Рабочя программа кружка по астрономии

Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум»











УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ «Сызранский

политехнический техникум»

______________ Н.В. Котяев

«___» _____________ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «ЮНЫЙ АСТРОНОМ»


















Сызрань, 2015

ОДОБРЕНО

Заместитель директора по воспитательной работе

_________________ И.А. Кузнецова

«____» _____________________ 2015 г.

Составитель: Матвеева Т.М., преподаватель физики ГБПОУ «Сызранский политехнический техникум.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины АСТРОНОМИЯ для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от «21» июля 2015 г.).

Рабочая программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413









СОДЕРЖАНИЕ


№ п/п

Название разделов


Стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

5

Условия реализации учебной дисциплины

9

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10




































1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) на базовом уровне по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям технического профиля.

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина ОУД.8 Астрономия относится к общеобразовательному циклу.

1.3 Цели и результаты освоения дисциплины

Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:

  • дать учащимся систему знаний по основам астрономии;

  • показать значение астрономии для практики;

  • углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

  • способствовать выработке у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения;

  • разъяснять учащимся сущность методов научных исследований (эмпирических, экспериментальных и теоретических);

  • формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • астрономия учит наблюдать за явлениями происходящими на небе;

  • разъясняет различие между кажущимся и действительным;

  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи
ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере естественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках технической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат астрномии;

предметных:

  • сформированность знаний о развивающейся Вселенной;

  • владение базовым понятийным аппаратом , используемым в астрономии;

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные и другие связи объектов и процессов;

  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития астрономии;

  • сформированность представлений о методах познания астрономических явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • сформированнность навыков оценивания научной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов развития Вселенной.

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часов;

  • самостоятельная работа обучающегося 39 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы

не предусмотрено

практические занятия

16

контрольные работы

не предусмотрено

индивидуальный проект

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося

39

зачёт






2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1

Введение


Содержание учебного материал

1. Звёздное небо и звёздная карта.

2. Вращение Земли и условия видимости звёзд.

3. Обращение Земли вокруг Солнца и связанные с ним явления

4. Понятие о способах счёта времени. Календари.

5. Практические применения астрономии.

10

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

1 .Наблюдение осеннего вида звёздного неба.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составление отчёта по наблюдению.

  2. Работа с картой звёздного неба.

6

Тема 2

Строение Солнечной системы




Содержание учебного материала:

  1. Развитие представлений о строении Солнечной системы.

  2. Конфигурации и синодические периоды обращения планет. Законы движения планет и искусственных небесных тел.

  3. Возмущения в движении планет. Понятие о приливах. Определение масс небесных тел.

  4. Элементы космонавтики.

  5. Форма и движение Земли. Её размеры и масса.

  6. Определение расстояний до тел солнечной системы и их размеры.

12

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

1. Наблюдение зимнего вида звёздного неба.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление отчёта по наблюдению.

2. Решение задач.

6

Тема 3

Физическая природа тел Солнечной системы






Содержание учебного материала:

1. Методы изучения планет и их общие характеристики.

2. Земля- представитель планет земной группы.

3. Планеты земной группы.

4. Планеты гиганты и их спутники.

5. Движение Луны и затмения.

6. Физическая природа Луны.

7. Природа малых тел Солнечной системы.

14

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

1. Наблюдение поверхности Луны.

2. Наблюдение планет.

3. Наблюдение малых тел Солнечной системы.

6

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Составление отчёта по наблюдениям.

  2. Подготовка сообщений.

4

Тема 4

Солнце и звёзды


Содержание учебного материала:

1. Общее строение и атмосфера Солнца.

2. Солнечная активность и её влияние на Землю.

3. Звёзды. Расстояние до них.

4. Двойные звёзды. Принципы определения масс звёзд.

5. Спектрально- и затменно-двойные звёзды.

6. Переменные, новые и сверхновые звёзды.

7. Разнообразие звёздных характеристик и их важнейшие закономерности.

14

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

1. Наблюдение звёздных скоплений:

М13; М10; М12; М22; М92-шаровые скопления.

М11-в созвездии Щит.

ХИ и Һ Персея.

NGG457 в Кассиопее.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление отчёта по наблюдению


Тема 5.

Строение Вселенной.

Космогония


Содержание учебного материала:

1. Структура Галактики. Звёздные скопления и звёздные ассоциации.

2. Диффузная материя. Движение звёзд в Галактике.

3. Звёздные системы -галактики. Метагалактика.

4. Метагалактика и понятие о космологии.

5. Происхождение и развитие звёзд и Солнца.

6. Происхождение планетных систем.

7. Обзор новостей астрономии.

14

продуктивный

Лабораторные работы

не предусмотрено


Практические занятия

1. Наблюдение Галактик: М31(Туманность Андромеды);

М51(Водоворот); М81 и М82. Наблюдение туманностей: М8(Лагуна); М27(Гантель); М57(Кольцо);

М17(Омега) и вида весеннего звёздного неба.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Составление отчёта по наблюдениям.

2. Подготовка сообщений.










3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • Карта звёздного неба;

  • теллурий.

Технические средства обучения:

  • проектор;

  • экран;

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • телескоп.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - не предусмотрено.

3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

Основные источники

1. Левитан Е.П. Астрономия:учеб.пособ.- М.: Академия,2013.

2. Д.Ф.Дмитриева Физика: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Академия, 2013.

Интернет-ресурсы

school-collection.edu.ru

Дополнительные источники

  1. Энциклопедия по астрономии:учеб. пособ.-М:Академия,2005.

4 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Тема 1.

Введение

Элементы геометрической оптики. Устройство телескопа.

Звёздная карта. Условия видимости при обращении Земли.

Календари. Применение спектрального анализа.

Тема 2.

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении Солнечной системы. Основные законы орбитального движения планет.

Значение закона всемирного тяготения в астрономии. Траектории полёта и орбиты искусственных спутников Земли. Основные данные о Земле.

Тема3.

Физическая природа тел Солнечной системы


Методы астрофизических наблюдений. Влияние различных факторов на физические характеристики планет.

Основные геофизические характеристики Земли. Особенности планет земной группы. Природа планет гигантов. Смена лунных фаз, затмения.

Тема4.

Солнце и звёзды


Внутреннее строение и свойства атмосферы. Солнечно-земные связи. Разнообразие мира звёзд,, определение расстояния до них. Характеристики звёзд. Определение масс двойных звёзд. Переменные, новые и сверхновые звёзды.

Тема5.

Строение Вселенной.

Космогония


Структура нашей Галактики. Диффузионная материя и её проявление в Галактике. Вращение Галактики.

Звёздные системы. Метагалактики. Современные проблемы звёздной космологии, планетной космологии.




© 2010-2022