- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике для СПО
Рабочая программа по физике для СПО
Раздел | Физика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сулейманова Г.З. |
Дата | 04.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Баймакский сельскохозяйственный колледж
«утверждаю»
Директор
__________И.М. Мурзагильдин
«____»______________201___ г.
рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
«Физика»
15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Баймак, 2014 г
РАССМОТРЕНО Составлена в соответствии
на заседании цикловой комиссии Примерной программой учебной
общеобразовательных дисциплин дисциплины СПО (базовый
Протокол №_______ уровень), утвержденной управлением
От "____" _________201___ СПО Минобразования России от
Председатель: 17.06.2002 г.
Зам.директора по УПР:
_____________Муратов У.Ш.
______________А.Р.Валеев
Разработчик: Сулейманова Г.З. - преподаватель математики и физики ГБПОУ БСХК
Рецензенты:
-
Муталлапов Х.Я., преподаватель ГБПОУ БСХК
-
Исянбаева Г.З., учитель МОБУ СОШ №3 г.Баймака
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям: 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина «Физика» входит в физику и общий естественнонаучный цикл.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
-
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При реализации данной программы выполняются следующие задачи:
-
развивать мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-
помочь школьникам овладеть знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
-
способствовать усвоению идеи единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, пониманию роли практики в познании физических явлений и законов;
-
формировать у обучающихся познавательный интерес к физике и технике, развивать творческие способности, осознанные мотивы учения; подготовить учеников к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по физике к комплекту учебников «Физика, 10-11» авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни. Авторы программы: В.С. Данюшкин, О.В. Коршунова / Авторы: П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы - М.: Просвещение, 2009 г
Место предмета
Физика является фундаментом естественнонаучного образования, естествознания и научно-технического процесса.
Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта физического исследования, включая космические явления (астрофизика), явления в недрах Земли и планет (геофизика), некоторые особенности явлений живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационные системы (полупроводники, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Физика стала теоретической основой современной техники и ее неотъемлемой составной частью. Этим определяются образовательное значение учебного предмета «Физика» и его содержательно-методические структуры:
-
Физические методы изучения природы.
-
Механика: кинематика, динамика, гидро-аэро-статика и динамика.
-
Молекулярная физика. Термодинамика.
-
Электростатика. Электродинамика.
-
Квантовая физика.
В аспектном плане физика рассматривает пространственно-временные формы существования материи в двух видах - вещества и поля, фундаментальные законы природы и современные физические теории, проблемы методологии естественнонаучного познания.
В объектном плане физика изучает различные уровни организации вещества: микроскопический - элементарный частицы, атом и ядро, молекулы; макроскопический - газ, жидкость, твердое тело, плазма, космические объекты как мегауровень. А также изучаются четыре типа взаимодействий (гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое), свойства электромагнитного поля, включая оптические явления, обширная область технического применения физики.
Общими целями, стоящими перед курсом физики, является формирование и развитие у ученика научных знаний и умений, необходимых для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, быту, для продолжения образования.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 172 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 153 часов; контрольные работы обучающегося - 8 часов, лабораторные работы - 11 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
172
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
153
Контрольные работы
8
Лабораторные работы
11
Итоговая аттестация в форме
Экзамен
Первый курс
Физика и методы научного познания
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.
Механика
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике.
Демонстрации
-
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
-
Падение тел в воздухе и в вакууме.
-
Явление инерции.
-
Сравнение масс взаимодействующих тел.
-
Второй закон Ньютона.
-
Измерение сил.
-
Сложение сил.
-
Зависимость силы упругости от деформации.
-
Силы трения.
-
Условия равновесия тел.
-
Реактивное движение.
-
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
-
Изучение движения тела по окружности.
-
Изучение закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации
-
Механическая модель броуновского движения.
-
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
-
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
-
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
-
Кипение воды при пониженном давлении.
-
Устройство психрометра и гигрометра.
-
Явление поверхностного натяжения жидкости.
