План урока на тему Сила трения

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление Образования Районного Консилиума Единец.

Теоретический лицей «В.Сухомлинский» г.Единец











Дидактический проект урока

по физике на тему:

«Сила трения»

7 класс





Преподаватель: Бабуч Н.М.

Дидактическая степень: I









2015- 2016

Дидактический проект урока.

ФИО учителя: Бабуч Н.М.

Класс: 7

Предмет: физика.

Дата: 20.11.2015

Тема: Сила трения

Тип урока: урок изучения нового материала

Время: 45 мин.

Ск1,ск2,ск3,ск4

Субкомпетенции: 1.1 Умение различать силы трения;

1.2 Аналитическое и графическое представление сил

Операциональные цели: К окончанию урока ученики должны быть способны:

О1: классифицировать силу трения;

О2: определять понятие «сила трения»;

О3: анализировать зависимость силы трения от других параметров;

О4: логически мыслить, познавать окружающий мир, проявлять интерес к предмету, обогащать свой кругозор;

Методы: объяснение , проблематизация, наблюдение, эксперимент, решение задач, демонстрация слайдов, беседа, синквейн, использование фрагментов из литературных произведений.

Формы обучения: устное представление с элементами конспектирования, работа в «тройках».

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, желоб, шарик, стекло, песок, брусок, набор грузов, динамометр.

Этапы урока

О. ц.

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Вызов

2мин

Здоровается, отмечает отсутствующих, настраивает учащихся на рабочий лад.

Проверка Д/З, фронтальный быстрый опрос.

Против лома нет приёма, Если только другой лом.

Мерой действия приёма, Мы её всегда зовём.

В ньютонах выражается, А как же называется?

Как вы думаете, почему я задала именно эту загадку?

Представляют Д/З, участвуют в опросе.

Задают вопросы, если возникли при выполнении Д/З

Это - сила!

потому что на предыдущих уроках мы изучали силы.

3мин

Организует актуализацию знаний, необходимую для введения в новую тему. (слайды 2,3,4)

Сила упругости
Изменяю размер я тут; Здесь - длину, здесь - ширину,
Здесь - сожму, здесь - растяну.
И хочу признаться я: Деформацией я рождена.
Хотя ей противоположна, Рассчитать меня не сложно.

Сила тяжести
Уронил, упал - не злись: Знаешь, действую я вниз.
Что еще принципиально: Массе тела я пропорциональна.

Сила веса
И момент мой появленья Связан с силой тяготенья.
Возникаю я так славно: Опоре перпендикулярно.
Тяну за подвес, давлю на опору, Всегда вызываю я много спору.
Читает письмо Деда Мороза.(слайд5)

Решают задачи, отвечают на вопросы по стихотворениям.

2. Осмысление содержания

6мин

- Чтобы помочь Деду Морозу, нам надо изучить еще одну силу. Эксперимент №1: Шарик скатывается по желобу, останавливается. Ставит вопрос:-что мешает шарику катиться?

Объявляет тему и цели урока. Руководит процессом изучения новых знаний. (слайд6,7)

Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постепенно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются. Останавливается и велосипед, когда велосипедист прекращает крутить педали. Почему изменилась скорость этих тел?

Значит, в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила, отличающаяся от рассмотренных ранее силы тяжести и силы упругости.

  • В результате чего она возникает?

Вывод: при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Сила трения векторная величина, обозначается Fтр.(Н) (слайд8)

Слушают и записывают. Начинают размышлять над темой.

Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения является сила

Записывают в тетрадях тему урока.

Слушают учителя, записывают в тетрадях определение силы трения, ее обозначение и единицы измерения

2мин

Выясним причины возникновения трения.

Экперимент№2: мелом пишем по доске, металлической доске и по стеклу.

Экперимент№3: 2 сухих стекла и 2 мокрых. Слайд 9

Наблюдают за экспериментом, делают вывод и записывают в тетради

1.Шероховатость поверхностей

2.Притяжение молекул

11мин

Выясним от чего зависит сила трения.

У вас на партах есть набор оборудования: динамометр, брусок, набор грузов, карандаши.

  1. Зацепите динамометр за крючок бруска и потяните равномерно.

  2. Повторите тоже самое по ткани или по стеклу.(я делаю на столе)

  3. Повторите тоже самое с нагруженным бруском.

  4. Повторите тоже самое с нагруженным бруском, подложив под него карандаши.

Если подвести итог ваших опытов, можно выделить 3 вида силы трения: Покоя, качения, скольжения. (слайды 10,11,12,13)

Ученики проводят опыты и делают вывод.

Сила трения зависит от: силы тяжести, действующей на движущееся тело, качества поверхности, вида трения, площади трущихся поверхностей.

Записывают 3 вида трения.

6мин

А как вы думаете, трение приносит пользу или вред. (слайд 14)

Как уменьшить его вредное влияние, и усилить пользу??


Если трение приносит вред и мы хотим уменьшить его влияние, как это сделать? (слайды 14-17)

Но бывают случаи, когда мы хотим увеличить трение: когда и как?

Высказывают своими словами идеи об явлении трения.

Рассуждают, приводят примеры: (-) изнашивание деталей, одежды, обуви, затрудняет движение; (+) обработка металлов, существование одежды, способность к передвижению, при шлифовке материалов

Использовать подшипники, смазочные материалы, улучшать качество обработки поверхностей.

Зимой, когда скользко посыпают дорожки песком, у зимней обуви рифленная подошва, на колеса надевают цепи и т.д.

3.Размышление

3мин

Ребята, составьте синквейн, отражающий вашу деятельность на уроке. Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (слайд 18) Заслушивание синквейнов 2 - 3 учащихся.

Составляют синквейн, например:

1.сила

2. шероховатая, полезная

3. тормозит, помогает, препятствует

4. Сила трения препятствует движению.

5. Величина

2мин

Проверим, как вы различаете виды трения, небольшой тест. Я читаю выражение, а вы ставите буквы П(покоя), К(качения), С(скольжения)

Тест :катаясь на лыжах, катаясь на роликах, на коньках, подскользнувшись на горошине, сдвигая с места диван, катаясь на санках, на велосипеде, перемещая по комнате кресло, а если кресло на колесиках. Слайд 19

Заполняют ответы в тестах

5мин

Итак, мы познакомились с семьей силы трения. Это - трение качения, скольжения и покоя . А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления сил трения в жизни. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело. (слайды 20-23)

1.В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной.

Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)

2.Вдоль опушки Вова едет На своем велосипеде
И везет варенье Всем на угощенье. (сила трения качения)

3.Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)(слайды )

Слушают и отвечают.

4. Расширение

5мин

Подведем итоги урока: что мы можем сказать о силе трения -

Возникаю при движении:
При скольжении, при качении,
Также, впрочем при покое - наважденье ведь какое!
Направление мое против движенья обращено

Что же мы теперь посоветуем Деду Морозу?

Д/З выучить тему из учебника с.49-50, подготовить сообщение о применении силы трения в природе и технике, а также узнать сколько времени Дед Мороз будет добираться из Великого Устюга Вологодской области России в Единцы на «3» лошадей, если их скорость 45-50 км/ч, а расстояние 2450км?

Поменять мешок на более шероховатый, например плюшевый или ситцевый. Если нет снега, то пересесть из саней на телегу или карету. Так как сила трения качения меньше силы трения скольжения.




© 2010-2022