Программа факультативного курса Механика

Организация факультативных занятий по физике позволяет решать ряд важнейших задач, стоящих перед современной школой. Среди них можно назвать реализацию на практике одного из важнейших принципов современной школы – индивидуализация обучения. При единых обязательных требованиях факультативы позволяют давать каждому учащемуся интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, и более полно удовлетворить его интересы. Являясь гибкой формой обучения, факультативы дают возможность более полно от...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО Зам. директора Директор МОУСОШ №37

протокол № _____ Ф.И.О. Симагина Л.О. Ф.И.О. В.Д. Панчук

«_____» _________ «_____» _______________ «_____» ___________________

_________________ ______________________ __________________________

_________________



ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«МЕХАНИКА»

Классы 9 А,Б

Учитель Клюшина Ж.В.

Количество часов на год 34 ч, в неделю 1ч

Лабораторных работ 6











Введение

Организация факультативных занятий по физике позволяет решать ряд важнейших задач, стоящих перед современной школой. Среди них можно назвать реализацию на практике одного из важнейших принципов современной школы - индивидуализация обучения. При единых обязательных требованиях факультативы позволяют давать каждому учащемуся интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, и более полно удовлетворить его интересы. Являясь гибкой формой обучения, факультативы дают возможность более полно отразить в школьном образовании современные достижения науки и техники, выработке навыков самостоятельного поиска знаний при выполнении экспериментальных, творческих индивидуальных и групповых заданий.

Современное общество требует творчески развитых работников, глубокого знания ими научно - технических и экономических основ производства, сознательного, творческого отношения к труду.

Роль школьного курса физики в решении этих задач особенно велика, так как в нём излагаются основы науки, современные достижения которой определяют характер и основные направления НТП, а при его изучении открываются большие возможности для развития творческих способностей учащихся, формирование их интереса к проблемам, важным для ускорения НТП.

Пояснительная записка


Все разделы программы факультативного курса механики как по структуре, так и по методическим идеям, положенным в их основу, тесно связаны с основным курсом физики. Большинство понятий и законов механики вводится в основном курсе физики, а на факультативных занятиях проводится их дальнейшее углубление, развитие и обобщение. Большое внимание уделяется показу границ применимости физических законов, изучению практических методов измерения физических величин.

Условно в содержании факультативного курса механики можно выделить следующие этапы:

1 этап: углубляются и развиваются кинематические и динамические понятия. Большую роль в формировании материалистического мировоззрения учащихся может играть изучение принципа относительности. Изучение этого принципа должно привести учащихся к пониманию того, что при относительности многих физических величин законы механики одинаковы в различных инерциальных системах отсчета.

Важным звеном в согласовании идей основного и факультативного курсов физики является знакомство с методами решения прямой и обратной задач механики и выяснение роли каждой из них в науке и технике.

Учащиеся на большом количестве примеров убеждаются, что решение прямой задачи механики является моделью научного и технического прогнозирования, а при решении обратной задачи устанавливаются фундаментальные законы природы.

Примером последовательного решения основной задачи механики служит история открытия Ньютоном закона всемирного тяготения.

Далее происходит углубление и развитие понятия об инерциальной системе отсчета. С одной стороны, раскрываются приближенный характер и границы применимости этого понятия, рассматриваются в неинерциальных системах отсчета с помощью введения сил инерции. С другой стороны, наряду с инерциальными системами отсчета в ньютоновском понимании вводится представление об эйнштейновских локальных инерциальных системах отсчета, свободно падающих под действием сил тяготения. Это развитие понятия об инерциальных системах отсчета очень важно для формировании научного мировоззрения учащихся.

Заканчивается этот этап рассмотрением статики, общих условий равновесия твердых тел.

2 этап: вводятся новые физические понятия и законы вращательного движения твердого тела. Особенность методики изучения законов динамики вращательного движения состоит в том, что они не выводятся в качестве следствий из законов динамики поступательного движения, как это часто делается, а излагаются как самостоятельные законы. В связи с этим демонстрационный эксперимент и самостоятельные экспериментальные исследования учащихся, по этому разделу имеют особенно важное значение.

3 этап: проводится обобщение знаний при изучении законов сохранения в механике. Углубленное изучение законов сохранения импульса, энергии и момента импульса предполагается проводить в основном в форме решения системы специально подобранных задач, иллюстрирующих особенности применения законов сохранения при расчетах механических явлений. Выполнение лабораторных работ физического практикума требует применения полученных знаний в новых условиях.