-
Кристаллические и аморфные тела.
-
Объемные модели строения кристаллов.
-
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
-
Опытная проверка закона Гей - Люссака.
Электродинамика
Электростатическое доле. Электрический заряд. Элементарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сила тока. Работа тока. Напряжение. Мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Сопротивление последовательного и параллельного соединения проводников.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-л-Переход.
Демонстрации
-
Взаимодействие заряженных тел.
-
Сохранение электрического заряда.
-
Делимость электрического заряда.
-
Электрическое поле заряженных тел.
-
Энергия конденсаторов,
-
Закон Ома для полной цепи.
-
Собственная и примесная проводимости полупроводников.
-
р-п -Переход.
Лабораторные работы
-
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
-
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Повторение (резерв свободного учебного времени)
Второй курс
Электродинамика
Магнитное поле. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток.
Электромагнитное поле. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Идеи теории Максвелла. Электромагнитное поле.
Демонстрации.
-
Взаимодействие проводников с током.
-
Опыт Эрстеда.
-
Действие магнитного поля на проводник с током.
-
Магнитное поле прямого тока катушки с током.
-
Отклонение электронного пучка в магнитном поле.
-
Электромагнитная индукция.
-
Магнитное поле тока смещения.
Лабораторные работы.
-
Наблюдение действия магнитного поля на ток
-
Изучение явления электромагнитной индукции.
.
Колебания и волны
Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, частота, период, фаза колебаний. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Автоколебания. Резонанс.
Волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Уравнение гармонической волны.
Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Радио. Телевидение.
Демонстрации
-
Магнитное взаимодействие токов.
-
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
-
Магнитная запись звука.
-
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
-
Свободные электромагнитные колебания.
-
Осциллограмма переменного тока.
-
Генератор переменного тока.
-
Излучение и прием электромагнитных волн.
-
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Лабораторные работы
-
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Оптика
Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с Помощью линзы.
Демонстрации
-
Интерференция света.
-
Дифракция света.
-
Получение спектра с помощью призмы.
-
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
-
Поляризация света.
-
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
-
Оптические приборы
-
Получение изображения линзой.
Лабораторные работы
-
Измерение показателя преломления стекла.
-
Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
-
Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы
Квантовая физика
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
-
Фотоэффект.
-
Линейчатые спектры излучения.
-
Лазер.
-
Счетчик ионизирующих частиц.
Лабораторные работы
-
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Физика и методы научного познания (2 часа)
-
Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Повторение (резерв свободного учебного времени)
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики, закон Кулона, законы Ома. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева, М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.Ома, Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
I курс
№ урока
Тема урока
Содержание учебного материала
Уровень усвоения
Кинематика
Гл1. Кинематика точки
1
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории
2
2
Классическая механика Ньютона и границы ее применимости. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве.
Механическое движение, поступательное движение, материальная точка, системы отсчета, виды движений, его характеристики: координата, перемещение, скорость, ускорение.
2
3
Векторные величины. Действие над векторами. Проекция на ось. Способы описания движения. Система отсчета.
1
4
Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач.
Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение координаты, перемещения, скорости равномерного движения. Графики координаты, перемещения, скорости.
2
5
Мгновенная скорость. Сложение скоростей
Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Относительность движения.
2
6
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Единицы ускорения
Определение, физический смысл ускорения. Уравнения и графики равноускоренного движения.
1
7
Свободное падение тел. Ускорение свободного падения
Движение тела по вертикали с ускорением свободного падения.
2
8
Движение точки по окружности.
Движение тела по окружности.
Гл.2. Кинематика твердого тела
9
Вращательное движение
Поступательное и вращательное движение. Криволинейное движение Связь между угловой и линейной скоростью.
1
10
Решение задач по теме «Кинематика»
Уравнения и графики равномерного и равноускоренного движения.
1
11
Контрольная работа № 1 "Кинематика "
Уравнения и графики равномерного и равноускоренного движения.
