План конспект урока по физике на тему: Закон Ома

Цель – создать условия для осознания и усвоения учащимися закона Ома для участка цепи. Задачи: Образовательные: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, делать обобщающие  выводы; формировать умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач; развивать  умен...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Урок «Закон Ома для участка цепи» - урок в теме 2 «Электрические явления» курса физики 8 класса. Преподавание ведется по учебнику Перышкин А.В.Физика 8 кл.:учебник для общеобразоват.учеб.заведений/А.В.Перышкин.-М.:Дрофа,2013г Тип урока - урок изучения нового материала.

Цель - создать условия для осознания и усвоения учащимися закона Ома для участка цепи.

Задачи:

Образовательные: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Развивающие:

  • развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, делать обобщающие выводы;

  • формировать умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач;

  • развивать умения применять знания на практике;

  • развивать умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

Воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету, умение работать в группах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Дополнительные материалы: тесты «Характеристики электрического тока», инструкции по исследованию зависимости силы тока от напряжения и сопротивления, индивидуальная карта успешности ученика, карточка для решения задач.

Закон Ома для участка цепи - один из основных законов электрического тока.

С целью подготовки учащихся к восприятию нового материала в начале урока проводится тестирование по теме «Характеристики электрического тока». Тест включает дифференцированные задания (1 балла). Результат тестирования оценивается моментально, т. к. в ответе зашифровано название темы урока «Закон Ома», и тут же заносится в индивидуальную карту успешности ученика.

Учащимся предлагается исследовать зависимость силы тока на участке цепи от напряжения и сопротивления в ходе эксперимента. Учитель выступает как организатор учебной познавательной деятельности, как помощник и консультант учащихся. Результаты исследовательской работы также фиксируются в индивидуальной карте успешности.

Более глубокому усвоению знаний способствует установление межпредметных связей. На данном уроке особое внимание следует уделить понятию прямой и обратной пропорциональной зависимости. Пропорциональность - сложная тема, изучается в курсе математики 6-го класса, поэтому большинство учащихся уже не помнят этого. Обратить внимание необходимо на график прямой и обратной пропорциональности, т.к. в ходе исследования учащиеся должны построить графики зависимостей силы тока от напряжения и сопротивления (прямую и гиперболу).

На предыдущем уроке учитель дает домашнее задание на карточках.

Урок сопровождается презентацией, которая заостряет внимание учащихся на основных моментах урока и помогает учащимся в рабочих тетрадях составить опорный конспект по изучаемой теме.







Тема урока «Закон Ома для участка цепи»

Цель - создать условия для осознания и усвоения учащимися закона Ома для участка цепи.

Задачи:

Образовательные: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи.

Развивающие:

  • развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, делать обобщающие выводы;

  • формировать умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач;

  • развивать умения применять знания на практике;

  • развивать умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

Воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету, умение работать в группах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Проверка домашнего задания (5мин)

  3. Подготовка к восприятию нового материала - выполнение теста (10мин).

  4. Изучение нового материал (15 мин):

  5. Первичное закрепление (5 мин)

  • Постановка учащимися целей (1 мин)

  • Подведение итогов опытов, составление опорного конспекта (5 мин)

  1. Домашнее задание (1 мин).

  2. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся (Рефлексия)(2 мин).



Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. На партах учеников подготовлены:

  • Тесты «Характеристики электрического тока» (1 на каждого)

  • Индивидуальная карта успешности ученика (1 на каждого)

Приветствуют учителя.

2. Проверка домашнего задания















3.Подго-товка к восприя-тию но-вого мате-риала

Вступительное слово учителя. (слайд 1)

На предыдущих уроках мы рассмотрели характеристики электрического тока.

- Назовите их. (Сила тока, напряжение, сопротивление)

Я задала вам домашнее задание в виде анаграммы и сейчас мы проверим ваши знания и определим, насколько вы знаете определение, буквенное обозначение, единицы измерения, формулу для расчета названных физических величин. (слайд 2-4)

Нет ошибок 5 баллов

2 ошибки-4 балла

3 ошибки и более 3 балла

Перед вами оценочный лист учащегося. В него вы будете вносить баллы за выполненные задания.

Но прежде необходимо вспомнить характеристики электрического тока. На партах у каждого находится тест «Характеристики электрического тока». Свои ответы вы заносите в индивидуальную карту.

Результат тестирования оценивается моментально, т. к. в ответе зашифровано название темы урока «Закон Ома», и тут же заносится в индивидуальную карту успешности ученика.


Проверяют домашнее задание и результаты фиксируют в индивидуальной карте учащихся















Выполняют тест, результаты фиксируют в индивидуальной карте учащихся.

4. Изуче-ние нового мате-риала













































































5.Первичное закрепление

Кто выполнил тест верно, должны получить «Закон Ома» - это и будет темой нашего урока..(слайд 5)

Посмотрим на следующий слайд и ответим на какие вопросы мы должны найти ответы на сегодняшнем уроке? (Как формулируется закон Ома? Какие величины он связывает? Как зависит сила тока от напряжения и сопротивления?) (слайд 6)

Это и есть тема и цель нашего урока.

Но для того, чтобы выяснить как зависит сила тока от напряжения и сопротивления? Нужно провести ряд экспериментов.

Но для начала проведем физкультминутку

Физкультминутка (для снятия утомления с плечевого пояса и рук).

И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Для того, чтобы установить зависимость силы тока от напряжения, проведем эксперимент. (слайд 7-8)

По данным постройте график зависимости силы тока от напряжения. Сделайте вывод.

