Календарное планирование по физике на 198 часов

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


по ФИЗИКЕ 2015-2016 учебный год


























2015г.

Пояснительная записка


Действующий в настоящее время ФГОС СПО по физике предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов важнейших технических устройств, для решения физических задач.

ФГОС СПО по физике делает акцент на разнообразных видах деятельности обучающихся:

  1. Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и

экспериментальных задач.

  1. Информационно-коммуникативная деятельность:


  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


  1. Рефлексивная деятельность:


  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Таким образом, действующий ФГОС СПО по физике характеризуется приоритетом развивающего обучения и разносторонних видов деятельности самих обучающихся. В процессе этой деятельности именно на уроках физики происходит многогранное формирование и развитие творческой личности обучающегося.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования

Организация-разработчик: ГБПОУ НСО Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А.Лунина «Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А.Лунина»

Разработчик:

Нагога Екатерина Михайловна, преподаватель





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

физика

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с СПО по профессии 23.01.09 машинист локомотива.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

проводить наблюдения, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практически использовать физические знания, оценивать достоверность естественно- научной информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира; наиболее важные открытия в области физики, которое оказали важное влияние на развитие техники, методы научного познания природы.

1.4. Рекомендуемое количество часов (по каждой профессии) на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__297_____часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __198__ часа;

самостоятельной работы обучающегося __99____ часа.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

297

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

198

в том числе:


лабораторные занятия

16

практические занятия

70

контрольные работы

13

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

99

в том числе:


Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _______________физика_________________________

наименование

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 ВВедение


3


Содержание учебного материала:


1

Зарождение и развитие научного взгляда на мир



Физическая картина мира



Самостоятельная работа обучающихся:

Доклады по темам: Аристотель.

Галилео Галилей.

Исаак Ньютон

Вводная контрольная работа

3




1

3

Раздел 2. Механика


35


Тема2.1. Механическое движение

Содержание учебного материала:

14

1

Координатный и векторный способы описания

Равномерное прямолинейное движение

Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Движение с постоянным ускорением.

Уравнение прямолинейного равноускоренного движения.

Свободное падение.

1

Лабораторные работы:

Измерение ускорения свободного падения, исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

2

2




3



3

Практические занятия:

Решение задач на нахождение уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения, вычисление скорости, перемещения.

5

Контрольные работы

Механическое движение

1

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады: «Свободное падение»

«Баллистическое движение»

«Периодическое движение»

5 ч-подготовка д.з

8

Тема 2.2.

Законы движения

Содержание учебного материала:

12

1

Принцип суперпозиции сил.

Законы динамики Ньютона и границы их применимости.

Инерциальные системы отсчета.

Принцип относительности Галилея

Силы тяжести, упругости, трения.

Закон всемирного тяготения.

Вес и невесомость.

Законы сохранения импульса и механической энергии.

1

Лабораторные работы:

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости, сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

1

2




3



3





1














2


3

Практические занятия:

Применение 1 и 2 законов Ньютона при движении тел.

Применение 3 закона Ньютона при движении тел.


2

2

Контрольные работы:

Законы динамики

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад: «Исаак Ньютон»

«Применение сил в природе»

Подготовка д.з.

7





Тема 2.3.

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала:

Законы сохранения в механике.

Механические колебания.

Амплитуда , период, частота, фаза колебаний.

Уравнение гармонических колебаний.

Свободные и вынужденные колебания.

Резонанс.

Механические волны.

Поперечные и продольные волны.

Длина волны.

Звуковые волны.






9

Лабораторные работы:

Закон сохранения импульса

1

Практические занятия:

Закон сохранения импульса

Закон сохранения энергии

2

Контрольные работы:

Законы сохранения в механике.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Виды энергии.

Законы сохранения

Подготовка д.э.

8


Раздел 3. Молекулярная физика


44

Тема 3.1.

Основы молекулярно- кинетической теории

Содержание учебного материала:

31

1

Основные положения МКТ.

Температура .

Уравнение состояния идеального газа.

Основное уравнение МКТ.

Температура- мера средней кинетической энергии.

Внутренняя энергия ид. Газа.

Взаимное превращение жидкостей и газов.

Влажность .

Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.

Твердые тела.

Механические свойства твердых тел.

Изменение агрегатных состояний вещества.

Изопроцессы .

1

Лабораторные работы:

Исследование зависимости объёма газа от температуры при постоянном давлении.

Наблюдение роста кристаллов из раствора, изменение поверхностного натяжения

2

2




3



3

Практические занятия:

Применение основного уравнения МКТ,

Нахождение влажности воздуха, температуры тела.

Уравнение состояния ид. газа.

Газовые законы

6

Контрольные работы:

Основы МКТ.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Основные положения МКТ.

Разные шкалы температур и их характеристика

Газовые законы

Насыщенный и не насыщенный пары.

Менисковые давления.

Жидкие кристаллы

Подготовка д.з.

8

Тема 3.2.

Основы термодинамики

Содержание учебного материала

14

1

Работа в термодинамике.

Количество теплоты.

Первый закон термодинамики.