1
Динамика
Гл.3.Законы механики Ньютона
Кинематика вращательного движения.
12
Инерциальная система отсчета. Материальная точка. Первый закон Ньютона. Сила.
Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.
2
13
Связь между сидой и ускорением. Второй закон Ньютона.
Связь между сидой и ускорением Второй закон Ньютона.
2
14
Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы.
Третий закон Ньютона.
Границы применимости.
1
15
Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея.
Инерциальные и неинерциальные СО. Принцип относительности.
1
16
Решение задач
Решение задач на применение законов Ньютона
1
Гл.4. Силы в механике.
17
Силы в природе. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость
Виды взаимодействий. Гравитационное взаимодействие. Сила тяжести.
2
18
Сила тяжести. Вес тела. Невесомость и перегрузки.
Вес тела, движущегося с ускорением.
2
19
Деформация и сила упругости. Закон Гука.
Электромагнитное взаимодействие. Виды деформаций. Закон Гука.
2
20
Решение задач. Закон Гука.
Движение тел под действием силы упругости. Закон Гука.
1
21
Сила трения. Трение покоя. Роль силы трения
Виды трения. Причины трения. Способы уменьшения и увеличения трения
1
22
Лабораторная работа №1:
«Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости»
1
Законы сохранения в механике.
Гл.5. Закон сохранения импульса
23
Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. Закон сохранения импульса.
Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса.
1
24
Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.
Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
1
25
Работа силы. Мощность.
Работа. Мощность. Физический смысл.
1
Гл.6.Закон сохранения энергии
26
Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.
Энергия движения. Нулевой уровень кинетической энергии. Связь кинетической энергии и работы.
1
27
Работа силы тяжести.
1
28
Работа силы упругости
1
29
Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике..
Энергия взаимодействия. Нулевой уровень потенциальной энергии и упругодеформированного тела и тела поднятого над землей. Связь потенциальной энергии и работы Закон сохранения энергии в механике
1
30
Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения
Кинетическая и потенциальная энергия.
1
31
Лабораторная работа №2:
«Изучение закона сохранения механической энергии»
1
32
Контрольная работа № 2 "Законы сохранения в механике"
1
Гл.7 Равновесие тел
33
Равновесие тел. Первое условие равновесия тел.
Два условия равновесия тел.
2
34
Момент силы. Второе условие равновесия тел.
1
35
Решение задач (статика)
Условия равновесия тел.
1
Молекулярная физика Тепловые явления
Гл.8 Основы МКТ
Элементы статики
36
Основное уравнение МКТ газа.
Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение. Вычисление массы молекулы, количества вешества. Постоянная Авогадро.
1
37
Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы.
Формулы массы молекулы, количества вешества.
1
38
Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение тел.
Физические свойства и молекулярное строение твердых, жидких и газообразных тел.
1
39
Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул.
Давление газа в МКТ
1
40
Основное уравнение МКТ.
Свойства идеального газа. Связь давления идеального газа со средней кинетической энергией молекул.
1
Гл.9.Температура. Энергия теплового движения молекул
41
Температура. Тепловое равновесие.
Макропараметры. Температура и скорость движения молекул. Температура-мера средней кинетической энергии движения молекул.
1
42
Абсолютная температура.
Связь температуры со средней кинетической энергией молекул. Температурные шкалы.
1
43
Измерение скоростей молекул.
Опыт Штерна.
1
Гл.10 Уравнение состояния идеального газа
44
Уравнение состояния идеального газа.
Уравнение Менделеева - Клапейрона.
1
45
Газовые законы.
Закон Гей - Люссака, Шарля, Бойля - Мариотта, изтермический, изобарный и изохорный процессы.
1
46
Лабораторная работа №3:
«Опытная проверка закона Гей-Люссака»
Гл.11 Взаимные превращения жидкостей и газов
1
47
Насыщенный пар. Кипение.
Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей
1
48
Влажность воздуха. Решение задач.
1
Гл.12 Твердые тела
49
Кристаллические и аморфные тела.
