Разработка урока физики «Электрический ток и его характеристики»

"Описание материала: ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ»  ТИП УРОКА: урок повторения и обобщения материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок- соревнование. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. повторение основных характеристик электрического тока, предварительный контроль знаний. 2. формирование умений решать задачи, собирать электрические цепи, пользоваться электроизмерительными приборами. 3.формирование познавательного интереса к предмету. 4. Подчеркнуть практическую значимость физики для техники, быта, производства, физика в природе. ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Электроизмерительные приборы: амперметр, вольтметр, реостат. 2. 2. Рисунки- вопросы, кроссворды..( использовать проектор или интерактивную доску). 3. Каждому ученику приготовить чистые листочки для письменных работ. 4.На каждую парту приготовить текст с тестовыми задачами по теме «Электричество» ( 2 варианта) Методические рекомендации. Для поведения урока класс делится на 3 команды, каждая команда придумывает себе название « 220 В», « Электроники», « Физматики» и тд, эмблему и готовит рекламу физики ( в которой нужно показать значимость физики и необходимость ее изучения). В состав жюри можно пригласить учащихся выпускного кл... ПЛАН УРОКА. 1.Мотивационный этап. "А) Оргмомент. " Б) Логическая цепочка. 2.Тренажерный этап. "А).Физический диктант. " Б) Конкурс загадок. " В).Конкурс КИПовцев. - занимательная пауза. Тема: « Молния». "Г).Конкурс инженеров. - познавательная пауза. Тема: « Меры безопасности……» "Д). Конкурс « Найди ошибку». " Е). Конкурс капитанов. - занимательная пауза. Тема: « История изобретения …..» " Ж). Конкурс кроссвордов. - занимательная пауза. Тема: « Электрические рыбы». З).Конкурс физматиков ( тест по решению задач).
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










ПЛАН-КОНСПЕКТ


УРОКА ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:


«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ»









УЧИТЕЛЬ: ЗАИКИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА.











Павлодарская область, г. Аксу.








ТЕМА УРОКА: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ.

ТИП УРОКА: урок повторения и обобщения материала.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок- соревнование.

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. повторение основных характеристик электрического тока, предварительный контроль знаний.

2. формирование умений решать задачи, собирать электрические цепи, пользоваться электроизмерительными приборами.

3.формирование познавательного интереса к предмету.

4. Подчеркнуть практическую значимость физики для техники, быта, производства, физика в природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Электроизмерительные приборы: амперметр, вольтметр, реостат. 2. 2. Рисунки- вопросы, кроссворды..( использовать проектор или интерактивную доску).

3. Каждому ученику приготовить чистые листочки для письменных работ.

4.На каждую парту приготовить текст с тестовыми задачами по теме «Электричество» ( 2 варианта)

Методические рекомендации. Для поведения урока класс делится на 3 команды, каждая команда придумывает себе название « 220 В», « Электроники», « Физматики» и тд, эмблему и готовит рекламу физики ( в которой нужно показать значимость физики и необходимость ее изучения).

В состав жюри можно пригласить учащихся выпускного класса, сдающих ЕНТ или членов Физического научного общества.

ПЛАН УРОКА.

1.Мотивационный этап.

А) Оргмомент.

Б) Логическая цепочка.

2.Тренажерный этап.

А).Физический диктант.

Б) Конкурс загадок.

В).Конкурс КИПовцев.

- занимательная пауза. Тема: « Молния».

Г).Конкурс инженеров.

- познавательная пауза. Тема: « Меры безопасности……»

Д). Конкурс « Найди ошибку».

Е). Конкурс капитанов.

- занимательная пауза. Тема: « История изобретения …..»

Ж). Конкурс кроссвордов.

- занимательная пауза. Тема: « Электрические рыбы».

З).Конкурс физматиков ( тест по решению задач).

3. Подведение итогов.

4. Рефлексия.

ХОД УРОКА:

1.Мотивационный этап.

Заканчивая изучение темы « Электрический ток» необходимо повторить его основные характеристики. В какой форме мы будем проводить повторение, вы узнаете, составив логическую цепочку и одновременно начнем повторение изученных терминов.

А) Учащиеся составляют логическую цепочку. (прилагаются 12 вопросов: 1-4 для первой команды, 5-8 для второй команды, 9-12 для третьей команды). Ответом на вопрос является слово в именительном падеже, из которого надо выбрать букву номер которой указан к этому ключевому слову. Затем каждая команда озвучивает правильные буквы- в результате появляется слово- СОРЕВНОВАНИЕ.

