Обобщение опыта применения ИКТ в преподавании курса физики

Обобщение опыта применения ИКТ в преподавании курса физики  В преподавании физики получают всё большее распостранение новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней. На смену традиционным техническим средствам обучения (эпи - и диапроекции, кинофрагментам, магнитофонным аудио- и видео записям), приходит инструмент, который способен заменить все выше перечисленные ТСО, превзойдя их по качеству. Использование компьютера в качестве эффекти...
Раздел Физика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт

инновационной работы по физике в 2010-2013 учебном году.

«Информационное сопровождение преподавания курса физики»


  1. Введение


В преподавании физики получают всё большее распространение новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней. На смену традиционным техническим средствам обучения (эпи - и диапроекции, кинофрагментам, магнитофонным аудио- и видео записям), приходит инструмент, который способен заменить все выше перечисленные ТСО, превзойдя их по качеству.

Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: физические компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики я выделяю применение презентаций и слайд-фильмов на уроках физики и внеклассной работе по физике и работе классного руководителя. Такие средства позволяют любознательным ученикам воспринимать информацию в нужном режиме, подробнее остановиться на отдельных фрагментах, этапах.

Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания.

Примеры использования компьютерной технологии на уроке в качестве ТСО можно продолжать достаточно долго. Курс физики средней школы должен базироваться на профессионально разработанной компьютерной поддержке. Пример тому - уже существующие электронные учебники по физике, ориентированные на индивидуального пользователя: "Физика в картинках", "С1: Репетитор", "Открытая физика" и другие разработки.

Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но и "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.

Главная задача учителя процесс обучения сделать более доступным и интересным. Идя в ногу со временем, необходимо следить за последними новинками и сделать преподавание в школе современным и эффективным. Учитель не должен отказываться от традиционных форм обучения, но при этом использовать и новые информационные технологии. Такова презентационная технология. Она помогает проиллюстрировать любое выступление, соединив все возможности компьютера (мультимедиа, анимацию, графику, возможности Internet и т. д.). Для разработки и демонстрации презентаций служит Microsoft Power Point. Это позволяет усилить наглядность образовательного процесса. Использование презентаций на уроках физики позволяет:

• усиление мотивации обучения;

• повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных информационных технологий;

• улучшение качества обучения и воспитания для повышения у учащихся информационной культуры и уровня подготовки к трудовой деятельности в обществе;
• демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты, звуковое сопровождение и музыка, графика и т. д.);

• сделать более квалифицированным труд учителя.

Для того чтобы сделать урок более занимательным, результативно сочетать игровую ситуацию и мультимедийные презентации, тем самым, поддерживая познавательный интерес учеников, который в свою очередь положительно влияет на память, мышление, восприятие, волю, вызывая у ребят удовлетворение от самой работы на уроке и усиливая мотивацию учения. Например, урок- презентация с элементами игры «Простые механизмы»

Применение презентаций наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как одно из новых дидактических средств для организации учебного процесса. Преимущество презентаций перед традиционными ТСО в том, что информацию можно пополнять, обновлять. Получено с 194.135.30.15/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5

Физика - особый предмет, который изучает множество явлений. Это требует разнообразного оборудования. Темы 7, 8 классов рассматривают физические явления, которые можно продемонстрировать на уроке. В старших классах невозможно показать все в рамках урока. Есть темы, которые требуют дорогостоящего и сложного оборудования. Использование ИКТ расширяет экспериментальные возможности урока.

Объекты виртуальной реальности (анимации, интерактивные модели) используются при изучении некоторых этапов экспериментального исследования, на этапе контроля уровня умений и навыков, для отработки умений и навыков в решении физических задач. В течение 5 лет на уроках физики применяются следующие источники информации, которые помогают в учебной деятельности:

1. Физика. Библиотека наглядных пособий, изд. «1С - образование»

2. Открытая физика ч . 1

3. Открытая физика ч. 2

4. Электронные учебники «Физика - 7», …, «Физика - 11»

5. Библиотека иллюстраций автора по всем разделам физики, основным явлениям, понятиям. Так же информация по смежным наукам и основным направлениям техники и практики.