Вывод: с увеличением напряжения сила тока увеличивается. (слайд 9)

Для того, чтобы установить зависимость силы тока от сопротивления, проведем эксперимент. ( слайд 10-12)

По данным постройте график зависимости силы тока от сопротивления. Сделайте вывод.

Какой график мы получили в первом опыте? Во втором?

Вывод: с увеличением сопротивления сила тока уменьшается. (слайд 13)

- Вспомните какие зависимости существуют между величинами? (прямо пропорциональная y=kx; обратно пропорциональная y=План конспект урока по физике на тему: Закон Ома )

- Что является графиком данных зависимостей? (прямая, гипербола)

Если при увеличении (уменьшении) одной величины, другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз, то такая зависимость называется прямой пропорциональной.

Если же при увеличении (уменьшении) одной величины, другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз, то такая зависимость называется обратной пропорциональностью.

Впервые к такому выводу пришёл немецкий учёный, школьный учитель Георг Симон Ом, и закон носит его имя. (слайд 14)

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником. (слайд 15).

Физк-нутка (гимн-ка для глаз)( слайд 16-21)

Ребята, а теперь разберем решение задачи на применение ЗаконаОма. (слайд 22)

Теперь решим задачу у доски. Жедающие?

( ученик у доски).

Кто решил у вас на столе имеются карточки. Выполните их.



Записывают тему урока в рабочие тетради.

Отвечают на вопросы.

Записывают дату и тему в рабочие тетради

Выполняют физкультминутку



Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают гипотезы, предположения.

исследуют зависимость силы тока от напряжения, силы тока от сопротивления. Результаты опытов записывают в рабочих тетрадях. Формулируют выводы. По результатам эксперимента один ученик от группы оглашает результат опыта.

Отвечают на вопросы. По слайду составляют конспект в рабочих тетрадях.

Выполняют физкультминутку

Разбирают задачу и оформляют решение у доски(1 чащийся) и в тетрадях (весь класс)

6. Дом. задание

На следующем уроке нам предстоит научиться применять закон Ома для участка цепи при решении задач.

§ 44 учебника: читать, знать ответы на вопросы и задания к параграфам.

Выполнить упражнение 29 (1,2), с. 126 учебника

Подготовить презентацию о Г. Оме.

Учащиеся находят, что задано, записывают в дневники домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию.

7. Под-ведение итогов урока, выстав-ление оценок (Рефлексия)

Давайте подведем итоги работы на сегодняшнем уроке.:

При увеличении напряжения сила тока тоже возрастает.

При достаточно большом сопротивлении проводника, сила тока ничтожно мала.

«3»-4-8 баллов;
«4»-9-12 баллов;
«5»- 13 баллов.

Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют себе оценки. Сдают индивидуальные листы учителю.







тест «Характеристики электрического тока»

Вопрос

Варианты ответов

1

1 балл

Что является носителем электрического тока в металлах?

Е) атомы;
Ж) ионы;
З) электроны;
И) протоны;

2

1 балл

Среди приведенных выражений найдите формулу силы тока

А) I=q/t
Б) I=PU
В) I=qt
Г) I=UR

3

1 балл

Выразите 25мВ в вольтах

И) 250 В
К) 0,025 В
Л) 25 В
М) 0,25 В

4

1балл

Как следует включать амперметр в цепь?

Н) последовательно, независимо от полюсов;
О) последовательно, учитывая полюсность
П) параллельно независимо от полюсов;
Р) параллельно, учитывая полюсность

5

1балл

Определите цену деления и показания вольтметра

План конспект урока по физике на тему: Закон Ома

Н) 0,5 В и 5,5 В;
О) 1 В и 5, 5 В;
П) 0,5 В и 8 В;
Р) 1 В и 8 В

6

2 балла

При прохождении по проводнику электрического заряда, равного 6 Кл, совершается работа 660 Дж. Чему равно напряжение на концах этого проводника?

О) 110 В;
П) 220 В;
Р) 330 В;
С) 666 В.

7

2 балла

Два мотка проволоки одинакового сечения имеют соответственно длину 50м и 150м. Какой из них обладает большим сопротивлением и во сколько раз?

К) Первый в 3 раза;
Л) Первый в 9 раз;
М) Второй в 3 раза;
Н) Второй в 9 раз.

8

3 балла

Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить вдвое, а толщину уменьшить вдвое?

А) Увеличится в 4 раз
Б) Увеличится в 8 раза;
В) Увеличится в 2 раза;
Г) Не изменится.





Георг Симон Ом

Замечательный немецкий физик Георг Симон Ом (1787-1854), чье имя носит знаменитый закон электротехники и единица электрического сопротивления, родился 16марта 1787 г. в Эрлангене (федеральная земля Бавария) Ом был честолюбив, хотел стать ученым и работать в лучших германских университетах.

После нескольких лет работы в школе мечта Ома осуществилась. В 1817 г. он стал профессором математики колледжа в Кельне. Здесь Ом занялся исследованиями в области электричества, используя батарею Вольта. Ом составлял электрические цепи из проводников различной толщины, из различных материалов, различной длины (причем проволоку он протягивал сам, используя собственную технологию), пытаясь понять законы этих цепей. Сложность его работы можно понять, вспомнив, что никаких измерительных приборов еще не было и о силе тока в цепи можно было судить по различным косвенным эффектам. Ому очень пригодились те навыки работы, которые он приобрел, работая в мастерской с отцом. А еще ему очень пригодилось упорство, ибо эксперименты шли в течение 9 лет.
Для характеристики проводников Ом в1820 г. ввел понятие "сопротивление", ему казалось, что проводник сопротивляется току. В 1827 г. вышел основополагающий труд Ома "Математическое исследование гальванических цепей", в котором и был сформулирован знаменитый закон Ома.

Сила тока участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.





© 2010-2022