Рабочая программа по предмету Физика на ж. д. транспорте

Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодёжной

политики воронежской области

государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

образовательное учреждение ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«лискинский промышленно-транспортный

техникум имени а. к. лысенко»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОБУ СПО ВО

«ЛПТТ им. А.К. Лысенко»

__________Бровченко Н.А.

Приказ № ____ «____»____________20___г.


Рабочая программа по предмету Физика на ж.д. транспорте













рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДОУ.05 Физика на железнодорожном транспорте


Для профессии 23.01.09

Машинист локомотива




















Лиски 2015 г.





Дисциплина составлена и преподается в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 г., №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760».

Разработчик программы: Коновалова В.А., преподаватель.

Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Общеобразовательные дисциплины» протокол №1, от 28.08.2015г.

Председатель ЦК_________/_________________/

Программа одобрена на заседании УМС

протокол №1, от 28.08.2015г.





















Пояснительная записка


Рабочая программа дисциплины образовательного учреждения «Физика на железнодорожном транспорте» предназначена для изучения физики при освоении профессии 23.01.09.Машинист локомотива .

«Физика на железнодорожном транспорте»- наука, дающая диалектико-материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное образовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.

«Физика на железнодорожном транспорте» является специфическим курсом, в результате изучения которого студенты должны знать проявление физических законов и явлений в профессиональной деятельности .Настоящая программа предусматривает изучение профессионально значимого для студентов материала.

Введение отдельных тем объясняется тем, что они широко используются во всех последующих разделах курса, как при объяснении нового материала, изучении различных устройств, так и при решении задач.

Значение физики как предмета в образовательном учреждении определяется ролью науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, содержанием профессиональной подготовки и деятельности студентов.

Организация обучения физике ориентирована на развитие личности студентов, на широкую иллюстрацию применения физики в жизни и профессии. Для этого предусматривается доступное, популярное, наглядное изложение, разнообразные приёмы, формы и методы обучения.

Цели изучения. Изучение «Физики на железнодорожном транспорте» в техникуме направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний

связь физики и техники, связь знаний по физике и профессии, правил по технике безопасности;

- овладение умениями

-графически изображать различные виды механического движения, вычислять тормозной путь;

- вычислять момент сил двигателя локомотива, вычислять силу тяги локомотива, оценивать устойчивость поезда;

- применять законы сохранения импульса и энергии при оценке соударений
вагонов в критических ситуациях;

-графически изображать колебательное движение, определять параметры колебательного движения и соотносить их с параметрами при которых наступает резонанс;

-собирать электрические цепи, производить расчёт электрических цепей, опытным путём определять сопротивление проводников; ЭДС; внутреннего сопротивления в цепи;

-объяснять возникновение резонанса в электрической цепи, природу переменного тока и условия его возникновения;

-изображать графически электромагнитную волну, объяснять процессы, происходящие при радиосвязи;

-объяснять механизм теплового излучения, объяснять работу фотоэлемента, объяснять особенности химического и биологического действия света.

- развитие

- интересов и способностей студентов на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- представлений о физической картине мира.

- воспитание

-патриотизма,

-социальной солидарности,

- гражданственности,

- здорового образа жизни,

- бережного отношения к природе, человечеству.

- использование приобретенных знаний и умений

-выполнять действия, необходимые для решения поставленных задач; применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Место предмета в учебном плане. На дисциплину «Физика на железнодорожном транспорте» отводится 46 часов и 12 часов внеаудиторной самостоятельной работы. Курс является звеном в системе непрерывного естественно-научного образования. Служит основой для профильной подготовки.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для студента являются:

Познавательная деятельность:

- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков,

- синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов,

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов,

- подведение под понятия, выведение следствий,

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждения,

- выдвижение гипотез, их обоснование,

- доказательство,

- формулирование проблемы,

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- планирование учебного сотрудничества(определение цели и способов взаимодействия)

- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

- разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы)

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера)

- излагать свою точку зрения, аргументируя её,

- быть готовым изменить свою точку зрения,

- участвовать в диалоге,

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде,

- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Рефлексивная деятельность:

- оценивать степень успешности достижения цели по известным критериям,

- осознавать свои личные качества и черты характера,

- оценивать поступки с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях.

Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, и направленными на приобретение обучающимися навыков исследовательской деятельности.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Студенты должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Для характеристики качества знаний используется такой критерий как уровни усвоения знаний.

Первый уровень- уровень представлений проявляется в способности узнать, выделить объект, информация о котором уже предъявлялась. На данном уровне ученик воспроизводит информацию в соответствии с текстом, с опорой на текст.

