкий доступ к различного рода электронным справочникам и энциклопедиям атрофирует способность работать с книгой. Реальные лабораторные исследования заменяются работой в виртуальной среде, построение графиков и чертежей с помощью компьютера лишают учащегося возможности самостоятельно анализировать и фантазировать.

В настоящее время в учебном процессе используется достаточно большое количество программных и технических разработок, реализующих различные методические подходы, несовместимые технические и программные средства, что затрудняет их тиражирование, приводит к необходимости расходования учебного времени на их освоение. Одной из причин, снижающей эффективность внедрения ИКТ в учебный процесс является отсутствие единой политики в области оснащения образовательных учреждений техническими и программными средствами, что создаёт препятствия при переходе обучающихся как в пределах одного уровня образовательной структуры, так и между разными её уровнями. Серьёзной проблемой является также игнорирование вопросов экологической безопасности при работе с устаревшими компьютерами.

Колоссальные объёмы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернт-порталы подвергают школьника «соблазну» следовать по предлагаемой ссылке, что при неумелом использовании, может отвлечь от основного направления изучаемого материала. Оказавшись один на один с потоком предлагаемой информации, ученик оказывается в затруднительном положении, связанном с выбором важной и нужной. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, чаще у современного школьника сводится к бездумному скачиванию готовых проектов, рефератов, докладов, что не способствует повышению эффективности его обучения и воспитания.

И, наконец, не следует забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера - это ориентация на те случаи, когда невозможно выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, учитель не может наглядно продемонстрировать многие физические процессы без компьютерного моделирования. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей обучающихся, способствовать обучению новым навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определёнными программными средствами, а на технологии работы с различными видами информации. Современные инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя.



Приложение 1.


^ Учителю физики


Газета "Физика" Издательского дома "Первое сентября"


fiz.1september.ru


Для учителя физики


uroki.net/docfiz.htm


Физика в Открытом колледже


physics.ru


Коллекция "Естественнонаучные эксперименты": физика


experiment.edu.ru


Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии


gomulina.orc.ru


Задачи по физике с решениями


fizzzika.narod.ru


Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина


elkin52.narod.ru


Заочная физико-техническая школа при МФТИ


school.mipt.ru


Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования


edu.delfa.net


Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования


fizkaf.narod.ru


Квант: научно-популярный физико-математический журнал


kvant.mccme.ru


Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я. Филипповой


ifilip.narod.ru


Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной


class-fizika.narod.ru


Мир физики: физический эксперимент


demo.home.nov.ru


Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана


physics-regelman.com


Онлайн-преобразователь единиц измерения


decoder.ru


Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ


phys.spb.ru


Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации


genphys.phys.msu.ru


Теория относительности: интернет-учебник по физике


relativity.ru


Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов


fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/


Уроки по молекулярной физике


marklv.narod.ru/mkt/


Физика в анимациях


physics.nad.ru


Физика в Интернете: журнал-дайджест


fim.samara.ws


Физика вокруг нас


physics03.narod.ru


Физика для учителей: сайт В.Н. Егоровой


fisika.home.nov.ru


Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики


fizika.ru


Физика студентам и школьникам: сайт А.Н. Варгина


physica.ru


Физикомп: в помощь начинающему физику


physicomp.lipetsk.ru


Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке


elementy.ru


Ядерная физика в Интернете


nuclphys.sinp.msu.ru



Используемая литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. - 2002. - № 6. - С. 11-40.

2. Информатика: проблемы, методология, технологии. Материалы XI международной научно-практической конференции. Том 3. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 г.

© 2010-2022