- Преподавателю
- Физика
- Статья Формирование мотивированности учебной деятельности
Статья Формирование мотивированности учебной деятельности
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клюшина Ж.В. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Клюшина Ж.В.,
учитель физики, МБОУСОШ №37
г. Шахты Ростовской области
Формирование мотивированности учебной деятельности
Подростковый возраст - это возраст развития самосознания. Интерес к себе и другим, высокая энергичность, быстрая смена интересов, ориентация на осуществление «авторского» действия в различных областях науки, искусства - характеристика подросткового возраста.
Ведущая деятельность подросткового возраста - социальное экспериментирование и проектирование.
Учет этих возрастных особенностей подростков, организация образовательного процесса в системе предпрофильной и профильной подготовки, позволит реализовать следующие цели:
• формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которого может быть осуществлено предварительное личностное, социальное и профессиональное самоопределение;
• формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
• формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности, в том числе специфических для предметных областей;
• формирование учебно-практической самостоятельности.
Задачи, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса в системе предпрофильной и профильной подготовки в школе:
• индивидуализация учебного процесса (личные образовательные программы и индивидуальные учебные планы подростка);
• рост возможностей образования по выбору (наличие в школе мест, где бы подросток мог выбирать формы и виды собственной деятельности);
• сохранение общей учебной мотивации и развитие специальных учебных интересов;
• формирование готовности к переходу в профильную старшую школу;
Способы реализации поставленных задач, или как и через что можно добиться выполнения поставленных задач при организации образовательного процесса:
- модульная и модульно-курсовая организация учебного материала и учебного процесса, позволяющая гибко вводить новые элементы содержания в учебный процесс и интегрировать традиционно разнородные элементы содержания образования;
- проектная форма организации обучения;
- повышение практической, навыкообразующей направленности содержания образования;
- повышение удельного веса решения различных творческих задач и проблем;
- повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся: рост проектных, лабораторных, индивидуальных и групповых видов деятельности, самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных, введение социальной практики, дифференциация учебной среды (классно-кабинетное пространство, лаборатории, практикумы, сфера самостоятельной работы и др.);
- различные формы оценивания и контроля качества знаний в основной школе.
Изменение в системе оценивания (дифференциация оценивания: само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев оценки для учащихся);
- возможность построения индивидуальной образовательной программы, определение личной траектории изучения ряда предметов по особым программам;
- изменение в методах обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные);
- организация предпрофильных курсов по выбору;
- целостный подход к формированию общеучебных компетентностей в естественнонаучной, математической и технологической сферах (с использованием информационных технологий).
Формы реализации основных принципов:
1. Активные и интерактивные уроки (интеллектуально-творческие игры, диалог, дискуссия, экскурсия).
2. Практикумы и лабораторные работы.
3. Курсы по выбору.
4. Проектная и групповая работа.
5. Индивидуальные коррекционные занятия.
Основополагающим является ориентация подростков на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной, что приведет к формированию универсальных учебно-практических компетенций:
- способность к исследованию;
- способность к коммуникации и организации взаимодействия;
- способность к умению принимать решения и осуществлять их;
- способность постоянно осваивать новые типы деятельности.
Изменения, происходящие в образовании ставят перед педагогом ряд новых проблем:
• изменение распространенной (привычной) позиции педагога - информатора системы знаний на позицию куратора, помогающего усвоению знаний;
• создание учебной ситуации раскрепощения ученика через организацию педагогического взаимодействия, обеспечивающего ему свободу выбора способов познания, саморегуляцию, самоактуализацию в этом процессе;
• предоставление ученику возможности проявить избирательность к проработке учебного материала с учетом индивидуальных предпочтений к типу, виду и форме заданий.
На данном этапе развития образовании ученик должен выступать носителем субъектного (собственного) опыта познания. Этот опыт признается при организации образовательного процесса самобытным, самоценным, уникальным и личностно значимым.
Условия эффективности использования субъектного опыта ученика:
• выявление содержания субъектного опыта ученика по изучаемой теме, а не внедрение нормативных образцов ответов (описаний, рассуждений и т.п.);
• корректная организация учителем переосмысливания содержания субъектного опыта ученика;
• пополнение, систематизация этого опыта через соединение логически существенных и личностно значимых признаков изучаемых (познаваемых) объектов;
• учет преобладающего сенсорного канала (зрение, слух, моторика) при восприятии и преобразовании учеником научной информации.
Работа с постоянной опорой на субъектный опыт учеников требует использования в ходе урока, при выполнении домашних заданий специального дидактического материала, который представляет собой учебные карточки-задания. Эти задания предлагаются ученику на выбор. Учитель фиксирует, какие задания выбирает ученик, насколько устойчив этот выбор, какова эффективность их выполнения.
Параметры разработки и использования дидактического материала.
1. Содержание и структура дидактического материала:
• материал разного типа, вида и формы;
• задания на закрепление, повторение при преобладании проблемных, творческих;
• предоставление на выбор материала: справочно-информационного и самообразовательного (таблиц, графиков, схем, наглядных изображений разного типа);
• материал для исследовательской, проектной работы для отдельного ученика (всего класса);
• материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (при парной, групповой, фронтальной работе);
• разноуровневый материал - задания для «сильных», «средних» и «слабых».
2. Особенности классификации дидактического материала в рамках одной темы:
• разработка заданий одного тематического содержания, представленного в словесной, знаково-символической, графической;
• предоставление ученикам выбора в использовании заданий, разных по форме с учетом индивидуальных предпочтений при их выполнении.
3. Доступность материала для ученика.
• право выбора учеником задания из серии предложенного учителем вариативного дидактического материала;
• такой материал всегда находится в распоряжении детей;
• ученики являются соавторами учителя в разработке материала, участвуют в его изготовлении и использовании;
• задания, выполненные разными по типу, виду и форме, сохраняются учителем как своеобразный банк данных об учебных достижениях каждого ученика.
4. Формулировка заданий.
• выбери и обоснуй свой выбор;
• что тебе кажется наиболее важным;
• в чем, на твой взгляд, причина ....
• как ты думаешь, почему .....
• как по-твоему это лучше представить: записать словами, сделать рисунок, схему, изобразить условно-символически, сделать макет… .
4