Рабочая программа по физике Мир физики в быту для коррекционной школы VIII вида

При изучении курса ставится задача формирования представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. У учащихся первоначальные представления о научном методе познания, развиваются умения устанавливать причинные связи при наблюдении за явлениями природы;   представления о физических величинах и способах их измерений. Конечная цель – показать учащимся возможности использования физических законов в повседневной жизни и на производстве; научить ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ ТО «Новогуровская специальная (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья»



Согласовано Утверждено

«____» ____________ «_____»______________

Зам. директора по УВР Директор школы

_______Л. В. Сверчкова __________Н. Я. Коврижко







АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(рабочая программа)

по предмету «Мир физики в быту»

для 10 класса

на 2014 - 2015 уч. г.




учитель Ершов Евгений Алексеевич


Принята решением педагогического совета

Протокол №___от "____"___________2014 г.



Рассмотрена на заседании МО протокол №___ от « ____»______2014 г. Руководитель МО ____________________________________________

(подпись)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2012г.)

Основными законодательными актами являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12,ст.13)

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, (1997)

  • Закон Тульской области от 30.09.2013 №1989-ЗТО «Об образовании », (2013),

  • Приказ департамента образования Тульской области «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I- VIII видов Тульской области» от 23.07.2009г. № 1035.

Локальный уровень законодательства представлен Уставом школы (Приказ Министерства образования и культуры Тульской области от 30. 11. 2012г. № 797 , Положением о рабочей программе по учебному предмету от 26.03.2012г. (протокол № 5).

Технический прогресс и развитие науки выдвигают всё новые требования к содержанию школьного образования. Современный человек живёт в мире техники. Станки, механизмы, бытовые приборы окружают его повсюду, начиная с раннего возраста. Предприятия, на которых предстоит работать сегодняшним школьникам, оборудованы сложными устройствами. Знания по физике нужны не только учёному или инженеру, но и людям рабочих специальностей. Изучение курса «Мир физики в быту» поможет решить эту задачу.

При изучении курса ставится задача формирования представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. У учащихся первоначальные представления о научном методе познания, развиваются умения устанавливать причинные связи при наблюдении за явлениями природы; представления о физических величинах и способах их измерений. Конечная цель - показать учащимся возможности использования физических законов в повседневной жизни и на производстве; научить осознанно выполнять работы различного вида с пользованием специальных устройств и оборудования.

Содержательный материал курса способствует пробуждению интереса к познанию природы, желанию школьника разобраться в многообразии природных явлений.

В процессе изучения курса «Физика в твоей жизни» необходимо знакомить учащихся с описанием явлений окружающего мира, умением наблюдать за ними, замечать во взаимосвязи с другими явлениями, обнаруживать закономерности в протекании явлений.

Особенности интеллектуального познания детей с проблемами в развитии и обучении требует сместить акценты при изучении курса физики с формирования знаний о фактах, понятиях, законах, теориях на развитие умений приобретать знания, умения, навыки и использовать их в повседневной жизни. Это требует развития внимания, всех видов памяти, воображения, умения формулировать свои мысли, описывать явления окружающего мира.

Возрастные особенности и особенности восприятия детей VIII вида обязывают сообщать информацию «короткой строкой» и проводить разделение вербального и зрительного рядов, использовать пояснительные рисунки и оформлять ученические тетради. Домашние задания не предусматриваются.

Данный курс рассчитан на изучение в 10 классе, по 2 часу в неделю, 68 часов в год.









Содержание программы

(68 ч. в год, 2 ч./нед.)

Введение.

Раздел 1. Физика - наука о явлениях природы - 4 ч.

Физические явления, которые происходят с физическими телами. С чего начинается изучение явлений, происходящих в природе. Для чего нужна физика. Способы изучения физических явлений, происходящих с физическими телами. Что называется физическим законом. Как развивались знания о форме Земли. Физические величины. Что такое значение физической величины. Физические измерения. Для чего нужны измерительные приборы. Какие физические приборы используются для измерения длины, расстояния и пути.

Понятия и термины

  • Объект природы, природное явление;

  • Наблюдение, гипотеза, опыт, физический закон;

  • Физика - наука, физическое тело, физические явления (механические, электрические, магнитные, оптические, тепловые, атомные);

  • Физическая величина, измерительный прибор, шкала, цена деления.

Раздел 2. Механические явления - 8 ч.

Механическое движение. Приборы для определения движения. Масса. Сила. Сила притяжения Земли. Свободное падение физических тел. Ускорение. Сила трения. Инерция. Вес тела. Невесомость. Рычаг. Простые механизмы. Виды механических передач и их использование. Механическая работа и энергия. Закон сохранения и превращения энергии.

Понятия и термины

  • Механика, тело отсчёта, механическое движение, скорость;

  • Инертность, масса, взвешивание;

  • Взаимодействие, сила, сила тяжести, сила трения;

  • Ускорение, инерция;

  • Вес тела, невесомость, динамометр;

  • Простые механизмы, рычаг, блок;

  • Механическая передача (цепная, ременная, зубчатая);

  • Механическая работа, закон сохранения и превращения энергии.

