Урок физики в 11 классе на тему Дифракционная решётка

Раздел Физика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаУрок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаУрок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаУрок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаУрок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаУрок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаУрок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаУрок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаУрок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаУрок физики в 11 классе на тему Дифракционная решёткаМокей Светлана Константиновна

учитель физики

ГУО «Средняя школа №1 г. Пинск»,

высшая квалификационная категория,

педагогический стаж - 30 лет.

Учебное занятие по физике в ХI классе

Обоснование учебного занятия

Данное учебное занятие является пятым в разделе «Оптика», предшествует лабораторной работе «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решётки». Учебное занятие проведено в профильном физико-математическом классе. Можно сказать, что уже на первоначальном этапе созданы условия для индивидуального и дифференцированного обучения учащихся, т.е. осуществлена внутришкольная дифференциация. Проводится внутриклассная дифференциация, которая на учебном занятии осуществляется через выполнение групповых и индивидуальных заданий, заданий различного содержания и сложности.

Тема учебного занятия: «Дифракционная решетка»

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Цель урока: уметь объяснять действие оптического прибора -дифракционная решётка, владеть практическими умениями: решать расчетные задачи на определение длины световой волны, порядка дифракционных максимумов, с использованием формул дифракционной решётки.

Задачи:

рассмотреть решение задач на определение длины световой волны, порядка дифракционных максимумов, с использованием формул дифракционной решётки;

создать возможности учащимся для понимания, анализа действий при решении задач;

создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения учащихся.

Оборудование: дифракционная решётка, телевизор, ноутбук, шкала электромагнитных волн, входной тест, учебное пособие для учащихся- «Физика» ХI класс.

Ход учебного занятия:

1.Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, желает им успеха.

2.Мотивационный этап

Ребята, вы знаете, что видимый свет занимает очень маленький промежуток по шкале электромагнитных волн (используется шкала электромагнитных волн, изображение которой выводится на экран телевизора). Но значение света для жизни животного и растительного мира на Земле огромно. Без света жизнь в нынешнем её проявлении просто не существовала бы. Поэтому, повторяя библейскую истину, хочется сказать: «Да будет свет!». Демонстрируется картинки с источниками света на экране телевизора и разные свойства света.

Учитель: мы познакомились с двумя свойствами света. Какими?

(Ответ учащегося - интерференция и дифракция света).

Учитель: давайте изобразим эти свойства на схеме, внутри одной ветки кластера запишем «интерференция», внутри второй - «дифракция», добавим ещё пять пустых веток кластера, которые заполним по мере изучения других свойств света.

Поляризация

Дисперсия




Дифракция

Интерференция

СВЕТ




Преломление

Прямолинейное

распространение

Отражение



Сегодня мы познакомимся с прибором, предназначенным для точного измерения длин волн и анализа состава света, дифракционной решёткой.

Но прежде актуализируем свои знания по предыдущим темам «Интерференция световых волн» и «Дифракция световых волн».

3.Актуализация знаний учащихся по предыдущим темам

Входной тест

Учитель оговаривает критерии оценки выполненного задания (первые два задания оцениваются по одному баллу, а два других - по три балла), итого можно заработать восемь баллов, отметка - восемь. Дополнительные два балла учащиеся получают за решение задач. Всего учащиеся имеют возможность получить отметку десять. Предлагаются задания различного содержания и сложности.

Ф.И.О. учащегося _____________________________________

1) Интерференцию от двух ламп накаливания нельзя наблюдать, т.к. световые волны, излучаемые ими:

- не поляризованы;

- некогерентны;

- слишком малой интенсивности;

- слишком большой интенсивности.

2) При отражении от тонкой плёнки интерферируют лучи:

11) 1 и 2; Урок физики в 11 классе на тему Дифракционная решётка

4

32) 2 и 3;

3) 3 и 4;

4) 4 и 5.

2

5

3) Почему цветные полосы мыльного пузыря не остаются на месте, а перемещаются вниз? __________________________________________________________________

________________________________________________________________

4) В чём сходство и различие между интерференцией и дифракцией?

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Когда учащиеся выполнили тест, идёт обсуждение ответов на вопросы.

4. Изучение новой темы урока

Учитель: сегодня мы познакомимся с прибором, предназначенным для точного измерения длин волн и анализа состава света (учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).

Определение: дифракционная решетка - это оптический прибор, предназначенный для точного измерения длин волн и анализа состава света (записываем в тетради).

Учитель предлагает посмотреть небольшой фрагмент фильма «Дифракционная решётка», идёт обсуждение основных моментов.

Физкультминутка (упражнение для глаз).

Далее открываем учебник на с. 97, рис. 65. Записываем в тетради: если ширина каждой щели в, ширина непрозрачной части между щелями а, то величина d = а+в называется постоянной решётки или её периодом.

Учитель: если известно число штрихов, нанесенных на стеклянную или металлическую поверхность, то период дифракционной решётки может быть найден d = 1/N (записываем в тетради).

Учитель: рассмотрим дифракционные максимумы и условие их возникновения (учебник с. 99, рис. 67).

Урок физики в 11 классе на тему Дифракционная решётка

5. Закрепление теоретического материала

Решение задач в группах (разрешается выбрать себе задачу, задачи разного уровня сложности).

Решение задач: с. 101, упр. 13 (1-4) .

Проверяется решение задач путём проектирования правильного решения на экран мультимедийной установки и объяснения решения учащимся с группы.

Учитель возвращает учащихся к целеполаганию, учащиеся проводят самооценку своей деятельности.

Учитель анализирует активность учащихся и ставит отметки.

6. Домашнее задание: §14, с. 96-102, упр. 13 (5), подготовиться к лаб. работе № 2 (с. 271 в учебнике). Домашнее задание записано на доске.

Рефлексия:

«Я» - как работал на уроке:

- хорошо

- плохо

- мало

- много

- достаточно

«МЫ» - помогал ли я другим, другие мне:

- да

- нет

«ДЕЛО» - помог ли мне этот урок что-то узнать ещё или я всё узнал?

- да

- нет


© 2010-2022