• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект АМО-урока по физике на тему Свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела

Конспект АМО-урока по физике на тему Свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела

Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организационная информация

Автор урока

Немчинова Светлана Александровна

Предмет

физика

Класс, профиль класса/группа, количество человек

1 курс СПО, 25 человек

Продолжительность урока (занятия)

90 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия


Свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

В.Ф.Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Данный урок относится к теме «Свойства твердых тел», которая завершает изучение раздела «Основы молекулярной физики и термодинамики».

Тип урока - Изучение нового материала

Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы


Группа 1-го курса сформирована 2 месяца назад. Уровень подготовленности студентов очень разный. Часть ребят, сознательно пришедшие в техникум обучаться по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», ответственно и серьезно относятся к учению т.к. учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. У некоторых ребят сформировался выраженный интерес к различным источникам информации (интернету, книгам, кино, телевидению). Есть потребность в самостоятельном приобретении знаний. Часть учащихся имеют невысокий уровень школьных знаний и не проявляют интереса к выбранной профессии, предпочитают на уроках быть в роли пассивных наблюдателей, неуверенно высказывают свои предположения, боятся попасть впросак при обсуждении проблемных ситуаций. Есть необходимость использовать приемы вовлечения студентов в деятельностный процесс, совершенствовать владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Это обусловило использование АМО при планировании урока


Цели урока/ занятия/ мероприятия


Образовательные: Создать условия, при которых студенты смогут обобщить знания о строении вещества и усвоить различия в строении и физических свойствах кристаллических и аморфных тел.

Развивающие: Создать условия для формирования у студентов умений обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные: Создать условия для:

1) формирования коммуникативных качеств, культуры общения, воспитание наблюдательности;

2)знакомства с эмпирическим и теоретическим уровнями познания научных фактов и закономерностей;

Задачи урока/ занятия/ мероприятия


1)сформировать понятия «ближний» и «дальний» порядок в расположении частиц,

« кристаллическое тело», «аморфность»;

2) проанализировать причины анизотропии у кристаллических тел и изотропии у аморфных тел;

3)акцентировать внимания на различиях в других физических свойствах кристаллических и

аморфных тел.;

4) побудить студентов к использованию научно-популярной литературы и сети интернет для

совершенствования знаний.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия


В ходе урока студенты актуализируют и закрепят основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, сравнят физические свойства кристаллических и аморфных тел и проанализируют причины различий в этих свойствах.


Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Кристаллические тела; кристаллическая решетка; монокристалл; поликристалл; анизотропия; аморфные тела; изотропия.

Подробный конспект урока/занятия

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.



Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Целеполагание Инициация

Определение целей занятия и его мотивация .


5

мин.



10

мин.












Видеоряд




Заимствованный




Цель: определение темы и мотивации ее изучения студентами посредством включения ассоциативного мышления.

Необходимые материалы: слайдовая презентация. ( Приложение 1)

Предварительная подготовка: создание слайдов с использованием фотографий строительных материалов, техники, оборудования, инструментов.

Добрый день! На предыдущих занятиях мы подробно, шаг за шагом, изучали внутреннее строение, свойства и характеристики вещества в газообразном и жидком состояниях. Какое еще агрегатное состояние вещества вы знаете? Тема нашего сегодняшнего урока: « Свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела».


На любом строительном объекте, при строительстве любых зданий и сооружений очень важную роль играют тела в твердом агрегатном состоянии. Большинство строительных материалов - твердые тела.

Строительная техника, инструменты и приспособления - твердые тела. При проектировании и строительстве необходимо учитывать такие свойства материалов как прочность, твердость, хрупкость, пластичность, термостойкость, износоустойчивость , т.е.знать свойства твердых тел для студентов, получающих профессию строителя, жизненно необходимо. (Слайд 2; слайд 3; слайд 4; слайд5; слайд 6.).

Все твердые тела делятся на 3 большие группы: кристаллические, аморфные и композиты (слайд 7).

Проблемный вопрос: Почему твердые тела проявляют различные свойства?







