Развитие интереса к физике в основной общеобразовательной школе

Формирование познавательных интересов школьников должно происходить последовательно и поддерживаться на всех уровнях развития познавательных потребностей, от потребности во впечатлениях, через любознательность и вплоть до высшего уровня, характеризуемого творческой поисковой деятельностью, потребностью не только в усвоении готовых знаний, но и в их накоплении и систематизации.Процесс формирования познавательного интереса школьника является сложным и многозначным, который следует рассматривать с ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Методическая разработка по теме:

«Развитие интереса к физике

в основной общеобразовательной школе»





Выполнила: Новикова В.Г., учитель физики, МБОУ «СОШ № 7 г. Медногорска»













Содержание


  1. Введение ………………………… ………………………………..3 стр.

  2. Глава I. Теоретическая часть …………………………………….7 стр.

  3. Повышение интереса учащихся к физике

в классно-урочной системе обучения ………………………….10 стр.

  1. Решение задачи ……………………………………………………20 стр.

  2. Деятельность учащихся при восприятии нового материала ……..31 стр.

  3. Глава II. Внеклассная работа по физике

и её место в образовательном процессе ………………………...34 стр.

  1. Организация внеклассной работы по физике …………………..36 стр.

  2. Проектная деятельность учащихся ………………………………..39 стр.

  3. Критерии и показатели уровней сформированности
    интереса к физике школьников ………………………………….43 стр.

  4. Заключение ………………………………………………………..46 стр.

  5. Литература …………………………………………………………48 стр.









Введение

Формирование познавательных интересов школьников должно происходить последовательно и поддерживаться на всех уровнях развития познавательных потребностей, от потребности во впечатлениях, через любознательность и вплоть до высшего уровня, характеризуемого творческой поисковой деятельностью, потребностью не только в усвоении готовых знаний, но и в их накоплении и систематизации.

Процесс формирования познавательного интереса школьника является сложным и многозначным, который следует рассматривать с разных сторон. При организации процесса обучения учителю необходимо учитывать различные факторы, оказывающие положительное влияние на формирование познавательных мотивов у учащихся, использовать различные методы и средства.

Мотивация может осуществляться как содержанием, что связано с отбором, изложением, структурированием и представлением учебного материала, так и процессом, что связано с организацией учебной деятельности школьников.

Развитие интереса к физике в основной общеобразовательной школе

Пути повышения интереса учащихся к физике в условиях основной общеобразовательной школы

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. Interesse - быть посреди, находиться между, быть важным) - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Л. С. Выготский пишет: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»1.

Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сперва педагог, а потом его предмет - незыблемая закономерность, определившая судьбу подавляющего числа людей.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов,

выделим:

• увлечённое преподавание,

• новизну учебного предмета,

• историзм,

• связь знаний с субъектами людей, их открывшими,

• показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,

• использование новых и нетрадиционных форм обучения,

• чередование форм и методов обучения,

• проблемное обучение,

• эвристическое обучение,

• обучение с компьютерной поддержкой,

• применение мультимедиа-систем,

• использование интерактивных компьютерных средств,

• взаимообучение (в парах, микрогруппах),

• тестирование знаний, умений,

• показ достижений обучаемых,

• создание ситуации успеха,

• соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

• создание положительного микроклимата в классе,

• доверие к обучаемому,

• педагогический такт и мастерство учителя,

• отношение педагога к своему предмету, обучаемым,

• гуманизация школьных отношений и т. д.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души.

Дидакты установили, что от 20 до 50 % школьников-подростков либо вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо их интересы расплывчаты. Аморфны, случайны, т. е. относятся к эпизодическим, репродуктивным интересам, требующим постоянного пробуждения.

Проблема воспитания интереса к учению - ещё одна из ключевых дидактических проблем.

Есть хорошая теория, есть хорошие рекомендации. Но в практике, к сожалению, остаются нерешёнными всё те же вопросы, что волновали учителей и сотни лет тому назад.

