Урок физики, Влажность воздуха, 8 класс

Раздел Физика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»






План-конспект урока физики в 8 классе

по теме

«Влажность воздуха»








Подготовил: Сорокина Т.А..,

учитель физики высшей

квалификационной категории




























г. Новомосковск

2015

Проект урока в 8-м классе по теме:

Влажность воздуха.



Цели урока: дети ставят сами.

Предметные:

- выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".

- сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

- продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения - психрометра.

Метапредметные:

- развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками.

- показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Задачи урока:

организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний;

вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер;

развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Влажность воздуха», психрометр, раздаточный материал: психрометрическая таблица, тренировочные задания.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.).

  2. Актуализация знаний: (7 мин.).

  3. Изучение нового материала (20 мин.).

  4. Закрепление, отработка умений (3 мин.).

  5. Подведение итогов урока - повторение - контроль (5 мин.).

  6. Задание на дом (2 мин.).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение и проверка домашнего задания. Фронтальный опрос по вопросам:

Индуктор

  • Прием, обеспечивающий «наведение на проблему».

(Слайд2)

  1. Что называется парообразованием? ( Явление превращения жидкости в пар).

  2. Что называется испарением? (Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением)

  3. От чего зависит испарение и при какой температуре происходит процесс испарения? ( а) рода жидкости, б) температуры, в) площади поверхности жидкости, г) наличия ветра. Испарение может происходить при любой температуре).

  4. Что такое конденсация и что вы можете сказать про энергетические процессы при конденсации? ( Явление превращения пара в жидкость, называется конденсацией. Данное явление происходит с выделением энергии).

  5. Что такое динамическое равновесие? ( Когда число молекул, вылетающих из жидкости равно числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость, то наступает динамическое равновесие).

  6. Какой пар называется насыщенным, а какой не насыщенным? ( Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным, а пар, не находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным).

  7. Что такое кипение? ( Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре, называется кипением).

  8. Что происходит с температурой кипения жидкости в процессе кипения и от чего она зависит? (Во время кипения температура жидкости не меняется. Температура кипения зависит от рода жидкости и давления).

Итак, по тому как вы ответили, складывается вполне ясная картина того, как каждый из вас сегодня готов к уроку, на какие моменты стоит обратить внимание и доучить.

Индуктор

  • Прием, обеспечивающий «наведение на проблему».

- По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть стало ещё лучше. Приготовьте, пожалуйста ваши тетради, они нам понадобятся. Запишите сегодняшнее число…

- Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания.

Самоконструкция

  • Диалог ученика c самим собой.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

(Слайд 3) - Итак, первое задание: подумайте, что объединяет сюжеты на слайде.

- Оставьте место для темы урока, а ниже запишите в тетради это природное явление. (Облака)

(Слайд 4) - Что это? (Дождь)

(Слайд 5) - Запишите через запятую и это явление.

(Слайд 6) «Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце…» (…снег лежит)

- О каком явлении идёт речь? Запишем это слово в наш конспект.

- О каком явлении идёт речь в следующем стихотворении?

(Слайд 7) «Приди на рассвете

на склон косогора,

над зябкой рекою

дымится прохлада» (Туман)

- О каком явлении сейчас пойдёт речь, вы, конечно, сразу догадаетесь, но, пожалуйста, послушайте, как красиво оно описано Львом Толстым.

(Слайд 8) «Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» (Роса)

- Запишем это слово в наш конспект. А про что следующий отрывок?

(Слайд 9) «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром» (Иней)

- Запишем это слово в наш конспект

- Следующее задание. О чём идёт речь в следующем описании?

(Слайд 10) Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали ее вестницей богов. В честь нее названа одна из оболочек глаза. Кто она? (Радуга)

А теперь второе задание - ответ на основной вопрос: что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха)

(Слайд 11) - Итак, тема сегодняшнего урока - влажность воздуха.

- А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?

Социоконструкция

  • выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и др.

(Слайд 12)Итак, цель нашего урока: рассмотреть понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомиться с приборами для измерения влажности воздуха, научиться пользоваться психрометром для измерения относительной влажности.

- Давайте ответим на вопрос, что такое влажность воздуха? (Влажность воздуха - это содержание водяного пара в атмосфере)

- Вспомните, как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения? (С поверхности водоёмов, почвы растений. Скорость зависит от начальной температуры тела, рода вещества, площади поверхности, ветра)

- Как проявляется влажность воздуха? (конспект) (В образовании облаков, дождя, инея, радуги, росы)

- Какое значение имеет влажность воздуха, на что она влияет?

- Мы выяснили, что влажность воздуха - важное для нас явление, поэтому необходимо научиться ее определять.

