Разработка урока по физике на тему Фотон. Свойства фотонов

В ходе урока учащиеся отрабатывали умения оперировать простейшими логико-физическими понятиями.При решении задач определили ключевое слово, которое определило тему урока.  Видео фрагмент, помог проследить путь развития фотонов. Рассмотрели строение, определение, сравнили с электроном, рассмотрели характеристики фотона. Учащиеся самостоятельно вывели формулы: массы, энергии, импульса. При решении задач по теме  составили алгоритм решения задач и их оформление, по данной теме. Проверили свои знани...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Фотоны, их свойства. Класс 11

Цели урока.

  1. Сформировать понятия: фотоны - частицы электромагнитного излучения, изучить свойства фотонов и двойственность свойств электромагнитных волн и частиц.

  2. Развить умения добывать информацию из различных источников, проводить анализ и синтез изучаемого материала. Решать задачи по теме урока.

  3. Воспитание интереса к процессам окружающего мира, коммуникабельности, самостоятельности.

Принципы: научность, самостоятельность, деятельный подход.

Задачи урока: узнать, что такое фотон, изучить его характеристики, выявить квантовые свойства света и волновые свойства частиц.

Оборудование: персональные компьютеры с выходом в интернет, проектор, презентация.

Мы ведем разговор о корпускулярно- волновом дуализме. Проверим домашние задание. 1. что означает слово дуализм? (истинность). 2.назовите двойную характеристику света? (свет это волна свет, это частица) 3. какие явления доказывают волновые свойства света? (интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия) 4. основная характеристика света? (лямбда) 5. как называется разложение света на 7 цветов? (спектр). 6. какие виды спектров вы знаете? (сплошной и непрерывный, линейчатый, поглощение). Я прошу зайти на сайт и выполнить онлайн тест, оценки поставить себе в дневник. Какой величиной характеризуется цвета спектра? (длина волны, то есть это волновые свойства излучения) Сегодня познакомимся с собой частицей, корпускулярными свойствами света. «Чудесный дар природы вечной, дар бесценный и святой, внешний источник бесконечный, наслаждение красотой» Физический диктант определит о какой же частицы из 350 существующих сегодня пойдет речь на уроке. Это частица занимает первое место в таблице из 350 частиц. ………….Физический диктант: используя карты, определите о каком ученом идет речь. В задании выбрать букву какую я назову по счёту. 1. Ученый открыл основы современного строения атома, окончил университет, открыл свою лабораторию, провел исследование по выявлению природы фотоэффекта, который открыл в 1888 году. 2. В 1905 году доказал, что свет распространяется порциями. 3. Открыл основное уравнение фотоэффекта. 4. Англичанин доказал что свет выбивает с поверхности металла электроны, которые образуют фототок. 5. Как звали немецкого физика который в 1887 году обнаружил внешний фотоэффект.

Тема сегодняшнего урока «Фотон». С чем мы должны сегодня познакомиться? Предлагаю посмотреть видео фрагмент. И определить задачи урока (определение свойства, характеристики, как распространяются волны в пространстве, как ведут частице обратите внимание на образование поведение частиц)

Много десятилетий таблица элементарных частиц начинается с фотона. Фотон это световая частица. Порция света или квант света частицы испускаются лампочкой, движутся, несут квант энергии, нейтральная световая частица.

Выводы по теме «Фотон и его свойства»

1. Не имеют заряда

2. Движутся со скоростью света

3. Существуют только в движении

4. Энергия фотонов Е = h ν = h с / λ = m c²

5. Масса фотонов m = h ν / c²

6. Импульс фотонов р = m c = h ν / c = h / λ = E /c

Предлагает решить три задачи и обсудить полученные ответы

Групповая работа по решению задач №1.Рассчитайте длину волны де Бройля для пули массой 10 г, летящей со скоростью 660 м/с и электрона, имеющего скорость 2000000 м/с.

№2.Сравнить энергию фотонов света с длиной волны 400 нм и рентгеновского излучения с длиной волны 4*10-10 м

№3.Сколько фотонов испускает ртутная лампа мощностью 100 Вт за 1секунду, если длина волны света 580 нм?

Анализ полученных результатов и шкалы электромагнитных волн

№1

Решение: λ = h/mv,

λ=6,6*10-34/(0,01*600)=10(-34 )м - длина волны де Бройля для пули,

λ=6,6*1034/(9,1*10-34*2*106)=0,36 нм - длина волны де Бройля для электрона

№2

Решение: Е = h с / λ, Е12=

= λ2/ λ1=4*10-7/(4*10-10)=1000

Энергия фотонов рентгеновского излучения в 1000 раз больше, чем энергия фотонов видимого излучения.

Решение: N=P*t λ/(h*c)=

№3=100*1*5,8*10-7/(6,6*10-34*3*108) =2,9*10(20) штук фотонов излучает лампа

Закрепление: работа с формулами основные формулы 4 штуки выберите из предложенных понятий то что является характеристиками фотона, проверим что вы уяснили. Работа с тренажером. Урок закончился на шуточное ноте я заключаю с вами контракт:

НИИ, занимающийся изучением характеристик фотона, в лице Филоненко Л.В. заключает контракт с учащимся 11 класса ________________________для выполнения определенного вида работ: ___________________________________________________________________________________________

Работа должна быть выполнена качественно и точно. Задания выбираются по усмотрению исполнителя.

Каждый представитель 11 класса по контракту получает оценку в журнал. Также, право на объяснение данного вопроса другим учеником школы.

У заказчика есть право осуществлять дополнительную повторную проверку за отдельное вознаграждение.

Учитель физики

МОУ «Зеленоборская СОШ» _______________(Филоненко Л.В.)

Ознакомлен___________(______________)

Домашняя работа: параграф 90, подготовка к проверке формул для определения характеристик фотона, оценки за урок.

© 2010-2022