Главный среди них, конечно, - как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелёгкому процессу познания.

Увлечь ребёнка может только увлечённый родитель. Что ближе всего, то и, как правило, действует сильнее.

Со школы, с учителей спрос за развитие интересов детей особый. И здесь на первый план выступает увлечённый учитель, интересный для ребят человек. Детское любопытство - бенгальский огонь, фейерверк, оно быстро и ярко вспыхивает, но внезапно и гаснет. Что нужно для возбуждения любопытства? Завлекательное начало, динамичный сюжет, неожиданный поворот. А чтобы костёр горел долго и жарко. Требуется великое искусство держать учеников «между». Чувствовать недостаточность того, что есть, и стремиться к тому, чтобы достичь большего, одолеть неведомое. Если к интересу примкнули стремление и долг, то человек уже не просто решает поставленную перед ним нормальную учебную задачу, но и переиначивает её на испытание самого себя.

Как аппетит приходит во время еды, так и интерес крепнет по мере проникновения в суть предмета. Знания и интересы - неразъединяемое целое.




Глава I

Теоретическая часть

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей - субъектом деятельности.

В этом случае познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения.

Необходимо отметить, что наличие у учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые большой степени определяются деятельностью учителя, его педагогическим мастерством.

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого. Следовательно, познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания - теоретическим и экспериментальным, приближающимися в старших классах к методам науки.

Современные психологи и педагоги считают, что интересы заложены в природе ребёнка и проявляются по мере его роста и сознания.

Рассмотрим динамику развития интереса к физике как учебному предмету: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.

  1. На стадии удивления и любопытства - у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т. д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Но учитель не должен пренебрегать этой первой возможностью вызвать ростки интереса к учению.

Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока - оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.

По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит конкретизация объекта интереса: ученик придает всё большее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.

2. Любознательность является более совершенной ступенью познавательной направленности личности ученика. Здесь на первый план выступает установка на познание. Поэтому проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности.

Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Учителю следует так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.

  1. Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.

В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. В начале это факты, опыты, явления; затем - возможность их объяснения; потом - глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.

Как может учитель судить об уровне развития интересов учащихся на уроках? Обобщая данные педагогических исследований, можно сформулировать следующие показатели интереса.

  1. Активное включение в учебную деятельность (сколько раз поднимал руку, отвечал, выступал на уроке по желанию, задавал вопросы учителю).

  2. Реакция на звонок с урока.

  3. Самостоятельность выводов и обобщений.

  4. Добровольное выступление с докладами.

  5. Участие по собственному желанию в анализе и дополнениях ответов товарищей.

  6. Желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления.

  7. Самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома.

  8. свободное чтение научно-популярной литературы.

  9. Участие во внеклассной работе по физике.

Важно отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.

Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

Развитие познавательной активности учащихся зависит как от содержания изучаемого материала так и от активной учебно-познавательной деятельности. Различные виды работ на уроке вызывают много разных переживаний учащихся: осознание собственного роста, радость овладения более совершенными формами учебной деятельности, удовольствие, чувство успеха, гордости за успех товарищей.

Однако не всякая деятельность на уроке интересует учащихся. Они могут решать задачи, выполнять лабораторные работы и т. д. «по надобности», без интереса. Необходимо определить способы учебно-предметных действий, которые обеспечили бы не только констатирующий уровень восприятия учебного материала, но и восприятие с увлечением.

Уроки физики, в основной общеобразовательной школе, бывают разные по типу: проведение лабораторной работы, решение задач, изучение нового материала, повторительно-обобщающий, и т. д.


  1. 1. Повышение интереса учащихся к физике в классно-урочной системе обучения

  1. Лабораторные работы, целью которых является важный физический вывод (Закон сохранения энергии в тепловых процессах)

  2. Лабораторные работы, целью которых является научиться пользоваться измерительным прибором

  3. Лабораторные работы, целью которых является овладение способами измерения физических величин.