Рекомендация: Учитель может взять за основу другое слово и составить для него вопросы по этой же схеме или 3 слова для каждой команды в отдельности.

Номет вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Номер буквы в слове-ответе.

8

2

5

3

1

7

3

1

1

1

2

3

Буква из слова- ответа.

С

О

Р

Е

В

Н

О

В

А

Н

И

Е

Логическая цепочка (1-4) Вопросы для команды № 1.

1.Прибор для обнаружения электрических зарядов. (электроСкоп)

2.Устройство,служащее для накопления электрических зарядов, состоящее из двух

проводников, разделенных диэлектриком.( кОнденсатор)

3.Как переводится на греческий язык слово « электрон»? (янтаРь)

4.Устройство, мгновенно размыкающее электрическую цепь при коротком

замыкании. ( прЕдохранитель)

Логическая цепочка (5-8). Вопросы для команды № 2


5.Единица измерения мощности. (Ватт)

6. Вещества, хорошо проводящие заряды.( проводНики)

7.Частица, входящая в состав атомного ядра и имеющая положительный заряд.

(прОтон)

8. Единица измерения напряжения. ( Вольт)


Логическая цепочка (9-12). Вопросы для команды № 3

.

9.Мельчайшие частицы, из которых состоят молекулы ( Атомы).

10. Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра. ( Нейтрон)

11 Вещества, не проводящие электрический ток ( дИэлектрики)

12.Процесс сообщения телу электрического заряда каким- либо способом

(элЕктризация)

Рекомендация: в классах высокого уровня обучения все 12 вопросов можно предложить каждой команде и присудить баллы в соответствии со скоростью нахождения ключевого слова, но при этом условии на этот этап урока будет затрачено больше времени.

.

Ключевое слово-« СОРЕВНОВАНИЕ».( этот этап можно не оценивать)

Учитель: И так, повторение темы мы проводим в форме соревнования между 3 командами.

ДАЛЕЕ ПРЕДСТАВИТЬ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАЖДОГО КОНКУРСА.

После представления жюри каждая команда представляет себя: название, эмблема, реклама физики.( жюри оценивает это домашнее задание).

2.ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЭТАП.А) ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

1.НАПИСАТЬ БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН: СИЛЫ ТОКА, НАПРЯЖЕНИЯ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА, СОПРОТИВЛЕНИЯ, РАБОТЫ.

2.НАПИСАТЬ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН: СИЛЫ ТОКА, НАПРЯЖЕНИЯ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА, СОПРОТИВЛЕНИЯ, РАБОТЫ.

3.НАПИСАТЬ ФОРМУЛЫ: ЗАКОНА ОМА, РАБОТЫ, МОЩНОСТИ, СОПРОТИВЛЕНИЯ, ДЖОУЛЯ-ЛЕНЦА.

Б)КОНКУРС ЗАГАДОК.

1.К далеким селам, городам

Что идет по проводам?

Светлое величество

Это-----------электричество.

1.Два соседних колеса

Собирают голоса

Друг от друга тянут сами

Поясочки с голосами

(магнитофон)

1.Как Солнце горит, быстрее ветра летит,

Дорога в воздухе лежит,

По силе себе равных не имеет.

( молния)

2.Им силу тока изменяют,

Если что-то в нем сдвигают.

( реостат)

2.В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо- птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно

Что же это за окно?

( телевизор)

2. Я в Москве, он в Павлодаре

В разных комнатах сидим

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним. (телефон, компьютер)

.


В)КОНКУРС КИПовцев (РАССКАЗАТЬ ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ ПО АЛГОРИТМУ)

Учитель: к конкурсу КИПовцев приготовлены 3 карточки с названием приборов. По 1 участнику из каждой команды вытягивают карточки и готовятся рассказывать о приборе, могут начертить на доске схему с использованием этого прибора.

--Учитель: пока КИПовцы готовятся, объявляется - ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА. Сообщение на тему: «МОЛНИЯ» ( См. приложение № 1)

Г) КОНКУРС ИНЖЕНЕРОВ. ( СОБРАТЬ ЦЕПЬ, НАЧЕРТИТЬ СХЕМУ, ЗАПИСАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ)

Учитель: В конкурсе инженеров примут участие по 1 человеку от команды. Каждому из участников приготовлены наборы различных приборов из которых надо собрать цепь , начертить схему, записать показания электроизмерительных приборов.

- Учитель: пока инженеры готовятся, объявляется ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА. (МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ЦЕПЯМИ. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ) (См. приложение № 2)

Д)КОНКУРС РИСУНКОВ: «НАЙДИ ОШИБКИ ») ( предлагается каждой команде несколько схем с ошибками, которые нужно увидеть и исправить)

Е) КОНКУРС КАПИТАНОВ «ФИЗИКА В БЫТУ». НАПИСАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ.