(Слайд 15)

- В воздухе содержатся водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Какова единица массы? (Кг)

- В каких единицах можно выразить массу водяных паров в 1 м3 воздуха? (Кг/м3)

- Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м3. Какая физическая величина имеет такую же единицу? (Плотность)

- Поэтому абсолютную влажность обозначают так же, как и плотность. Запишем в конспект: абсолютная влажность обозначается…

- Найдите в учебнике на стр. 46 определение этой величины и прочитайте его.

- Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3. Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает? (Ученики затрудняются ответить)

- Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь. Какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? (Деление)

- Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться… (Относительной)

(Слайд 15) - Относительная влажность воздуха обозначается греческой буквой «φ» и равна отношению плотности водяных паров к чему?.. Давайте рассуждать. Сравнивать можно однородные величины, в числителе находится плотность, значит, и в знаменателе должна находиться … (плотность).

- Плотность водяных паров можно сравнить с плотностью насыщенных водяных паров. Итак, формула для относительной влажности будет иметь вид

- Давайте сформулируем определение относительной влажности. (Учащиеся формулируют)

- Найдите в учебнике на стр. 46 определение относительной влажности, прочитайте его и сравните с тем определением, которое сконструировали мы.

- Итак, мы ввели две величины, характеризующие содержание водяных паров в атмосфере, - абсолютную и относительную влажности.

(Слайд 16) - Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, достиг состояния насыщения, называется точкой росы. Точка росы также характеризует влажность воздуха, так как она позволяет определить абсолютную влажность с помощью таблиц.

Социоконструкция

  • выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и др.

1 группа: Конденсационный гигрометр

2 группа: волосного гигрометра

3 группа: гигрометр психрометрический

(Слайд 18) - Для измерения относительной влажности используют такие приборы как гигрометр и психрометр. Запишите схему в тетрадь

Социализация

  • «обнародование», защита своего мнения;

  • представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы.

1 группа Конденсационный гигрометр

- Познакомимся с этими приборами. Гигрометры бывают конденсационные и волосные (от греческого «гигрос» - влажный).

(Слайд 19,20) Измерение влажности воздуха

youtube.com/watch?v=Z6gbEL0ofAs

Деконструкция

  • Превращение материала в хаос.

2 группа волосного гигрометра

(Слайд 21) - Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается. К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале.

Реконструкция

  • Поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения

Что это за прибор?

(Слайд 22) youtube.com/watch?v=2aF-QUsHLGw

(Слайд 23) Для измерения относительной влажности также используют психрометр (от греческого слова «психрос» - холодный).

Разрыв

  • Кульминация творческого процесса, озарения как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления

- Назовите основные элементы прибора. (Сухой и влажный термометр)

- Для чего нужен сухой термометр? (Для измерения температуры воздуха)

- Для чего нужен влажный термометр? (Для измерения температуры воды)

- Почему отличаются показания сухого и влажного термометров? (При испарении термометр охлаждается)

- Каковы показания сухого и влажного термометров?

- Определяем влажность воздуха в классной комнате с помощью психрометрической таблицы. (Определяем температуру).

- Посмотрите на таблицу, которая находится у вас на столе. Какие параметры нам нужно знать? (Температуру сухого термометра и разность показаний сухого и влажного.)

(Слайд 24) - Вычисляем и находим столбец, соответствующий найденной разности. На пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности.

Рефлексия

  • Самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской

(Слайд 25,26)Задача №1.

Температура сухого термометра 15°С. Температура влажного - 10°С. Определите относительную влажность воздуха.

(Слайд 27,28)Задача № 2.

Влажность воздуха 66%. Показания сухого термометра 20°С. Какую температуру покажет влажный термометр?

(Слайд 29,30)Задача № 3.

Разность показаний сухого и влажного термометра равна 2°С. Относительная влажность воздуха 84% Чему равны показания сухого и влажного термометра?

Афиширование

  • Представление работ на общее обсуждение

(Слайд 31)

Оптимальное значение относительной влажности

для человека

40% - 60%

в библиотеке

55% - 60%

на овощной базе

34% - 50%

в зоне жилых и административных помещений

До 65%

- Объясните, почему такая зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров? (Чем выше влажность, тем медленнее происходит испарение, влажный термометр медленнее охлаждается, температуры меньше отличаются.)

3. Закрепление

(Слайд 32) - Издавна человек пытался узнать, какая погода будет на следующий день, поэтому появилось множество народных примет. Давайте попробуем объяснить одну из них. (Объяснить это можно поглощением слабых излучений водяными парами, количество которых увеличится к ненастью.)

- Дома выучите § 19, вопросы к нему и выполните творческое задание: подберите народные приметы, связанные с влажностью воздуха. при этом, по желанию, вы можете просто записать их в тетрадь, записать и оформить их на альбомных листах или при оформлении их в тетрадь при этом объяснить их с точки зрения физики.

- А теперь вернёмся к вопросам, которые мы обсудили на уроке.

- Что мы изучили сегодня на уроке?

- Какие виды влажности мы рассмотрели?

- Как определяется влажность воздуха?


© 2010-2022