- Преподавателю
- Физика
- Рабочие программы по физике
Рабочие программы по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сайдылова А.Х. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрена
Согласована
Утверждаю
на заседании ШМО
зам. директора по УВР
Директор
Протокол № _____
__________ Л.У Насырова
МБОУ ТГ №65
от «31» августа 2012г.
«31» августа 2012г.
_______ А.Ф.Галимзянова
Руководитель ШМ0
«31» августа 2012г.
____________
Рабочая учебная программа
Физика. 8 класс
Разработана на основе программы основного общего образования
по физике 7-9 классы общеобразовательных учреждений
Учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 12 изд., доработанное. - М.:Дрофа, 2008. - 191 с.: ил.
Учитель физики Сайдылова А.Х.
учитель высшей категории
Г.Уфа -2012г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин-Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа-2008г.»
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
В курсе 8 класса рассматриваются тепловые явления, электрические и световые явления.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
по программе-ч. планирование-ч.
Тепловые явления 26 26
Электрические явления и
Электромагнитные 32 32
Световые 8 8
Резерв времени 3 часа использовать на повторение учебного материала (2ч.)и итоговую контрольную работу.
Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Перышкин «Физика» -8 класс, Москва, Дрофа 2008г.
Образовательный минимум содержания основной образовательной программы
Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопередача, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Зкон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, ДВС, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты. удельнойтеплоемкости,удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Электрические и электромагнитные явления
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействие электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, объяснение этих явлений.
Измерение фических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления. работы и мощности тока.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению электрического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током., последовательного и параллельного соединения проводников. зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объктов: амперметра, вольтметра, динамика и микрофона, электрогенератора. электродвигателя.
Световые явления
Наблюдение и описание отражения. преломление света. обяснение этих явлений.
Измерение физических величин: фокусного расстояния линзы.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения., очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
Знать/понимать:
смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле. атом. атомное ядро. ионизирующее излучение.
смысл физических величин: кпд, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах. сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля -Ленца, прямолинейного распространения света.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света.
использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока. напряжения. электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи. угла отражения от угла падения.
выражать результаты измерений и расчетов Международной системы:
приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных и квантовых явлениях.
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно - научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных. ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационнго фона.
Учебно-тематический план
(2 часа в неделю, всего - 68 ч., в том числе резерв - 2 часа)
Сроки
(примерные)
Тема
Кол-во
часов
Кол-во
лабораторных
работ
Кол-во
контрольных
работ
Тепловые явления
12
2
1
Агрегатное состояние вещества
14
1
1
Электрические явления
26
6
1
Электромагнитные явления
6
1
Световые явления
8
1
1
Всего
6565 66
11
4
Учебно-методический комплекс
№
п\п
Авторы, составители
Название учебного издания
Годы издания
Издательство
1.
А.В. Перышкин
Физика-8кл
2008
М. Дрофа
2.
В.И. Лукашик
Сборник задач по физике7-9кл.
2005
М.Просвещение
3.
Марон А.Е., Марон Е.А.
Физика. 8 класс: Дидактические материалы
2005
М. Дрофа
4.
Р.Д. Минькова Е.Н. Панаиоти
Тематическое и поурочное планирование по физике -8 класс
2005
М. Дрофа
5.
