Рабочая программа по физике 7 класса

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программе по физике основного общего образования, авторской программы А.В. Перышкина, 2011г.; Положения о рабочей программе по учебному предмету МКОУ ВСОШ № 2 при ИК с. Чугуевка, школьного учебного плана на 2015-2016 у.г.

Программа конкретизирует содержание учебных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет количество контрольных работ, зачетов, лабораторных работ.

Школьный учебный план отводит на изучение физики в 7 классе 108 часов в год по 3 часа в неделю.

В том числе для проведения:

  • контрольных работ- 6 часов,

  • зачетов - 9 часов;

  • лабораторных работ- 10 часов.

Резерв времени - 5 часов.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, т.к. физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Он раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

В результате изучения физики получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Изучение физики на данном этапе физического образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

  • на выработку компетенций:

общеобразовательных:

умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной ипрактической деятельности;

умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества:

осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

овладевать умениями применять полученные знания для полученияразнообразных физических явлений;

применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Планируемый уровень подготовки учащихся 7 класса

По окончанию изучения курса физики 7 класса учащиеся должны:

  1. Владеть методами научного познания

  1. собирать установки для эксперимента по описанию и рисунку;

проводить наблюдения изучаемых явлений

  1. измерять: температуру, массу, объем, плотность, силу (упругости, тяжести, трения скольжения, вес), расстояние, промежуток времени, плотность, давление

  2. представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков

  • массы вещества от его объема

  • силы тяжести от массы

  • силы упругости от удлинения пружины

  • изменения координаты тела от времени

  1. объяснять результаты наблюдений и экспериментов

  • диффузию в газах, жидкостях и твердых телах

  • малую сжимаемость твердых тел и жидкостей

  • большую сжимаемость газов

  • передачу давления жидкостям и газам

  • разницу атмосферного давления на различных высотах

  • гидростатические явления

  • действие простых механизмов


  1. применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

  • удлинение пружины под действием подвешенного груза


  1. Владеть основными понятиями и законами физики:

  1. давать определения физических величин и формулировать физические законы

  2. описывать физические явления и процессы

  3. вычислять:

  • пройденный путь,

  • скорость движения тела,

  • массу и объем тела по его плотности,

  • силу тяжести,

  • вес тела,

  • давление,

  • давление жидкости на дно и стенки сосуда,

  • архимедову силу

  • механическую работу и мощность

  • коэффициент полезного действия механизма.


  1. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

  1. Называть:

  • агрегатные состояния вещества

  • простые механизмы


  1. Приводить примеры:

  • относительности скорости и траектории движения одного итого же тела в различных системах отсчета,

  • изменения скорости тел под действием силы,

  • деформации тел при взаимодействии,

  • применения простых механизмов в быту.

  1. Читать и пересказывать учебник

  2. Выделять главную мысль в прочитанном тексте

  3. Находить ответы в прочитанном тексте на вопросы

  4. Конспектировать прочитанный текст

  5. Определять:

  • значения величин по таблицам и графикам,

  • по графику зависимости пути от времени промежутки времени, скорости

Формы промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Промежуточная аттестация представляет собой :

полугодовую аттестацию - оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части темы по итогам учебного периода на основании текущего контроля успеваемости;

Формами контроля качества усвоения обучающимися содержания учебных программ являются:

  • письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, лабораторные, практические, контрольные; письменные ответы на вопросы теста; физические диктанты, рефераты и другое.

  • устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачета и другое.

  • комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно - коммуникационные технологии.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода ( полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.

Полугодовая промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка ( полугодие).

Отметка обучающегося за полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.

Нормы оценок

  1. Критерии оценки устного ответа

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • Обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий.

  • Дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.

  • Технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.

  • При ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов.

  • Умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами.

  • Умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу.

  • Умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Отметка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

  • Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.

    • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Отметка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

  • Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  • Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Отметка «2» ставится в том случае, если учащийся:

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов.