Теплоемкость газа принцип действия тепловых двигателей.

КПД тепловых двигателей.

Второй закон термодинамики

1

Лабораторные работы:

Измерение удельной теплоты плавления льда.

1

2



3



3

Практические занятия:

Применение закона термодинамики теплового двигателя.

Нахождение КПД теплового двигателя.

Законы термодинамики.

Тепловые процессы.

Работа в термодинамике.

Внутренняя энергия в термодинамике.

Цикл Карно

8

Контрольные работы

Основы термодинамики

.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Адиабатный процесс.

Тепловая машина Карно.

Подготовка д.з

6

Раздел 4. Электродинамика


43


Тема 4.1. Электростатика

Содержание учебного материала:

14

1

Элементарный электрический заряд.

Закон сохранения электрического заряда.

Закон Кулона.

Напряженность электрического поля.

Принцип суперпозиции электрических полей.

Потенциал эл. Поля.

Разность потенциалов.

Напряжение .

Связь напряжения с напряженностью эл. поля, нахождение работы эл .поля.

1


2




3

3

Практические занятия:

Закон Кулона.

Напряженность эл.поля.

Измерение разности потенциалов

Решение задач на нахождение эл. поля,

7

Контрольные работы:

Основы электростатики

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Объяснение явления электризации

Доклад: «КУЛОН»

Конденсаторы.

Подготовка д.з.

8

Тема 4.2. Постоянный ток

Содержание учебного материала:

11

1

Проводники в электрическом поле.

Электрическая ёмкость.

Конденсатор .

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия электрического поля.

Электрический ток.

Последовательное и параллельное соединений проводников.

ЭДС.

Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в растворах, электролитах, газах, расплавах.

Плазма.

Полупроводники.

Проводимость.

Полупроводниковый диод.

1








Лабораторные работы:

Измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи

Измерение электрического сопротивления с помощью оммера.измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение элементарного электрического заряда. Измерение температуры нити лампы накаливания.

3

2





3


3

Практические занятия:

Применение закона Ома.

Расчет напряжения, сопротивления и силы тока в цепи.

Работа и мощность.

6

Контрольные работы:

Постоянный эл.ток.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклады: «Джоуль», «Ленц», «ОМ»

Плазма.

Электронные пучки, их свойства и применение.

Примесная проводимость.

Подготовка д.з.

8

Тема 4.3. Магнитное поле

Содержание учебного материала:

18

1

Индукция магнитного поля.

Принцип суперпозиции магнитных полей.

Сила Ампера.

Сила Лоренца.

Магнитный поток.

Закон электромагнитной индукции Фарадея.

Вихревое электрическое поле.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Индуктивность.

Энергия магнитного поля.

1

Лабораторные работы:

Измерение магнитной индукции. Измерение индуктивности катушки.

1

2



3


3

Практические занятия:

Применение силы ампера при решении задач. Вычисление силы Лоренца в магнитном поле.

Решение задач применение закона электромагнитной индукции. Правило Ленца.

6

Контрольные работы:

Магнитное поле

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад «Эрстед»,

«Ампер», «Лоренц»

Три класса магнитных веществ.

Подготовка д.з.

8


Раздел 5. Электромагнитные колебания и волны


39


Тема 5.1. Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала:

15

1

Колебательный контур.

Свободные электромагнитные колебания.

Вынужденные колебания.

Переменный ток.

Действующее значение тока и напряжения.

Активное сопротивление.

Трансформатор.

Производство и передача электроэнергии.

Электромагнитное поле.

Скорость электромагнитных волн.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип радиосвязи и телевидения.

1








Лабораторные работы:

Исследование зависимости силы тока от электроёмкости конденсатора в цепи переменного тока.

1

2



3



3

Практические занятия:

Нахождение амплитуды и частоты колебания.

Вычисление механического колебания в электромагнитном поле.

Определение сопротивления переменного тока.

Измерение и вычисление силы переменного тока в конденсаторе.

6

Контрольные работы:

Электромагнитные колебания

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Генерирование электрической энергии.

Виды генераторов.

Подготовка д.з.

7

Тема 5.2.

Волновая оптика

Свет как электромагнитная волна.

Скорость света.

Интерференция света.

Когерентность.

Дифракция света.

Дифракционная решетка.

Законы отражения и преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Дисперсия света.

Виды электромагнитных излучений.

Формула тонкой линзы.

Оптические приборы.

24

1

Лабораторные работы:

Исследование явлений отражения и преломления света.

Оценка длины световой волны по наблюдению дифракции на щели, определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки.

Измерение показателя преломления стекла расчет и получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы.

3

2

Практические задания:

Вычисление длины, колебания, амплитуды волны.

Нахождение преломления света на плоской границе. Измерить и вычислить угол преломления рассеивающей линзы.

Расчет формулы тонкой линзы.

7

3

Контрольные работы:

Волновые свойства света

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Бегущая сферическая волна.

Плоские и сферические зеркала.

Ход луча в плоскопараллельной пластине и в призме.

Подготовка д.з.

6

3

Раздел 6.

