Элективный курс физические величины

Раздел Физика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Нижнекарачанская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла Верещагтна Е.Н.

Протокол № 1 от «30» августа 2014г.

Согласовано зам. замдиректора по УВР__________Верещагина Е.Н.

«______» ___________2014 г.

«Утверждаю» Директор МКОУ Н-Карачнской СОШ _____________Быханова В.И.

Приказ № 84 от «30» августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Физические величины и их измерение»

9класс

Составил: Беликов А.Н.

учитель физики первой квалификационной категории



2014-2015 уч. год



Пояснительная записка

Курс «Физические величины и их измерения» ставит своей целью дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными методами физической науки, овладеть измерительными и другими экспериментальными умениями.

Программа курса базируется на программе факультативного курса, составленной Н.К. Гладышевой, Ю. И. Дик, Ю.А. Коварским, Г. Г. Никифоровым (Москва, НИИ СиМО АПН СССР, 1986год).

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Данный курс призван решить следующие задачи:

- познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерений, погрешности измерения, экспериментальное исследование;

- обучить учащихся четкому использованию измерительных приборов и обеспечить понимания ими того факта, что ни один прибор не дает абсолютно точных значений измеряемой величины;

- научить учащихся. анализируя результаты экспериментального исследования, делать выводы в соответствии со сформулированной задачей исследования;

- раскрыть роль измерений в технике, показать, что в науке и технике очень часто одни величины измеряются с помощью других связанных с ними величин;

- показать учащимся алгоритм решения задачи повышенной сложности ;

- сформировать навык соблюдения правил ТБ.

Содержание курса, значительное усиление роли самостоятельного физического эксперимента в нем должно способствовать подготовке учащихся к овладению различными методами измерений в науке и технике, трудовому обучению и более глубокому и всестороннему восприятию учебного материала основного курса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Глубина изучения материала, математический аппарат, подбор задач, методика преподавания во многом совпадает с принятыми в основном курсе, но отличается значительно большей дифференциацией обучения. вниманием к индивидуальным особенностям школьников.

Ряд основных положений методики преподавания физики на первой ступени ее изучения применим и для данных занятий6 проведение занятий в виде бесед; обязательное выполнение демонстрационного и лабораторного физического эксперимента, его разнообразие; оптимальное чередование и определенная длительность разных приемов работы на уроке с целью сохранения внимания учащихся, их умственной работоспособности; широкое использование примеров из жизни, техники, природы как средство усиления доступности изложения материала, его наглядности, повышения интереса к занятиям.

На каждом занятии рекомендуется проводить самостоятельную работу учащихся. та работа может занимать от 30 до 70% времени урока и включать в себя самостоятельный физический эксперимент, предусмотренной программой, доклады по вопросам программы, рассказ о проведенном домашнем опыте или решенной задаче, демонстрации опытов или изготовленных приборов; решение задач повышенной сложности, ответы на вопросы товарищей, обсуждение сообщений, познавательные игры и др.

При необходимости можно отводить самостоятельной работе целое занятие, но делать это в виде исключения.

По теме занятия должны быть поставлен демонстрационный эксперимент, даны доказательства изучаемых положений, приведены наиболее важные и интересные примеры из техники и природы, других наук - примеры. которые может подобрать и изложить только учитель; прочитать отрывки из книг и т.д.

Домашние задания на занятиях давать не обязательно.

Однако многие их участники охотно выполняют дома экспериментальные задания, решают задачи, готовят сообщения и опыты. Есть учащиеся, которые любят решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи. Все это следует учитывать при проведении занятий, при подборе задач.

Лабораторные работы могут проводиться по готовым инструкциям или устным указаниям учителя.

Учащиеся получают инструкцию по проведению работы. Она может быть написана на доске, или подготовлена заранее и раздана учащимся. Это позволяет спокойно провести работу при разной степени подготовки к ней учеников и разной скорости ее выполнения.

Инструкция сочетает в себе элементы проблемного подхода и конкретные указания к проведению работы. В проблемном плане в ней могут быть обсуждены пути достижения цели работы, подбор приборов и оборудования, использование необходимых формул и закономерностей. Конкретные указания позволяют избежать ошибок, приводящих к срыву работы, содержат рекомендации по ее наиболее целесообразному и удобному проведению.

Особое место в данном курсе занимают практические работы. Готовое оборудование, удобное в использовании, облегчает работу учителя и позволяет проводить разнообразные практические работы, решать экспериментальные задачи.

Домашнее экспериментирование учащихся имеет свои особенности по сравнению с экспериментом, проводимым на уроке.

Здесь больше проявляется самостоятельность учащихся в подборе оборудования, его изготовлении, в осмысливании наблюдаемых явлении, формировании выводов; теснее осуществляется связь обучения с жизнью.

При подборе расчетных и задач качественных учет специфики занятий состоит в том, что предпочтение отдается интересным, оригинальным задачам и большую, чем в основном курсе, долю составляют задачи повышенной трудности, творческого характера - все это вытекает из необходимости сделать занятия интересными и привлекательными для учащихся данного возраста.