Календарно - тематическое планирование факультативного курса

«Механика»


№ п/п

Дата

Тема занятия

Тип занятия

Примечание

Кинематика

1.1

Относительные и инвариантные величины в кинематике.

Лекция

2.2

Относительная скорость. Закон сложения скоростей.

Лекция

3.3

Решение задач, идея которых основана на использовании закона сложения скоростей.

Применение полученных теоретических знаний

Динамика

4.1

Инерциальные системы отсчёта. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы.

Лекция

5.2

Принцип относительности Галилея.

Лекция

6.3

Принцип относительности и тяготение.

Проблемное изложение

7.4

Лабораторная работа №1: «Экспериментальное установление пропорциональности инертной и гравитационной масс.»

Практика

8.5

Решение задач.

Практическое применение теоретических положений

9.6

Прямая и обратная задачи механики.

Лекция

10.7

Решение задач, основанных на выделении двух основных задач механики - прямой и обратной.

Практическое применение теоретических положений

11.8

Численный метод решения прямой задачи механики.

Практическое применение теоретических положений

12.9

Условия равновесия механических систем.

Лекция

13.10

Решение задач.

Практическое применение теоретических положений

14.11

Вращательное движение тел. Основные понятия темы и их физический смысл.

Лекция

15.12

Кинематика вращательного движения.

Лекция

16.13

Динамика вращательного движения.

Лекция

17.14

Лабораторная работа №2: «Экспериментальная проверка основного уравнения динамики вращательного движения».

Практическое применение теоретических положений

18.15

Теоретический расчёт момента инерции диска относительно его оси вращения, используя основное уравнение динамики вращательного движения.

Практическое применение теоретических положений

19.16

Конференция «Динамика Ньютона и её практическое значение».

Законы сохранения в механике

20.1

Движение тел переменной массы.

Проблемное изложение

21.2

Уравнение Мещерского.

Лекция, проблемное изложение

22.3

Лабораторная работа №3: «Изучение зависимости силы реакции струи от массового расхода жидкости и скорости её истекания»

Практическое применение теоретических положений

23.4

Формула Циолковского.

Лекция, проблемное изложение

24.5

Лабораторная работа №4: «Изучение законов реактивного движения».

Практическое применение теоретических положений

25.6

Закон сохранения момента импульса.

Лекция

26.7

Решение задач.

Практическое применение теоретических положений

27.8

Лабораторная работа №5: «Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта и силы лобового сопротивления от угла атаки и скорости воздуха».

Практическое применение теоретических положений

28.9

Связь между принципами симметрии пространства и времени и законами сохранения. Закон сохранения полной механической энергии.

Лекция

29.10

Лабораторная работа №6: «Экспериментальная проверка закона сохранения полной механической энергии».

Практическое применение теоретических положений

30.11

Связь закона сохранения импульса с однородностью пространства.

Лекция

31.12

Связь закона сохранения момента импульса с изотропностью пространства.

Лекция

32.13

Связь закона сохранения энергии с однородностью времени.

Лекция

33.14

Заключительное занятие.

Конференция: «Физика и НТП».

Резерв времени 1 час

Литература

1.Внеурочная работа по физике / Под ред. О. Ф. Кабардина. - М.: Просвещение, 2010.

2.Глазунов А. Т. Техника в курсе физики средней школы.- М.: Просвещение, 2009.

3.Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов.- М.: Просвещение, 1986.

4.Задачи по физике / Под ред. О. Я. Савченко.- М.: Наука, 2006.

5.Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 2009.

6.Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики,- М.: Просвещение, 2005.

7.Мултановский В. В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе физики. - М.: Просвещение, 1999.

8.Опыты в домашних условиях /Под ред. И. К. Кикоина.- М.: Просвещение, 1997.

9.Практикум по физике в средней школе /Под ред. В. А. Бурова и Ю. И. Дика.- М.: Просвещение, 2007.

10.Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике.- М. Просвещение, 2009.

11.Физика и научно-технический прогресс /Под ред. В. Г. Разумовского, В. Фабриканта и А. Г. Глазунова.- М.: Просвещение, 2003.


© 2010-2022