Сравнение кристаллических и аморфных тел
1
Гл.13 Основы термодинамики
50
Внутренняя энергия.
Формулы внутренней энергии, работы, количества теплоты для нагревания, плавления, парообразования, сгорания топлива.
1
51
Работа в термодинамике.
Работа в термодинамике .Изменение внутренней энергии при совершении работы
1
52
Количество теплоты.
Молекулярная картина теплообмена. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления
1
53
Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.
Связь внутренней энергии, работы и количества теплоты.
1
54
Необратимость процессов в природе.
Второй закон термодинамики.
1
55
Принцип действия и КПД тепловых двигателей.
КПД идеального теплового двигателя. Цикл Карно.
1
56
Решение задач (Основы термодинамики)
Законы термодинамики КПД.
1
57
Контрольная работа № 3 "Основы термодинамики"
1
Основы электродинамики
Гл.14. Электростатика
58
Электрический заряд и элементарные частицы.
Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы.
1
59
Заряженные тела. Электризация тел.Закон сохранения электрического заряда.
Закон сохранения электрического заряда
1
60
Основной закон электростатики- закон Кулона.
Закон Кулона.
1
61
Решение задач
Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона.
1
62
Электрическое поле. Напряженность
Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.
1
63
Принцип суперпозиции полей
Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.
1
64
Напряженность поля заряженного шара.
Напряженность электрического поля внутри проводника и диэлектрика.
1
65
Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики.
Свободные заряды Электрический заряд проводников. Электрический диполь. Два вида диэлектриков
1
66
Потенциальная энергия заряженного тела в однородном поле.
Работа при перемещении заряда воднородном Потенциальная энергия заряженного тела в однородном лектростатическом поле.
1
67
Разность потенциалов.
Потенциальная энергия заряженного тела в однородном лектростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.Связь между напряженностью поля и напряжением.
1
68
Связь между заряженностью поля и разностью потенциалов
Разность потенциалов, напряженность, связь между напряженностью и напряжением.
1
69
Электроемкость. Единицы электроемкости.
Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы.
1
70
Конденсаторы.Энергия заряженного конденсатора.
Три формулы энергии конденсатора.
1
71
Решение задач.
Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.
1
Гл.15. Законы постоянного тока
72
Электрический ток. Сила тока.Условия существования тока.
Электрический ток. Условия, необходимые для его существования.
1
73
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.
1
74
Электрические цепи.Последовательное и параллельное соединение проводников.
Последовательное и параллельное соединение проводников
1
75
Лабораторная работа №4:
«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
1
76
Работа и мощность постоянного тока.
Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила.
1
77
Закон Ома для полной цепи
Закон Ома для полной цепи
1
78
Лабораторная работа №5:
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
1
79
Решение задач. Контрольная работа № 4 "Законы постоянного тока"
Законы постоянного тока.
1
80
Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в металлах.
Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в металлах.
1
81
Зависимость сопротивления проводника от температуры.
Электрическая проводимость полупроводников собственная и при наличии примесей. Полупроводники р и п типов.
1
82
Сверхпроводимость
1
83
Электрический ток в полупроводниках
Полупроводниковый диод. Транзистор.
1
84
Полупроводниковый диод. Транзисторы.
1
85
Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.
Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.
1
86
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.
1
87
Электрический ток в газах. Плазма
Газовые разряды.
1
88-89
Решение задач
Электрическая проводимость различных веществ.
1
90
Уравнение прямолинейного равномерного движения. Уравнение движения с постоянным ускорением
Повторение данной темы
1
91-92
Законы Ньютона
Повторение данной темы
1
93-94
Закон Всемирного тяготения. Закон Гука.
Повторение данной темы
1
95-96
Закон сохранения импульса.Потенциальная и кинетическая энергии. Работа и мощность
Повторение данной темы
1
97-98
Основное уравнение МКТ. Газовые законы
Повторение данной темы
1
99-100
Итоговая контрольная работа
Проверка знаний
1
II курс
№ урока
Тема урока
Содержание учебного материала
Примечание
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ
Гл.1 Магнитное поле
1
Взаимодействие токов. Магнитное поле.
