- Преподавателю
- Физика
- Обобщение опыта применения ИКТ в преподавании курса физики
Обобщение опыта применения ИКТ в преподавании курса физики
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Автайкин Г.А. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Опыт
инновационной работы по физике в 2010-2013 учебном году.
«Информационное сопровождение преподавания курса физики»
-
Введение
В преподавании физики получают всё большее распространение новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней. На смену традиционным техническим средствам обучения (эпи - и диапроекции, кинофрагментам, магнитофонным аудио- и видео записям), приходит инструмент, который способен заменить все выше перечисленные ТСО, превзойдя их по качеству.
Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики я выделяю применение презентаций и слайд-фильмов на уроках физики и внеклассной работе по физике и работе классного руководителя. Такие средства позволяют любознательным ученикам воспринимать информацию в нужном режиме, подробнее остановиться на отдельных фрагментах, этапах.
Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания.
Примеры использования компьютерной технологии на уроке в качестве ТСО можно продолжать достаточно долго. Курс физики средней школы должен базироваться на профессионально разработанной компьютерной поддержке. Пример тому - уже существующие электронные учебники по физике, ориентированные на индивидуального пользователя: "Физика в картинках", "С1: Репетитор", "Открытая физика" и другие разработки.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но и "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.
Главная задача учителя процесс обучения сделать более доступным и интересным. Идя в ногу со временем, необходимо следить за последними новинками и сделать преподавание в школе современным и эффективным. Учитель не должен отказываться от традиционных форм обучения, но при этом использовать и новые информационные технологии. Такова презентационная технология. Она помогает проиллюстрировать любое выступление, соединив все возможности компьютера (мультимедиа, анимацию, графику, возможности Internet и т. д.). Для разработки и демонстрации презентаций служит Microsoft Power Point. Это позволяет усилить наглядность образовательного процесса. Использование презентаций на уроках физики позволяет:
• усиление мотивации обучения;
• повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных информационных технологий;
• улучшение качества обучения и воспитания для повышения у учащихся информационной культуры и уровня подготовки к трудовой деятельности в обществе;
• демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты, звуковое сопровождение и музыка, графика и т. д.);
• сделать более квалифицированным труд учителя.
Для того чтобы сделать урок более занимательным, результативно сочетать игровую ситуацию и мультимедийные презентации, тем самым, поддерживая познавательный интерес учеников, который в свою очередь положительно влияет на память, мышление, восприятие, волю, вызывая у ребят удовлетворение от самой работы на уроке и усиливая мотивацию учения. Например, урок- презентация с элементами игры «Простые механизмы»
Применение презентаций наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как одно из новых дидактических средств для организации учебного процесса. Преимущество презентаций перед традиционными ТСО в том, что информацию можно пополнять, обновлять. Получено с 194.135.30.15/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5
Физика - особый предмет, который изучает множество явлений. Это требует разнообразного оборудования. Темы 7, 8 классов рассматривают физические явления, которые можно продемонстрировать на уроке. В старших классах невозможно показать все в рамках урока. Есть темы, которые требуют дорогостоящего и сложного оборудования. Использование ИКТ расширяет экспериментальные возможности урока.
Объекты виртуальной реальности (анимации, интерактивные модели) используются при изучении некоторых этапов экспериментального исследования, на этапе контроля уровня умений и навыков, для отработки умений и навыков в решении физических задач. В течение 5 лет на уроках физики применяются следующие источники информации, которые помогают в учебной деятельности:
1. Физика. Библиотека наглядных пособий, изд. «1С - образование»
2. Открытая физика ч . 1
3. Открытая физика ч. 2
4. Электронные учебники «Физика - 7», …, «Физика - 11»
5. Библиотека иллюстраций автора по всем разделам физики, основным явлениям, понятиям. Так же информация по смежным наукам и основным направлениям техники и практики.
6. Интернет-ресурсы (festival.1september.ru, fizika.ru/theory, internet-school.ru, it-n.ru, school.collection.edu.ru, potential.org.ru, somit.ru/, somit.ru/index_demo_07, htm, ucheba.com, uroki.net.ru, ) fizika.ru
school-collection.edu.ru fcior.edu.ru/
7. Глоссарий
8. Презентации собственной разработки.
