Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

  Цели урока:   Обучающая: вывести формулу для определения высоты поднятия жидкости, продемонстрировать практическое использование капиллярных явлений, познакомить с фамилиями ученых работавших над этим вопросом.   Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, культуру умственного труда (выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы), коммуникативные качества, умение культуру речи; познавательную активность.   Воспитательная:содействовать воспитанию таких ...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА




по дисциплине: «ФИЗИКА»


на тему:


«Капиллярные явления»









Подготовил: преподаватель

высшей квалификационной категории Семиколенова Н.А.







Каменск- Шахтинский

2014



ПЛАН УРОКА№

Дата_____________Гр.№________Курс____1__________

Тема урока:«Капиллярные явления»

Цели урока:

Обучающая: вывести формулу для определения высоты поднятия жидкости, продемонстрировать практическое использование капиллярных явлений, познакомить с фамилиями ученых работавших над этим вопросом.

Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, культуру умственного труда (выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы), коммуникативные качества, умение культуру речи; познавательную активность.

Воспитательная:содействовать воспитанию таких качеств личности как, внимательность, усидчивость, аккуратность, точность в работе;прививать любовь к предмету, развивать экологическое мышление.

Формирование общих компетенций:

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: беседа, выполнениеэксперимента, самостоятельная работа.

Методы обучения:

  • по характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения (авторы М.А. Данилов, Б.П.Есипов):

  • методы сообщения новых знаний (объяснение, рассказ, демонстрационные эксперименты, электронные средства обучения);

  • методы формирования умений и навыков, применения знаний на практике (заполнение кроссворда, решение задач, работа со справочной литературой, электронными средствами обучения);

  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (индивидуальный и фронтальный опрос, решение задач);

  • по форме взаимодействия преподавателя и обучающихся (автор Каунов А. М):

- пассивные:

  • словесные (объяснение, рассказ),

  • наглядные (демонстрационные эксперименты, информационные средства обучения),

  • практические (решение задач, работа со справочной литературой, электронными средствами обучения, проведение эксперимента);

- метод активного обучения (анализ демонстрационного эксперимента);

- интерактивные методы (проведение эксперимента, практическая отработка осваиваемых умений, навыков на уровне компетенций);

- рефлексивный метод (самооценка и взаимооценка).

Оснащение и оборудование: ПК, презентациина темы: «Практическое использование капиллярных явлений», «Историческая справка», лабораторное оборудование, жидкости- глицерин, спирт, мыльный раствор, вода, сборник задач автора В.Ф.Дмитрива (по количеству обучающихся), кроссворд.

Межпредметные связи: математика, история, биология,спец.предметы.

Методическая цель урока:

  • Показать активные и интерактивные приемы активизация мыслительной деятельности обучающихся в учебном процессе;

  • Продемонстрировать использование информационных технологий на различных этапах урока.

Структура урока:

1

Организационный момент

1минута

2

Целевая ориентация

4 минуты

3

Актуализация опорных понятий

7 минут

4

Формирование новых понятий и способов действий

16 минут

5

Формирование навыков умственного труда

14 минут

6

Подведение итогов урока.Домашнее задание

3 минуты

Ход урока:

Этапы урока,

их продолжитель-ность

Цели и задачи, решаемые преподавателем

на данном этапе

Содержание деятельности преподавателя по

обеспечению поставленной задачи этапа

Планируемая деятельность

обучающихся

Организацион-ный момент

1 минута

Сконцентрировать внимание обучающихся, настроить их на работу.

Создать комфортную психологическую обстановку для восприятия материала

Для рационального использования времени и более глубокого понимания изучаемого материала, преподаватель до урока делит обучающихся на 3 группы.

- Приветствие.

- Проверка присутствия учащихся на уроке.

- Этот урок физики для Вас проведу я. Зовут меня Наталья Анатольевна.

- Скажите, что изучает физика?

- Обратите внимание на предметы, стоящие на моем столе:

подкрашенная жидкость в блюдце и губка, впитывающая ее, спиртовка, полотенце.

- Что может объединить все эти предметы?

Обучающиеся рассаживаются погруппам, так, чтобы им было удобно работать.

Приветствие учителя.

- Наука о природе




Варианты ответов


Целевая ориентация


4 минуты

Помочь обучающимся самостоятельно определить цели и задачи урока.

Развивать способность отстаивать собственное мнение.


- Их объединяет явление, называется капиллярным.

- Запишите тема урока: «Капиллярные явления. Слайд1тема

-Что бы Вы хотели узнать про это явление (по этой теме)?

Задаю наводящие вопросы:

- Обратите внимание на колбы стоящие у вас на столе, высота поднятия жидкости везде одинакова?

-Кто первый из ученых обратил на это внимание?

- Таким образом, Вы практически самостоятельно сформулировали цели урока.

Слайд 2цели

1.Узнать, почему высота поднятия жидкости в капиллярах разная;

2.Познакомить с фамилиями ученых, которые внесли наибольший вклад в развитие данной темы;

3.Рассмотреть практическое применение капиллярных явлений.

