• Преподавателю
  • Физика
  • Конспект уроока в 7 классеИзмерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника

Конспект уроока в 7 классеИзмерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 2

Тема: Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Эпиграф к уроку
Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения-
ния - лучший способ исследования правды.
М. Ломоносов
Цель:

-ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений; сформулировать понятие о физической величине и её единице измерения;

- научиться определять цену деления измерительного прибора; ознакомить с правилами пользования измерительными приборами;

развивать критическое мышление и познавательный интерес;

-воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Основные понятия: физическая величина, измерительные приборы, единица измерения, шкала, цена деления шкалы, приставки.
Оборудование: линейка, угольник, мензурка, секундомеры, весы, амперметры,
вольтметры.
Тип урока: усвоение новых знаний и формирование практических умений и навыков.
Ход урока
I. Разминка
Зачитывание эпиграфа урока и высказывание мнений о нем.
II. Актуализация опорных знаний (проверка дом. задания)
1. Ученики зачитывают примеры физических тел, веществ и физических явлений, которые подготовили дома
2. Ученики объясняют опыты, которые видели на предыдущей лабораторной работе
3. Ученики формулируют правила безопасности в физическом кабинете
III. Мотивация учебной деятельности
Зачитывание легенды о Ньютоне
У английского физика и математика Исаака Ньютона (1643 - 1727) за городом
была дача, он там очень любил отдыхать. Его любимым местом была лавочка
под забором, над которой свисали ветки соседской яблони. Однажды, когда Ньютон отдыхал на своем любимом месте, ему на голову упало яблоко. Ньютон задумался, почему яблоко, а также все предметы падают вниз, если их отпустить с какой высоты. (Можно детям задать вопрос: почему яблоко упало вниз, а не вверх или в сторону?). Он начал работать над этим вопросом и в результате сфор-
мулировал закон притяжения.
V. Восприятие и усвоение нового материала
1. Источники физических знаний
Каждый знает, что лед в теплом помещении тает, вода на морозе замерзает и т. д.
Откуда появились эти знания? Много знания получили люди из собственных наблюдений.
В физике приобретают знания не только из наблюдений, но и с помощью эксперимента, то есть явление воспроизводят в специально созданных удобных для наблюдения и изучения условиях, в том числе и с помощью приборов._
2. Физические величины и их единицы
Полученные физические знания, как правило, обобщаются в форме физических законов, а они должны быть выражены количественно. Поэтому физики ищут количественные меры тех свойств тел или явлений природы, которые они изучают. В физике их называют физическими величинами.

Физической величиной называют количественную характеристику свойств физического тела или физического явления.

Некоторые физические величины вам знакомы: длина, площадь, объем, время, путь, скорость, температура, сила.
Чтобы измерить физическую величину, необходимо сравнить ее с однотипной величиной, которую берут за единицу этой величины.

Так, например, измерить расстояние от школы до дома - значит сравнить ее с другой длиной, которую берут за основную единицу длины, например с метром. За меру длины можно взять также шаг и найти расстояние от дома до школы в шагах. Но длина
шага у людей разная и поэтому получим разные результаты. Чтобы не было различий в результатах измерений, в разных странах используют единицы Международной системы единиц СИ, которая является обязательной и в Росии.
Для каждой физической величины установлены свои единицы. В каких единицах измеряют площадь? Объем? Время? Температуру? Массу?
Как известно из курса математики, используют также кратные единицы, которые в 10,100 и т. д. раз больше, а также частные единицы, которые в 10, 100 и т. д. раз меньше установленных единиц. Для их записи используют приставки:

Приставка

Обозначение

Множитель

Гига
Мега
Кило
Гекто
Дека

Г
М
к
г
да

1000 000 000=109
1000 000= 106
1000 =103
100 = 102
101

Децы
Санти
Мили
микро

д
с
м
мк

0,1 = 10-1
0,01 = 10-2
0,001 = 10-3
0,000001 = 10-6

3. Измерительные приборы и измерения.
Для проведения измерений используют разнообразные приборы и инструменты, их разделяют на инструменты (линейка, рулетка, мера портняжная, мерные цилиндры,
мензурка) и измерительные приборы (секундомеры, весы, амперметры, вольтметры и т. д.).
В большинстве измерительных приборов есть шкала, то есть на них нанесено с
помощью штрихов деления и написаны значения величин, соответствующие делениям.
(Показать примеры шкал различных приборов). Прежде чем измерять физическую величину соответствующим прибором, нужно обязательно определить цену деления этого прибора.

Чтобы определить цену деления, нужно найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины. Затем от большего значения отнять меньшее и найденное число разделить на число делений, лежащих между черточками.

(Показать несколько примеров и записать).