Список представлен в приложении.
Презентации представлены по следующим разделам: «Астрономия», «Атом», «Ядро», «Излучения», «История физики и техники», «Оптика», «Термодинамика», «Физика + биология», «Физика внеклассная», «Физика и техника», «Элективный курс», «Электродинамика», «Безопасность», «Воспитательная». Для составления презентаций постоянно используется составленная мною и постоянно пополняемая библиотека иллюстраций, глоссарий по физике. Многие презентации обновлены (переработаны или дополнены). Составлены новые презентации на актуальные темы: «Возобновляемые источники энергии», «Волоконная оптика», «Нанотехнологии», «Энергосберегающие технологии», «Энергосберегающие источники света» и др.
Составлены графические викторины для контроля знаний и для оформления тематических выставок на стендах кабинета физики и внеклассных мероприятий. Графические викторины необходимо апробировать в новом учебном году.
Составляется глоссарий (словарь специальных терминов). Глоссарий составлен по разделам «Атомная физика», «Источники света», «Источники тока», «Механика», «Спектры», «Теплопередача», «Фотометрия». Это информационное средство представляет краткий справочник и позволяет быстро определить точное научное толкование физических терминов. Работа над глоссарием продолжается. Глоссарий используется при создании презентаций, подготовке рефератов.
Так же я продолжаю работать над политехнической направленностью в преподавании физики. Что реализуется с помощью разработанных блоков презентаций «Физика и техника», «История физики и техники», «Физика внеклассная», «Элективный курс», «Высокие технологии». Эти презентации использовались при проведении предметных недель, консультациях, в лагере для одарённых детей и других мероприятий. Эти презентации могут использоваться при проведении факультативных курсов, элективных курсов и индивидуальной работе.
Применение политехнической направленности, ИКТ обучения физике повышает наглядность, доступность многих физических явлений и процессов. На уроках физики систематически показывается практическая направленность явлений, законов, что показывает их значимость. В то же время рассмотрение физических явлений на технических и других практических примеров помогает более глубоко понимать физику. Мотивация знаний стимулирует интерес к предмету и ориентирует учащихся на технические специальности.
Анализ применения ИКТ показывает, что информационные технологии способствует усилению интереса к предмету, повышает любознательность учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях, намечается некоторая тенденция в повышении успеваемости по предмету.
-
Разработка и внедрение ИКТ
Информационные технологии обучения являются совокупностью электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Этапы внедрения ИКТ
I
-
Подготовительный
1. Представление продукта методическому Совету школы.
2. Презентация возможностей на педагогическом Совете.
-
Апробация продукта
1. Накопление опыта работы.
2. Разработка программ обучения учителей.
-
Внедренческий
1.Создание школьной информационной среды по предмету.
2. Создание и пополнение персонального сайта. Пополнение школьного сайта.
avtaiking.jimdo.com/
учительский.сайт/Автайкин-Генрих-Александрович
multiurok.ru/avtaikin-genrih/
-
Переход на полное использование
Этапы разработки ИКТ.
-
Разработка и адаптация программных обучающих систем на основе средств мультимедиа;
-
Разработка баз данных и баз знаний;
-
Апробация средств;
-
Анализ результатов апробации;
-
Применение.
Анализ и практика показали, что положительные эффекты информатизации обучения наиболее отчетливо проявляется при:
-
изучении базиса дисциплины, её закономерностей и алгоритмов, динамических процессов;
-
реализации имитаций;
-
организации исследовательских и тренирующих процессов;
-
автоматизации самоконтроля, контроля, оценки обучения;
-
оперативном документировании наиболее существенных результатов.
Существенными особенностями инструментальной среды, которой являются:
-
четкая дидактическая основа, простота и доступность.
-
структурированная информация
-
система упражнений
Результаты внедрения ИКТ
-
Уверенное овладение навыками использования ИКТ в учебном процессе.
