Программа спецкурса для 10 класса Физика в задачах

Программа спецкурса составлена на основании ГО СО РК 2013г, согласована с содержанием программы основного курса физики 10класса, но включает в себя вопросы, более глубокого и объемного изучения тем, предложенных в ней. Одним из методов углубления, расширения, прочного усвоения знаний является метод решения физических задач. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сооб...
Раздел Физика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10КЛАССА.

( естественно- математическое направление)







ТЕМА: ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ.











АВТОР: Заикина Ирина Анатольевна, учитель физики.




















Г. Аксу


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа спецкурса составлена на основании ГО СО РК 2013г, согласована с содержанием программы основного курса физики 10класса, но включает в себя вопросы, более глубокого и объемного изучения тем, предложенных в ней. Одним из методов углубления, расширения, прочного усвоения знаний является метод решения физических задач.

С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как любознательность, настойчивость, внимательность, дисциплинированность, развивается воображение и творческие способности.

Целями данной программы является:

-развитие интереса к физике, формирование умений решать различные типы физических задач;

-совершенствование( расширение, углубление) полученных в основном курсе физики знаний и умений.

-формирование представлений о классификации, приемах и методах решения физических задач.

Программа построена таким образом, что материал, предусмотренный основной программой, параллельно календарному планированию дополняется новыми сведениями по изучаемым темам и ведется их закрепление, отработка через решение задач.

Задачи курса: научить учащихся классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и прогнозировать этапы решения задач различной сложности, опираясь на теоретический багаж знаний. Развить у учащихся точку зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами.

Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми, позволяющими школьникам поступать и учиться в учебных заведениях естественнонаучного профиля.

Основная задача курса- научить школьников применять полученные знания при решении различных типов задач, а также подготовить к сдаче ЕНТ.

В результате слушатели спецкурса будут иметь более широкие теоретические знания по изученным темам, школьники смогут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения различных типов задач.

В завершении курса учащиеся предоставляют творческие работы (рефераты, научные проекты) по пройденным темам (и содержащие какие-либо конкретные расчеты), где отражают свои теоретические или практические наработки на обсуждение класса и сдают итоговый тест, предусматривающий проверку умений решать задачи.

В процессе реализации данной программы рекомендовано использовать следующие методы обучения:

1) метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;

2) метод частично-поисковой деятельности, способствующей самостоятельному решению проблемы;

3) исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.

В качестве средств обучения предполагается использование комплекса педагогических технологий:

1) педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;

2) активизации деятельности учащихся;

3) частно - предметные технологии.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦКУРСА

10 класс ( 34ч, 1 час в неделю)



1.Введение (1ч)

2.Кинематика (3ч)

3.Динамика (4ч)

4.Молекулярно-кинетическая теория (5ч)

5.Термодинамика (5ч)

6.Электродинамика. Электростатика (4ч)

7.Постоянный ток.(4ч)

8.Электрический ток в различных средах (3ч).

9.Магнетизм (2ч)

10.Электромагнитная индукция (3ч)

.




ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.




1.Формулировать основные физические законы и знать границы их применимости.

2. Вычислять:

-кинематические величины, используя законы кинематики,

-равнодействующую силу, используя законы Ньютона,

-импульс тела,

-механическую энергию тела,

-дальность полета и высоту подъема тела, брошенного под углом к горизонту,

- характеристики молекул,

- термодинамические параметры системы, используя уравнения термодинамики,

-силу взаимодействия точечных зарядов,

-силовые и энергетические характеристики поля,

-силу тока, напряжение и сопротивление в электрических цепях,

-силу действия магнитного поля на проводник с током и движущиеся в нем заряженные частицы,

-ЭДС индукции с помощью закона Фарадея,

-характеристики тока в различных средах.

3. Определять:

- кинематические величины по графику,

- термодинамические величины по графику,

-сопротивление металлического проводника ( по графику зависимости силы тока от напряжения).

- направление векторных величин при движении частиц и проводников в магнитном поле ( с применением правила Ленца, правила правой и левой руки, правило буравчика).







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ
« ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ »

( 10 класс, естественно-математическое направление)

( 34 часа)

ТЕМА

Кол-во часов

ДАТА ПРОВ.

ПРИМЕЧАНИЕ.







1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦКУРС.








1.

Классификация физических задач.









МЕХАНИКА.





2.КИНЕМАТИКА.




2.

Решение ОЗМ при равномерном движении.




3.

Решение ОЗМ при равнопеременном движении




4.

Криволинейное движение и законы кинематики. Момент инерции.









2.ДИНАМИКА.




5.

Силы в природе. Законы Ньютона для вращательного движения .Законы Кеплера.




6.

Импульс. ЗСИ. Второй закон Ньютона в импульсном виде для вращательного движения.




7.

Энергия. ЗСЭ.




8.

Решение комбинированных задач на применение законов сохранения.









4.МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА.




9.

Основные положения МКТ. Определение параметров молекул.




10.

Решение экспериментальных задач по определению параметров молекул.




11.

Основное уравнение МКТ.




12.

Уравнение Клапейрона- Менделеева. Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Вальса.




13.

Газовые законы. Графические и качественные задачи.









