• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект урока по физике на тему Кипение. Удельная теплота парообразования (8 класс)

Конспект урока по физике на тему Кипение. Удельная теплота парообразования (8 класс)

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 21.10.14

Класс:8

Тема урока: Кипение. Удельная теплота парообразования.

Вид урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.

Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Сформировать понятие кипения, как парообразования; выявить и объяснить особенности кипения.

Задачи:

  • Образовательные:

    • продолжить изучение процесса парообразования,

    • рассмотреть процесс кипения и его особенности: постоянство температуры при кипении жидкости в открытом сосуде и зависимости температуры кипения от внешнего давления;

    • выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению;

    • ввести понятие удельной теплоты парообразования и формулу для расчета количества теплоты, необходимого для испарения жидкости, взятой при температуре кипения.

  • Развивающие:

    • научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять;

    • формировать умение проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся.

  • Воспитательные:

    • воспитывать внимательность, познавательный интерес к предмету;

    • расширять кругозор, формировать умение строить логическую цепочку рассуждений.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, презентация «Кипение (Приложение). Удельная теплота парообразования», колба, электрическая плитка

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение, личностно-ориентированное.

План урока:

1. Организационный момент
2. Актуализация знаний - самостоятельная работа: физический диктант «Змейка».
3. Взаимопроверка выполненной самостоятельной работы.
4. Изучение нового материала
5. Работа с учебником
6. Физкультминутка
7. Закрепление
8. Итог урока.

Физический диктант (Слайд 1)

Если да, то ставим такой знак +

Если нет, то ставим такой знак -

Физический диктант

  1. Парообразованием называют переход молекул из жидкости в пар (да)

  2. Испарение происходит при температуре кипения (нет).

  3. Если нет притока энергии к жидкости извне, то температура при испарении понижается (да).

  4. Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане (нет).

  5. Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее (нет).

  6. Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость (да)

Ответ:

1. Вступление:

Эпиграф к уроку:

Попробуй пар не выпускать -
И чайник может бомбой стать!

В. Марков.(Приложение, слайд 1)

Что может быть лучше горячего, хорошо заваренного чая?! И все знают, как правильно заварить чай. Перед тем, как заварить чай, воду предварительно кипятят.

Посмотрев на этот процесс под несколько иным углом зрения, мы можем найти в нем множество загадок, объяснения которым нет даже в самом толстой кулинарной книге. Тема урока - «Кипение» (Приложение, слайд 2)

2. Изучение нового материала:

Учитель: Начнем нашу работу с наблюдения за процессом кипения воды в колбе и периодически будем измерять температуру воды.
- Во время демонстрации пронаблюдать за появлением на дне и стенках сосуда мелких пузырьков. Объяснить причину их возникновения. Проследить за процессом отрыва пузырьков от стенок сосуда и дальнейшим всплыванием их на поверхность.

Во время нагревания воды обсуждаются вопросы:

- Каким явлением сопровождается процесс кипения?
- Почему и где образуются пузырьки?
- Почему пузырьки увеличиваются в объеме?
- Под действием какой силы пузырьки движутся вверх?
- Изобразите силы, действующие на пузырек.
- Почему вода «шумит»
- Чем отличается процесс кипения от процесса испарения?

Все загадочные явления, сопровождающие кипение жидкости, которые нам не удалось рассмотреть, пока кипел чайник, мы еще раз посмотрим на видеоролике «Что такое кипение». (Приложение, слайд 3)

Вывод:

Процесс кипения:

  • При поступлении теплоты увеличивается температура жидкости

  • Увеличивается объём пузырьков воздуха

  • На пузырёк действует сила Архимеда

  • Пузырёк всплывает и лопается, попадая в непрогретую часть жидкости

  • При равномерном нагревании жидкости, пузырёк доплывает и лопается на поверхности.

Так что же такое кипение?

Кипение - это интенсивный переход жидкости в пар вследствие образования и роста пузырьков пара. (слайд 4)
Какую температуру будем называть температурой кипения?
- Температура кипения - температура, при которой кипит жидкость. Из проведенного опыта мы выяснили, что во время кипения жидкости ее температура не меняется. Как это мы можем изобразить графически? (Ученики в тетради чертят график кипения жидкости). (Приложение, слайд 5)
- Каждой жидкости соответствует своя температура кипения (Приложение, слайд 6).

