Урок по теме Давление газов и жидкостей

Раздел Физика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 39

Тема: «Давление газа. Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести».

Цель урока:

*выяснение физической природы давления газа и жидкости; изучение причин возникновения давления газа и жидкости.

Задачи:

* побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и гидростатического давления, его зависимости от других физических величин

*развивать общеучебные знания и умения: наблюдать, делать выводы, развивать специальные знания и умения: моделировать сущность процессов, проводить мыслительный эксперимент.

* продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания; сформировать у учащихся представление о давлении газов и гидростатического давления, входящее в систему знаний взглядов на мир

Оборудование и материалы к уроку:

  • компьютер, интерактивная доска;

  • блоки с заданиями - вопросами;

  • воздушные шарики, резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), пластиковые бутылки;

  • видеоролики.

Оформление к уроку:

  • на столах учащихся блоки по теме, таблицы, которые должны быть заполнены по ходу урока.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы.

/В руках учителя надутый воздушный шарик/

Учитель: Что же будет объектом нашего изучения? Что находится внутри шара?

Ученики: /Предполагаемый ответ/ - воздух

Учитель: "А чем ещё кроме воздуха можно заполнить воздушный шарик?"

Ответ: гелием.

Учитель: Таким образом, приходим к выводу, что мы сегодня будем говорить не только о воздухе, но о газах вообще.

Учитель: /предлагает ученикам сжать шарик/ и ответить на вопрос: "Что же вам мешает при сжатии шарика?"

Ученик: газ давит: и др.

После вариантов ответов, обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление.

Просмотр видеоролика 7_ 169

Учитель: Изучение давления газа - это и будет нашей целью. Итак, тема нашего урока «Давление газа». Слайд №2

Фронтальная беседа.

  1. Что собой представляют газы?

  2. Как ведут себя молекулы газов?

  3. Как они движутся?

  4. Каковы расстояния между молекулами?

Вывод. Cлайд №3

Учитель: мы в начале урока посмотрели видеоролик. Ответьте на вопрос: Чем и Как создается давление газа?

Ответы: молекулы газа по всем направлениям движется одинаково, беспорядочно ударятся о дно и стенки сосуда

Вывод. Слайд №4

Учитель: очень хорошо, вы сами - без учебника смогли дать ответ на поставленный вопрос. И что же дальше? Далее следует выяснить, от чего зависит давление газа?

Слайд № 5

Учитель: Каковы ваши предположения? Обратимся к нашей таблице.

В процессе беседы заполняется таблица, в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.

Учитель: Как зависит давление газа от объема?

Демонстрация - сжимаем пластиковую бутылку - шарик надувается, следовательно, при уменьшении объёма давление газа увеличилось

Ученики:

- уменьшается объём

- в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются. Слайд № 6

Делаем вывод, что в закрытом сосуде при изменении объёма давление меняется потому, что на единичную площадку приходится большее или меньшее количество ударов. Поэтому лучше сказать, что давление меняется в зависимости от сжатия газа.

Учитель: Как зависит давление газа от температуры?

Демонстрация- Обливаем холодной и горячей водой бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком: поливаем на бутылку теплой водой /шарик надувается/ и холодной - шарик спускается.

Вывод. Чем выше температура, тем больше давление. (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул). Слайд №7

Учитель: сравниваем удары на модели (теннисные шарики и мячики).

Слайд №8

Вывод. Чем больше масса, тем больше давление

Учитель: проведём мысленный эксперимент. Как зависит давление газа от количества молекул?

Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление

Слайд №9

Учитель: обратимся к таблице: по всем пунктам проверка подтвердила верность наших предположений, поэтому ставим плюсы.

Учитель: А сейчас, мы определим насколько хорошо вы усвоили тему, для проведем мысленный эксперимент.(проблемный вопрос)

Слайд №10

Задание: Сосуд разделён тонкой гибкой перегородкой. Справа и слева видим разное количество молекул. Перегородка же не прогибается. Объясните почему? Когда это возможно?

Работа в группах.

Ответы: В одной части сосуда, разделённого тонкой непроницаемой перегородкой, газ при низкой температуре, в другой - при высокой. Либо это два разных газа: в сосуде с меньшим числом частиц молекулы более массивны

Слайд № 11

2 часть урока

Учитель: Проведем эксперимент. У вас на столах стоит сосуд с водой. Оденем на руку целлофановый пакет и опустим руку с воду. Что мы видим и чувствуем?

Ответы: Целлофановый мешочек прижался к руке. Значит, вода также оказывает давление.

Учитель: сегодня мы выясним отчего зависит давление жидкостей? Ваши предположения.

На жидкость, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести.

Следовательно, каждый слой жидкости своим весом создает давление на ниже лежащие слои.

По закону Паскаля это давление передается не только вниз, но и по всем направлениям. Внутри жидкости существует давление

Учитель: посмотрим видеоролик 182. Что нового вы узнали, просмотрев этот видеролик?

Вывод: Дно отходит от цилиндра вследствие действия на него силы тяжести. На жидкость, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Слайд 12

Учитель: объясните опыт. слайду № 13 /учащиеся отвечают/

Учитель: Итак, мы доказали, что давление в жидкости существует, а как вы думаете, от чего оно зависит? Ваши предположения? Давайте просмотрим следующие слайды. И попробуем записать сами формулу для расчета давления внутри жидкости. Слайд 14,15

Вывод: давление жидкости прямо пропорционально высоте столба жидкости и плотности жидкости.

р ~ ϸ р ~ h. чтобы поставить знак равно введем коэффициент g.

Учитель: слайд 16. Обсуждение с детьми символов, входящих в формулу.

p = ϸg h

Проблемный вопрос: На демонстрационном столе стоят 3 сосуда с разной площадью, в них налита вода до одного уровня. Одинаковое давление в сосудах или нет? Аргументируйте ваши ответы.

Слайд 17 «гидростатический парадокс»

Подведение итогов урока: «Проверь себя» рассмотреть слайды 18, 19, 20 и ответить на вопросы заданий.

Учитель предлагает учащимся выставить себе оценки за урок (самооценка)

Домашнее задание: & 46 - 47прочитать, если не все понятно в блоке. Ответить на вопросы по блоку 1 часть. Выучить и записать все формулы в справочник.

© 2010-2022