Записывают тему урока



Отвечают на поставленные вопросы

Мотивировать к

учебной деятельности.

-Все перечисленное выше, необходимо Вам как в повседневной жизни, так и в профессиональной. Кроме того они понадобятся при выполнении лабораторной работы и успешной сдачи экзамена.



Довести до сведения обучающихся формы и способы оценивания их работы.

Развивать способность к самоконтролю и самооценке.

- На этом уроке вы работаете по группам. Задача каждой группы провести свой эксперимент и сделать вывод. Кроме того в конце урока аргументированно назвать фамилию претендента на оценку.

Актуализация опорных знаний.


7 минут



Активизация мыслительной деятельности.

Подготовить обучающихся к восприятию нового учебного материала

Формировать учебно-познавательную деятельность.

Слайд 3 кроссворд

- Восприятию нового материала нам поможет кроссворд, который лежит у Вас на столе. Заполняя его, Вы повторите необходимые физические термины. Через семь минут сообщите мне выделенное слово. (Во время работы с кроссвордом координирую работу, слежу за соблюдением времени).

- Назовите ключевое слово.

Слайд 4 эталон

- Для Вас знакомо это слово, где Вы его слышали?

Каждая команда заполняет кроссворд.


Отвечают на вопросы.



Формирование новых понятий и способов действий.

16 минут

1 минута

Сформировать понятие о капилляре, капиллярном эффекте.

Развивать учебно-познавательную деятельность.

Слайд 5

- А сейчас перейдем к реализации наших целей

Капилляр от лат. capillaris - волосяной; отсюда происходит встречавшийся ранее в русскоязычной научной литературе термин воло́сность.

Капиллярный эффект - физическое явление, заключающееся в способности жидкостей изменять уровень в трубках, узких каналах произвольной формы, пористых телах.

Слайд 6

Смачивающие жидкости поднимаются по капиллярам, несмачивающие - опускаются.

Слайд 7

Жидкость поднимается, до тех пор, пока сила поверхностного натяжения не уравновесит силу тяжести.

Записывают определение капилляра, капиллярного эффекта

5 минут

Вывести форму:

Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

Развивать познавательную активность,

умение преобразовывать новую информацию в формулу, аналитическое мышление; умение работать со справочной литературой


Слайд 8 задание группам

- Координирую работу в группах.

Задание для 1 группы.

Проанализируйте эксперимент: как высота понятия жидкости в капилляре зависит от диаметра капилляра.

Задание для 2 группы

Проанализируйте эксперимент: как высота понятия жидкости в капилляре зависит от коэффициента поверхностного натяжения.

Задание для 3 группы

Проанализируйте эксперимент: как высота понятия жидкости в капилляре зависит от плотности жидкости

- К каким выводам Вы пришли?

- Исходя из Ваших наблюдений, можно записать формулу, по которой рассчитывают высоту поднятия жидкости в капилляре. Запишите ее. Слайд 9 Формула

Выполняют эксперимент, делают вывод.

Работают со справочной литературой.












Записывают формулу в тетрадь

10 минут

Рассмотреть практическое использование капиллярных явлений, познакомить с фамилиями ученых работавших над этим вопросом.

Развивать коммуникативные способности, информационные умения. Воспитывать внимание, усидчивость, повышать уровень экологического мышления.

- Ребята… получили опережающее домашнее задание. Они подготовили нам ряд презентации. Первая презентация называется «Практическое использование капиллярных явлений». Посмотрите, запомните, где применяются и используются капиллярные явления.

Слайд 10-18

(Перед уроком просмотрела подобранный обучающимися материал, помогла выбрать главное и оформить его)

Вопросы в конце просмотра:

- Перечислите, в каких сферах человеческой деятельности можно наблюдать, использовать капиллярные явления?

Слайд 19 выводы сферы деятельности

Слайд 20-25

- Вторая презентация называется «Историческая справка».

- назовите фамилии ученых, которые изучали вопрос о капиллярах и их использовании.

Слайд 26выводы: фамилии ученых

Дорогие ребята! На уроках физики мы познаем тайны природы. Беречь Землю, воду, воздух, - священная обязанность каждого человека, но только познание и практическое использование всех законов природы поможет решить многие проблемы.

Пара обучающихся выступает с сообщением-презентацией:

«Практическое использование капиллярных явлений»,

«Историческая справка».


Записывают выводы в тетрадь.

Формирование навыков

умственного труда


13 минут

Научиться: использоватьполученную формулу для решения задач, видеть капиллярные явления в окружающем мире.

Развивать логическое мышление, коммуникативные умения, культуру умственного труда.


Для закрепления нового материала давайте решим несколько задач, к доске пойдет…

Задача 1 Слайды 27-33

Капилляр погружен в спирт. На какую высоту поднимется уровень спирта, если радиус капилляра 0,5мм2. Смачивание пластины считать полным.

- Можно решить задачу в сборнике задач В.Ф. Дмитриева с156 №7.

