- Преподавателю
- Физика
- Урок по теме Давление газов и жидкостей
Урок по теме Давление газов и жидкостей
Раздел | Физика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Крайсвитняя Н.Ф. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок № 39
Тема: «Давление газа. Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести».
Цель урока:
*выяснение физической природы давления газа и жидкости; изучение причин возникновения давления газа и жидкости.
Задачи:
* побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и гидростатического давления, его зависимости от других физических величин
*развивать общеучебные знания и умения: наблюдать, делать выводы, развивать специальные знания и умения: моделировать сущность процессов, проводить мыслительный эксперимент.
* продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания; сформировать у учащихся представление о давлении газов и гидростатического давления, входящее в систему знаний взглядов на мир
Оборудование и материалы к уроку:
-
компьютер, интерактивная доска;
-
блоки с заданиями - вопросами;
-
воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;
-
видеоролики.
Оформление к уроку:
-
на столах учащихся блоки по теме, таблицы, которые должны быть заполнены по ходу урока.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы.
/В руках учителя надутый воздушный шарик/
Учитель: Что же будет объектом нашего изучения? Что находится внутри шара?
Ученики: /Предполагаемый ответ/ - воздух
Учитель: "А чем ещё кроме воздуха можно заполнить воздушный шарик?"
Ответ: гелием.
Учитель: Таким образом, приходим к выводу, что мы сегодня будем говорить не только о воздухе, но о газах вообще.
Учитель: /предлагает ученикам сжать шарик/ и ответить на вопрос: "Что же вам мешает при сжатии шарика?"
Ученик: газ давит: и др.
После вариантов ответов, обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление.
Просмотр видеоролика 7_ 169
Учитель: Изучение давления газа - это и будет нашей целью. Итак, тема нашего урока «Давление газа». Слайд №2
Фронтальная беседа.
-
Что собой представляют газы?
-
Как ведут себя молекулы газов?
-
Как они движутся?
-
Каковы расстояния между молекулами?
Вывод. Cлайд №3
Учитель: мы в начале урока посмотрели видеоролик. Ответьте на вопрос: Чем и Как создается давление газа?
Ответы: молекулы газа по всем направлениям движется одинаково, беспорядочно ударятся о дно и стенки сосуда
Вывод. Слайд №4
Учитель: очень хорошо, вы сами - без учебника смогли дать ответ на поставленный вопрос. И что же дальше? Далее следует выяснить, от чего зависит давление газа?
Слайд № 5
Учитель: Каковы ваши предположения? Обратимся к нашей таблице.
В процессе беседы заполняется таблица, в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.
Учитель: Как зависит давление газа от объема?
Демонстрация - сжимаем пластиковую бутылку - шарик надувается, следовательно, при уменьшении объёма давление газа увеличилось
Ученики:
- уменьшается объём
- в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются. Слайд № 6
Делаем вывод, что в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется потому, что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.
Учитель: Как зависит давление газа от температуры?
Демонстрация- Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком: поливаем на бутылку теплой водой /шарик надувается/ и холодной - шарик спускается.
Вывод. Чем выше температура, тем больше давление. (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул). Слайд №7
Учитель: сравниваем удары на модели (теннисные шарики и мячики).
Слайд №8
Вывод. Чем больше масса, тем больше давление
Учитель: проведём мысленный эксперимент. Как зависит давление газа от количества молекул?
Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление
Слайд №9
Учитель: обратимся к таблице: по всем пунктам проверка подтвердила верность наших предположений, поэтому ставим плюсы.
Учитель: А сейчас, мы определим насколько хорошо вы усвоили тему, для проведем мысленный эксперимент.(проблемный вопрос)
Слайд №10
Задание: Сосуд разделён тонкой гибкой перегородкой. Справа и слева видим разное количество молекул. Перегородка же не прогибается. Объясните почему? Когда это возможно?
Работа в группах.
Ответы: В одной части сосуда, разделённого тонкой непроницаемой перегородкой, газ при низкой температуре, в другой - при высокой. Либо это два разных газа: в сосуде с меньшим числом частиц молекулы более массивны
Слайд № 11
2 часть урока
Учитель: Проведем эксперимент. У вас на столах стоит сосуд с водой. Оденем на руку целлофановый пакет и опустим руку с воду. Что мы видим и чувствуем?
Ответы: Целлофановый мешочек прижался к руке. Значит, вода также оказывает давление.
Учитель: сегодня мы выясним отчего зависит давление жидкостей? Ваши предположения.
На жидкость, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести.
Следовательно, каждый слой жидкости своим весом создает давление на ниже лежащие слои.
По закону Паскаля это давление передается не только вниз, но и по всем направлениям. Внутри жидкости существует давление
Учитель: посмотрим видеоролик 182. Что нового вы узнали, просмотрев этот видеролик?
Вывод: Дно отходит от цилиндра вследствие действия на него силы тяжести. На жидкость, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Слайд 12
Учитель: объясните опыт. слайду № 13 /учащиеся отвечают/
Учитель: Итак, мы доказали, что давление в жидкости существует, а как вы думаете, от чего оно зависит? Ваши предположения? Давайте просмотрим следующие слайды. И попробуем записать сами формулу для расчета давления внутри жидкости. Слайд 14,15
Вывод: давление жидкости прямо пропорционально высоте столба жидкости и плотности жидкости.
р ~ ϸ р ~ h. чтобы поставить знак равно введем коэффициент g.
Учитель: слайд 16. Обсуждение с детьми символов, входящих в формулу.
p = ϸg h
Проблемный вопрос: На демонстрационном столе стоят 3 сосуда с разной площадью, в них налита вода до одного уровня. Одинаковое давление в сосудах или нет? Аргументируйте ваши ответы.
Слайд 17 «гидростатический парадокс»
Подведение итогов урока: «Проверь себя» рассмотреть слайды 18, 19, 20 и ответить на вопросы заданий.
Учитель предлагает учащимся выставить себе оценки за урок (самооценка)
Домашнее задание: & 46 - 47прочитать, если не все понятно в блоке. Ответить на вопросы по блоку 1 часть. Выучить и записать все формулы в справочник.