Личностные УУД,
связанные с раскрытием практической и теоретической значимости изучаемого вопроса, для студентов, как будущих строителей.

Логические УУД, связанные со сравнением и классификацией объектов по выделенным признакам.







Информационная и учебно-познавательная



Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Лабораторная работа

(часть 1)

Работа в парах.






Эвристическая беседа.

Видео

ряд.

Заимствованный








Заимствованные







Цель; Простые наблюдения, выполненные в этой работе, помогут студентам в дальнейшем понять явления анизотропии, характерные

для кристаллических тел.

Необходимые материалы: набор кристаллических тел, линза короткофокусная.






Цель: Анализ и структурирование новых знаний о кристаллических твердых телах студентами посредством включения ассоциативного мышления и исходя из результатов своих наблюдений в лабораторной работе.

Необходимые материалы: слайдовая презентация.

Предварительная подготовка: создание слайдов с использованием фотографий кристаллических тел, различных типов кристаллических решеток, схемы-обобщения свойств кристаллов.(слайд 8, слайд 9. Слайд 10, слайд 11)

Сначала предлагается всем рассмотреть кристаллики поваренной соли. Выясняется, что все они имеют форму кубиков. Затем рассматриваются кристаллы медного купороса, обращается внимание на наличие у кристалликов плоских граней, но углы между гранями не такие, как у поваренной соли. После этого рассматриваются кристаллы слюды, которые имеют форму тонких пластинок. Обращается внимание на торец одной из пластинок, расщепленной на множество тонких листочков. Выясняют, что пластинку слюды трудно разорвать, но легко расщепить на более тонкие листочки по плоскостям спайности. Далее переходят к поликристаллическим телам Рассматривают излом цинка и кусочки сахара-рафинада находят грани мелких кристалликов, составляющих кусок металла..




В результатов ваших наблюдений и, глядя на фото кристаллов на слайдах, дайте определение кристалла.

( студенты дают варианты определения). Из всего сказанного вытекает вывод: Кристаллы - это твердые тела, атомы и молекулы которых занимают определенные, упорядоченные положения в пространстве. (слайд 8 )


Коммуникативные УУД: планирование и реализация учебного сотрудничества в парах.

Регулятивные УУД: наблюдение, представление и обобщение результатов работы.





Коммуникативные УДД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Логические УДД: построение логической цепи рассуждений.












Коммуникативная








Коммуникативная. Учебно-познавательная.

Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений.







Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.




Проработка содержания темы.

Изучение и структурирование знаний.

65 мин.














Демонстрационный эксперимент













Заимствованный













Цель: Показать на опыте, что кристаллы плавятся при определенной температуре, а не размягчаются постепенно.

Необходимые материалы: ледяная сосулька, спиртовка.

При наличии периодичности в расположении атомов (дальнего порядка) твердое тело является кристаллическим. Для наглядного представления внутренней структуры кристалла используют его изображение с помощью кристаллической решетки. Кристаллическая решетка - пространственная структура с регулярным периодически повторяющимся расположением частиц. Положение равновесия. Относительно которых происходят тепловые колебания частиц, являются узлами кристаллической решетки. Кристаллические тела делятся на монокристаллы и поликристаллы.

Вопрос: «Что означают приставки моно- и поли-?»

Монокристалл - одиночный кристалл, твердое тело, частицы которого образуют единую кристаллическую решетку. У монокристаллов правильная внешняя форма и углы между внешними гранями постоянные (кварц. алмаз. соль). Поликристалл - твердое тело ,состоящее из большого числа, беспорядочно ориентированных монокристалликов (сахар-рафинад, металлы). (слайд11, слайд 12) Идеальная форма кристалла имеет вид многогранника. Такой кристалл ограничен плоскими гранями, прямыми ребрами и обладает симметрией (слайд 13).

Анизотропия- зависимость физических свойств кристалла от направления. Пример: пластинка слюды легко расщепляется на тонкие листочки только вдоль определенной плоскости. анизотропны. Поликристаллы- изотропны.

Поместим сосульку над пламенем спиртовки - сосулька тает, но лед остается твердым.