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  1. Критерии оценки письменных самостоятельных и контрольных работ

  • Отметка «5» ставится за работу,

выполненную полностью без ошибок и недочетов.

  • Отметка «4» ставится за работу,

выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

  • Отметка «3» ставится,

если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

  • Отметка «2» ставится,

если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

  • Отметка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.


  1. Оценка лабораторных работ

  • Отметка «5» ставится,

если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

  • Отметка «4» ставится,

если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • Отметка «3» ставится,

если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

  • Отметка «2» ставится,

если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  • Отметка «1» ставится,

если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.


Используемая учебно-методическая литература, наглядное оборудование, электронные образовательные ресурсах (ЭОР)

Для решения основных задач обучения требуются книги, созданные

на основе глубокого изучения основ наук, освоения их идей, традиций

и конкретного содержания. Программа для основной школы, автором

которой являются Перышкин А. В., Гутник Е. М. Учебно-методический

комплект (УМК) «Физика» (авторы: Перышкин А.В. , Гутник Е.М. )

предназначен для 7- 9 классов общеобразовательных учреждений.

УМК выпускает издательство «Дрофа». Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в

общеобразовательных учреждениях. Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.

Достоинством учебников данного УМК являются ясность, краткость и доступность изложения, подробно описанные и снабженные рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи. Все главы учебника содержат богатый иллюстративный материал. Учебники рассчитаны на такую структуру, при которой на первой ступени профильное обучение не вводится. Он включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях. Учебник отличается простотой и доступностью изложения материала, предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять на практике.


  1. Учебно-методическая литература

    • Физика.7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин- М.: Дрофа, 2014 г.

    • Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика.- М.Просвещение,1990 г.

    • Лабораторные работы по физике. 7 кл.- М.: Просвещение, 2010 г.

    • Задание по физике для учащихся вечерних школ/ А.Е. Морон- М.:Просвещение,2007 г.


  1. Наглядное оборудование

  • портреты выдающихся физиков,

  • таблица «Международная система единиц»

  • комплекты тематических таблиц


  1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

    • учебный видеокурс по физике 7 класса

    • обучающие программы







Тематическое планирование

1. Введение. Физика и физические методы изучения природы (6 часов)

Физика- наука о природе. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыт. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы

№1. Определение цены деления измерительного прибора

№2. Измерение размеров малых тел

№3. Измерение объема тела

2.Первоначальные сведения о строении вещества (13 часов)

Строение вещества. Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Демонстрации.

Диффузия газов, жидкостей.

Механическая модель броуновского движения.

Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем

Зачеты

№1 « Первоначальные сведения о строении вещества» -2 часа

  1. Взаимодействие тел (32 часа).

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Демонстрации.

Равномерное движение.

Относительность движения.

Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.

Силы трения покоя.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Лабораторные работы

№ 4.Измерение массы на рычажных весах

№ 5. Определение плотности твердого тела

№ 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Контрольные работы

№1. « Механическое движение»

№2. « Взаимодействие тел»

№3 « Итоговая (полугодовая)»

Зачеты

№2 « Взаимодействие тел»- 2 часа


  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 24 часа ).

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Существование атмосферной оболочки Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлических пресс. Действие жидкости на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Демонстрации.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Измерение атмосферного давления барометром.

Передача давления жидкостями и газами.

Лабораторные работы

№ 7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№8. Выяснение условий плавания тел в жидкости.

Контрольные работы.

№ 4. «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Зачеты

№3«Давление твердых тел, жидкостей и газов»-3 часа


  1. Работа и мощность. Энергия. (22 часа).

Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент сил. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Демонстрации

Проверка условия равновесия сил на блоках.

Лабораторные работы

№ 9.Выяснение условия равновесия рычага.

№ 10. Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Контрольные работы.

№5. « Работа и мощность. КПД»

Зачеты

4. «Давление. Работа. Мощность. Энергия»-2 часа


  1. Повторение (6 часов).

Строение вещества. Механическое движение. Силы в природе. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Контрольные работы

№6. Итоговая


  1. Резерв времени 5 часов.


11

© 2010-2022