• Преподавателю
  • Физика
  • Доклад на тему Исследовательская деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Доклад на тему Исследовательская деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЭЛИСТЫ   МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР                     Программа августовской конференции педагогов города Элисты     «Ценности и важнейшие приоритеты образовательной стратегии муниципальной системы образования города Элисты:  качество, доступность, инновации»                                       ЭЛИСТА, 2014 Программа августовской конференции педагогов города Элисты    «Ценности и важнейшие приоритеты образовательной стратегии муниципальной системы образования г.Элисты: качество, доступность, инновации»   28 августа 2014 г. Место проведения: МБОУ «Элистинская классическая гимназия»   Регламент работы: 09:00 - 09:30 Регистрация участников 09:30 - 11:30  Пленарное заседание 11:30 - 12:30 Перерыв 12:30 - 14:30 Работа секций 16:00 - 18:00 Торжественное закрытие   Регламент выступлений: Доклад – 25 минут. Выступления – до 10 минут. Пленарное заседание. Приветствие Главы Администрации города Элисты  Дорджиева А.Т.   Доклады: «Ценности и важнейшие приоритеты образовательной стратегии муниципальной системы образования г. Элисты: качество, доступность, инновации» Мушаев И.М., начальник Управления образования Администрации г. Элисты, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный учитель Республики Калмыкия   «Развитие муниципальной с...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Августовская конференция работников образования и науки

2014-2015 уч.год











«Исследовательская деятельность -

как одна из эффективных форм

организации внеурочной деятельности .»



















Подготовила:

Учитель физики и математики

МБОУ СОШ №21 г.Элиста

Шошунова М.И.



ЭЛИСТА - 2014

На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследовательская работа школьников. Значительная роль принадлежит внеурочному времени организации исследований. На различных этапах урока можно развивать познавательный интерес учащихся, используя исследовательские приёмы.

Появление стандартов нового поколения связано с неудовлетворенностью общества теми результатами обучения, которые были прежде. Оказалось, что современному обществу недостаточно иметь специалистов, владеющих определенным набором знаний. Необходимы специалисты, которые умеют оперировать этими знаниями, использовать их на практике, трансформировать соответственно ситуации, постоянно учиться, обновлять знания и практические навыки, творчески их использовать, добиваться новых результатов практической деятельности Вот именно таких специалистов мы и должны с Вами вырастить и подготовить к профессиональному обучению. И этому способствует метод проектов и исследовательская деятельность, побуждающие учащихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, и его главные цели - это установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Предмет физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования. При изучении материала используем элементы исследовательской работы, ставя перед учащимися познавательную задачу, которая выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в проблеме есть что - то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности, творчества. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить её на решение возникшей проблемы исследовательского характера, в ней должно быть что - то известно, заданы отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы исследовательская задача содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к исследовательскому поиску.

Курс физики построен таким образом, чтобы учащиеся могли на уроках ставить опыты, эксперименты, вести наблюдения за объектами, явлениями. И на основе экспериментальной исследовательской работы учащимся предлагается самостоятельно решить какую-нибудь познавательную задачу, сформулировать вывод. Проведение лабораторных практикумов по физике способствуют привитию интереса к предмету, а также активизации исследовательской и творческой деятельности на уроках. Но в своей работе хочется сделать акцент на приёмах развития исследовательской культуры во внеурочное время.

Групповые, индивидуальные и факультативные занятия по предмету призваны не только расширять и укреплять знания учащихся, но и научить их основам исследовательской работы. Научно - исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно - исследовательская деятельность - мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников

I направление - индивидуальная работа, которая предусматривает самостоятельную работу учащихся: подготовку разовых докладов, сообщений, подбор литературы, изготовление наглядных пособий при выполнении нестандартных домашних заданий, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.

II направление - групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

III направление - массовая работа - встречи с интересными людьми, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад и конкурсов

Вид мышления, который характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов, снятием ограничений и большой свободой в решении проблем - дивергентное мышление.

Способности, развиваемые при этом:

  • Беглость - способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т. д.;

  • Гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;

  • Оригинальность - способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;

  • Способность к детальной разработке - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие - либо идеи, сюжеты и рисунки

  • Достоинство творческого курса состоит в том, что каждый учащийся может выполнить задания в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом.

  • Творчество - процесс выдвижения идей, которые являются новыми и оригинальными для их создателя. При этом не имеет значения, является ли эта идея новой и оригинальной для других людей.

Ожидаемые результаты:

  • Осуществляется идентификация индивидуально-личностных особенностей ученика и его школьной успешности; выявляются познавательные интересы и склонности.