-Учитель: на соревнование капитанов требуется некоторое время, а мы сейчас послушаем историю изобретения электрической лампы.- ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА . (ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПЫ) (См приложение № 3)

Ж) КОНКУРС КРОССВОРДОВ.(ВОПРОСЫ ПРИЛАГАЮТСЯ)

-Учитель. На доске для каждой команды приготовлены кроссворды. От каждой команды выходят по 1 человеку, читают вопрос № 1 и записывают ответ. Если участник не знает ответ, он уступает место следующему участнику своей команды. На следующий вопрос отвечает следующий участник. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Кроссворд для команды № 1.

1. Чертеж, на котором изображены способы соединения эл. приборов в цепь. ( схема).

2. Явление упорядоченного , направленного движения заряженных частиц. (ток).

3. Единица измерения силы тока. (ампер)

4.Физвеличина, измеряемая в вольтах.( напряжение).

5.Частица, имеющая самый маленький отрицательный заряд.( электрон).



5.



Э



Л


1.

С

Х

Е

М

А



К



2.

Т

О

К

3.

А

М

П

Е

Р



О

4.

Н

А

П

Р

Я

Ж

Е

Н

И

Е

Кроссворд для команды № 2.

1. Единица измерения заряда.( кулон)

2.Русский ученый, прославившийся своими открытиями в области физики, химии, математики, истории…( Ломоносов).

3.Прибор для регулирования силы тока в цепи.( реостат).

4.Прибор для измерения силы тока в цепи.( амперметр).

5.Химический источник тока, требующий регулярной зарядки.( аккумулятор).



3.

4.



Р

А


2.

Е

М


1.

Л

О

П


К

О

С

Е

5.

А

К

К

У

М

У

Л

Я

Т

О

Р


Л

О

А

М


О

Н

Т

Е


Н

О


Т


С


Р


О



В


Кроссворд для команды № 3.

1.Атом, потерявший или присоединивший электроны. ( ион).

2.Единица измерения сопротивления.(Ом).

3.Элемент цепи, служащий для ее замыкания и размыкания. ( ключ).

4.Прибор для измерения напряжения.( вольтметр).

5.Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.(фотоэлемент).



4.



В



О



Л


1.

3.

Ь


И

2.

К

Т

5.

Ф

О

Т

О

Э

Л

Е

М

Е

Н

Т

Н

М.

Ю

Е



Ч

Т



Р


Учитель: ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА. СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ РЫБЫ». (См приложение №4).

З) КОНКУРС ФИЗМАТИКОВ. (ТЕСТ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ).

Учитель: мы с вами по ходу соревнования повторили характеристики электрического тока, приборы, единицы измерения величин. А теперь перейдем к практической части и поверим знание законов и формул через решение тестовых задач. оценки за тест будут выставлены после его поверки.

Рекомендация: Ключ к тесту можно написать на доске и после выполнения работы учащиеся могут провести самопроверку и назвать количество набранных баллов.

Тест «Электричество»

Вариант №1.

1.Каким сопротивлением обладает нагреватель, рассчитанный на напряжение 0,11кВ, если сила тока в нем 5А?

А) 550Ом; Б) 0,18 Ом; В) 22 Ом.

2.Работа электрического тока на участке цепи за 5с при напряжении 10В и силе тока 2А равна:

А)20Дж; Б)100Дж; В)4Дж.

3.Мощность тока, выделяемая на участке цепи за 5с при напряжении 10В и силе тока 2А, равна:

А)20Вт; Б)10Вт; В) 4Вт.

4.Если длина константанового проводника 0,01км, площадь поперечного сечения 2мм2, удельное сопротивление константана 0,5 Ом. мм2/м, то электрическое сопротивление такого провода равно:

А) 0,4 Ом; Б)2,5 Ом; В)10 Ом.

5.За какое время ток 4А при напряжении 220В в проводнике выделит 35,2кДж теплоты?

А) 20с; Б) 40с; В)38с.

Вариант №2.

1.Сила тока в нагревательном элементе чайника 2,5А, а сопротивление 48 Ом. Вычислите напряжение на нагревательном элементе.

А) 19,2В; Б)0,05В; В) 120В.

2.Электрический паяльник рассчитан на напряжение 127В и силу тока 0,5А. Вычислите работу тока в паяльнике за 10мин.

А) 40кДж; Б) 38,1кДж; В) 120кДж.