-
Создание собственных разработок, использование медиатеки.
-
Информационно-комуникационные технологии применяются на уроке не от случая к случаю, а на постоянной основе по мере необходимости их включения в структуру урока. Преподавание стало более наглядным, информативным, вышло на более качественный уровень.
-
Отмечается повышение интереса учащихся к учению.
-
Создано автоматизированное рабочее место.
-
Повысилась самооценка учителя, возрос авторитет в глазах наших школьников и их родителей, а значит, процесс обучения стал более эффективным, отвечающим всем современным требованиям к уроку.
Приложение.
Список презентаций:
№ п/п
Тема
1.
Астрономия (внеклассная).
-
Земля
-
Луна
-
Планеты
-
Астероиды. Кометы
-
Солнце
-
Звёзды
-
Галактики
-
Созвездия
-
Спутники
2.
Атом. Ядро .
-
Методы регистрации элементарных частиц
-
Строение атома
-
Радиоактивность
-
Применение радиоактивности
-
Биологическое действе радиоактивности
-
Ядро
-
Ядерная энергия
-
Энергия термоядерного синтеза
3.
Излучения.
-
Свойства электромагнитных волн
-
Радио
-
Телевидение
-
Рентгеновское излучение
-
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение
-
Фотоэффект
-
Спектры
4.
История физики и техники (внеклассная).
-
Галилей
-
Ньютон
-
Ломоносов
-
Физики
-
Эксперимент в физике
-
История автомобиля
-
История авиации
-
Физика и астрономия
-
Космическая эра
-
Источники света
5.
Механика.
-
Механическое движение, 7
-
Механическое движение, 9
-
Силы природы
-
Сила упругости
-
Сила трения
-
Трение в природе и технике
-
Давление
-
Закон Архимеда
-
Работа и мощность
-
Сообщающиеся сосуды
-
Простые механизмы
-
Колебания
-
Волновое движение
-
Волны. Звук
-
Звук в природе и технике
-
Резонанс
6.
Оптика.
-
Геометрическая оптика
-
Зеркала
-
Линзы
-
Преломление
-
Оптические приборы
-
Телескоп
-
Свет
-
Волновая оптика
-
Излучения
-
Спектры
-
Лазер
-
Оптические явления в природе
7.
Термодинамика.
-
М.К.Т.
-
Способы изменения внутренней энергии
-
Теплопередача
-
Три состояния вещества
-
Свойства газов
-
Газовые законы
-
Свойства жидкости
-
Твердые тела
-
Влажность воздуха
-
Тепловые двигатели
-
Тепловые двигатели
-
ДВС
8.
Физика + биология .
-
Физика + биология
-
Диффузия и биология
-
Звук + биология
10.
Физика + техника.
-
Физика и техника - 1
-
Физика и техника - 2
-
Физика в сельском хозяйстве
-
Реактивное движение
-
ПК
11.
Элективный курс.
-
Измерительные приборы
-
Датчики
-
Измерение температуры
-
Электроизмерительные приборы
-
Измерения в медицине
12.
Электродинамика.
-
Источники тока
-
Действия электрического тока
-
Сила Лоренца
-
Полупроводники
-
Применение полупроводников
-
Электромагнитная индукция
-
Трансформатор
-
Электрическая энергия
-
Электромагнитные колебания
-
Возобновляемые источники электроэнергии
13.
Высокие технологии (Hi-Tec).
-
Волоконная оптика
-
Возобновляемые источники энергии
-
Нанотехнологии
-
Энергосберегающие источники света
-
Энергосберегающие технологии.
14.
Техническая энциклопедия
-
ПК
-
Тепловые двигатели
-
Фотография
15.
Физика внеклассная.
-
Физики
-
Физика и медицина
-
Физика и медицина. Диагностика
-
Физика и искусство. Терапия
-
Физика и медицина. Измерения
-
Физика + юмор
-
Кто есть кто.
-
Газета
-
Викторины
-
Умники и умницы
-
Графические викторины
16.
Безопасность.
-
Безопасность
-
Физика и экология
Учитель физики Автайкин Г.А.