Цели:

- глубже познакомить учащихся с понятиями физическая величина, измерительные приборы, методы измерений, погрешности измерения. экспериментальное исследование, расчетная формула, задача повышенной сложности;

- раскрыть роль измерений в технике, привить учащимся измерительные и другие экспериментальные умения;

- расширить межпредметные связи между физикой, математикой, трудовым обучением. астрономией, биологией;

- развить умение учащихся проводить физический эксперимент, измерять физические величины, использовать методы моделирования физических явлений и процессов, обрабатывать и анализировать результаты измерений;

- углубить знания основного курса физики и повысить интерес к его изучению;

- воспитать инициативу, творческое отношение к труду

- вызвать интерес отдельных учеников к решению интересных оригинальных задач повышенной трудности творческого характера;

- формировать умения учащихся самостоятельно пополнять знания, а также умений пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой;

- развить познавательный интерес к физике и технике, творческих способностей;

- формировать осознанные мотивы учения;

- подготовить к сознательному выбору профессии на основе тесной связи обучения физике с жизнью.

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий;

  • смысл физических величин;

смысл физических законов;

  • описывать и объяснять физические явления;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических. Тепловых. Электромагнитных и световых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.









9класс (8,5ч)

1.Введение (2ч)

Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин, эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и косвенных измерениях. Измерительные приборы, инструментальная погрешность. Правила пользования измерительными приборами, соблюдение ТБ.

Л.Р. Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (Линейки, мензурки, часов).

2. Величины, описывающие механическое движение, не интересуясь причинами его возникновения(2ч)

Измерение длины. история метра. Эхолот и радиолокатор.

Пространственные масштабы во Вселенной.

Измерение времени. Временные масштабы природных явлений.

Ускорение и его измерение. Примеры различных ускорений встречающихся в природе.

Решение задач повышенной сложности

Л.Р. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Штангенциркуль. Измерение размеров тел с помощью штангенциркуля.

Измерение толщины тетрадного листа и диаметра проволоки с помощью микрометра.

3. Величины, встречающиеся в разделе «Динамика»(2ч)

Основные виды сил и их измерение. Силы, встречающиеся в природе и технике. Классификация сил.

Решение задач повышенной сложности.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

4. Величины, описывающие механические колебания и волны. (2ч)

Примеры механических колебаний и волн. встречающихся в природе и технике.

Амплитуда, период, частота, фаза - как основные характеристики механических колебаний.

Решение задач повышенной сложности на расчет периода и частоты колебаний пружинного и математического маятника.

Механические волны. Звуковые волны как примеры механических волн. Примеры механических волн в природе.









Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)

9класс (8,5ч)

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторных работ

Дата проведения

1.

Введение

1

1четверть

1.1.

О точности измерений.


1.2.

Типы ошибок.


1.3.

Абсолютная и относительная погрешность.


1.4.

Методы оценки погрешности косвенных измерений.


1.5.

Л.р.Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов.


2.

Величины, описывающие механическое движение, не интересуясь причинами его возникновения

2.1.

Измерение длины. история метра. Эхолот и радиолокатор.


2.2.

Пространственные масштабы во Вселенной.


2.3.

Измерение времени. Временные масштабы природных явлений.


2.4.

Л.Р. Штангенциркуль. Измерение размеров тел с помощью штангенциркуля.


2.5.

Л.Р. Измерение толщины тетрадного листа и диаметра проволоки с помощью микрометра.


2.6.

Ускорение и его измерение. Примеры различных ускорений встречающихся в природе.


2.7.

Практикум по решению задач повышенной сложности на применение основных уравнений движения.

2.8.

Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет средней и мгновенной скорости.


2четверть

2.9.

Л.Р.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.


3.

Величины, встречающиеся в разделе «Динамика»

3.1.

Основные виды сил и их измерение. Силы, встречающиеся в природе и технике. Классификация сил.


3.2.-3.4.

Практикум по решению задач повышенной сложности на применение основных законов динамики.


3.5.-3.6.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.


4.

Величины, описывающие механические колебания и волны.

4.1.

Примеры механических колебаний и волн. встречающихся в природе и технике.


4.2.

Амплитуда. период, частота, фаза - как основные характеристики механических колебаний.


4.3.

Практикум по решению задач повышенной сложности на расчет периода и частоты колебаний пружинного и математического маятника.


4.4.

Механические волны. Звуковые волны как примеры механических волн. Примеры механических волн в природе.


Список использованной литературы.

1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. М.: Просвещение, 1988.

2. Г.Н. Степанова. Ошибки измерения физических величин. С. - П., 2004.

3. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 - 11 классах общеобразовательных учреждений. /В.А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин. М.:Просвещение 1996.

4. О.М. Шорина, Т.А. Шорина. Формулы в физике. - С. - П. ,1992.

5. Х. И. Кунце. Методы физических измерений. М.: Мир, 1989.

6. Сборник нормативных документов по физике /Сост. Н.А. Ермолаева, В.А.Орлов. - М.: Просвещение, 2008.



© 2010-2022