3. Мощность тока, выделяема паяльником за 10мин при напряжении 127В и силе тока 0,5А равна:

А)38,1Вт; Б) 63,5Вт; В)120Вт.

4.Кусок медной проволоки имеет длину 240см и площадь поперечного сечения 0,2мм2. Вычислите сопротивление этой проволоки, если удельное сопротивление меди 0,017 Ом. мм2/м.

А)0,204 Ом; Б) 28 Ом; В) 6,5 Ом.

5.В электрической лампе за 10мин выделяется 36кДж теплоты. Вычислите напряжение на лампе, если сила тока в ней 0,5А.

А)220В; Б) 127В В)120В.

.

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Награждение команды -победителей.

4.РЕФЛЕКСИЯ.

Приложение № 1.

Сообщение на тему: « Молния».

Чаще всего человек наблюдает молнии, напоминающие извилистые реки с притоками. Такие молнии называются линейными, их длина при разряде между облаками достигает 20км. Молнии других видов можно видеть значительно реже.

Линейная молния представляет собой электрический ток. Примерно 65% всех молний имеют значение силы тока 10000А, а иногда-230000А. Время протекания тока мало- около 100мкс, поэтому количество электричества, переносимое молнией, невелико, примерно 10-50Кл.

Канал молнии , через который протекает ток, сильно разогревается и ярко светится. Температура канала достигает десятков тысяч градусов, а давление повышается до нескольких сотен мегапаскалей, воздух расширяется, происходит взрыв раскаленных газов. Это мы и воспринимаем как гром. Удар молнии в наземный предмет может вызвать пожар.

Сопротивление воздуха везде разное, поэтому разряд проходит по тем местам, где встречает наименьшее сопротивление. Поэтому мы наблюдаем извилистую линию молнии.

Молния часто поражает высокие сооружения, т.е. те места, где меньше толщина слоя между облаком и наземным предметом- высокой постройкой, башней, деревом. Молния может ударить и в ровную поверхность земли, но там где электрическое сопротивление почвы меньше ( берега рек и ручьев).

Для защиты зданий и построек от грозовых разрядов применяют молниеотводы. Молниеотвод представляет собой металлический стержень, возвышающийся над защищаемым зданием и соединенный с землей металлическим проводом.

Для человека и животных удар молнии чаще всего является смертельным. Поэтому, находясь вне дома и видя приближение грозы, надо покинуть опасные места: горы и вершины холмов, равнины, берега водоемов. Нельзя подходить к высоким одиночным предметам ( деревьям, столбам). Рекомендуется укрыться в небольшом углублении на склоне холма, выбирая место между деревьями, расстояние между которыми 15-25м.

Пострадавшему от молнии, находящемуся в бессознательном состоянии, до прибытия врача надо сделать искусственное дыхание.





Приложение № 2.

Сообщение на тему: « Будьте осторожны с электричеством!».

Прохождение тока через тело человека силой около 100мА вызывает серьезные поражения организма. Безопасным для человека является ток силой до 1мА. Удельное сопротивление верхнего слоя сухой кожи человека очень велико ( 15кОм). Тогда опасные токи могут возникнуть при значительном напряжении. В сыром помещении сопротивление тела человека резко снижается и безопасным считается напряжение до 12 В. Помните, что ремонт и электромонтаж электрической сети следует проводить только тогда., когда напряжение снято.

Человек, пораженный электрическим током чаще всего сам не может освободиться от проводов, потому что ток вызывает судорожное сокращение мышц, поражает центральную нервную систему и человек теряет сознание. Нужно срочно отключить ток выключателем, выдернуть штепсельную вилку, вывернуть предохранители, стоящие около счетчика.

Необходимо помнить, что пострадавший, находящийся в контакте с токонесущими проводами сам является проводником электрического тока. Поэтому оттягивать пострадавшего от проводов надо за концы его сухой одежды одной рукой или отодвинуть провода сухой палкой, доской. Освободив пострадавшего от тока, его надо положить на спину, расстегнуть стесняющую дыхание одежду и вызвать врача.



Приложение № 3.

Сообщение на тему: « Из истории изобретения лампы накаливания».