Второй уровень- уровень воспроизведения. Это уровень репродуктивной деятельности, когда студенту предъявляют требование знания смысла физических терминов, явлений, выполнение простейших ситуаций по известному алгоритму.

Третий уровень - уровень аналитико- синтетической деятельности. Студент должен уметь добывать скрытую информацию, обобщать и конкретизировать устойчивые знания, перестраивать их в соответствии с анализируемой ситуацией, находить дальнейшие связи элементов усвоения.

Четвёртый уровень- творческий. Это проявление элементов творческой деятельности при анализе физических ситуаций, не рассматривавшихся в учебном процессе, расширение объёма понятий, перенос знаний и умений в другие сферы профессиональной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование раздела

Количество часов

В том числе практ. зан.

Самост.

работа

Введение.

1

0

0

1. Механика

9

3

3

2. Молекулярная физика и термодинамика.

7

3

1

3. Основы электродинамики.

14

6

5

4.Электромагнитные колебания и волны.

10

2

2

5. Оптика.

5

1

1

Итого

в том числе:

теоретическое обучение

практические занятия

46


31

15

15

12

Самостоятельная работа

Виды самостоятельной работы:

- изучение учебного материала по учебнику, запоминание формул, правил.

- выполнение упражнений.

- выполнение докладов, рефератов

- решение экспериментальных задач

-работа с опорными конспектами

12



Максимальная учебная нагрузка

58



Промежуточная аттестация проводиться в форме экзамена во 2 семестре.










СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

В результате изучения материала студенты должны: знать:

связь физики и техники;

связь знаний по физике и профессии;

  • правила по технике безопасности; уметь:

  • выполнять действия, необходимые для решения поставленных задач.

Дидактические единицы

Физика-наука о природе. Физика и техника. Понятие роли физики в профессии.

Раздел 1. Механика.

Тема 1.1. Кинематика.

Дидактические единицы.

Механическое движение. Относительность движения. Скорость. Средняя скорость.

Ускорение. Длина тормозного пути. Кинематика движения колёсной пары. Центростремительное ускорение.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

определение механического движения, виды механического движения; понятия пути, перемещения, скорости, ускорения; принцип относительности; связь между угловой и линейной скоростями;

уметь:

графически изображать различные виды механического движения; вычислять тормозной путь.

Тема 1.2. Динамика.

Дидактические единицы.

Основная задача механики. Сила. Масса. Законы Ньютона. Сила трения. Сила сопротивления движению. Тормоза. Наружные и внутренние рельсы.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

-основную задачу механики; понятие массы, силы; законы Ньютона;

  • уметь:

  • уметь вычислять момент сил двигателя локомотива; вычислять силу тяги локомотива; оценивать устойчивость поезда;


Тема 1.3. Законы сохранения в механике.

Дидактические единицы.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель локомотива. Работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. Гравитационно-вакуумный транспорт.

В результате изучения темы студенты должны: знать:

  • понятие импульса тела; работы; мощности; механической энергии; закон сохранения энергии; закон сохранения импульса.

  • уметь:

- применять законы сохранения импульса и энергии при оценке соударений вагонов в критических ситуациях.

Тема 1.4. Механические колебания и волны.

Дидактические единицы.

Колебания. Условия возникновения колебаний. Вибрации. Свободные и вынужденные колебания. Параметры колебательного движения. Резонанс. Упругие волны. Шум. Ультразвук. Длина волны.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

- понятие колебаний; условия возникновения резонанса; законы колебательного движения.

уметь:

- графически изображать колебательное движение; определять параметры колебательного движения и соотносить их с параметрами при которых наступает резонанс.

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.


Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории.


Дидактические единицы.

Основы молекулярно-кинетической теории. Расширение тел при нагревании. Зазоры на стыках рельсов. Идеальный газ. Пневматика в поезде, на стрелочных переводах. Закон Дальтона. Реальные газы. Перевозка сжиженных газов. Давление, оказываемое потоком газов.

Явление переноса. Жидкости. Смачивание. Капиллярная дефектоскопия. Роль капиллярных явлений в «жизни» железнодорожного транспорта.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

основы мкт; понятие идеального газа; зависимость давления газа от температуры и концентрации молекул газа; устройство и применение дефектоскопов;

уметь:

читать графики изопроцессов; читать зависимость давления газов от температуры и концентрации

молекул.

Тема 2.2. Элементы термодинамики.


Дидактические единицы.


Первое начало термодинамики. Тепловой баланс. Фазовые переходы. Вагоны-рефрижераторы. Отопление пассажирских вагонов. Тепловые машины. Холодильные машины.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

-формулировку первого начала термодинамики; -понятие необратимости тепловых процессов; устройство и принцип работы тепловой машины;

уметь:

-составлять уравнение теплового баланса; применять формулу кпд для теплового двигателя; холодильной установки.