Слайд 34-35

Задача 2.

В начале V тыс. до н.э. в районе для хранения воды использовались вырытые в земле и обмазанные внутри глиной ямы, а чтобы глина не пропускала воду, внутри разводили костер. Позже появилась грубая глиняная посуда.

Вопрос: Для каких целей ямы, вырытые в земле, обжигали изнутри?
Ответ. При обжиге разрушаются капилляры.


Задача 3.

Из произведения В. Г. Распутина " Живи и помни ". «…Листочки на них уже распрямились из трубочек, но были маленькие, бледные под солнцем, с глубокими бороздками...»

Вопрос: Какую функцию выполняют эти бороздки?
Ответ. Это капилляры, по этим тонким трубочкам переносятся влага и питательные вещества, которые поступают от корневища

Решают задачу на доске,

в тетради

В.Ф.Дмитриев

с156 №7.


Выделить объекты окружающей действительности с определённых позиций.

Развитие памяти, коммуникативных способностей.

Умение работать в команде.

Слайд 36- 65

Демонстрируется презентация с быстрой сменой 5-ти слайдов разной тематики. После просмотра слайдов обучающимся необходимо выбрать и описать один, на котором изображено капиллярное явление или его использование.

Смотрят видеоряд, выбирают и описывают один слайд согласно заданию.

Отвечает один представитель от группы, первой определившей нужный слайд.

Подведение итогов урока Домашнее задание


4 минуты


Рефлексия по достигнутым образовательным результатам

Развивать способность к контролю и самоконтролю.

- Что произвело на вас наибольшее впечатление?

- Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

Слайд 66 цели

-Какие цели ставили вначале урока? Все ли достигнуты?

- Какие оценки

Слайд 67 д/з

- Домашнее задание: повторить конспект, из формулы Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

Перечисляют цели, поставленные в начале урока, констатируют об их выполнении.

По очереди, не повторяясь, называют новое или заинтересовавшее их на уроке.

Приложение 1

Кроссворд

Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

  1. Процесс перехода из газообразного состояния в жидкое.

  2. Физическая величина, которая характеризует степень нагретости тела.

  3. Процесс перехода из жидкого состояния в газообразное.

  4. Процесс парообразования, происходящий по всему объему жидкости.

  5. Физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

  6. Единица измерения работы, названа в честь английского ученого.

  7. Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

  8. Прибор для измерения атмосферного давления.



Эталон заполнения

Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

Приложение 2

Задание для 1 группы.

Проанализируйте, как высота понятия жидкости в капилляре зависит от диаметра капилляра:

Чем больше радиус капилляра, ________________высота поднятия жидкости, следовательно, высота поднятия жидкости ____________пропорциональна радиусу капилляра.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Задание для 2 группы

Проанализируйте, как высота понятия жидкости в капилляре зависит откоэффициента поверхностного натяжения:

Чем ___________ коэффициент поверхностного натяжения, тем ______________ уровень жидкости в капилляре, высота поднятия жидкости ______________ пропорциональна коэффициенту поверхностного натяжения.

Глицерин _____________мН/м

Мыльный раствор _____________ мН/м

Спирт ______________ мН/м

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание для 3 группы

Проанализируйте, как высота понятия жидкости в капилляре зависит от плотности жидкости:

Чем __________ плотность, тем ________ уровень жидкости в капилляре, высота _____________пропорциональна плотности.

Глицерин _____________кг/м3

Вода чистая _____________ кг/м3

Спирт ______________ кг/м3

Приложение 3

Конспект урока

Тема: Капиллярные явления.

Капилляр от лат. capillaris - волосяной; отсюда происходит встречавшийся ранее в русскоязычной научной литературе термин воло́сность).

Капиллярный эффект - физическое явление, заключающееся в способности жидкостей изменять уровень в трубках, узких каналах произвольной формы, пористых телах.

формула для определения высоты поднятия жидкости в капилляре:

Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

h- высота, [м]

σ- поверхностное натяжение жидкости,[Н/м]

ρ - плотность,[кг/м3]

r - радиус, [м]

Наблюдение и использование капиллярных явлений:

  • По капиллярам осуществляется питание растений;

  • Через кровеносные капиллярные сосуды происходит переход питательных веществ и кислорода из крови в ткани, а из тканей в кровь - отработанных продуктов обмена и углекислоты;

  • В сельском хозяйстве-вода поднимается из подпочвенных слоев к поверхности земли;

  • Строительство;

  • Капиллярная дефектоскопия.

Физики, которые изучали вопрос о капиллярах и их использовании:

1490 г. - Леонардо да Винчи

1670 г. - Дж. Борелли

1718 г. - Ж. Жюрен

1806 - 1807гг. - П. ЛапласМетодическая разработка урока на тему Капиллярные явления

Д/з: выучить конспект урока, вывести формулу для расчета: σ, ρ, r



Приложение 3

Фрагмент презентации

Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления

Методическая разработка урока на тему Капиллярные явления



© 2010-2022