- Преподавателю
- Физика
- ПРИМЕНЕНИЕ Здоровьесберегающих технологий на уроках физики
ПРИМЕНЕНИЕ Здоровьесберегающих технологий на уроках физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Оглинда В.П. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики
«Все без здоровья - ничто»
Сократ
«Физика - самый идеальный полигон для тренировки ума»
Эйнштейн
Темы урока
Физика и окружающий нас мир. Физика и техника.
Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.
Измерительные приборы
Меры безопасности при работе со стеклянной посудой. Осуществление простейших физиологических измерений (масса, рост, частота пульса).
Инерция
Переход улицы на перекрестке и перед близко движущимся транспортом.
Механическое движение. Скорость.
Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами детей и водителя.
Масса
Умение измерять массу тела. Знать массу своего тела, уметь соотносить её со своим ростом. Ожирение - угроза здоровью.
Сила
Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочки, мальчика, взрослого человека.
Диффузия Ароматерапия.
Явление смачивания.
Гигиена кожи. Моющие и чистящие средства, правила хранения и использования.
Давление
Безопасная работа с режущими и колющими инструментами.
Атмосферное давление
Как мы дышим и пьем. Метеозависимость людей.
Архимедова сила
Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта.
Звук. Источники звука.
Влияние музыкальных звуков различной громкости на организм человека. Значение звуков и шумов.
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Значение света для нормальной жизнедеятельности человека.
Глаз как оптическая система.
Изменение напряжения глазных мышц при чтении (игре на телефоне) лёжа, в недостаточно освещённом помещении, в движущемся транспорте.
Очки. Лупа.
Ослабление зрения с возрастом. Коррекция дефектов зрения с помощью очков.
Диффузия
Как родители могут узнать, курят их дети или нет? Запах табака, он проникает всюду - в одежду, волосы, легкие, кровь, лимфу, мозг… запах табачному дыму придает никотин - сильный растительный яд. В сельском хозяйстве никотин используют для защиты растений и культур от вредителей; для младенца первых месяцев жизни - смертельная доза - 1 мг; в 1 литре молока курящей матери содержится до 0,5 мг никотина
Почему существует воздушная оболочка Земли?
Кто портит атмосферу и окружающую среду? Курильщики. Они ежегодно выкуривают (выбрасывают в атмосферу) 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т дегтя и более 500000 т угарного газа. Общая масса окурков за год составляет 2520000 т. табачный дым задерживает УФ лучи, 50% всех видов веществ в табаке уходит в атмосферу, 20% - в организм курильщика и 5% - остается в фильтре сигареты.
Звуковые волны(9,11кл.)
1. «Звуковой ландшафт» воздействует на человека сильнее атмосферного, газохимического, промышленного, транспортного и сравнимо с действием повышенной радиации. Количество машин, поездов, и самолетов в нашем техногенном обществе «зашкаливает». Постоянные телефонные разговоры, круглосуточные радио и телеэфир. Шум стал бедствием современного мира и самым нежелательным продуктом технической цивилизации. Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума снижается на 10-12 лет. Наиболее чувствительны к шуму лица старших возрастов. Шум ослабляет иммунную систему, Становится причиной нервного истощения, инфаркта, психических заболеваний. Поэтому вредно находится в зоне громких постоянных шумов и музыки.
2. Когда про человека говорят, что «у него прокуренный голос», тем самым предполагают, что причина этой особенности - курение. Действительно, хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, изменяется его тембр, создающий окраску произносимым словам. При проверке слуха новейшей электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщика слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается. Если ухо кролика смазать табачным дегтем несколько раз, то у животного образуется раковая опухоль.
Электромагнитное поле (9, 11 кл) Почему люди, работающие за компьютером, чаще болеют простудными заболеваниями и заболеваниями дыхательных путей? Дело в том, что под действием электромагнитного поля монитора происходит ионизация атмосферного воздуха, появляется большое количество положительно заряженных ионов, которые присоединяются хорошо к болезнетворным микроорганизмам, потом быстро проникают в организм человека, вызывая заболевания. Для устранения этих нежелательных эффектов, помещение нужно чаще проветривать, работать за компьютером не более 2 часов, насыщать воздух отрицательно заряженными ионами при помощи специальных приборов.
Оптические приборы(8 класс) Дисперсия света (11 класс)
Глаза длительно и много курящего человека часто слезятся, краснеют, и края век распухают. Никотин, действуя на зрительный нерв, вызывает его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. При курении сужаются сосуды, изменяется сетчатка глаза, что ведет к частичной потере цветоощущения сначала на зеленый свет, а потом на красный и желтый, это снижает быстроту реакции человека в среднем на 24%. Такой дефект зрения может сделать профессионально непригодными: водителей транспорта, операторов пультов управления...
Ядерные реакции(9,11 класс)
Рассматривая вопрос о ядерных реакциях можно привести в пример реакции самопроизвольного радиоактивного распада компонентов семейства урана-радия, а именно тех радиоактивных компонентов, которые обнаружены в табачном дыму: изотопы свинца, висмута и полония. Период полураспада свинца 22 года, висмута - 5 суток, а полония - 138 суток. При 1 рентгеновском снимке методом флюорографии доза облучения 0, 76 радиан (0,0076 Гр) (1Гр=100рад). Выкуривающий за день 20 сигарет получит облучение, будто ему сделали 200 снимков, т.е. 152 радиана (1,52 Гр)На базе этих уравнений решить задачи по определению кинетической энергии α-частицы и ее скорости. А при анализе задачи заострить внимание на значении энергии, которой обладает α-частица. И далее, пояснить, что частицы таких энергий, проникая в организм человека, способны повреждать наследственные структуры - гены, хромосомы. Особенно это должна знать будущая мать. Ученые пришли к выводу: каждый пятый ребенок мог бы остаться в живых, из числа погибших во время беременности, если бы его мать не курила в период его утробного вынашивания