- Преподавателю
- Физика
- Организация процесса обучения физике в классах, реализующих адаптированные образовательные программы
Организация процесса обучения физике в классах, реализующих адаптированные образовательные программы
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Творогова Г.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Г.А. Творогова,
учитель физики, методист,
МБОУ СОШ №38, г.Сургут № 38
Организация процесса обучения физике в классах, реализующих адаптированные образовательные программы
Наша школа работает в статусе городской инновационной площадки «Педагогические условия эффективного обучения детей с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС» (2013-2015гг.). В школе организовано обучение детей в специальных коррекционных классах VII вида, в которых обучаются дети категории ЗПР (дети, имеющие отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). В терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании» - это дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), а рабочие программы по предмету относятся к адаптированным образовательным программам. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Закон выделил некоторые особенности при реализации адаптированных образовательных программ.
Ч2.ст 79. Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.[1]
Организация процесса обучения физике в классах, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с задержкой психического развития строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования. Определим особенности организации процесса обучения.
Учащиеся специальных (коррекционных) классов обучаются по тем же УМК, что и учащиеся общеобразовательных классов (рекомендованным МОиН РФ). Рабочая программа в данных классах отличается некоторыми особенностями пояснительной записки и содержанием календарно-тематического планирования, написание которых осуществляется в соответствии с разработанными «Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ по учебным предметам» и памяткам, предложенными методическим кабинетом: «Методические рекомендации молодому специалисту, работающему в специальных (коррекционных) классах VII вида», памятки для работы в специальных коррекционных классах VII вида, «Особые образовательные потребности и типологическая дифференциация детей с ЗПР», «Трудности в обучении у детей с задержкой психического развития и их причины», «Средства адаптации образовательной среды к признакам ЗПР». В пояснительной записке к рабочей программе по физике прописываются:
-
нормативные документы:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013), ст. 79
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.)
-
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
-
Программы к завершённой предметной линии учебников по физике для 7-9 классов под редакцией А.В. Пёрышкин, Н.В. Флонович, Е.М. Гутник.
-
средства адаптации учебного материала. А в календарно-тематическом планировании они раскрываются применительно к каждому уроку:
-
использование наглядных материалов (таблиц, алгоритмов, схем и т.д.) и ТСО;
-
поиск дополнительной информации (по учебнику, словарю, справочному материалу);
-
изменение темпа изложения;
-
включение элементов самостоятельной работы с учебником (найти объяснение в тексте, найти в тетради аналогичную задачу и др.);
-
использование образцов для оформления работ;
-
частая смена видов учебной деятельности (слушание, чтение, запись, наблюдение);
-
применение мнемотехники (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, «Рожеве» формула FA и др.)
-
обучение порциями;
-
проведение несложных практических работ (адаптация содержания);
-
приемы культуры чтения и культуры слушания (выписка, план, тезис, схема).
Задача учителя состоит в правильном подборе форм, методов и средств обучения.
-
Рабочая программа составляется с учётом индивидуальных особенностей учащихся классов с адаптированной образовательной программой.
-
Особенности преподавания предмета:
1. Дифференцированный подход выделен как один из основных, в связи с тем, что в каждом классе имеются дети с разными возможностями усвоения материала. Поэтому часть материала рекомендована для более сильных учащихся класса, остальным достаточно преподнести данные вопросы в пассивном плане - в форме объяснения, обзора [2, с 5]. Обучение в таких классах предполагает использование разных по трудности и сложности заданий для достижения уровня знаний не ниже стандарта.
2. Для активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся используется применение метода проблемного изложения. Основными методами обучения классов с адаптированной образовательной программой являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, а основными принципами обучения - принципы доступности, от простого к сложному, от частного к общему, многократности повторения и системности обучения. Комбинированный тип урока, на котором ставится несколько дидактических целей, является основным при обучении данных классов. Смена видов учебной деятельности, чередование поз учащихся, проведение физкультминуток, включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, использование эмоциональных разрядок предполагают снизить напряжение и утомляемость учащихся, улучшить эмоциональный климат на уроках и повысить мотивацию к изучению предмета.