А.В.Перышкин
Сборник задач
2007
М. Экзамен
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
График контрольных и лабораторных работ - 8 класс
Тепловые явления
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
октябрь
Тепловые явления
октябрь
И Измерение удельной теплоемкости твердого тела
ноябрь
Агрегатные состояния веществ
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Измерение влажности воздуха
ноябрь
Агрегатные состояния вещества
декабрь
Электрические явления
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Сборка эл. цепи и измерение силы тока
декабрь
Электрические явления
март
Измерение напряжения на различных участках цепи
январь
Регулирование силы тока реостатом
январь
Измерение сопротивления с помощью вольтметра и амперметра
февраль
Измерение мощности эл. тока
Электромагнитные явления
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Изучение электрического двигателя
март
Световые явления
л/р
прим. сроки
к/р
прим. сроки
Получение изображения при помощи линзы
май
Световые явления
май
№ урока | Дата | Дата | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Демонстрации | Вид контроля | ЦОР | Домашнее задание |
|
|
|
|
| ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
| Тепловое движение. Температура. | Объяснение нового материала |
| 1) Наблюдение диффузии в жидкостях 2) Измерение температуры тела 3) Изучение теплового равновесия |
|
| § 1 |
|
|
2 |
|
| Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. | Комбинированный |
| 1) Термометр 2) Падение маленьких приклеенных гвоздей с металлического стержня при его нагревании с одного конца |
| Диск физика в школе | § 2,3 Задание 1 |
|
|
3 |
|
| Теплопроводность. | Комбинированный |
| 1) Передача тепла металлом, стеклом, деревом 2) Нагревание верхней части смеси воды со льдом 3) Нагревание воздуха внутри пробирки закрытой пальцем |
|
| § 4 Упр.1 |
|
|
4 |
|
| Конвекция. | Комбинированный |
| 1) Вращение бумажной змейки над горящей лампочкой 2) Наблюдение движения окрашенных потоков жидкости при её нагревании |
|
| § 5 Упр.2 |
|
|
5 |
|
| Излучение. | Комбинированный |
| 1) Работа термоскопа 2) Измерение температуры сбоку от горячей воды, над ней и внутри неё |
|
| § 6 Упр.3 |
|
|
6 |
|
| Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. | Комбинированный |
| 1) Нагревание двух жидкостей с разными параметрами |
|
| § 7,8 |
|
|
7 |
|
| Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | Решение задач |
|
|
|
| § 9 Упр.4 |
|
|
8 |
|
| ЛР №1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». ЛР №2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела». | Лабораторная работа |
|
|
|
| § 9 |
|
|
9 |
|
| Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Объяснение нового материала |
| 1) Горение спиртовки 2) Горение спички |
|
| § 10 Упр.5 № 1,3 |
|
|
10 |
|
| Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Комбинированный |
|
|
|
| § 11 Упр.6 № 2-4 |
|
|
11 |
|
| Обобщение по теме "Тепловые явления". | Обобщающе-повто-ряющий |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
| Контрольная работа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
| Агрегатные состояния вещества. | Объяснение нового материала |
| 1) Примеры твёрдых тел, жидкостей и газов |
|
| § 12 |
|
|
14 |
|
| Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. | Комбинированный |
| 1) Наблюдение за плавлением льда 2) Плавление парафина |
|
| § 13,14 Упр.7 № 1-3 |
|
|
15 |
|
| Удельная теплота плавления. Решение задач. | Комбинированный |
|
|
|
| § 15 Упр.8 № 1-3 |
|
|
16 |
|
| Испарение. Насыщенный и не6насыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | Комбинированный |
| 1) Испарение спирта, масла и воды 2) Охлаждение жидкости при испарении |
|
| § 16,17 Упр.9 № 1-4 |
|
|
17 |
|
| Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | Комбинированный |
| 1) Наблюдение за процессом кипения |
|
