Использование ИКТ на уроках физики (фрагмент моего выступления на Форуме)

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов  учебного процесса и программно - технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. В учебном процессе (согласно ФГОСТ) мы стараемся реализовать следующие задачи: * поддержка всех видов познавательной деятельности учащихся в приобретении знаний и закреплении  УУД; * поддержка и развитие системности мышления учащихся;...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ - технологий на уроках физики в средней школе.

( фрагмент моего выступления на VI Международном педагогическом форуме 7 - 11 июля 2014 г. в Санкт - Петербурге).

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.

Я использую информационные технологии на уроках физики. Можно отметить следующие направления:
1) подготовка печатных раздаточных материалов : контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы;
2) мультимедийное сопровождение объяснения нового материала: презентации, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов;
3) интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
4) проведение компьютерных лабораторных работ;
5) обработка учащимися экспериментальных данных: построение таблиц, графиков, создание отчётов;
6) контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
7) использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов.

Использование ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяют творческие возможности учителя и учащихся, повышают интерес учеников к предмету, стимулируют учеников к усвоению сложных тем. Учитывая специфику предмета, можно сказать, что компьютер становится не роскошью, а необходимостью, продиктованной требованиями к современному образованию, рабочим инструментом. Он расширяет способы преподавания, позволяя глубже проникать в суть рассматриваемых явлений.

Современные требования, предъявляемые к школьным программам, стремление снизить учебную нагрузку, привели к уменьшению количества часов, отводимых на изучение физики, что не позволяет в полной мере изучить отдельные темы, методику решения задач, выполнить практические работы.
ИКТ обеспечивают ускорение темпа урока, наглядность подачи материала, возможность возврата к повторению ранее изученного (за счет накопления информационных наглядных пособий).
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. При таком подходе учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои информационные и коммуникативные умения, способность искать необходимую информацию в разных источниках (Интернете, справочниках, энциклопедиях и т.д.). Это дает возможность переводить информацию из одного вида в другой (из текста - в таблицу или схему, из рисунка, графика схемы - в текст и т.д.). Это дает возможность оценивать (комментировать); использовать при решении учебных задач (подготовка доклада, презентации и т.д.); публично выступать, вести диалог, участвовать в обсуждении и т.д.
Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность им изложить учебный материал с иллюстрациями, графиками, анимацией, цветом, звуковыми эффектами. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Такие уроки привлекательны, современны, позволяют учащимся не только показать свои знания по предмету, а также возможность проявить свои творческие способности. Но, как и в любом деле, в таких уроках есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества использования компьютерных технологий:
* интенсификация самостоятельной работы учащихся;
* повышение познавательной активности и мотивации;
* объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке;
* возможность выбора уровня трудности задания;
* возможность проявить творческие способности.
Проблемы:
* недостаток качественного программного обеспечения;
* недостаточная компьютерная грамотность учителя.
Использование ИКТ дает положительные результаты. При этом важна роль учителя, как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся знаний и способности применять их на практике.
Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.

Это открывает простор для применения творческих способностей учителя и учащихся ( была показана презентация и видеоролик на эту тему).

Как можно и нужно применять ИКТ - технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ, можно будет рассказать в следующий раз. Это большая тема следующего серьезного выступления.

© 2010-2022