  4. Лабораторные работы на расчёт какой-либо физической величины, данные для которого должны быть получены самостоятельно.

Установка на интерес в этих работах создаётся пониманием практической значимости изучаемого прибора. Сами приборы в подавляющем большинстве новы для учащихся и вызывают вполне законное любопытство (рефлекс «что это такое?»). Однако и в этих случаях возможно отсутствие истинного познавательного интереса, который будет проявляться только при определённых условиях.

В качестве примера рассмотрим лабораторную работу в 8 классе «Измерение напряжения на различных участках цепи»

Дидактические цели этой работы заключаются в формировании у учащихся умения пользоваться вольтметром и в подготовке базы для развития представлений о параллельном соединении проводников и законах параллельного соединения.

В данном случае необходимо разбить работу учащихся на отдельные этапы, основная цель которых - осмысление действий. Ведущих к формированию умения общаться с данным прибором, т. е. способом измерения физической величины.

Технологическая карта урока физики в 8 классе

Тема: Лабораторная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках цепи»

Тип урока: Практическое применение знаний и умений

Цели урока:

  1. Личностные результаты:

1. 1. Формирование целостного мировоззрения:

А) развитие интереса к физике, как системообразующей науке для развития других наук, техники и технологий

Б) применять физические законы и формулы для решения задач;

1.2. Готовности к самообразованию:

А) умение работать с дополнительной литературой, поиск необходимой информации в Интернете.

2. Метапредметные результаты

Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля.

- принятие решения и осуществление осознанного выбор в учебной деятельности;

- умение работать в группе, строить логические рассуждения, умозаключения;

Коммуникативные:

- формировать умение выражать собственное мнение и позицию;

- формировать умение аргументировано отстаивать своё мнение;

- умение координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  1. Предметные результаты:

3.1. Познавательные

А) умение действовать по образцу при выполнении лабораторной работы;

Б) умение работать с приборами и записывать их показания;

В) умение сравнивать величины, выдвигать гипотезы;

Г) обобщать и делать выводы.

  1. Приобретение опыта применения научных методов познания

А) наблюдение физических явлений;

Б) проведение опытов, простых экспериментальных исследований;

В) формирование представлений о прямых и косвенных измерений;

Г) понимание неизбежности погрешностей любых измерений.

  1. Представление об объективности научного знания

А) формирование умения работать с измерительными приборами (амперметром и вольтметром), определять погрешность измерения и записывать результаты измерения;

Б) продолжить работу по овладению понятийным аппаратом (Определения силы тока и напряжения, единицы измерения этих величин, способами включения этих приборов в электрическую цепь);

В) продолжить работу по овладению символическим языком физики:

- обозначение (силы тока, электрического заряда, работы электрического поля, электрического напряжения)

- формулы (запись определения силы тока, электрического напряжения)

Межпредметные связи: математика.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Ресурсы: учебник, тетрадь для лабораторных работ, оборудование для фронтальных лабораторных работ, компьютер, Мультипроектор, мел и классная доска.

Ход урока

  1. Целью работы является научиться пользоваться измерительным прибором (способы включения вольтметра, определение верхней границы измерения прибора, цены деления шкалы прибора)

Анализ хода урока

Действия ученика

Универсальные учебные действия

Методический анализ

Повторение пройденного материала - Электрическое напряжение, единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения вольтметром.

Умение работать с учебной литературой на этапе повторения. Умение чертить схемы электрических цепей по собранному.

Учащиеся в учебниках, в рабочих тетрадях ищут необходимую информацию. Делают быстро, так как работа для них знакомая.

Напоминание о соблюдении техники безопасности при выполнении данной лабораторной

Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Слушают, не проявляя особого интереса к тому, что говорит учитель.

1. Соберите электрическую цепь согласно рисунку на стр. 67 (источник тока, ключ, амперметр, лампочка на подставке, реостат и соединительные провода соединить последовательно) из учебника. Определите цену деления измерительных приборов.

1.1. На какое напряжение рассчитана лампа? Достаточно ли напряжение на источнике тока, чтобы лампа горела в нормальном режиме?