| § 18,20 Упр.10 № 2,3,5 |
|
|
18-19 |
|
| Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | Комбинированный |
| 1) Измерение относительной влажности воздуха |
|
| § 19 |
|
|
20 |
|
| Работа газа и пара при расширении. Коэффициент полезного действия теплового двигателя. | Комбинированный |
| 1) Модель теплового двигателя |
|
| § 21,24 |
|
|
21 |
|
| Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | Комбинированный |
| 1) Модель двигателя внутреннего сгорания 2) Модель паровой турбины |
|
| § 22,23 |
|
|
22-23 |
|
| Обобщение по теме "Изменение агрегатных состояний вещества". | Обобщающе-повто-ряющий |
|
|
|
|
|
|
|
24-25 |
|
| Обобщение по теме "Изменение агрегатных состояний вещества". Подготовка к контрольной работе. | Обобщающе-повто-ряющий |
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
| Контрольная работа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
|
| Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | Объяснение нового материала |
| 1) Электризация тел при трении 2) Притяжение бумаги и воды к заряженной палочке |
|
| § 25,26 |
|
|
28 |
|
| Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | Комбинированный |
| 1) Взаимодействие заряженной палочки и гильзы 2) Взаимодействие двух заряженных гильз 3) Зарядка электроскопа и электрометра |
|
| § 27 |
|
|
29 |
|
| Электрическое поле. | Комбинированный |
| Наблюдение изменения электрического поля вблизи и вдали от заряженного тела |
|
| § 28 Упр.X № X |
|
|
30 |
|
| Делимость электрического заряда. Электрон. | Комбинированный |
| 1) Электризация электрометра 2) Деление заряда электрометра |
|
| § 29 Упр.X № X |
|
|
31 |
|
| Строение атома. | Комбинированный |
|
|
|
| § 30 Упр.11 № 1,2 |
|
|
32 |
|
| Объяснение электрических явлений. | Комбинированный |
| 1) Перераспределение зарядов между заряженным и незаряженным электроскопами 2) Электризация гильзы из металлической фольги |
|
| § 31 Упр.12 № 1,2 |
|
|
33 |
|
| Электрический ток. Источники электрического тока. | Объяснение нового материала |
| 1) Электрофорная машина 2) Термоэлемент 3) Фотоэлемент 4) Гальванический элемент 5) Аккумулятор |
|
| § 32 Задание 6 |
|
|
34 |
|
| Электрическая цепь и ее составные части. | Комбинированный |
| 1) Сборка электрической цепи |
|
| § 34 Упр.13 № 1,2,5 |
|
|
35 |
|
| Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | Комбинированный |
| 1) Тепловое действие тока 2) Химическое действие тока 3) Магнитное действие тока 4) Вращение рамки с током в магнитном поле |
|
| § 34,35 |
|
|
36 |
|
| Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. | Комбинированный |
| 1) Взаимодействие двух параллельных проводников с током |
|
| § 36,37 Упр.14 № 1-3 |
|
|
37 |
|
| Амперметр. Измерение силы тока. ЛР №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». | Комбинированный |
| 1) Включение амперметра в электрическую цепь |
|
| § 38 Упр.15 № 1-3 |
|
|
38 |
|
| Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | Комбинированный |
| 1) Напряжение на низковольтной и высоковольтной лампочке 2) Напряжение на пальчиковой батарейке |
|
| § 39,40 Упр.X № X |
|
|
39 |
|
| Вольтметр. Измерение напряжения. ЛР №4 «Измерения напряжения на различных участках электрической цепи». | Комбинированный |
| 1) Включение вольтметра в электрическую цепь |
|
| § 41 Упр.16 № 1-3 |
|
|
40 |
|
| Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | Комбинированный |
| 1) Зависимость силы тока от напряжения 2) Зависимость силы тока от сопротивления |
|
| § 42,43 Упр.17 № 1,2 |
|
|
41 |
|
| Закон Ома для участка цепи. | Комбинированный |
| 1) Прямо пропорциональная зависимость силы тока от напряжения 2) Обратно пропорциональная зависимость силы тока в цепи от сопротивления |
|
| § 44 Упр.19 № 1,2,7 |
|
|
42 |
|
| Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | Комбинированный |
| 1) Зависимость сопротивления проводника от его длины, поперечного сечения и от удельного сопротивления вещества |