Раздел 3. Вещество - 6 ч.

Молекулы. Свойства молекул. Вещества и его агрегатные состояния. Смачивание и каппилярность. Плотность.

Понятия и термины:

  • Атом, молекула, вещество, агрегатное состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);

  • Температура, термометр;

  • Смачивание, каппилярность;

  • Плотность, плотномер, ареометр.

Раздел 4. Давление - 8 ч.

Давление и сила давления. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление в жидкостях и газах. Атмосферное давление. Барометр. Гидравлические механизмы. Давление на дне водоёмов. Устройства для погружения на большие глубины. Сообщающиеся сосуды. Плавание тел. Типы судов, используемые человеком. Воздухоплавание.

Понятия и термины:

  • Давление, атмосферное давление, барометр;

  • Гидравлические машины, пресс;

  • Сообщающиеся сосуды;

  • Плавание тел, архимедова сила.

Раздел 5. Тепловые явления - 8 ч.

Теплопередача и теплопроводность. Конвекция и тепловые излучения. Зависимость объёма от температуры. Внутренняя энергия тела. Отопление жилых домов. Тепловые машины. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Зависимость процесса кипения жидкости от давления и температуры.

Понятия и термины:

  • Теплопередача, теплопроводность, тепловое излучение, конвекция, теплообмен;

  • Энергия тела, внутренняя энергия, двигатель внутреннего сгорания;

  • Плавление, кристаллизация;

  • Кипение, температура кипения, испарение, конденсация.

Раздел 6. Электрические явления - 6 ч.

Электризация тел. Для чего необходимо заземление. Два вида электрических зарядов. Зачем нужен громоотвод. Электрический ток. Источники тока. Проводники электрического тока. Электрическая цепь. Какое действие оказывает электрический ток на человека. Сила тока. Как можно определить наличие электрического тока. Напряжение. Мощность. Для чего необходим электрический счётчик. Для чего необходим предохранитель в электрической цепи. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Что такое короткое замыкание.

Понятия и термины

  • Электризация, наэлектризованное тело, электрический заряд (положительный и отрицательный), заземление;

  • Электрический ток, проводники, диэлектрики;

  • Сила тока, электрическое напряжение, мощность, электрическое сопротивление.

Раздел 7. Магнитные явления - 4 ч.

Постоянные магниты. Что такое компас. Электромагниты. Применение электромагнитов.

Понятия и термины:

  • Магнит, магнитное поле, северный и южный полюс, компас;

  • Соленоид, электромагнит, электронно-лучевая трубка;

Раздел 8. Колебания и волны - 6ч.

Механические колебания. Механические волны. Возникновение волн в природе. Звук. Электромагнитные волны. Как происходит приём и передача радиоволн. Как работает сотовая связь. Свет, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Почему небо голубое.

Понятия и термины

  • Маятник, колебательное движение, период колебания, амплитуда колебания, частота колебаний, резонанс;

  • Механические волны, звук, электромагнитные волны;

Раздел 9. Световые явления - 4 ч.

Природа света. Почему мы видим. Как происходят Солнечные и Лунные затмения. Отражение света. Зеркала и их использование. Преломление света. Мираж и его причина. Линзы и их использование. Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

Понятия и термины:

  • Оптика, световые явления, закон прямолинейного распространения света;

  • Законы отражения и преломления света;

Раздел 10. Атом и атомное ядро - 6 ч.

Строение атома. Периодическая система химических элементов. Радиоактивное излучение. В чём опасность радиоактивно излучения для человека. Ядерная реакция и их использование.

Понятия и термины

  • Строение атома, протоны, нейтроны, атомная масса, изотоп;

  • Радиоактивное излучение, альфа-бета-гамма-частицы, естественная радиоактивность;

  • Деление ядра, ядерная и термоядерная реакция.

Раздел 11. Астрономия - 6 ч.

Развитие астрономии. Гелиоцентрическая система мира. Зачем нужны космические спутники. Земля и Солнце. Суточное и годовое движение. Часовые пояса. Земля и Луна. Почему Луна изменяет свой облик. Солнечная система. Кометы, метеоры, метеориты. Солнце и звёзды. Как ориентироваться по Полярной звезде.

Понятия и термины

  • Астрономия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы;

  • Смена времён года, смена дня и ночи, часовые пояса;

  • Полнолуние, новолуние, лунное затмение;

  • Солнечная система, планета, комета, астероид, метеорит;

  • Звёзды, Полярная звезда.

Раздел 12. Итоговое повторение (2 часа)

Обобщающее занятие по курсу физики.











Основные требования к результатам освоения учащимися программного материала

Учащиеся научатся и/или получат возможность научиться в зависимости от индивидуальных психофизических возможностей:


  • приводить примеры физических явлений (электрических, механических, магнитных, оптических, тепловых, атомных);

  • описывать объекты природы, физического явления, механическое движение;

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.