Вывод:

плавятся кристаллы при строго определенной температуре.




Лабораторная работа

(часть 2). Работа в парах.

Эвристическая беседа.

Видео

ряд




Демонстрационный эксперимент

Видео

ряд

Заимствованный



Заимствованный





Заимствованный


Заимствованный

Цель: наблюдения, выполненные в этой работе, помогут студентам в дальнейшем понять свойства аморфных тел.

Необходимые материалы: набор аморфных тел ( стекло, воск) линза короткофокусная.


Цель: Анализ и структурирование новых знаний о аморфных твердых телах студентами посредством включения ассоциативного мышления и исходя из результатов своих наблюдений в лабораторной работе.

Необходимые материалы: слайдовая презентация.

Предварительная подготовка: создание слайдов с использованием фотографий аморфных тел, схемы-сравнения внутреннего строения аморфных и кристаллических тел, схемы-обобщения свойств аморфных тел.(слайд 15, слайд 16,слайд 17, слайд 18)

Цель: Показать на опыте, что определенной температуры плавления у аморфных тел нет.

Необходимые материалы: стеклянная палочка, спиртовка.

Цель: Анализ и структурирование новых знаний о композитных материалах студентами посредством включения ассоциативного мышления.

Необходимые материалы: слайдовая презентация.

Предварительная подготовка: создание слайдов с использованием фотографий композитных строительных материалов и конструкций (слайд 19, слайд 20,слайд 21, слайд 22, слайд 23).

Рассматриваются наиболее распространенные аморфные тела: обычное стекло и воск. Обращается внимание на излом стекла, который в отличие от металлов имеет гладкую поверхность с характерными острыми краями. Отсутствие граней. Воск, согретый в ладонях, становится пластичным.


Исходя из анализа результатов наблюдений и слайдов 15, 16, 17 дается определение аморфных тел. Аморфное тело- твердое тело, у которого нет строгого порядка в расположении атомов и молекул. Часто аморфные тела называют переохлажденными жидкостями. Обобщаются свойства аморфных тел: для аморфных тел характерна изотропия и отсутствие точки плавления.




Нагревая стеклянную палочку над пламенем, наблюдаем, что стекло постепенно размягчается, но не тает. Вывод:

при повышении температуры аморфные тела размягчаются и постепенно переходят в жидкое состояние.

Созданы композитные материалы, механические свойства которых превосходят традиционные материалы. Композитные материалы - это искусственно созданные неоднородные материалы, состоящие из двух и более компонентов. Композиты состоят из матрицы и наполнителей. В качестве матрицы применяют полимерные, металлические, углеродные или керамические материалы. Наполнители могут быть из нитевидных кристаллов, волокон или проволоки ( слайд19, слайд 20, слайд 21, слайд 22, слайд 23).




Познавательные и коммуникативные УДД:

Умение четко выражать свои мысли, умение выстраивать логические цепочки рассуждений.



Познавательные УДД:

связь изученного с будущей практической деятельностью.




Коммуникативная. Учебно-познавательная.




Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.


Формируется готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний.


Проработка содержания тем

Систематизация знаний

Одеваем «скелет».

Авторский

Цель: вовлечение студентов в процесс систематизации знаний по теме.

Необходимые материалы: Лист ватмана с изображенным «скелетом» опорного конспекта, где в центральном окне написано: «Твердые тела». ( Приложение 2)

Листочки с текстом по размеру «окон» в опорном конспекте. Клей-карандаш.

Предварительная подготовка: на листочках, в которые предстоит «одевать скелет» опорного конспекта крупно впечатан текст: «Тела, сохраняющие форму и объем», «Кристаллические тела», «Аморфные тела», «Дальний порядок в расположении частиц», «Ближний порядок в расположении частиц», «Строго определенная температура плавления», «Нет строго определенной температуры плавления», «Анизотропны», «Изотропны», «Упругие и, хрупкие», «При низких температурах - упругие, хрупкие, при повышении температуры - текучи»

В процессе обсуждения участвует вся группа, непосредственно к доске поочередно выходят 11 студентов. После обсуждения соответствующие листочки с текстом вклеиваются в соответствующие «окошки» скелета. В результате на ватмане - четкий опорный конспект, который переносится студентами в тетрадь. (Приложение 3)





В начале занятия мы поставили перед собой вопрос: почему твердые тела обладают различными свойствами? Давайте четко сформулируем ответ на этот вопрос.