Магнитное поле - особый вид материи.
1
2
Сила Ампера. Модуль вектора магнитной индукции
Силовые линии магнитного поля. Сила Ампера
1
3
Сила Лоренца. Действие магнитного поля на движущийся заряд.
Сила Лоренца.
1
4
Лабораторная работа №1:
«Наблюдение действия магнитного поля на ток»
1
Гл.2.Электромагнитная индукция
5
Магнитный поток. Правило Ленца
. Направление индукционного тока. Правило Ленца
1
6
Закон электромагнитной индукции.
ЭДС индукции и скорость изменения магнитного потока.
1
7
ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Отличие электростатического поля от вихревого электрического тока. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
1
8
Лабораторная работа №2:
«Изучение явления электромагнитной индукции»
1
9
Энергия магнитного поля. Решение задач
Свойства электромагнитного поля.
1
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Гл.3 Механические колебания
10
Свободные и вынужденные колебания Условия возникновения колебаний.
Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Математический и пружинный маятники.
2
11
Лабораторная работа №3:
«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
1
12
Гармонические колебания. Фаза Резонанс.
Уравнение гармонических колебаний. Графики.
1
13
Решение задач. Гармонические колебания
Решение задач на применение пройденных тем.
1
Гл.4 Электромагнитные колебания
14
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур
Определение и примеры вынужденных колебаний, резонанса, борьба с резонансом.
1
15
Уравнения, описывающее процессы в колебательном контуре. Период. Формула Томсона
Уравнение и графики. Период, частота, циклическая частота.
1
16
Переменный электрический ток. Активное сопротивление.
Уравнения описывающие величины переменного тока.
1
17
Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока.
Уравнения и графики величин в цепях с активным, индуктивным и емкостным сопротивлением.
1
18
Резонанс. Генератор на транзисторе. Автоколебания
1
19
Решение задач
1
Гл.5 Производство, передача и использование электрической энергии
20
Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.
Устройство генератора. Устройство и принцип действия трансформатора.
1
21
Производство и использование электрической энергии
Различные виды электростанций. Потребители тока.
2
22
Решение задач.
Проблемы передачи электроэнергии и пути решения.
1
Гл.6 Механические волны
23
Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны
Продольные и поперечные волны. Энергия волны. График волны. Длина волны. Скорость волны. Уравнение волны
2
24
Уравнение бегущей волны. Волны в среде.
Характеристики звуковых волн.
2
25
Звуковые волны. Решение задач
2
Гл.7 Электромагнитные волны
26
Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.
Определение электромагнитной волны. Излучение электромагнитных волн. Открытие электромагнитных волн.
1
27
Плотность потока электромагнитного излучения
1
28
Принцип радиосвязи Попова. Радиоволны, радиолокация
Открытый колебательный контур, вибратор Герца. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник.
2
29
Модуляция и детектирование. Свойства электромагнитных волн.
Применение радиотелефонной связи. Развитие средств связи.
1
Гл.8 Световые волны
30
Скорость света. Законы отражения света
Вычисление скорости света.
2
31
Законы преломления света. Полное отражение.
Законы преломления света. Показатель преломления. Полное отражение. Угол полного отражения.
2
32
Линзы. Изображения в линзе. Формула тонкой линзы.
Определение линзы. Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние, оптическая сила
2
33
Лабораторная работа №4:
«Измерение показателя преломления стекла»
1
34
Дисперсия света. Интерференция света
Определение и открытие дисперсии. Сложение волн. Условия максимума и минимума.
1
35
Дифракция света. Дифракционная решетка Лабораторная работа №5:
Опыт Юнга. Теория Френеля. Условия максимума и минимума. Опыт Юнга. Теория Френеля. Условия максимума и минимума. «Измерение длины световой волны»
1
36
Поперечность световых волн. Поляризация света.
Поляризация света.