Умение работать с информацией из паспорта электрического прибора, на цоколе лампочки,

Учащиеся внимательно рассматривают устройство лампочки, обдумывают свои ответы. Собирают электрическую цепь, согласно предложенному рисунку. Ученики приучены поднимать руку, чтобы учитель проверил их работу и разрешил включить её.

2. Соблюдая полярность, измерьте напряжение на лампе.

2.1. Начертите схему собранной цепи. Обратитесь к инструкции по технике безопасности при работе с электрическими цепями. Какой прибор должен включаться в электрической цепи в последнюю очередь?

Умение представлять информацию в виде схемы с условными обозначениями. Умение работать с источниками дополнительной информации.

При измерении напряжения на лампе, учащиеся (девочки) допускают ошибки при подключении вольтметра (нарушают полярность включения вольтметра). Учитель объясняет суть допущенной ошибки и предлагает исправить.

3. Запишите показание вольтметра с учётом погрешности измерения.

3.1. Что можно сказать о напряжении на лампе по сравнению с общим напряжением в цепи? Проверьте своё предположении, измерив напряжение.

Умение записывать информацию в предложенной форме.

Учащиеся почти безошибочно записывают результат измерения напряжения на лампе. Подобная работа им знакома.

4. Измерьте напряжение на реостате, и напряжение общее в электрической цепи.

4.1. Какой вывод можно сделать, сравнивая полученные данные?

Умение работать с измерительными приборами. Записывать их показания.

Учащиеся допускают меньше ошибок при записи результатов, однако допускают ошибки при измерении общего напряжения (затрудняются, не знают к каким точкам подключиться). Учитель подсказывает как подключиться. Учитель вместе с учениками формулируют вывод и записывают в тетрадь

5. Для подведения итога работы заполните таблицу.

Умение анализировать проделанную работу, обобщать и делать выводы.

Учитель раздает таблицы ученики заполняют его, по ходу задают вопросы.

Так, в рассматриваемой работе к пункту 1 инструкции учебника добавляем задания типа: На какое напряжение рассчитана лампа? Достаточно ли напряжение на источнике тока, чтобы лампа горела в нормальном режиме? Выберите из числа имеющихся на столе приборов те, которые смогли бы «работать» в данной цепи вместо лампы.

К пункту 2 добавляем следующие задания: Начертите схему собранной цепи. Обратитесь к инструкции по технике безопасности при работе с электрическими цепями. Какой прибор должен включаться в электрической цепи в последнюю очередь? Имеет ли значение взаимное расположение приборов для работы цепи?

К пункту 3 добавляем следующие задания: Что можно сказать о напряжении на лампе по сравнению с общим напряжением в цепи? Проверьте своё предположении, измерив напряжение.

Подключите последовательно с лампой ещё один из имеющихся на столе приборов. Измерьте напряжение на этом приборе и общее напряжение на приборе и лампе. Какой вывод можно сделать, сравнивая полученные данные?

В приведённом описании лабораторной работы шло овладение действиями по образцу, отработка этих действий (сборка цепи, подключение вольтметра, измерение напряжения), без чего невозможно усвоение этого материала. Но формирование познавательного интереса шло не только за счёт работы с новыми, не известными ранее приборами, но и благодаря созданию условий, в которых учащимся интересен и результат деятельности и её процесс.

Рассмотрим в качестве примера лабораторную работу № 3, 8 класса «Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела». Обычно эта работа вызывает много трудностей у учащихся. Математическая обработка результатов опыта занимает основное время и нередко заслоняет основную цель работы - научить учащихся пользоваться экспериментальным методом, умению ставить и решать экспериментальные задачи.

В этом случае формирование познавательного интереса может идти в два этапа. Первый, подготовительный, прямо неучаствующий в лабораторной работе - тренировка, отработка алгоритма и отдельных практических действий. Этот этап осуществляется на предыдущих уроках, причём формы его проведения также могут содержать элементы, направленные на формирование познавательного интереса. Второй этап - само проведение работы. При проведении таких лабораторных работ важно, чтобы практически решаемая задача несла новое, неизведанное освещение изучаемого явления.

