Организация исследовательской деятельности в сельской школе

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. [1]. Исследовательская деятельность ребенка -  это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной  деятельности, позволяющий  трансформировать обучен...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мишарина Людмила Николаевна

Учитель физики МОУ «СОШ» с.Подъельск


Организация исследовательской деятельности в сельской школе

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. [1].

Исследовательская деятельность ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. В результате исследовательской деятельности формируются: «….умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы…». [2].

Еще совсем недавно исследовательская деятельность в школе преимущественно осуществлялась с небольшой группой старшеклассников, в сельской школе исследовательской деятельностью занимались единицы. В настоящее время школьные учебные исследования ориентируются на решение актуальных практических проблем в организации внеурочной деятельности и служат эффективным способом активизации познавательной деятельности на уроке.

В рамках реализации программы начального общего образования проектная деятельность вводится с первого класса. Учащиеся начальных классов проводят мини - исследования, наблюдения; учатся оформлять результаты исследования, защищать проекты. Если у младшего школьника присутствуют предпосылки для успешного развития исследовательских навыков - любопытство и стремление подражать старшим, то в основной школе этих качеств недостаточно. Работа по организации внеурочной исследовательской деятельности школьников в основной школе требует от педагога немалых усилий. Более того, исследовательскую работу необходимо систематизировать и включать в неё весь педагогический коллектив.

С 2013 года в 5 , 6 классах МОУ «СОШ» с. Подъельск реализуется федеральный государственный стандарт второго поколения в пилотном режиме. Организация проектно-исследовательской деятельности пятиклассников и шестиклассников оказалась не простой задачей. Педагоги имели разрозненные представления о том, как научить школьников навыкам исследовательской деятельности на уроках, кто этим должен заниматься. Возникла необходимость организации внеурочной исследовательской деятельности. С этой целью было создано научное общество школьников «Школа юного исследователя», (далее НОШ), руководителем которого я и являюсь.

Главная задача этого общества - создание системы в организации исследовательской деятельности учащихся. Членами этого общества являются не только школьники, но и педагоги школы.

Цель НОШ: обеспечение условий для самоопределения, саморазвития и самореализации школьников.

Задачи :

  • воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;

  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  • обучать правилам обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных знаний и анализу результатов, составлению и оформлению отчетов и доклада о результатах научно-исследовательской работы;

  • пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

  • формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями.

Поставленные задачи достигаются через сотрудничество педагогов и учащихся в следующей форме:

  • работа кружков по направлениям;

  • индивидуальная и групповая работа обучающихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы;

  • олимпиада по различным областям знаний;

  • организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся.

Содержание деятельности педагогов - членов НОШ:

  • создание банка данных творчески способных учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности;

  • организация членами НОШ обучения школьников навыкам исследовательского труда, по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства;

  • проведение обзоров научно-популярной литературы.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно - реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта.

Основные направления деятельности кружков:

- краеведческое;

-естественно - научное;

-эстетическое;

-социально - педагогическое.

Методы организации учебно - исследовательской деятельности учащихся - членов научного школьного общества могут быть разными и зависят от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащегося и его руководителя.

Например, такие, как:

  • изучение научной литературы и обобщение полученной информации;

  • имитационные и моделирующие методы;

  • анкетирование, тестирование, интервьюирование;

  • наблюдение;

  • анализ (сравнительный, системный, структурный и т.п.);

  • прогностические методы.

В настоящее время членами научного школьного общества являются 10 педагогов школы и 38 учащихся (56%).

Для учащихся 5 класса организован кружок «Юный исследователь», кроме пятиклассников его посещают учащиеся младших и старших классов. В течение учебного года на занятиях этого кружка проводится лекторий и практические занятия по знакомству учащихся с научным аппаратом исследований. Основное содержание занятий: «Виды исследовательских работ», «Виды гипотез», «Методы исследования», «Этапы исследования», «Как провести эксперимент», «Работа с источниками», «Как оформить исследовательскую работу?», «Подготовка презентации и защита исследовательской работы». Ожидаемые результаты: владение обучающимися интеллектуальными операциями, обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес и формирование научного мировоззрения школьников.

В период с 2013 года для учащихся 2-11 классов организована работа кружков:

-краеведческого направления: «Искатель», «Турист», «Моя Родина», «Коми край родной»;

- естественно-научного: «Юные натуралист», «Юный исследователь», «Удивительное рядом», «Экопатруль»;

- эстетического: «Квилинг», «Правила этикета»;

- социально- педагогического : «Уроки милосердия».

На занятиях этих кружков учащиеся получают социальный опыт, развивают коммуникативные умения, развивают навыки исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.

Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать их интерес к исследованиям значительно повышает эффективность учебно-исследовательской деятельности школьников. Для детей младшего подросткового возраста характерна игровая деятельность, двигательная активность, поэтому все занятия проводятся в форме игры, в парах или в группах.

Кроме работы кружков с каждым учеником проводится индивидуальная работа. Учащиеся выбирают темы проектов, учебных исследований по определенным направлениям и работают под руководством педагога.

Обязательным условием является представление результатов работы на школьной конференции «Первые шаги в науку». Лучшие работы членами жюри рекомендуются к участию в районных и республиканских конференциях.

В Корткеросском районе традиционно проводятся: краеведческая конференция «Отечество Земля Коми», экологические конференции, «Первые шаги в науку». Ежегодно учащиеся 1-4 , 5-7 классов - победители и призеры районной конференции «Я исследователь, я открываю мир», которая проводится на базе нашей школы. В районной краеведческой конференции «Отечество Земля Коми» с 2012 учащиеся 7-10 классов в числе победителей и призеров. Третий год подряд учащиеся 5- 9 классов являются победителями и призерами районной конференции «Первые шаги в науку» по предметам естественно - научного цикла.

Учащиеся нашей школы принимают участие не только в районных конференциях, но и в республиканских: «Научно - практическая конференция имени Д.И. Менделеева», «Я - исследователь, я открываю мир», научно - практической конференции по экологии в республиканской очно- заочной экологической школе, в межшкольной учебно - исследовательской конференции «Первые шаги в науку» в республиканском очно- заочном лицее для одарённых детей. Старшеклассники в числе победителей и призеров «Научно - практической конференции имени Д.И. Менделеева» (2012,2013 годы).

Еще одно направление деятельности научного общества - организация участия детей в интеллектуальных играх, молодежных чемпионатах, турнирах, в олимпиадах. В олимпиадах разного уровня, в очных, заочных, в молодежных предметных чемпионатах, в международных играх - «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Зубренок», «Кленовичек» - с каждым годом участвует все большее число школьников. Среди них есть победители и призеры региона, района: по биологии, химии, физике (2012, 2013годы). Впервые за последние два года появилась положительная динамика роста числа победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.

Ежегодно старшеклассники участвуют в районных интеллектуальных играх «Эрудит», «Что? Где? Когда?», занимают призовые места. Третий год подряд в школе проводится интеллектуальная игра «Самый умный», творческие конкурсы. Еще одна возможность раскрыть, развить и реализовать возможности.

По результатам мониторинга организации внеурочной деятельности по предмету количество детей, участвующих в проектно - исследовательской деятельности за последние два года , увеличилось в 5 раз. Все учащиеся 4,5,6 классов приняли активное участие в учебно - исследовательских конференциях разного уровня. Результативность и эффективность исследовательской деятельности также повысились. С 2013 года школа тесно сотрудничает с центром дополнительного образования с.Корткерос, преподаватели центра организуют работу кружков , в том числе исследовательского направления.

В 2014 - 2015 учебном году 17 учащихся школы обучаются в дистанционной школе «Ступени» при республиканском центре дополнительного образования г.Сыктывкар по четырем направлениям: учебно - исследовательская деятельность, проектная деятельность, информационно - коммуникационные технологии и изобразительное искусство. Обучаются успешно, по итогам первого полугодия все обучающиеся выполнили задания, приняли участие в конкурсах, являются участниками и призёрами республиканской учебно - исследовательской конференции «Я - исследователь, я открываю мир».

Не все учащиеся научного школьного общества являются одарёнными, но все они являются успевающими, нашли своё «дело» - заняты в кружках.

В исследовательской деятельности, как и в любой деятельности, важен полученный результат. Ребёнок должен почувствовать успех, поверить в свои силы и получить положительную мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию. С этой целью в нашей школе подводятся итоги обучения, участия детей в различных конкурсах, мероприятиях. Ежегодно в апреле месяце проводится конкурс «Ученик года», в котором каждый ученик может претендовать на получение признания в какой-либо номинации.

Заключение

Учебно - исследовательская деятельность, проводимая в системе, целенаправленно способствует развитию детей, дает возможность для самореализации ребенка.

В ходе исследовательской деятельности:

  • усваивается алгоритм научного исследования, формируется научное мировоззрение учащихся;

  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;

  • учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, получают импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

  • формируется социальный опыт в деятельности и общении;

  • развиваются познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков - повышение качества образования.

Список литературы:

1.Полат Е.С. Метод проектов. 1998 д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО [Электронный ресурс] статья: /Е.С.Полат.- Режим доступа: ciospbappo.narod.ru/ege/docs2/projects.htm. Дата обращения:15.12.2014

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897.


© 2010-2022