- Преподавателю
- Физика
- Программа элективного курса по физике Экология жилища и быта человека
Программа элективного курса по физике Экология жилища и быта человека
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Загидуллина Л.В. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса
«Экология жилища и быта человека»
Пояснительная записка
Программа элективного курса « Экология жилища и быта» рассчитана на 16 часов и разработана для образовательной области « Естествознание», которая призвана расширить знания учащихся об основных законах природы и правилах оптимального взаимодействия человека и природы.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера, о значении физики в различных областях народного хозяйства, в быту, а также решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической физикой, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности. Прослеживается связь физики с биологией, географией, химией, экологией.
Т.е., с одной стороны показывает учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой стороны способствует устранению психологических барьеров, мешающих школьникам видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Это - экология жилища и быта.
Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким факторам относятся применение некоторых строительных материалов, электромагнитные излучения, различные шумы и т.д. Особенно чувствительны к опасному воздействию этих факторов школьники, организм которых еще не сформировался.
Известно, что отношение ребенка к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Именно такому знанию служит данный курс.
Цель курса:
- побудить учащихся к заботе о сохранение своего здоровья, здоровья своих близких, расширив представления учащихся об экологии своего жилища и быта;
- расширить знания учащихся об окружающем мире;
- удовлетворить интерес к явлениям и процессам;
- самоопределится в выборе направления дальнейшего образования.
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище и быту.
2. Сформулировать у учащихся сознание необходимости.
А) заботится о своём здоровье;
Б) изучить вещества и явления окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы
их правильно применять.
3. Побудить учащихся экологическому просвещению населения.
4. Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с бытовыми приборами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности, решать экологические задачи.
5. Расширить кругозор учащихся.
6. Использовать и развивать межпредметную связь физики с химией, биологией , географией.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини - проекты.
Формы контроля.
- Анкетирование учащихся на начало и конец курса.
- Решение индивидуальной задачи: « Проблема в моем доме»
- Контроль выбора профиля обучения учащихся.
- Защита проектов « Экология нашего дома и быта»
- Запись в портфолио.
Образовательные результаты элективного курса фиксируются в портфолио ученика, в форме отзывов педагога или общественности о результатах выступлений участников курса, перед населением, учащимися, по результатам исследовательских мини - проектов, в форме отзыва самих участников элективного курса о собственном продвижение в процессе занятий. Оценки в бальной системе выставлять не рекомендуется.
Прогнозируемые результаты обучения:
- Формирование конкретных навыков, решения бытовых проблем на основе знания законов физики.
- Формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту.
- Преодоление самооценки « физика - сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»
- Повышение познавательного уровня к предмету на уроках.
- Увеличение количества учащихся выбирающих для профилизации предметы естественнонаучного цикла.
- Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище.
- Выработать навыки экологически сообразного поведения учащихся в своем доме.
- Развивать умения учащихся к исследовательской деятельности, выполнению мини - проектов.
- Заботится о своем здоровье.
- Развивать у учащихся умения навыки обращения с бытовыми приборами.
- Решать экологические задачи.
Учебно-тематический план
№
Название тем курсов
Кол-во ч-в
Форма обучения
1
Экология - наука о доме
1
Лекция с элементами беседы
2
Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы
1
Практическая работа
3
Радиоактивность стройматериалов.
1
Лекция с элементами беседы
4
Родные стены
1
Беседа, анализ имеющейся в доме информации о стройматериалах
5
Электромагнитные волны
1
Лекция
6
Электромагнитное излучение
1
Лекция с элементами беседы
7
Излучение в квартире
1
Ролевая игра
8
Сотовый телефон
1
Анализ пользования сотовыми телефонами
9
Питьевая вода
1
Беседа, исследование качества воды
10
Влажность воздуха. Роль и значение влажности.