|
| § 45 Упр.20 № 1,2 |
|
|
43 |
|
| Решение задач. | Решение задач |
|
|
|
| § 46 Упр.20 № 3,4 |
|
|
44 |
|
| Реостаты. ЛР №5. «Регулирование силы тока реостатом». | Комбинированный |
| 1) Модель реостата из никелиновой проволоки |
|
| § 47 Упр.21 № 1,2 |
|
|
45 |
|
| ЛР №6. «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра». | Комбинированный |
|
|
|
| Повторить § 32-47 |
|
|
46 |
|
| Последовательное соединение проводников. | Комбинированный |
| 1) Последовательное соединение двух лампочек и резисторов |
|
| § 48 Упр.22 № 1,2 |
|
|
47 |
|
| Параллельное соединение проводников. | Комбинированный |
| 1) Параллельное соединение проводников |
|
| § 49 Упр.23 № 1,2 |
|
|
48 |
|
| Работа и мощность электрического тока. ЛР №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | Комбинированный |
|
|
|
| § 50,51 Упр.24 № 1-3 |
|
|
49 |
|
| Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания. | Комбинированный |
| 1) Электронагревательные приборы 2) Разные виды лампочек |
|
| § 53,54 Упр.27 № 1,2 |
|
|
50 |
|
| Короткое замыкание. Предохранители. Решение задач. | Комбинированный |
| 1) Короткое замыкание 2) Предохранители |
|
| § 55 Упр.27 № 3,4 |
|
|
51 |
|
| Обобщение по теме "Электрические явления". | Обобщающе-повто-ряющий |
|
|
|
| Повторить § 22-55 |
|
|
52 |
|
| Контрольная работа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
53 |
|
| Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Объяснение нового материала |
| 1) Опыт Эрстеда 2) Магнитное поле прямого тока 3) Наблюдение магнитных линий с помощью железных опилок, помещённых над постоянным магнитом на бумаге |
|
| § 56,57 |
|
|
54 |
|
| Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. ЛР №8. «Сборка электромагнита и испытание его действия». | Комбинированный |
| 1) Наблюдение линий магнитной индукции прямого магнита и кругового тока |
|
| § 58 Упр.28 № 1,3 |
|
|
55 |
|
| Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Комбинированный |
| 1) Магнитное поле полосового магнита 2) Магнитное поле дугообразного магнита 3) Взаимодействие магнитных стрелок и магнитов 4) Компас |
|
| § 59,60 |
|
|
56 |
|
| Действие магнитного поля на движущийся заряд. | Комбинированный |
| 1) Возникновение тока в проводнике, движущемся в магнитном поле |
|
|
|
|
|
57 |
|
| Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | Комбинированный |
| 1) Взаимодействие токов 2) Модель электродвигателя |
|
| § 61 Задание 11 |
|
|
58 |
|
| Электродвигатель постоянного тока. ЛР №9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока». | Комбинированный |
|
|
|
| § 56-61 |
|
|
|
|
| СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
59 |
|
| Источники света. Распространение света. | Объяснение нового материала |
| 1) Источники света 2) Образование тени 3) Образование полутени |
| Диск [6] §3,4 | 62 Упр.29 № 1-3 |
|
|
60 |
|
| Отражение света. Законы отражения света. | Комбинированный |
| 1) Диффузное и зеркальное отражение света 2) Законы отражения света |
| Диск [6] §5 | § 63 Упр.30 № 1-3 |
|
|
61 |
|
| Плоское зеркало. | Комбинированный |
| 1) Изображение в плоском зеркале |
| Диск [6] §5 | § 64 Упр.31 № 1-3 |
|
|
62 |
|
| Преломление света. | Комбинированный |
| 1) Преломление света в стеклянной призме и трапеции |
| Диск [6] §7 | § 66 Упр.32 № 1-3 |
|
|
63 |
|
| Линзы. Оптическая сила линзы. | Комбинированный |
| 1) Виды линз 2) Ход лучей в линзе |
| Диск [6] §10 | § 66 Упр.33 № 1,2 |
|
|
64 |
|
| Изображения, даваемые линзой. ЛР №10 «Получение изображения при помощи линзы». | Комбинированный |
| 1) Получение изображения с помощью линзы |
| Диск [6] §11 | § 67 Упр.34 № 1-4 |
|
|
65 |
|
| Обобщение по теме "Световые явления". | Обобщающе-повто-ряющий |
|
|
| Диск [6] Тесты |
|
|
|
66
|
|
| Контрольная работа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
67-68 |
|
| резерв |
|
|
|
|
|
|