Формирование интереса на этих уроках начинается привлечением внимания к новой величине «удельная теплоёмкость».

Для привлечения внимания учащихся можно показать «фокус», предложенный в книге А. А. Муравьёва «Как учить школьников самостоятельно приобретать знания». На столе учителя стоят три стакана с одинаковым количеством воды, при комнатной температуре. В сосуде с горячей водой находятся одинаковые по массе тела из железа, меди и алюминия. Учитель предлагает учащимся переложить эти тела в стаканы с водой, определить в них температуру. Тогда, не глядя, он определит, в какой стакан положено какое тело.

Затем на уроке идёт работа с таблицей удельных теплоёмкостей. Все вопросы подчинены осмыслению (и запоминанию) нового понятия.

Задачи

Дидактическая цель

Что даёт для формирования познавательного интереса

1. Расчёт количества теплоты с учётом использования удельной теплоёмкости

Выяснение усвоения понятия с, формирование логического мышления

Применение имеющихся знаний для решения задач в новой ситуации

2. А если тел не одно, а два? Например, если деталь из первой задачи замена котлом, в который налили воду массой 20 кг для нагревания от 10 до 100 оС?

Формирование навыка расчёта количества теплоты

_ > _

3. Объяснение «фокуса»

Формирование навыка плюс активное повторение пройденного

Создаётся ситуация: как быть, если известный способ расчёта не полный?

Идёт обновление знаний на новом уровне

4. Задача на составление и решение уравнения теплового баланса

Формирование обобщённого подхода к решению задач

Радость от решения трудной задачи

Расставляя задачи по степени сложности, подготовили учащихся к выполнению практической работы.

В этом случае лабораторную работу, которая проводится как контрольная, можно рассматривать как результат деятельности: мы изучили удельную теплоёмкость с, научились рассчитывать количество теплоты Q, а сможем ли мы в реальной практической задаче определить удельную теплоёмкость. Основным мотивом учебной деятельности учащихся станет желание найти ответ.

Каждый ученик - индивидуальность, но, рассматривая методический аспект вопроса формирования познавательного интереса к предмету, необходимо через знания предмета (удельная теплоёмкость и количество теплоты), тренировок (развития умения применять уравнение теплового баланса) и умело, грамотно поставленных целей перед учеником - учитель может добиться успеха.

Таким образом, на всех предыдущих уроках и на самой лабораторной работе учениками была освоена «база» для решения практической задачи.


  1. 3. Деятельность учащихся при восприятии нового материала

Новый материал часто излагается информационно-иллюстративным методом. При этом надо отметить, что внешняя активность (деятельность) не свидетельствует о настоящей активности учащихся, и нередко при видимой активности только учителя (излагает новый материал) у только слушающих учащихся происходит напряжённая умственная деятельность, являющаяся действенным источником подлинного познавательного интереса.

Существуют различные способы построения уроков, в 7 - 9 классе, изучения нового материала.

Тип построения урока

Структура урока

1. Традиционное

Учитель объясняет материал, демонстрирует опыты. Ученики слушают, делают выводы

2. Проблемный урок

В начале урока перед учениками ставится познавательная задача: найти объяснение явлению испарения. Повторение проводится по заранее подготовленному опорному конспекту. Ученикам напоминают схему научного познания в физике: наблюдения - выдвижение гипотезы - проведение эксперимента - теоретические выводы - проверка на практике. Учитель предлагает провести исследование явления испарения. Затем ученики анализируют теоретическую модель и выдвигают гипотезы: от какого фактора зависит скорость испарения? Гипотезы учащихся экспериментально проверяются, опыты анализируются, делается вывод о поглощении энергии при испарении. Закрепление материала происходит в виде повторного объяснения учителя.