1
Беседа, физический практикум
11
Свет в доме
1
Беседа, анализ источников света в доме
12
Акустический фон
1
Беседа, анализ
13
Решение задач с экологическим содержанием
1
Урок решения задач
14
Работа по дому
1
Мини-сценка
15
Обобщение
2
Защита проектов
16
Итого
16
Запись в портфолио
Содержательная часть программы.
-
Введение ( 2 часа)
-
Экология - наука о доме.
-
Значение для человека знаний по физике.
Физический практикум.
-
Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.
-
Экология жилища и быта человека. (14 часов)
-
Радиоактивность стройматериалов.
Радиоактивные элементы. Радиация. Стройматериалы вулканического
происхождения. Опасное действие повышенной радиации на живые организмы. Контроль уровня радиации в помещениях.
-
Родные стены.
Особенности различных строительных материалов, их влияние на здоровье жителей дома. Внутренняя отделка помещений, влияние материалов на здоровье членов семьи, качество строительных товаров.
-
Электромагнитные волны.
Что такое электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн и их распространение. ЛЭП - линии электропередач.
-
Электромагнитное излучение.
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Влияние их на организм. Излучение в квартире. Меры защиты от электромагнитного излучения. Степень вредного влияния сотовой связи. Телевизионная трубка. Микроволновая печь.
-
Питьевая вода.
Рациональное использование пресной воды. Её запасы. Загрязнение пресной воды и её влияние не организм человека. Фильтры для очистки воды.
-
Влажность воздуха. Роль и значение влажности.
Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Устройство и принцип работы психрометра. Измерение влажности воздуха. Значение влажности в жизни человека.
-
Акустический фон.
Звук. Инфразвук. Ультразвук. Влияние инфразвука и ультразвука на организм человека. Шумовые загрязнения. Уменьшение акустического фона.
-
Свет в доме.
Источники света. Глаз. Экологическое и безопасное освещение. Уровень освещенности.
-
Работа по дому с точки зрения эколога.
Уборка помещений, пылевые загрязнения, мытье окон, работа бытовой техники, сбор и вынос мусора. Экологические опасные факторы и способы защиты от них. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
-
Проведение имитационной игры.
Защита проектов: « Экологическое жилище будущего», « Безопасный быт», « Мой дом - моя крепость».
Список литературы:
-
Алексеев С.В. Практическая экология для всех. М..Просвещение, 2005
-
Аракелян М.К., Вайнштейт Л.И. Электробезопасность в жилых зданиях. М:Энергоатомиздат,1983
-
Дубров А.П. Экология жилища и здоровья человека М.Просвещение, 2003
-
Енохович Н.И. Справочник по физике и технике М..Просвещение, 1985
-
Энциклопедия для детей. Экология. М..Просвещение, 2001
-
Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б..Физика. М:Просвещение, 2005
-
Перышкин А.В. Факультативный курс физики, М..Просвещение , 1980
-
Павлов А.П. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность - М..Гемос, 2002
-
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда - М.: Просвещение, 2000
Интернет ресурсы
-
csu.ru/r
-
hrc.edu.ru/est/
-
Interneturok.ru
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , CD-ROM
-
galileo-tv.ru
Тезаурус
Время реакции- интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма
Радиация-явление самопроизвольного излучения
ЛЭП- линия электропередачи
Инфракрасное излучение - электромагнитная волна вызывающая нагрев
Звук - продольная механическая волна
Шум- нерегулярные колебания, смесь многочисленных колебаний примерно одинаковой амплитуды и с самыми разнообразными частотами
Свет - видимая электромагнитная волна
Освещенность - отношение светового потока к площади освещаемой поверхности
Доза излучения - воздействие излучений на живые организмы
Поглощенная доза - отношение поглощенной энергии ионизирующего излучения к массе облучаемого вещества
Мощность дозы - величина равная отношению поглощенной дозы ко времени
Люксметр- прибор, служащий для измерения освещенности
Точка росы- температура, при которой воздух в процессе своего охлаждения становится насыщенным водяным паром.
Учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ «Маметьевская ООШ»Альметьевского района
Загидуллина Людмила Васильевна