Система работы с одаренными детьми

Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Усть-Кутского муниципального образования










Система работы с одаренными детьми






Выполнила:Зеленова Инна Андреевна,

учитель физики




















Усть-Кут 2015

Система работы с одаренными детьми

Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом. Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве. Что же мы обычно понимаем под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

· интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

· креативности;

· настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. Однако, одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. В развитии таких детей должен быть принципиально новый качественный подход, в основе которого лежат принципы личностно ориентированного обучения. Это дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

Главное в системе развивающего обучения - личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:

* обучение на высоком уровне трудности;

* быстрый темп изучения программного материала;

* осознанное обучение;

* преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;

* общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.

Изучение физики начинается в 7 классе, и самая главная задача, которая стоит передо мной вызвать интерес к моему предмету. Для выявления одаренных детей и детей с опережающими темпами развития совместно с психологом проводиться тест Беннета. С его помощью выявляются дети с физико - математическими способностями и высоким уровнем учебной мотивации к предмету. Такие дети сразу заметны при проведение уроков. В работе таких детей есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по моему предмету. Обучение одаренных детей (и детей с опережающими темпами развития) предполагает процесс взаимодействия ученика и учителя, причем ученик выступает самым активным участником процесса обучения, а учитель только направляет. Учитель и ученик строят свое взаимодействие с позиции сотрудничества.

Это возможно реализовать через активные формы познавательной деятельности. Деятельность учителя не может быть эпизодической при работе с одаренными детьми она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьника до подготовки выпускника к профессиональному самоопределению. Чтобы сделать урок физики познавательным, занимательным и повысить интерес к изучению, привлечь их к творчеству и поиску дополнительной информации провожу интегрированные уроки- физика с биологией («Глаз- оптическая система»,«Рычаги в организме человека», «Сила трения и наше дыхание», физика с химией «Источники электрического тока», « Масса молекул. Количества вещества». Преимущества такого урока перед традиционным очевидны. На таком уроке можно создать благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирования более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализуют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащиеся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники.Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Для одаренных детей и детей с опережающими темпами развития на уроках предлагаю для решения более сложные задачи, нестандартные по условию и методам решения. Решение подобных задач требует от учащихся много усилий по изысканию путей подхода к выполнению и преобразованию компонентного состава таких задач. В данных задачах важно найти принцип решения, а это требует развитого ассоциативного мышления, внимания, а также творческого умения применять знания в конкретных ситуациях.

Инициаторами поиска, осмысления и решения научно-исследовательской проблемы становятся сами учащиеся, которые увидели задачу или противоречие , и для них актуально найти реальную помощь и совет со стороны учителя

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности можно выделить несколько главных направлений работы. В учебной деятельности : обеспечение стойкой высокой мотивации через:

  1. Нетрадиционные уроки: урок- игра, урок- соревнование, урок- тренинг, урок- эксперимент, урок- дискуссия и т.д.

  2. Использование инновационных технологий

- Проблемное обучение

- Технология критического мышления и работа с текстом

- Информационно-коммуникационные технологии

- Научно-исследовательская и проектная деятельность

- Интерактивное обучение

- Решение творческих задач

3. Вовлечение учащихся в работу над творческими заданиями, проектами, презентациями.

Во внеклассной работе: мотивирование ребят к участию в конкурсах, и олимпиадах, конференциях разного уровня, в неделях наук естественно- математического цикла , в том числе и физики. фестивалях знаний, интеллектуальных рингах, факультативных занятиях и элективных курсах по предмету, в научной - исследовательской работе.

Развитие личности одаренного ребенка происходит не только в рамках урока, но и в большей степени в неформальном общении, которое можно простроить во внеурочной деятельности. Только во внеурочной деятельности возможно построение индивидуальной траектории развития личности ребенка, уделить внимание его проблемам и вопросам, раскрыть его способности, вселить уверенность в успехе. В этом направлении мною разработаны программы факультативных занятий:

- Методы решения физических задач;

- Физика и техника;

- Физика XXI века;

- Физика в профессиях;

- Простая и сложная физика.

Большое внимание уделяю проектной деятельности, исследовательской работе, Начиная с первого года преподавания физики, ставила приоритетной задачей вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. За период с 2011 по 2015 год разработаны работы:

- Влияние электромагнитных полей на организм человека;

- В мире звуков;

- Бионика - наука будущего;

- Сила трения: польза или вред;

- Физика в искусстве.

В исследовательской работе - главное увлечь ребенка какой-то идеей, показать ему, что он может пополнить знания, полученные на уроки, сделать для себя и других удивительные открытия. В поиске зерен истины ученик научиться работать с различными источниками информации, анализировать содержательность информации и условия ее применения, учиться представлять продукт своего труда, доказывать его значимость.Признавая в любом своем ученике личность, учитывая его индивидуальные особенности, я даю каждому ребенку возможность выйти на максимальный для него уровень обученности. Не все становятся призерами олимпиад, но веру в успех вселяю в каждого.















© 2010-2022