  • Анализ таблицы «Кипения жидкости»

  • Просмотр видеоролика «Кипение азота» (Приложение, слайд 7)

- А как вы думаете от чего может зависеть температура кипения жидкости? (Приложение, слайд 8 )
Ответ: от давления

  • На самой высокой горе Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848 м вода кипит при температуре 70о С.

  • В кастрюле скороварке температура кипения - равна 120о С при давлении 200 кПа.

Приготовление пищи в скороварке имеет массу преимуществ по сравнению с обычными способами варки в обычной кастрюле. Процесс приготовления пищи происходит при температуре 120о С и время приготовления значительно сокращается. Каким образом температуру кипения удается повысить до 120о С?
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Почему чайник может стать бомбой? Чтобы предотвратить это, в кастрюле скороварке делают отверстие для выхода пара.

- Почему температура жидкости во время кипении не изменяется?
Ответ: Вся энергия расходуется на интенсивное парообразование.
- Кипение есть то же испарение, только оно сопровождается быстрым образование и ростом пузырьков пара. Во время кипения необходимо подводить к жидкости определенное количество теплоты. Это количество теплоты идет на образование пара.
- Давайте проведем мысленный эксперимент подумает: если взять разные жидкости массой 1 кг каждое, одинаковое ли количество теплоты требуется каждому веществу, чтобы его полностью испарить при температуре кипения.
- Различные жидкости одной и той же массы требуют разное количество теплоты для их обращение в пар при температуре кипения. Это характеризует физическая величина называемая удельной теплоемкостью, обозначается L.

Удельная теплота парообразования - физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры. (Приложение, слайд 8 )

Конспект урока по физике на тему Кипение.Удельная теплота парообразования(8 класс)

Работа с таблицей № 6 стр. 49 учебника

  1. Чему равна удельная теплота парообразования ртути?

  2. Что означает это число?

- Кипение происходит с поглощением теплоты. Большая часть подводимой теплоты расходуется на разрыв связей между частицами вещества, остальная часть - на работу, совершаемую при расширении пара. (Приложение, слайд 9)
- Мы знаем, что обратный процесс парообразованию - конденсация. Что происходит с энергией? (Конденсация происходит с выделением теплоты) (Приложение, слайд 10).

  • Кипение в быту и промышленности (Приложение, слайд 11)

  • Кипение в природе: гейзеры (Приложение, слайд 12)

Закрепление

В I веке до н.э. римский поэт Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей» писал:

И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
О каком физическом явлении говорится в отрывке? (Приложение, слайд 13)

Физкультминутка

  1. При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения ... (увеличивается, руки вверх)

  2. При уменьшении температуры жидкости скорость испарения … (уменьшается, руки вниз)

  3. При наличии ветра испарение происходит ... (увеличивается, руки вверх)

  4. Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается … температуры жидкости (понижением , руки вниз)

  5. При конденсации жидкости энергия ... (выделяется, руки вниз).

  6. Температура жидкости во время кипения … (не изменяется, руки в стороны)

Упражнения на вращения головой:

Учиться будем хорошо?
Учащиеся кивают головой «Да, да, да».
- Нарушать дисциплину не будем?
Учащиеся поворачивают голову из стороны в сторону «Нет, нет, нет».
- А что будем делать, если не получиться?
Учащиеся поднимают и опускают плечи «Не знаю, не знаю, не знаю».
- А чтобы у нас все получилось, давай прослушаем сказку и ответим на вопрос.

Закрепление

Сказка

Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж получит пол-царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
«Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?
Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала! (Приложение, слайд 14).
- Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее? (Приложение, слайд 15).
Если учащиеся не придут к правильному ответу, можно это задание дать на дом используя различную литературу, интернет найти ответ на поставленный вопрос.

Домашнее задание:

§ 18, упр.11 № 7.Заполнить таблицу. Внешние признаки явлений испарения и кипения

Явление

Внешние признаки явления

Условия, при которых оно протекает

Определение

Испарение


Кипение


Найти ответ на вопрос «Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее?» (слайд 16)

- Итак, мы с вами рассмотрели процесс парообразования, который происходит двумя способами: испарение и кипение. Рассмотрели в чем разница между испарением и кипением.

Выставление оценок.


© 2010-2022