4. Правила пользования измерительными приборами
Чтобы правильно снять показания прибора, нужно придерживаться определенных правил:
1. На шкалу прибора надо смотреть перпендикулярно к ней, иначе показания
могут быть искаженными.
2. Если стрелка прибора размещена между делениями, то результат надо округлить в сторону более близкого деления, а если посередине - то до большего значения.
3. Важно, чтобы во время измерения нулевая отметка шкалы совпадала с началом отсчета.
4. Показания прибора нельзя снимать за пределами измерения шкалы прибора.
5. Во время снятия показаний прибора надо обязательно учитывать цену деления его шкалы. Результат измерения не может быть точнее значения цены деления.
V. Рефлексия знаний
Практическая работа (кратковременная)
Тема. Ознакомление с измерительными приборами. Определение цены деления
шкалы прибора.
Оборудование: линейка, мензурка, угольник.
Ход работы
1. На линейке выберите два деления с цифровыми значениями а (меньшего по ве-
личине) и Ь (большего по величине), которые запишите.
2. Посчитайте и запишите количество делений (п) между этими отметками.
3. Определите цену деления линейки: С =(Ь - а):п.
4. Повторите действия в предыдущей последовательности и определите цену деления мензурки и угольника.
Вывод: (опишите, как вычислить цену деления измерительного прибора).
VI. Обобщение знаний
1. Запись таблицы «Приставки, которые употребляются для образования кратных и дольных единиц».



Название
физической
величины

Буквенное
обозначения

Основная
единица
измерения

Формула

Измерительный
прибор

1 Длина

м (метр)


Линейка, рулетка,
угольник, мера
портняжная

2 Площадь

м2

3 Объем

м3

мензурка


VΙΙ. Коллективное составление и запись таблицы ≪Физические величины≫

(ее можно начертить в конце тетради и при изучении новых физических величин дополнительно заполнять, пустые ячейки).
VIII. Итоги урока
Прочитайте эпиграф урока. Как он связан с изученным материалом?
IX. Домашнее задание
1. §2. Выучить записанные приставки в таблице.
2. Определите цену деления термометров, которые есть у вас дома: медицинского, комнатного.Запишите показания этих термометров.
3. Подготовить доклады:
• Старинные меры длины (аршин, вершок, ярд, дюйм и т. д.).
• Составить ребусы, в которых зашифровать название физической величины и ее единицы.
• Подготовить нескольким ученикам краткие сведения об ученых физиках (можно пользоваться приложение 1).
Приложение

1. Аристотель (384-322 гг. к н.е). - один из авторитетнейших ученых Древней Греции. Широта его научных интересов составляла от философии и поэзии до при-
родных отраслей знаний - физики, географии, метеорологии, астрономии. Он дал вполне полную классификацию видов механического движения, сформулировал закон прямолинейного распространения света, приблизился к разгадке некоторых атмосферных явлений (образование ветра, молнии), объяснил физическую суть образования звука. Его называют крестным отцом физики ведь название его книги «Физика» стало названием физической науки.
2. Архимед (287-212 гг. к н.е). - древнегреческий ученый, инженер-изобретатель. Одним из его изобретений мы до сих пор пользуемся - винтом. Изучал
условия равновесия тел. Сделал важные выводы относительно простых механизмов, плавания тел. О его гениальных умозаключениях сложены легенды. Например, о разоблачении воров, что изготавливали корону сиракузского царя Гиерона, сожжение вражеских кораблей при помощи солнечного луча, отраженного от зеркал.
3. Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский физик, который сделал весомый вклад в исследования механического движения, движения планет, колебаний маятника, атмосферного давления, атмосферных явлений и прочее. Создал прототип термометра - термоскоп. Построил телескоп, с помощью которого открыл горы на Луне, фазы Венеры, вращение Солнца, четыре спутника Юпитера и кольца Сатурна. Своим творчеством отстаивал научные взгляды на строение Вселенной, в частности гелиоцентрическом строении Солнечной системы.
4. Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик, который создал
первую фундаментальную физическую теорию - классическую механику. Он сформулировал три основных закона движения и взаимодействия тел, положенные в основу этой теории. Открыл закон всемирного тяготения и на его основе рассчитал движение многих планет. Первый установил, что белый свет состоит из разных цветов. Сконструировал первый зеркальный телескоп.
5. Джеймс Максвелл (1831-1879) - английский физик, который изложил основные основы электромагнетизма, автор первой в мире цветной фотографии. Он установил математические зависимости, которые обобщали ранее открытые законы электричества. На его представлении об электромагнитном поле основывались объяснение всех электрических и магнитных явлений. Уравнения, которые открыл Максвелл, стали основой научного решения многих практических задач, в частности создания и передачи электрической энергии и лектромагнитных волн. Часто он любил повторять:
« ...при обучении усталость часто возникает не от умственных усилий, с помощью которых мы овладеваем предметом, но от тех, которые мы тратим, чтобы сосредоточиться...».
6. Альберт Эйнштейн (1879-1955) - немецкий физик, заложил основы современной физики. Он создал теорию относительности, которая коренным образом изменила основы классической физики относительно представлений о движении материи. Впервые ввел понятие кванта света, теоретически обосновал много явлений, открытых ранее опытным путем (броуновское движение, фотоэффект). Лауреат Нобелевской премии по физике (1921).



© 2010-2022