5.ТЕРМОДИНАМИКА.




14.

Внутренняя энергия. Количество теплоты.




15.

Работа в термодинамике.




16.

Законы термодинамики.




17.

Твердые тела. Механические свойства твердых тел .Диаграмма растяжений.




18.

Решение экспериментальной задачи «Определение модуля упругости резины». Сублимации.









ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.





6. ЭЛЕКТРОСТАТИКА.




19.

Закон Кулона.




20.

Электрическое поле и его характеристики.




21.

Электрическое поле и его характеристики. Плотность энергии электрического поля.




22

Решение задач по теме «Характеристики Электрического поля»









7.ПОСТОЯННЫЙ ТОК.




23

Законы постоянного тока.




24.

Экспериментальная работа «Определение удельного сопротивления проводника»




25.

Законы постоянного тока. Работа и мощность тока.




26.

Решение задач по теме « Соединение потребителей электроэнергии»










8. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ.




27

Ток в металлах Сверхпроводимость.




28

Законы электролиза.




29

Ток в газах и вакууме.













9.МАГНЕТИЗМ.




30

Сила Ампера Магнитное поле прямого тока .Контур с током в магнитном поле.




31.

Сила Лоренца. Частицы в магнитном поле. Ускорители заряженных частиц.









10.ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ.




32.

Магнитный поток. Закон ЭМИ с позиции ЗСЭ..




33.

Энергия магнитного поля .Плотность энергии магнитного поля.




34.

Итоговая тестовая работа.
























РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1.Кронгарт Б. Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ. Алматы: Издательство « Мектеп», 2006г.

2.Конгарт Б. Дидактические материалы. Естественно-математическое направление. Алматы: Издательство « Мектеп», 2006г

3.Пинский А.А. Учебник для 10 класса с углубленным изучением физики. М. «Просвещение». 2004.

4.Жданов Л. Курс физики (часть Iи II ) Издательства «Наука»,1990г. Москва.

5.Турчина Н.3800 задач для школьников и поступающих в вузы по физике. Москва. Издательский дом «Дрофа», 2000г.

6.Туякпаев С. Сборник задач. Алматы: Издательство «Мектеп» , 2006г.

7.Лукашик В. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11класс. Москва. Просвещение.2007г.

8.Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М. «Просвещение». 2001.

9.Гуща. А.И. Пособие по физике для подготовительных отделений. Минск. «Высшая школа». 1984.

10.Фиргант . Е. В. Руководство к решению задач по курсу общей физики. М. «Высшая школа». 1999г
































Приложение.

Фрагмент урока № 1.


Тема: Классификация физических задач и методы их решения.

Цель: Познакомить учащихся с различными типами физических задач и рассмотреть общие приемы их решения.

Тип урока: урок- лекция.

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя о целях и задачах спецкурса.

II. Классификация физических задач.

III.Общий алгоритм решения физических задач.


В основу любой физической задачи положено то или иное проявление одного или нескольких фундаментальных законов природы и их следствий. Поэтому, прежде чем приступать к решению задач какого-либо раздела, следует тщательно проработать теорию вопроса. Без твердого знания теории нельзя рассчитывать на успешное решение и анализ даже сравнительно простых задач.

Решение большинства физических задач расчетного характера можно разделить на 4 этапа: а) анализ условия задачи и ее наглядная интерпретация схемой или чертежом; б) составление уравнений, связывающих физические величины; в) совместное решение полученных уравнений относительно искомой величины; г) анализ достоверности полученного решения и числовой ответ.

Первый этап решения является вспомогательным и , нередко он опускается, если данный физический процесс оказывается достаточно ясным.

Второй- представляет собой основную трудность решения почти всех задач по физике . Сделав такую запись, вы получите одно или несколько уравнений, в которых неизвестным служит искомая величина, и физическая задача почти полностью сводится к математической.

Получив расчетную формулу, необходимо проанализировать ее: выяснить, как меняется искомая величина при изменении других величин. Такой анализ стимулирует физическое мышление, расширяет представление о рассматриваемом явлении, выявляет характерные особенности устанавливаемой зависимости.

После этого можно подставить в расчетную формулу числа и делать окончательный расчет, выразив данные в системе СИ.

При решении задачи сразу нужно обратить внимание на то, какие величины задействованы в условии: скалярные или векторные. При участии векторных величин нужно учитывать не только их числовое значение , но и направление. Все действия с векторами подробно изучаются в курсе математики и их нужно повторить.

Чтобы хорошо понять условие задачи, необходимо сделать схематический чертеж, поясняющий ее сущность, и на чертеже указать все величины, характеризующие данное явление. Следует твердо помнить, что почти во всех случаях чертеж резко упрощает и поиск, и само решение.

Проводя математические расчеты, следует помнить, что числовые значения физических величин являются приближенными, поэтому нужно пользоваться правилами приближенных вычислений, позволяющие сэкономить время.

Получив числовой ответ, желательно оценить насколько он реален. Иногда такая оценка позволяет установить ошибочность полученного результата.


V.Тренажерный этап.


Далее учитель представляет различные типы задач , а учащиеся, используя вышеуказанные рекомендации решают предложенные задания.


VI. Итоги урока. Рефлексия.


© 2010-2022