3. Цель и задачи обучения физике являются общими для всех категорий учащихся. Для учащихся с ОВЗ предусматриваются коррекционные задачи.
Важными коррекционными задачами курса физики в классах для детей с ЗПР являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью. Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. При подготовке к урокам педагогу нужно помнить о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи, ибо дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений [2, с 4].
Учет особенностей детей с ЗПР требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение:
• подробное объяснение нового материала с организацией эксперимента;
• беглое повторение с выделением главных определений и понятий;
• осуществление обратной связи (ответы учеников на вопросы, работа по плану) [2,с 5].
Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять порциями. Вопросы учитель должен формулировать четко и ясно; появляющиеся ошибки не просто исправлять, а разбирать совместно с учащимися, поощрять незначительные успехи.
Рассмотрим на примере трудностей в восприятии возможности организации учебного процесса в 8 классе при изучении темы «Изменение агрегатных состояний вещества»
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
-
Включение элементов самостоятельной работы с учебником (найти объяснение в тексте, найти в тетради аналогичную задачу и др.), использование предметного указателя.
-
Приемы смысловой переработки текста (выделение в учебном материале исходных идей, принципов, законов).
-
Использование образцов для оформления работ.
1. При изучении § 15 «Удельная теплота плавления» можно предусмотреть самостоятельную работу с учебником: по обобщенному плану охарактеризовать физическую величину «Удельная теплота плавления» по обобщенному плану.
2. - В § 12 «Агрегатные состояния вещества» использовался прием «Чтение с остановками» для нахождения в тексте основных отличий твердого, жидкого и газообразного состояний.
- Для более глубоко понимания для домашнего задания можно использовать прием ТРКМЧП «Толстые и тонкие вопросы». Некоторые учащиеся могут составить «толстые» вопросы, но основная масса - «тонкие».
- Вместо указания номера параграфа можно предложить учащимся:
- подготовить пересказ текста;
- составить план ответа;
- подготовить рассказ о самом главном в параграфе за 2-3 минуты;
- выучить наизусть (определение, формулу, вывод и т.д.);
- составить самостоятельно задачу на рассмотренную в тексте ситуацию или формулу;
- ответить на вопросы после параграфа и т.д.
3. - В качестве работы по образцу предлагается решение задачи на расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания и плавления кристаллического вещества (§ 15);
- При проведении лабораторных работ использовать печатные тетради для лабораторных работ, входящих в УМК А.В. Перышкина [4], не тратится время на уроке на оформление работы, а только непосредственно на проведение эксперимента и обработку данных.
- При записи опорной схемы для объяснения явлений плавления и кристаллизации. Плавление заполняется вместе с учителем, а отвердевание самостоятельно (Рис.1, [3, с.10]).
Рис. 1
Таким образом, особенностями организации процесса обучения физике в классах, реализующих адаптированные образовательные программы, следует считать проектирование и реализацию рабочей программы по предмету, определение средств адаптации учебного материала для каждого урока, подбор методов и форм работы с детьми категории ЗПР.
Литература.
-
Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в редакции ФЗ от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ (ст. 79)
-
Авербух С.Б. Программно-методическое обеспечение и тематическое планирование уроков физики в школе для детей с ЗПР: пособие для педагога/ под ред. Л.С. Сековец.-Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010.-94 с.
-
Марон Е.А. Опорные конспекты и разноуровневые задания к учебнику для общеобразовательных учебных заведений А.В. Перышкин «Физика. 8 класс».- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009.-96 с.
-
Тетрадь для лабораторных работ по физике. 8 класс. К уч. Перышкина А.В. - Минькова Р.Д., Иванова В.В. 7-е изд., стер. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 32 с.