Статья Формирование мотивированности учебной деятельности

Подростковый возраст - это возраст развития самосознания. Интерес к себе и другим, высокая энергичность, быстрая смена интересов, ориентация на осуществление «авторского» действия в различных областях науки, искусства – характеристика подросткового возраста. Ведущая деятельность подросткового возраста – социальное экспериментирование и проектирование. Учет этих возрастных особенностей подростков, организация образовательного процесса в системе предпрофильной и профильной подготовки, позволит реа...
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Клюшина Ж.В.,

учитель физики, МБОУСОШ №37

г. Шахты Ростовской области

Формирование мотивированности учебной деятельности

Подростковый возраст - это возраст развития самосознания. Интерес к себе и другим, высокая энергичность, быстрая смена интересов, ориентация на осуществление «авторского» действия в различных областях науки, искусства - характеристика подросткового возраста.

Ведущая деятельность подросткового возраста - социальное экспериментирование и проектирование.

Учет этих возрастных особенностей подростков, организация образовательного процесса в системе предпрофильной и профильной подготовки, позволит реализовать следующие цели:

• формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение;

• формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;

• формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности, в том числе специфических для предметных областей;

• формирование учебно-практической самостоятельности.

Задачи, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса в системе предпрофильной и профильной подготовки в школе:

• индивидуализация учебного процесса (личные образовательные программы и индивидуальные учебные планы подростка);

• рост возможностей образования по выбору (наличие в школе мест, где бы подросток мог выбирать формы и виды собственной деятельности);

• сохранение общей учебной мотивации и развитие специальных учебных интересов;

• формирование готовности к переходу в профильную старшую школу;

Способы реализации поставленных задач, или как и через что можно добиться выполнения поставленных задач при организации образовательного процесса:

- модульная и модульно-курсовая организация учебного материала и учебного процесса, позволяющая гибко вводить новые элементы содержания в учебный процесс и интегрировать традиционно разнородные элементы содержания образования;

- проектная форма организации обучения;

- повышение практической, навыкообразующей направленности содержания образования;

- повышение удельного веса решения различных творческих задач и проблем;

- повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся: рост проектных, лабораторных, индивидуальных и групповых видов деятельности, самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных, введение социальной практики, дифференциация учебной среды (классно-кабинетное пространство, лаборатории, практикумы, сфера самостоятельной работы и др.);

- различные формы оценивания и контроля качества знаний в основной школе.

Изменение в системе оценивания (дифференциация оценивания: само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев оценки для учащихся);

- возможность построения индивидуальной образовательной программы, определение личной траектории изучения ряда предметов по особым программам;

- изменение в методах обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные);

- организация предпрофильных курсов по выбору;

- целостный подход к формированию общеучебных компетентностей в естественнонаучной, математической и технологической сферах (с использованием информационных технологий).

Формы реализации основных принципов:

1. Активные и интерактивные уроки (интеллектуально-творческие игры, диалог, дискуссия, экскурсия).

2. Практикумы и лабораторные работы.

3. Курсы по выбору.

4. Проектная и групповая работа.

5. Индивидуальные коррекционные занятия.

Основополагающим является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной, что приведет к формированию универсальных учебно-практических компетенций:

- способность к исследованию;

- способность к коммуникации и организации взаимодействия;

- способность к умению принимать решения и осуществлять их;

- способность постоянно осваивать новые типы деятельности.

Изменения, происходящие в образовании ставят перед педагогом ряд новых проблем:

• изменение распространенной (привычной) позиции педагога - информатора системы знаний на позицию куратора, помогающего усвоению знаний;

• создание учебной ситуации раскрепощения ученика через организацию педагогического взаимодействия, обеспечивающего ему свободу выбора способов познания, саморегуляцию, самоактуализацию в этом процессе;

• предоставление ученику возможности проявить избирательность к проработке учебного материала с учетом индивидуальных предпочтений к типу, виду и форме заданий.

На данном этапе развития образовании ученик должен выступать носителем субъектного (собственного) опыта познания. Этот опыт признается при организации образовательного процесса самобытным, самоценным, уникальным и личностно значимым.

Условия эффективности использования субъектного опыта ученика:

• выявление содержания субъектного опыта ученика по изучаемой теме, а не внедрение нормативных образцов ответов (описаний, рассуждений и т.п.);

• корректная организация учителем переосмысливания содержания субъектного опыта ученика;

• пополнение, систематизация этого опыта через соединение логически существенных и личностно значимых признаков изучаемых (познаваемых) объектов;

• учет преобладающего сенсорного канала (зрение, слух, моторика) при восприятии и преобразовании учеником научной информации.

Работа с постоянной опорой на субъектный опыт учеников требует использования в ходе урока, при выполнении домашних заданий специального дидактического материала, который представляет собой учебные карточки-задания. Эти задания предлагаются ученику на выбор. Учитель фиксирует, какие задания выбирает ученик, насколько устойчив этот выбор, какова эффективность их выполнения.

Параметры разработки и использования дидактического материала.

1. Содержание и структура дидактического материала:

• материал разного типа, вида и формы;

• задания на закрепление, повторение при преобладании проблемных, творческих;

• предоставление на выбор материала: справочно-информационного и самообразовательного (таблиц, графиков, схем, наглядных изображений разного типа);

• материал для исследовательской, проектной работы для отдельного ученика (всего класса);

• материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (при парной, групповой, фронтальной работе);

• разноуровневый материал - задания для «сильных», «средних» и «слабых».

2. Особенности классификации дидактического материала в рамках одной темы:

• разработка заданий одного тематического содержания, представленного в словесной, знаково-символической, графической;

• предоставление ученикам выбора в использовании заданий, разных по форме с учетом индивидуальных предпочтений при их выполнении.

3. Доступность материала для ученика.

• право выбора учеником задания из серии предложенного учителем вариативного дидактического материала;

• такой материал всегда находится в распоряжении детей;

• ученики являются соавторами учителя в разработке материала, участвуют в его изготовлении и использовании;

• задания, выполненные разными по типу, виду и форме, сохраняются учителем как своеобразный банк данных об учебных достижениях каждого ученика.

4. Формулировка заданий.

• выбери и обоснуй свой выбор;

• что тебе кажется наиболее важным;

• в чем, на твой взгляд, причина ....

• как ты думаешь, почему .....

• как по-твоему это лучше представить: записать словами, сделать рисунок, схему, изобразить условно-символически, сделать макет… .

4


© 2010-2022