3. Урок предполагает большую самостоятельную работу учащихся

Во время фронтального опроса выясняются основные положения самостоятельно изученного дома параграфа «Испарение», акцентируется внимание учащихся на главном. Подтверждение изученному учащиеся обнаруживают во фронтальной лабораторной работе, в ходе закрепления обобщается материал, приводятся примеры.

4. Основу урока составляет просмотр и обсуждение фильма

Повторение. Просмотр и обсуждение фильма «Изменение агрегатного состояния вещества», по предварительно предложенным учащимся вопросам учитель демонстрирует опыты сам и обсуждает с учащимися варианты предлагаемых ими опытов. Закрепление происходит в ходе решения качественных задач

5. Урок как контрольная работа

Учащимся предлагаются задания: прочитать самостоятельно данный параграф и определить его главную мысль; найти в учебнике и перечислить причины . от которых зависит скорость испарения жидкости; выполнить фронтальную лабораторную работу и объяснить её результаты.

Развитие познавательного интереса учащихся позволяет учителю приобщить их к методам научного исследования.

В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. В процессе выполнения опытов проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников.

Вызвав интерес к процессу деятельности, учитель должен увлечь ученика содержанием и способом выполнения работы. В этом умении заключается искусство педагога.

Ученика надо приобщить к радости умственного труда, дать ему испытать удовлетворение от творчества, открытия, победы.

  1. Внеклассная работа по физике и её место в образовательном процессе

В Российской педагогической энциклопедии внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся и тесно связана с таким понятием, как внеурочные учебные занятия, под которым понимают различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников (выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений, кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством), призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной, образовательной деятельности по своему выбору1.

Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и учёных.

Большинство авторов считают, что внеклассная работа - образовательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников на добровольных началах, обязательно с учётом интересов всех её участников, являющейся неотъемлемой составной частью воспитательного процесса2.

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.

Внеклассная работа является обязательной составной частью образовательного процесса, осуществляемой школой, учителем. Необходимо помнить, что это работа не только с учащимися, уже проявляющими повышенный интерес к изучению физики и техники, но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства учащихся.

В методической литературе определяются следующие цели внеклассных занятий с учащимися по физике:

1. развитие творческих способностей, самообразовательных навыков и умений (творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, с информацией в Интернете);

2. расширение и углубление знаний, умений учащихся;

3. формирование диалектико-материалистического мировоззрения, глубокого и устойчивого интереса, физического мышления;

4. воспитание у школьников умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;

5. приобщение учащихся к научно-исследовательской работе по физике;

6. создание актива школьников, оказывающих помощь учителю в оборудовании физического кабинета, в занятиях с отстающими, в выпуске стенной печати и др.

В основе организации внеклассной работы по физике в современной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, оптимальное сочетание между теорией и практикой, учёт возрастных особенностей учащихся, их интересов, уровня предшествующих знаний и умений, сочетание добровольности в выборе содержания и обязательности при выполнении запланированной работы. включение элементов исследовательской работы, занимательность.

Наряду с ними имеются специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения внеклассной работы по физике.

- Принцип связи внеклассной работы с уроками физики.

- Принцип систематичности в подаче материала.

- Принцип учёта индивидуальных интересов и способностей учащихся.

- Принцип занимательности.

- Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы.

- Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы.

- Принцип добровольности.

- Принцип массовости.

  1. 1. Организация внеклассной работы по физике

Рассмотрим общую схему подготовки и проведения внеклассных занятий

Развитие интереса к физике в основной общеобразовательной школе

Большое значение при организации внеклассной работы имеет её планирование: составление планов работы кружка, программы физического вечера и плана его подготовки. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учётом общешкольного годового плана. Наиболее простым и наглядным может быть следующее планирование внеклассных мероприятий:

Дата

Мероприятие

План подготовки

Ответственный

Примечание


Рекомендуется вести журнал посещаемости кружка, журнал заданий ученикам, в которых указывается содержание задания (что поручено), сроки исполнения, оценка и замечания.

Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путём самообразования.

Эта связь является дополнительным резервом повышения качества знаний учащихся и воспитания у них инициативы, самостоятельности, чувства коллективизма и товарищества.

Одной из основных форм внеклассной работы является предметный кружок. В работе кружков наиболее полно проявляются три главных направления внеклассной работы: образовательное, конструктивно-техническое и учебно-исследовательское.

Структура кружковой работы следующая:

Развитие интереса к физике в основной общеобразовательной школе

Содержание занятий кружка общеобразовательного типа направлено обычно на углубление и расширение знаний и умений, получаемых на уроке. Планы работы кружков такого типа могут быть как тесно связаны с программой учебной работы, так и более автономными.

Занятия кружка могут быть объединены общей темой, например: «Физики мира», О большом и малом», Физика XXI века», «История физики и техники», «Физика вокруг нас» и др.

На факультативных занятиях по физике, на занятиях кружков можно рассматривать наиболее важные и интересные вопросы из программы элективных курсов, например: «Методы физико-технических исследований и измерений», «Физика в задачах», «Оптика», «Основы космонавтики», и др.

Одно из ведущих мест во внеклассной работе занимают физические и физико-технические вечера, занимательной физики, вопросов и ответов, тематические КВН, встречи с учёными, проектная деятельность учащихся, и др.

Важным средством воспитания у учащихся интереса к физике является школьная стенная печать: стенгазеты, бюллетени, календари знаменательных дат

Широкое распространение получили школьные олимпиады по физике в рамках Всероссийской олимпиады школьников.

Проводится в школе также комплексное внеклассное мероприятие «Неделя физики».

В качестве примера можно привести организацию «неделю физики» в нашей школе.

II.2. Проектная деятельность учащихся


Введение в школе федеральных образовательных стандартов, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, ставит перед учителем и учеником новые непростые задачи.

Одним из важных форм деятельности учащихся становится ученический проект. Следует заметить, что эта форма не является новой в образовании, но она при определённых условиях наиболее приближена к достижению поставленных в ФГОС целей. Именно, при выполнении проектного задания возможно формирование «понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук» и «применение различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности».

Проектная деятельность изначально была надпредметна и позволяла интегрировать и содержание, и деятельность вокруг изучаемого объекта.

Кроме того, проектный метод обучения предполагает наибольшую самостоятельность учащихся и строится на педагогике сотрудничества учителя и ученика.

Одной из самых серьёзных проблем в организации проектной деятельности является выбор темы исследования. Именно отсутствие новых идей и интересных тем часто бывает причиной отсутствия мотивации у учащихся к выполнению данного вида учебной работы.

Наиболее интересные проектные работы, могут быть реализованы с использованием универсальных методов исследования, они то и должны определять выбор тематики для ученических работ.

Неизменный интерес для учащихся подросткового возраста представляют исследования связанные с функционированием собственных сенсорных систем: зрения, слуха.

Приведём описание ряда исследований, которые могут быть реализованы в любой основной школе, так как требуют несложного оборудования. Во всех приведённых ниже экспериментах будет исследоваться какое-либо явление, имеющее биологическую основу.

Все эти эксперименты вполне отвечают требованиям, на которых акцентировано внимание стандарта: они позволяют освоить универсальные методы познания, закладывают основу для интеграции получаемых знаний, позволяют увидеть единство предметов изучения образовательной области «Естествознание», а также могут послужить основой для исследовательских проектов. Подчеркнём и ещё одну важную особенность, которая их объединяет, в них активно используются различные модели (вычислительные, физические т. п.), а, как известно моделирование это универсальный метод естествознания.

Заключение

В ходе работы над проектом теоретически и экспериментально обоснована проблема развития интереса к физике в основной общеобразовательной школе у учащихся в процессе обучения физике.

Разработана концепция развития интереса к физике в основной общеобразовательной школе у учащихся при обучении физике, включающая в себя совокупность взаимосвязанных компонентов - на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

Разработаны модели формирования познавательной активности, реализующаяся в процессе обучения физике.

