Сила трения на пешеходном переходе

Межпредметная связь физики и обж. Выяснить, какую роль играет сила трения в жизни человека. Через  изучение предмета физики выйти на осознание учащимися важности соблюдения правил безопасности жизнедеятельности.  выяснить природу явления трения; провести эксперименты, подтверждающие закономерности и зависимости силы трения; исследовать воздействие гололеда на скорость движения транспорта, тормозной путь в случае аварийной (при совершении ДТП)  или экстренной ситуации (ребенок выбегает неожиданно на дорогу); учитывать меры безопасности участников дорожного движения на основе знаний о воздействии силы трения при различных погодных условиях.
Раздел Физика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Сила трения на пешеходном переходе!»

Автор проекта:

Спец Ирина Анатольевна - учитель физики

МБОУ «СОШ № 50» г. Слюдянка, Слюдянского района.

Данный проект предназначен для учащихся 7 - 11 классов.

Проект «Сила трения на пешеходном переходе!» достаточно актуален в наше время.

Человек издавна использует знания о природном явлении трения, полученные опытным путем. Начиная с XV-XVI веков, знания об этом явлении становятся научными: ставятся опыты по определению зависимостей силы трения от многих факторов, выясняются закономерности. Учащиеся, проведя серию экспериментов, получили доказательства зависимости силы трения от ряда причин. И убедились, что без силы трения жизнь человечества была бы невозможной.

Цель: Выяснить, какую роль играет сила трения в жизни человека. Через изучение предмета физики выйти на осознание учащимися важности соблюдения правил безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

выяснить природу явления трения;

провести эксперименты, подтверждающие закономерности и зависимости силы трения;

исследовать воздействие гололеда на скорость движения транспорта, тормозной путь в случае аварийной (при совершении ДТП) или экстренной ситуации (ребенок выбегает неожиданно на дорогу);

учитывать меры безопасности участников дорожного движения на основе знаний о воздействии силы трения при различных погодных условиях.

Практическая значимость эксперимента:

Развитие логического мышления и возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся;

Формирование деятельности учащихся, позволяющей проявить себя индивидуально или в группе;

Самообучение учащихся в процессе деятельности.

Цели образовательные:

Расширить представления учащихся:

  1. о силе трения

  2. о роли силы трения в жизни человека

  3. о правилах дорожного движения при гололеде

Цели Развивающие:

Продолжить формирования умения наблюдать, экспериментировать, систематизировать, обсуждать, обобщать полученные знания, сотрудничать;

Развивать у учащихся логическое мышление;

Развивать специфические умения и навыки проектирования учащихся, а именно научить:

  1. проблематизации;

  2. целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  3. самоанализу и рефлексии;

  4. представлению результатов своей деятельности и хода работы;презентации в различных формах с использованием специального продукта проектирования (плаката, компьютерной презентации, моделей и т.д.);

  5. поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

  6. практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;

  7. выбору, освоению и использованию подходящей технологии

  8. изготовления продукта проектирования.

Цели воспитывающие:

Формировать у учащихся умение и навыки мировоззренческой ориентировки;

Развивать знания и умения в учебно - познавательной, информационной, социально - трудовой сферах;

Развивать духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.

Методы:

Частично поисковый;

Проблемный;

Информационно - исследовательский.

Формы:

Индивидуальная;

Парная;

Групповая.

План реализации проекта

Этапы проектной деятельности

Деятельность

учащихся

Деятельность педагога

Подготовка:

1 учебное занятие:

-определение и целей проекта

-подбор творческих групп

Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся.

Планирование:

2 учебных занятий

-определение необходимой информации

-определение способа представления результатов (формы проекта)

-установление процедур и критериев оценки и результатов проекта.

- распределение задач (обязанностей) между членами групп.

Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Корректирует и наблюдает за работой учащихся.

Работа творческих групп:

8 учебных занятий

-выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

-выбор оптимального варианта хода проекта

- поэтапное выполнение творческих заданий

Поэтапное выполнение задач проекта.

Консультирует учащихся во время выполнения самостоятельной работы и подготовки презентации по отчету о проделанной работе.

Презентация творческого проекта «Сила трения на пешеходном переходе»

Выступление.

Экспертиза.

Подведение итогов.

1 учебное занятие.

Самоанализ деятельности.

Экспертное заключение.

Поощрение участников проектной деятельности.

Ожидаемый результат:

Защита проекта в виде творческого отчета с использованием электронной презентации.