( варианты ответов студентов).

Вывод: многообразие свойств твердых тел обусловлены характером расположения и взаимодействия молекул в этих телах.

Знаково-символические УДД: структурирование знаний.

Логические УДД: сравнение и классификация объектов по выделенным признакам.











Формируется способность анализировать, выделять главные признаки, обобщать, сравнивать



Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

Домашнее задание




Анализ уроня достижений цели урока

5мин




5мин.





Заимствованный, но измененный.





Цель: Выявить уровень достижения поставленной цели урока.

Необходимые материалы: три небольшие коробки с изображенными смайликами: 1) настроение отличное

2) настроение нормальное

3) настроение плохое.

25 штук пластиковых жетонов.

Предварительная подготовка: склеить и оформить коробки и вырезать жетоны (можно из любых пластиковых упаковок)

Подготовить сообщения :

  1. Жидкие кристаллы.

  2. Свойства и применения алмаза.

  3. Композиционные материалы и проблемы сохранения природных ресурсов.



Студенты берут жетон и кладут его в соответствующую коробку.

Все понял на занятии - настроение отличное

Что-то не понял - настроение нормальное

Много чего не понял - настроение плохое.












Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:

а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

Включение АМО в структуру урока позволило студентам,

в сотрудничестве с преподавателем, «открывать» для себя новые знания. Они не просто перерабатывали информацию, а, на протяжении всего занятия, побуждались к совместному размышлению, к диалогу.

В качестве мотива, используемого преподавателем для повышения интереса к изучаемому материалу, выступал профессиональный интерес. Созданная к данному уроку презентация ,способствовала активизации познавательного процесса и также отражала профессиональную значимость изучаемой темы.

Для структурирования содержания темы использовался метод «Одеваем скелет», способствующий формированию способности анализировать, выделять главные признаки, обобщать, сравнивать .

Работа в парах, при выполнении лабораторного исследования способствовала выработке коммуникативных качеств.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества

актуализированы/приобретены/закреплены).

Результаты обучения: обобщиение студентами знания о строении вещества и усвоение различия в строении и физических свойствах кристаллических и аморфных тел.

Результаты развития: формирование у студентов умений обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Результаты воспитания:

1) формирование коммуникативных качеств, культуры общения, воспитание наблюдательности;

2) знакомство с эмпирическим и теоретическим уровнями познания научных фактов и закономерностей;

Урок строился на принципе контекстности т. е предполагалось подчинение содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности, способствуя ускорению последующей профессиональной адаптации.

В качестве мотива, используемого преподавателем, выступал профессиональный интерес.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе занятия для развития творческого мышления и привлечения интереса студентов к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности в полной мере реализовывался компетентностный подход: личностная ориентация содержания занятия;

деятельностный характер занятия, направленность содержания урока на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности, на получение студентами опыта этой деятельности;

формирование ключевых компетенций - готовности студентов использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни.

У студентов формировались умения объяснять существующие явления действительности, их причины, сущность, взаимосвязи, при этом используя необходимый научный аппарат, то есть разрешать познавательные проблемы.

Росту компетентности способствовала и самостоятельная работа студентов (выполнение лабораторной работы, домашнее задание). развить творческое мышление и привлечь интерес студентов к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности.

.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Методическая ценность урока/занятия

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Приложение 1 - Презентация «Твердые тела»;

Приложение 2 - «скелет» опорного конспекта;

Приложение 3 - опорный конспект.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

1.В. Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля. Учебник. М., Академия. 2013г

2.В.Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации. М., Академия. 2010г

3.Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах . Книга для учителя Под. Ред. В.А. Бурова и Г.Г. Никифорова. М., Просвещение 1996г

Примечания автора/ов



© 2010-2022