Квантовая физика


27


Тема 6.1.

Световые кванты

Содержание учебного материала:

12

1

Гипотеза Планка о квантах.

Фотоэффект.

Опыты Столетова.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотон.

Планетарная модель атома.

Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры.

Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.

Лазеры.

1

Лабораторные работы:

Наблюдение линейчатых спектров.

1

2




3



3

Практические занятия:

Исследование релятивистского закона сложения скоростей.

Нахождение фотоэффекта с использованием уравнения Эйнштейна.

8

Контрольные работы:

Световые кванты

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Опыты Майкельсона.

«Ультрафиолетовая катастрофа»

Эффект Комптона.

Опыты Лебедева.

Подготовка д.з.

6

Тема6.2.

Атом и атомное ядро


Содержание учебного материала

15

1

Модели строения атомного ядра.

Ядерные силы.

Нуклонная модель ядра.

Энергия связи ядра.

Ядерные спектры.

Ядерные реакции.

Цепная реакция деления ядер.

Ядерная энергетика.

Термоядерный синтез.

Радиоактивность.

Закон радиоактивного распада.

1

Практические занятия:

Вычисление энергии связи ядра.

Закон радиоактивного распда.

5

2


3

3

Контрольные работы:

Атом и атомное ядро

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад: «Резерфорд», «Бор», «Волны де Бройля»

Многоэлектронные атомы.

Излучение и защита от него.

Подготовка д.з.

8

Раздел 7.

Строение вселенной



6


Тема 7.1.

Физика и вселенная


Содержание учебного материала

6

1

Солнечная система.

Звезды и источники их энергии.

Современные представления о солнце и звездах.

Наша галактика.

Другие галактики.

Пространственные масштабы во вселенной.

Современные взгляды на строение вселенной.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Солнечная система.

Луна- что это?

Строение солнца

Повторение изученного, подготовка к экзамену по физике.

8

3

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализация программы имеется кабинет физики

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно- наглядных пособий по предмету, учебники и учебные пособия по предмету.

Технические средства обучения: компьютер, экран , проекционный аппарат.

Перечень оборудования:


Наименование оборудования


1

Таблица «Международная система единиц (СИ)»


2

Таблица «Шкала электромагнитных излучений»


3

Таблица «Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц»


4

Таблица «Фундаментальные физические постоянные»


5

Портреты ученых-физиков и астрономов


6

Набор по механике


7

Набор по молекулярной физике и термодинамике


8

Набор по электричеству


9

Набор по оптике


10

Источник постоянного и переменного тока


11

Прибор для изучения правила Ленца


12

Весы учебные лабораторные


13

Динамометр лабораторный


14

Амперметр лабораторный


15

Вольтметр лабораторный


16

Миллиамперметр


17

Манометр жидкостный демонстрационный


18

Набор электроизмерительных приборов постоянного и переменного тока


19

Источник постоянного и переменного напряжения


20

Генератор звуковой частоты


21

Комплект соединительных проводов


22

Штатив универсальный физический


23

Насос вакуумный с тарелкой и колпаком


24

Груз наборный на 1 кг


25

Динамометры демонстрационные (пара) с принадлежностями


26

Термометр


27

Барометр-анероид


28

Стрелки магнитные на штативах


29

Прибор для демонстрации условий плавания тела


30

Звонок электрический демонстрационный


31

Комплект полосовых и дугообразных магнитов


32

Прибор для исследования звуковых волн


33

Камертон на резонирующем ящике с молоточком


34

Набор демонстрационный «Ванна волновая»


35

Маятники электростатические


36

Палочки из стекла и эбонита


37

Рычаг демонстрационный


38

Сосуды сообщающиеся


39

Стакан отливной


40

Прибор «Шар Паскаля»


41

Устройство для записи колебаний маятника


42

Набор по термодинамике, газовым законам и насыщенным парам, согласованный с компьютерным измерительным блоком.


43

Комплект «Султаны»


44

Цилиндры свинцовые со стругом


45

Комплект электронных пособий по курсу физики


46

Набор учебно-познавательной литературы


47

Набор капилляров


48

Набор для исследования электрических цепей постоянного тока

49

Экран

50

Компьютер

51

Прибор для исследования зависимости сопротивления металлов от температуры

52

Прибор для исследования зависимости сопротивления полупроводников от температуры

53

Набор по электростатике

54

Электрометры с принадлежностями

55

Трансформатор универсальный

56

Источник высокого напряжения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 1. Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б. Физика 10 кл., 2011г.

2. Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б. Физика 11 кл., 2011г.

Дополнительные источники: 1. Рымкевич А.П. Физика 10-11. Пособие для общеобразовательных учебных заведений М. 2009 год

2. интернет - ресурсы school-collection.edu.ru

fcior.edu.ru



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся умеет:

проводить наблюдения , выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практически использовать физические знания, оценивать достоверность естественно- научной информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся знает:

Фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира; наиболее важные открытия в области физики, которое оказали важное влияние на развитие техники, методы научного познания природы.

Текущий контроль





Итоговый контроль: экзамен


© 2010-2022