Электрическая лампа накаливания изобретена русским изобретателем Александром Николаевичем Лодыгиным. Еще на школьной скамье у Лодыгина зародилась мечта о летательной машине, увлекшая его на долгие годы. Ради этой идеи Лодыгин нарушил обычай семьи - снял офицерский мундир и, уйдя из дома, поступил на Тульский завод молотобойцем. Здесь он всей душой привязался к технике и в 1869 г. представил в главное инженерное управление проект летательной машины (вертолета) с электрическим двигателем. Это был необыкновенно смелый проект. Царские чиновники не приняли его. А. Н. Лодыгину разрешили передать этот проект в помощь воюющей Франции. Изобретатель переехал во Францию, но она потерпела поражение раньше, чем машина была готова. Лодыгин, вернувшись в Петербург в 1872 г. нанялся на работу техником в Общество газового освещения.
В стеклянный баллон А. Н. Лодыгин поместил тонкий угольный стержень между двумя медными держателями. Такая лампа светила всего пол часа, потом ее угольный стерженек сгорал. Исследователь пробовал ставить в лампу два уголька, добиваясь того, чтобы сначала накалялся только один. Этот уголек быстро сгорал, но зато он поглощал кислород в лампе. Когда первый уголек сгорал, раскалялся начинал гореть второй. Он светил уже два часа, но потом он все-таки перегорал, так как между нижней металлической оправой и стеклом в лампочку проникал воздух.
Наконец А.Н. Лодыгин изготовил лампочку со сферической колбой, из которой был выкачен воздух, причем снаружи воздух в нее не просачивался. Угольный стержень этой лампы светился уже несколько часов. Заявку на патент на свою лампу А.Н. Лодыгин подал 14 октября 1872 г.

Осенью 1874 г. Академия наук присудила А.Н. Лодыгину Ломоносовскую премию. Вскоре А. Н. Лодыгин получил патент на свой способ освещения в 10 станах мира.

Все-таки лампочки Лодыгина служили не долго. Нужно было проделать еще тысячи опытов, чтобы создать прочную нить накаливания. А денег у ученого не было.

Американский ученый Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку один русский офицер. Эдисон понял, что изобретенные Лодыгиным лампочки - самый лучший способ электрического освещения, только надо их усовершенствовать. У Эдисона было то, чего не хватало Лодыгину, - много денег и много помощников. Как у всякого хорошего изобретателя, у него был большой запас терпения. 6000 опытов проделал Эдисон со своими помощниками, чтобы найти самый прочный материал для угольных нитей - японский бамбук - и лучший способ их приготовления.

В конце 1879 г. Эдисон создал свою винтовую лампу с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложение об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.

Однако великая заслуга Эдисона в том, что он первый создал аппаратуру для электрического освещения, которая получила широкое распространение. Изобретатель построил фабрику по производству электрических ламп, создал источник постоянного тока для питания ламп - динамо-машину, организовал завод по их изготовлению. Эдисон разработал и усовершенствовал всю нужную аппаратуру для освещения. Кроме патрона, им изобретены предохранители, выключатели и первый счетчик, который работал на принципе электрического осаждения меди на маленькой пластине. По массе отложившейся меди судили о количестве протекшего электричества. В короткое время изобретатель получил более трех патентов.

Эдисон вел борьбу за электрическое освещение, которому противодействовали компании по газовому освещению. Он был руководителем огромной работы и своей энергией, трудолюбием, непоколебимой верой в успех воодушевлял своих сотрудников.


Приложение № 4.

Сообщение на тему: «Электрические рыбы.».


Электрические рыбы известны человеку с древнейших времен. О природе их электрических ударов догадался Алессандро Вольта, сопоставив их с разрядом батареи.

Исследования показали, что среди трехсот известных видов электрических рыб лишь немногие дают сильные импульсы. Так двухметровый электрический скат способен создать электрический импульс напряжением 50-60В, при силе тока 50А.. Электрические угри, живущие в Амазонке способны создавать импульсы напряжением 500В, которое опасно для жизни человека.

Зачем рыбам электрический разряд? У тех рыб, о которых мы только что говорили- для нападения и защиты.

Что представляют собой электрические органы рыб? Это особые мускульные клетки, так называемые электрические пластинки, напоминающие электробатареи. У электрического ската эти органы занимают четверть тела, у сома- большую часть, а у электрического угря ими не занята только голова.

Есть рыбы, электрические органы у которых невелики и разбросаны по телу. Разряды этих рыб слабенькие, но следуют непрерывно. К этим рыбам относятся длиннорылы и гимнарки. Эти рыбы способны чувствовать малейшие изменения своего электрического поля, вызванные, например, другой рыбой. Изменение поля - и немедленная реакция- в атаку! Пусть это даже свой сородич- ему не сдобровать! Такие реакции вызваны условиями жизни: длиннорылки и гимнарки обитают в мутной воде, видят плохо и охотятся обычно ночью.

Литература:

1.Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. Москва. « Просвещение»,1986.

2. Алексеева М.Н. Физика-юным. Москва. « Просвещение»,1980.

.


© 2010-2022