Раздел 3. Основы электродинамики.

Тема 3.1. Постоянный электрический ток.

Дидактические единицы.

Электрический ток. Сила тока. Проблема передачи электрической энергии к локомотиву. Электрическая сеть железной дороги. Последовательное и параллельное соединения проводников. Падение напряжения на элементах тяговой сети железной дороги. Проблемы тяговой сети постоянного тока.

Источники тока. ЭДС. Кислотные и щелочные аккумуляторы. Законы Ома. Закон Джоуля- Ленца. Потери энергии в тяговой сети. Блуждающие токи.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

определение постоянного тока; условия, для его существования; законы Ома; физический смысл ЭДС; уметь:

-собирать электрические цепи; производить расчёт электрических цепей; опытным путём определять сопротивление проводников; ЭДС; внутреннего сопротивления в цепи.

Тема 3.2. Магнитное поле.


Дидактические единицы.


Магнитное поле. Магнитная индукция. Закон Ампера. Сила Лоренца. Работа тягового двигателя локомотива. Магнитная подвеска высокоскоростных поездов. Электромагнитное реле в системе автоблокировки. Электромагнитная индукция. Закон Фарадея. Правило Ленца. Генераторы электрического тока. Явление самоиндукции. Индуктивность.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

-определение магнитного поля; основные характеристики магнитного поля; -закон Ампера; закон Фарадея;

-природу парамагнетиков, диамагнетиков, ферромагнетиков; -принцип работы электромагнитного реле, генератора электрического тока;

уметь:

-изображать распределение магнитного поля;

-применять законы Ампера, Фарадея; применять правило Ленца.

Раздел 4. Электромагнитные колебания и волны.


Тема 4.1. Переменный электрический ток.


Дидактические единицы.

Переменный ток. Действующее значение тока. Явление резонанса. Генераторы переменного тока. Трёхфазный электрический ток. Синхронные и асинхронные электродвигателя. Линейный электродвигатель. Трансформатор. Системы однофазного переменного тока на железнодорожном транспорте. Рекуперация.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

- как получают ток с помощью индуктивного генератора; закон Ома для цепи переменного тока;

  • устройство и принцип действия трансформатора;

  • уметь:

-объяснять возникновение резонанса в электрической цепи; природу переменного тока и условия его возникновения;

Тема 4.2. Электромагнитные волны.


Дидактические единицы.


Электромагнитные волны. Условия их возникновения. Радиосвязь на железной дороге. Формула Томсона. Радиопомехи от контактной сети.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

-определение и свойства электромагнитных волн; физические процессы, происходящие при радиосвязи;

- волновую природу света

уметь:

-изображать графически электромагнитную волну; объяснять процессы, происходящие при радиосвязи;

Раздел 5. Оптика.

Тема 5.1. Сеет и цвет на железнодорожном транспорте.

Дидактические единицы.

Свет. Законы отражения и преломления света. Работа прожекторов. Оптические кабели на железнодорожном транспорте. Световая сигнализация. Цвет на транспорте. Поляризаторы. Лазерный интерферометр в железнодорожном тоннеле. Люминесценция. Тепловое излучение. Люминесцентная дефектоскопия. Фотоглаз. Фотоэффект. Фотоэлементы.

В результате изучения темы студенты должны:

знать:

- квантовую природу света; законы отражения и преломления света;

-устройство и принцип работы лазерного интерферометра;

уметь:

-объяснять механизм теплового излучения; работу фотоэлемента; особенности химического и биологического действия света.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Физика на железнодорожном транспорте» студент должен:

знать/понимать:

- связь физики и техники, связь знаний по физике и профессии,

правила по технике безопасности;

- определение механического движения, виды механического движения, понятия пути, перемещения, скорости, ускорения, принцип относительности, связь между угловой и линейной скоростями;

-основную задачу механики, понятие массы, силы, законы Ньютона;

  • понятие импульса тела, работы, мощности, механической энергии;

закон сохранения энергии; закон сохранения импульса;

-понятие колебаний; условия возникновения резонанса; законы колебательного движения;

-основы мкт, понятие идеального газа; зависимость давления газа от температуры и концентрации молекул газа; устройство и применение дефектоскопов;

-формулировку первого начала термодинамики, понятие необратимости тепловых процессов, устройство и принцип работы тепловой машины;

- определение постоянного тока; условия, для его существования,

законы Ома, физический смысл ЭДС;

-определение магнитного поля, основные характеристики магнитного поля, закон Ампера; закон Фарадея;

-природу парамагнетиков, диамагнетиков, ферромагнетиков, принцип работы электромагнитного реле, генератора электрического тока;