Подготовительный этап:

  1. Выбрать возрастную категорию учащихся;

  2. Сформулировать дидактические цели и методические проекта;

  3. Определить с учащимися творческое название проекта;

  4. Сформировать группы для проведения исследований;

  5. Провести "мозговой штурм" для выбора темы самостоятельных исследований учащимися;

  6. Обсудить с учащимися возможные источники информации и вопросы защиты авторских прав;

  7. Помочь в организации обсуждения заданий каждого в группе;

  8. Консультировать учащихся во время выполнения самостоятельной работы;

  9. Консультировать учащихся во время подготовки презентации по отчету о проделанной работе;

  10. Разработать для учащихся оценочные листы с критериями оценивания работы;

  11. Оценить работу учащихся.

Практический этап

Все участники проекта разделены на группы:

1. Группа статистов

2. Группа теоретиков

3. Группа экспериментаторов

4. Группа исследователей

5. Группа историков

6. Группа пропагандистов

Каждая группа ознакомилась с целью, задачами и сроком выполнения своей работы.

Группа статистов

Цель: показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей повседневной жизни

План работы:

  1. Изучить маршруты учащихся школы, исследовать (начало, середина, конец недели):

какое количество детей переходит дорогу по знаку;

какое количество детей нарушает правила дорожного движения;

сколько единиц транспорта движется по данному маршруту;

сколько единиц транспорта нарушает правила дорожного движения.

  1. Рассмотреть роль силы трения в технике и повседневной жизни:

исследовать пословицы, поговорки, сказки, в которых проявляется сила трения, покоя, качения, скольжения;

изучить, в каких случаях сила трение приносит пользу, а в каких - вред.

  1. Составить отчет о проделанной работе.

Группа теоретиков

Цель: изучить природу сил трения, исследовать факторы, от которых зависит трение, рассмотреть виды трения.

План работы:

  1. Опираясь на дополнительные источники, изучить природу сил трения;

  2. Исследовать факторы, от которых зависит силу трения:

от нагрузки;

от площади соприкосновения трущихся поверхностей;

от трущихся материалов (при сухих поверхностях).

  1. Подробно рассмотреть виды трения и их применение:

силу трения покоя;

силу трения качения;

силу трения скольжения.

  1. Составить отчет о проделанной работе.

Группа историков

Цель: изучить интересные исторические факторы, связанные с открытием явления трения, изучить человеческий опыт в применении трения, способов борьбы с трением.

План работы:

  1. Познакомиться и изучить открытия, сделанные:

великим итальянским ученым Леонардо да Винчи(1500 г);

французским ученым Амонтоном(1699 г);

членом Российской Академии Леонардом Эйлером (1748 г);

французским физиком Кулоном (1779 г);

швейцарским физиком Шарлем Гийомом (лауреатом Нобелевской премии)

  1. Составить отчет в виде презентации в Microsoft Power Point

Группа экспериментаторов

Цель: в лабораторных условиях выяснить зависимость силы трения скольжения от факторов:

нагрузки;

площади соприкосновения трущихся поверхностей;

трущихся материалов (при сухих поверхностях).

План работы:

  1. Используя лабораторное оборудование провести эксперименты;

  2. Составить графики и таблицы по каждому этапу выполнения работы;

  3. Сформулировать выводы;

  4. Составить отчет о проделанной работе.

Группа исследователей

Цель: исследовать зависимость тормозного пути транспорта:

от вида и технического состояния транспорта;

от загруженности транспорта;

от скорости движения транспорта;

от состояния поверхности дорожного покрытия;

от погодных условий.

План работы:

  1. Теоретически рассчитать максимально допустимую скорость транспортного средства перед пешеходным переходом, находящимся в переделах территории МОУ «СОШ № 11»;

  2. Познакомиться с работой ДПС и на практике определить тормозной путь транспортного средства, совместно с сотрудниками ДПС Слюдянского района;

  3. Составить отчет о проделанной работе.

Группа пропагандистов

Цель: распространение информации о правилах дорожного движения среди учащихся МБОУ «СОШ № 11» в виде:

рекламных буклетов;

листовок;

памяток.

План работы:

  1. Повторить правила дорожного движения;

  2. Составить информационные блоки о правилах дорожного движения;

  3. Оформить блоки в виде буклетов в Microsoft Publisher;

  4. Презентация и защита творческих отчетов учащихся.

Каждая группа проекта предоставляет готовый продукт в виде отчета, в который входят:

письменный отчет в Microsoft Worde;

презентации в Microsoft Power Point;

буклеты в Microsoft Publisher;

таблицы, графики.

Заключительный этап

Защита проекта в виде творческого отчета с использованием электронной презентации.

Для защиты проекта «Сила трения на пешеходном переходе» необходимо:

мультимедийный проектор, компьютер.

© 2010-2022