Приведены примеры занятий по физике, а так же во внеурочной деятельности учащихся, сформулированы требования к учителю и разработана также система дидактических материалов и критерии диагностики уровней сформированности интереса.

В ходе анализа проблемы развития интереса к физике, получены пути и эффективные методы формирования интереса к физике.

Таким образом, выявлены новые методические подходы в решении проблемы формировании интереса к физике, и, следовательно повышения учебно-познавательной активности учащихся в процессе обучения физике и как результат - повышение качества знаний учащихся.

Тем не менее, данная работа не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Так, предметом дальнейшего исследования может стать разработка новых технологий урока и внеурочной деятельности при обучения учащихся основной общеобразовательной школы с целью формирования у них развития интереса к физике.











Литература


  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. с. 84.

  2. А. А. Муравьёв «Как учить школьников самостоятельно приобретать знания», М., Просвещение, 1970, с. 17.

  3. Чеботарёва А. В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 7 - 8 классах. - М., Просвещение, 1985

  4. ж. Физика в школе № 1, 2012 г. стр. 19 - 27, Н. С. Пурышева , О. А. Крысанова, Новое в деятельности учителя физики: готовимся к внедрению стандартов второго поколения.

  5. ж. Физика в школе № 8, 20111 г., стр. 34 - 39, Ю. В. Казакова, Организауия внеурочной деятельности учащихся по физике.

  6. ж. Физика в школе № 4, 2012 г, стр. 60 - 62, Е. Б. Петрова, Проектная деятельность учащихся в условиях современной школы.

  7. Ж. Физика в школе, № 8, 2012 г.,стр. 25 - 28, В. Н. Малакеева, Формирование исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности через занятия в физической лаборатории.

  8. В. С. Благодаров, Ж. И. Равуцкая, Внеклассная работа в школе. Физика 7 - 11 классы, изд. «Учитель», Волгоград, 2012 г.

  9. Фомина Н. Б. Новая модель оценки качества образования. Методическое пособие, УЦ «Перспектива», М. 2012 г.

  10. Ю. Ю. Власова, Опыт регионов, Работаем по новым стандартам, М., Просвещение, 2012 г.

  11. Н. А. Криволапова, Внеурочная деятельность, Работаем по новым стандартам, М. Просвещение, 2012 г.

  12. И. П. Подласый, Педагогика, кн. 2,, Виды формы обучения, стр. 321 - 361, М. Владос, 2007 г.

  13. Б. Л. Дружинин, Развивающие задачи по физике для учащихся 5 - 9 классов, М. Илекса, 2013 г.

  14. Интрнет, Сайт Оренвики.

  15. В. А. Орлов, Самостоятельная работа учащихся при изучении физики, М. Просвещение, 1996 г.

  16. Ж. Физика в школе, № 7, 2011 г., А. Н. Мансуров, Н. А. Мансуров Особенности применения дидактических принципов при обучении физики.

  17. Т. В. Ильясова, Концепции современного естествознания, Оренбург, Издательство ОГПУ, 2005 г.

  18. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени Текст. / Э.М. Браверманн //Физика в школе. - 2006. - №2. - 15-19.

  19. Браверманн Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути Текст. / Э.М. Браверманн // Физика в школе. - 2005. - №7. -С.23-25.

  20. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка Текст. / П.Я.Гальперин. // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - 15-25.

  21. ГанинЕ.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей (Электронный ресурс) / Е.А.Ганин. - ito.edu.ru/2003/VII/VII-0-1673.html.

  22. Дмитриева Е.И. Физика в примерах и задачах: учеб.пособие Текст. / Е.И. Дмитриева, Л.Д.Иевлева, Л.С.Костюченко. - М . : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 512 с.

  23. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения Текст. /. - М.: Просвещение, 1988._ 192 с.

  24. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. - М.: 5 за знания, 2008. - 160 с.

18


© 2010-2022