- как получают ток с помощью индуктивного генератора;

закон Ома для цепи переменного тока, устройство и принцип действия трансформатора;

-определение и свойства электромагнитных волн, физические процессы, происходящие при радиосвязи; волновую природу света;

- квантовую природу света, законы отражения и преломления света, устройство и принцип работы лазерного интерферометра;

Уметь:

- выполнять действия, необходимые для решения поставленных задач;

-графически изображать различные виды механического движения, уметь вычислять тормозной путь;

-уметь вычислять момент сил двигателя локомотива, вычислять силу тяги локомотива, оценивать устойчивость поезда;

- применять законы сохранения импульса и энергии при оценке соударений
вагонов в критических ситуациях;

-графически изображать колебательное движение , определять параметры колебательного движения и соотносить их с параметрами при которых наступает резонанс;

-читать графики изопроцессов, читать зависимость давления газов от температуры и концентрации молекул;

-составлять уравнение теплового баланса; применять формулу кпд для теплового двигателя, холодильной установки;

-собирать электрические цепи, производить расчёт электрических цепей, опытным путём определять сопротивление проводников; ЭДС; внутреннего сопротивления в цепи;

-изображать распределение магнитного поля, применять законы Ампера, Фарадея, применять правило Ленца;

-объяснять возникновение резонанса в электрической цепи, природу переменного тока и условия его возникновения;

-изображать графически электромагнитную волну, объяснять процессы, происходящие при радиосвязи;

-объяснять механизм теплового излучения, объяснять работу фотоэлемента, объяснять особенности химического и биологического действия света.

Самостоятельная работа


Наименование

разделов и тем

Количество часов

Виды и темы самостоятельных работ

Раздел 1. Механика

3

  1. Доклад «Высокоскоростные поезда».

  2. Доклад «Первые локомотивы».

  3. Работа с опорными конспектами.

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.

2


  1. Доклад « Перевозка сжиженных газов».

  2. Доклад «Пневматика в поезде».

Раздел 3. Основы электродинамика.

5

  1. Доклад «Первые электрические экипажи».

  2. Доклад «контактная сеть железной дороги».

  3. Доклад «Проблемы тяговой сети постоянного тока».

  4. Доклад «Аккумуляторы в вагонном хозяйстве».

  5. Работа с опорными конспектами.

Раздел 4.

Электромагнитные колебания и волны

2

1. Доклад «Синхронные и асинхронные электродвигатели».

2. Доклад «Линейный электродвигатель»

Раздел 5. Оптика.

1

1. Доклад «Оптические кабели на железнодорожном транспорте».

2. Доклад «Лазерный интерферометр».


ВСЕГО:



12


Используемая литература.


Основная

Физика на железнодорожном транспорте. Кокин С.М., Селезнёв В.А.;Москва.2012.

Дополнительная

1.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для СПО-4-е изд., испр.и доп. «Академия».2012.

2. Прошин В.М. Электротехника: учебник для НПО-М: «Академия.2013.

3. Афонин Г.С. Автоматические тормоза подвижного состава: учебник для СПО-1-е изд. М: «Академия».2012.

4.Царенко А.П. Поезд отправляется в путь.-М.:Транспорт,1987.-254с.: ил.

5.Глухов Н.Д., Камышенко Н.В., Самойленко П.И. Беседы о физике и технике. -М.: Высшая школа, .-160 с: ил.

6.Кершенбаум В.Я., Фальк В.Э. Горизонты транспортной техники.- М.: Транспорт, - 256 с: ил., табл.

7.Зензинов Н.А., Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта.- М.: Транспорт, . - 480 с: ил.

8.Самарин М.С. Вольт, ампер, ом и другие. Единицы физических величин в технике связи.- М.: Радио и связь, 1988. - 184 с: ил.

9.Фаерштейн Ю.О. Моя профессия - вагонник.- М.: Транспорт, .- 127 с: ил.

10.Цветовое оформление на железнодорожном транспорте. ТЛ.Соснова, Ю.В.Фрид, Е.Г.Соколова, Е.И.Лосева.- М.: Транспорт, .-200 с: ил.

11.Троицкий Л.Ф. Горжусь профессией путейца.-М.: Транспорт, .-200с: ил.

12.Чарноцкая Л.П. Железная дорога от А до Я.- М.: Транспорт, . - 208 с: ил.

ЭОР (электронные образовательные ресурсы)

1.Пневматическая схема электровоза ВЛ-80с №8062 (КП СД)

2. Аникин И.В. и др. Обеспечение безопасности движения поезда. (КП СД ROM)

3.Путилин П.П. и др. Устройство автосцепки СА-3. ( КП СД ROM)










© 2010-2022