  • приводить примеры физических явлений (электрических, механических, магнитных, оптических, тепловых, атомных);

  • описывать объекты природы, физического явления, механическое движение.

  • использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.

  • проводить простые опыты с простыми механизмами, а также уметь разъяснять понятия теплопроводности и переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, распространение звука.

Знать:

  • положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном и хаотическом движении и взаимодействии.

  • познакомятся с понятиями: инерция, масса, плотность вещества, сила, сила тяжести, вес, время, расстояние, скорость, давление, архимедова сила.

  • положение о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном и хаотическом движении и взаимодействии.

  • понятия: Сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага, электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.

  • формулы силы тяжести и массы, давления жидкости под действием силы тяжести.

  • прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы. Законы отражения света.



Учебно-тематический план

(68 ч. в год, 2 ч./нед.)

п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Введение. Физика - наука о явлениях природы.

4

2

Механические явления.

8

3

Вещество.

6

4

Давление.

8

5

Тепловые явления.

8

6

Электрические явления.

6

7

Магнитные явления.

4

8

Колебания и волны.

6

9

Световые явления.

4

10

Атом и атомное ядро.

6

11

Астрономия.

6

12

Итоговое повторение

2



























Календарно-тематический план

(68 ч. в год, 2 ч. в нед.)


п/п

Разделы

Наименования тем

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Физика - наука о явлениях природы.

  1. Физические явления, которые происходят с физическими телами и способы их изучения.

  2. Физические величины и их измерения.

  3. Обобщающее занятие №1.

  4. Практическая работа №1.

1



1


1

1


2

Механические явления.

  1. Механическое движение.

  2. Масса и сила.

  3. Свободное падение физических тел. Ускорение.

  4. Сила трения. Инерция. Вес тела.

  5. Рычаг. Виды механических передач.

  6. Механическая работа и энергия.

  7. Обобщающее занятие»2.

  8. Практическая работа №2.

1

1

1


1

1


1

1

1


3

Вещество.

  1. Свойства молекул.

  2. Вещество и его агрегатные состояния.

  3. Смачивание и капиллярность.

  4. Плотность.

  5. Обобщающее занятие №3.

  6. Практическая работа №3.

1

1


1

1

1

1


4

Давление.

  1. Давление твёрдых тел. Способы изменения давления.

  2. Давление и сила давления. Давление в газах и жидкостях.

  3. Атмосферное давление.

  4. Гидравлические механизмы.

  5. Сообщающиеся сосуды.

  6. Плавание тел и воздухоплавание.

  7. Обобщающее занятие №4.

  8. Практическая работа №4.

1


1


1

1

1

1

1

1


5

Тепловые явления.

  1. Теплопередача и теплопроводность.

  2. Конвекция и тепловые излучения.

  3. Зависимость объёма от температуры.

  4. Внутренняя энергия тела.

  5. Тепловые машины.

  6. Испарение и конденсация. Зависимость процесса кипения жидкости от давления и температуры.

  7. Обобщающее занятие №5.

  8. Практическая работа №5.

1


1

1


1

1

1



1

1


6

Электрические явления.

6.1. Электризация тел. Два вида электрических зарядов.

6.2. Электрический ток. Проводники электрического тока. Электрическая цепь.

6.3. Сила тока. Напряжение. Мощность.

6.4. Закон Ома. Электрическое сопротивление.

6.5. Практическая работа №6.

1


1



1

1

1


7

Магнитные явления.

7.1. Постоянные магниты.

7.2. Электромагниты.

7.3. Применение магнитов в быту.

7.4. Практическая работа №7.

1

1

1

1


8

Колебания и волны.

8.1. Механические колебания и механические волны.

8.2. Звук.

8.3. Электромагнитные волны.

8.4. Свет, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение.

8.5. Обобщающее занятие №8.

8.6. Практическая работа №8.

1


1

1

1


1

1


9

Световые явления.

9.1. Природа света.

9.2. Отражение и преломление света.

9.3. Линзы. Глаза и зрение.

1

1

1


10

Атом и атомное ядро.

10.1. Строение атома.

10.2. Периодическая система химических элементов.

10.3. Радиоактивное излучение.

10.4. Влияние радиоактивного излучения на человека.

10.5. Ядерная реакция.

1

1


1

1


1


11

Астрономия.

11.1. Развитие астрономии.

11.2. Искуственные спутники.

11.3. Земля и Солнце. Суточное и годовое движение.

11.4. Земля и Луна.

11.5. Солнечная система. Солнце и Звёзды.

1

1

1


1

1




Учебно-методическое обеспечение программы 8-9 класс


  1. Пёрышкин А. В. Физика. Учебник для 7 класса.

  2. Пёрышкин А. В. Физика. Учебник для 8 класса.

  3. «Физика в твоей жизни»: 9-10 кл.: пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / В.В. Жумаев, Б.Б. Горскин. - М,: Просвещение.


© 2010-2022