  • Изучаются степень сформированности умений мыслительной деятельности и организации самостоятельного учения; устойчивость школьной и учебной мотивации.

  • Определяются ближайшие и отдаленные жизненные перспективы.

Исследовательская деятельность учащихся представляется как логически выстроенная, проверенная на практике система работы учителя и учеников.

При организации учебной деятельности школьников учитель должен иметь в виду, что у него большой выбор методов и приёмов организации исследования. Он может давать домашние задания исследовательского характера, планировать исследования как фрагменты уроков, проводить уроки- исследования, организовывать систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме.

Проведение опытов и наблюдений в домашних условиях является прекрасным дополнением ко всем видам классных практических работ.

Без эксперимента нет и не может быть рационального обучения физике; одно словесное обучение физике неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Первые мысли учителя должны быть направлены на то, чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках преподавателя и держал его в своих собственных руках.

Домашние исследовательские работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.

Систематическое выполнение учащимися экспериментальных лабораторных работ способствует более осознанному и конкретному восприятию материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности, вызывает интерес к исследовательской деятельности. При выполнении задания дома школьники полностью самостоятельно выполняют задание, занимаются творческой деятельностью, что благоприятно сказывается на их развитии.

Научившись пользоваться линейкой и рулеткой или сантиметром в классе, измерьте при помощи этих приборов длины следующих предметов и расстояний:

а) длину указательного пальца;

б) длину локтя, т. е. расстояние от конца локтя до конца среднего пальца;

в) длину ступни от конца пятки до конца большого пальца;

г) окружность шеи, окружность головы;

д) длину ручки или карандаша, спички, иголки, длину и ширину тетради.

Полученные данные запишите в тетрадь.

Давление.

  • Определите давление, производимое стулом. Подложите под ножку стула листок бумаги в клеточку, обведите ножку остро отточенным карандашом и, вынув листок, подсчитайте число квадратных сантиметров. Подсчитайте площадь опоры четырех ножек стула. Подумайте, как еще можно посчитать площадь опоры ножек?

  • Узнайте вашу массу вместе со стулом. Это можно сделать при помощи весов, предназначенных для взвешивания людей. Для этого надо взять в руки стул и встать на весы, т. е. взвесить себя вместе со стулом.

  • Если узнать массу имеющегося у вас стула по каким-либо причинам не получается, примите массу стула равной 7кг (средняя масса стульев). К массе собственного тела прибавьте среднюю массу стула. Посчитайте ваш вес вместе со стулом. Для этого сумму масс стула ичеловека необходимо умножить примерно на десять (точнее на 9,81 м/с^2).Если масса была в килограммах, то вы получите вес в ньютонах. Пользуясь формулой p=F/S, подсчитайте давление стула на пол, если вы сидите на стуле, не касаясь ногами пола. Все измерения и расчеты запишите в тетрадь и принесите в класс.

В основе исследования лежит проблема. Что значит проблема? Это какой - то парадокс для ребенка, то явление или процесс, который не подчиняется общим правилам, которые ребенок знает. Такие проблемы - парадоксы мы находим при выполнении творческих заданий.

Например, при проведении исследовательской работы моими учениками по изучению выталкивающей силы, такие парадоксы имели место :

- оказывается всплывшие бериги, не значит готовые.

- оказывается температура , при которой «кипят» бериги не значит 1000.

-оказывается увеличивая объем, не значит «потяжелеть».

Опыт работы в школе показывает, что большие возможности для развития мышления учащихся и их творческих способностей дает специально организованная внеклассная работа. Из многообразия форм и методов организации внеклассных занятий наиболее эффективными, на мой взгляд, являются исследовательские работы учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения (при наличии соответствующего оборудования и материалов) формируют умения учащихся самостоятельно работать. Выполнение комплексных заданий позволяет всесторонне изучить исследуемый объект, приводит к осознанному пониманию единства и общих закономерностей природы. Самостоятельные исследования и наблюдения побуждают учащихся мыслить масштабно, искать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях природы, делать самостоятельные выводы и обобщения, использовать результаты исследований на практике. В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

Используемая литература:

- Теория и методика обучения физики в школе. Общие вопросы под редакцией С.Е. Каменецкого. Издательский центр Академия,2000

-Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. С.Ф.Покровский,М,1963

-Опыты без приборов.Ф.Б.Рабиза.М,Детская литература,1988

-Активация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала.Л.И.Иванова,М,1978

-Интернет-ресурс

© 2010-2022