1
Гл.9 Элементы теории относительности
37
Элементы теории относительности. Постулаты теории относительности.
Два постулата СТО, Элементы СТО.
1
38
Зависимость массы от скорости.
Зависимость массы от скорости. Релятивистское уравнение
1
39
Связь между массой и энергией. Формула Эйнштейна
Связь между массой и энергией. Тепловое излучение, хемилюминесценция, фотолюминесценция, катодолюминесценция, электролюминесценция
1
Гл.10.Виды излучений
40
Виды излучений и спектров. Лабораторная работа №6:
«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»
1
41
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.
Источники, свойства, применение.
2
42
Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.
Источники, свойства, применение. Шкала электромагнитных излучений.
2
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Гл.11. Световые кванты
43
Теория фотоэффекта. Решение задач
Определение фотоэффекта. Законы фотоэффекта.
2
44
Фотоны. Применение фотоэффекта
Двойственная природа света. Квант света. Применение фотоэффекта
1
45
Давление света. Опыты Лебедева. Фотография
Давление света. Опыты Лебедева. Фотография
1
46
Контрольная работа №1
1
Гл.12. Атомная физика
47
Строение атома. Опыт Резерфорда.
Планетарная модель атома.
1
48
Квантовые постулаты Бора. Квантовая механика
Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода.
1
49
Лазеры.
Принцип действия лазера.
1
Гл.13 Физика атомного ядра
50
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Свойства.
1
51
Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы.
Правило смещения.
1
52
Строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер
Нуклоны. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.
1
53
Ядерные реакции. Ядерный реактор. Деление ядер урана
Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Коэффициент размножения нуклонов.
1
54
Термоядерные реакции. Действие радиоизлучений
Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.
1
Гл.14 Элементарные частицы
55
Элементарные частицы. Единая физическая картина мира
Виды элементарных частиц.
1
56
Контрольная работа №2
Проверка знаний
1
57
Решение задач по теме «Равномерное и неравномерное движение»
Повторение данной темы
1
58
Решение задач по теме « Прямолинейное движение»
Повторение данной темы
1
59- 60
Решение задач по теме «Законы Ньютона»
Повторение данной темы
1
61-62
Решение задач по теме «Силы в природе»
Повторение данной темы
1
63-64
Решение задач по теме « Законы сохранения в механике»
Повторение данной темы
1
65-66
Решение задач по теме «Основы МКТ. Газовые законы»
Повторение данной темы
1
67-68
Решение задач по теме «Взаимное превращение жидкостей и газов»
Повторение данной темы
1
69-70
Решение задач по теме «Тепловые явления. Электростатика. Законы постоянного тока. Электромагнитные явления. Сила Ампера»
Повторение данной темы
1
71
Решение задач по теме «Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.ЭДС индукции в движущихся зарядах
Повторение данной темы
1
72
Итоговая контрольная работа
Контроль знаний за весь курс физики
1
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет «Физика»
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-планирующая документация, рекомендуемые учебники, дидактический материал, раздаточный материал.
Технические средства обучения: компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2009 - 399с.
2. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание - М: Просвещение, 2010 - 369с.
3. Физика. Задачник10 - 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. - 15-е изд., стереотипное М.Дрофа 2011 - 188с.
Интернет - ресурсы:
-
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана.
-
Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nlr.ru/lawcenter, свободный. - Загл. с экрана.
-
Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс].- Режим доступа: gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный.- Загл. с экрана.
-
edu - "Российское образование" Федеральный портал.
-
school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
-
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
-
it-n.ru "Сеть творческих учителей"
-
www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- защита практической работы,
-приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления»
эксперимент
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- защита практической работы,
- описывать и объяснять физические явления свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- физический диктант,
- тестирование,
- применять полученные знания для решения физических задач; определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.
- физический диктант,
- тестирование,
- защита практических работ
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
- эксперимент
Знания:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммукникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природоиспользования и защиты окружающей среды.
- доклады,
- рефераты