6. Интернет-ресурсы (festival.1september.ru, fizika.ru/theory, internet-school.ru, it-n.ru, school.collection.edu.ru, potential.org.ru, somit.ru/, somit.ru/index_demo_07, htm, ucheba.com, uroki.net.ru, ) fizika.ru

school-collection.edu.ru fcior.edu.ru/

7. Глоссарий

8. Презентации собственной разработки.

Список представлен в приложении.

Презентации представлены по следующим разделам: «Астрономия», «Атом», «Ядро», «Излучения», «История физики и техники», «Оптика», «Термодинамика», «Физика + биология», «Физика внеклассная», «Физика и техника», «Элективный курс», «Электродинамика», «Безопасность», «Воспитательная». Для составления презентаций постоянно используется составленная мною и постоянно пополняемая библиотека иллюстраций, глоссарий по физике. Многие презентации обновлены (переработаны или дополнены). Составлены новые презентации на актуальные темы: «Возобновляемые источники энергии», «Волоконная оптика», «Нанотехнологии», «Энергосберегающие технологии», «Энергосберегающие источники света» и др.

Составлены графические викторины для контроля знаний и для оформления тематических выставок на стендах кабинета физики и внеклассных мероприятий. Графические викторины необходимо апробировать в новом учебном году.

Составляется глоссарий (словарь специальных терминов). Глоссарий составлен по разделам «Атомная физика», «Источники света», «Источники тока», «Механика», «Спектры», «Теплопередача», «Фотометрия». Это информационное средство представляет краткий справочник и позволяет быстро определить точное научное толкование физических терминов. Работа над глоссарием продолжается. Глоссарий используется при создании презентаций, подготовке рефератов.

Так же я продолжаю работать над политехнической направленностью в преподавании физики. Что реализуется с помощью разработанных блоков презентаций «Физика и техника», «История физики и техники», «Физика внеклассная», «Элективный курс», «Высокие технологии». Эти презентации использовались при проведении предметных недель, консультациях, в лагере для одарённых детей и других мероприятий. Эти презентации могут использоваться при проведении факультативных курсов, элективных курсов и индивидуальной работе.

Применение политехнической направленности, ИКТ обучения физике повышает наглядность, доступность многих физических явлений и процессов. На уроках физики систематически показывается практическая направленность явлений, законов, что показывает их значимость. В то же время рассмотрение физических явлений на технических и других практических примеров помогает более глубоко понимать физику. Мотивация знаний стимулирует интерес к предмету и ориентирует учащихся на технические специальности.

Анализ применения ИКТ показывает, что информационные технологии способствует усилению интереса к предмету, повышает любознательность учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях, намечается некоторая тенденция в повышении успеваемости по предмету.


  1. Разработка и внедрение ИКТ

Информационные технологии обучения являются совокупностью электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Этапы внедрения ИКТ

I

  • Подготовительный

1. Представление продукта методическому Совету школы.

2. Презентация возможностей на педагогическом Совете.


  • Апробация продукта

1. Накопление опыта работы.

2. Разработка программ обучения учителей.

  • Внедренческий

1.Создание школьной информационной среды по предмету.

2. Создание и пополнение персонального сайта. Пополнение школьного сайта.

avtaiking.jimdo.com/

учительский.сайт/Автайкин-Генрих-Александрович

multiurok.ru/avtaikin­­-genrih/


  • Переход на полное использование

Этапы разработки ИКТ.

  • Разработка и адаптация программных обучающих систем на основе средств мультимедиа;

  • Разработка баз данных и баз знаний;

  • Апробация средств;

  • Анализ результатов апробации;

  • Применение.

Анализ и практика показали, что положительные эффекты информатизации обучения наиболее отчетливо проявляется при:

  • изучении базиса дисциплины, её закономерностей и алгоритмов, динамических процессов;

  • реализации имитаций;

  • организации исследовательских и тренирующих процессов;

  • автоматизации самоконтроля, контроля, оценки обучения;

  • оперативном документировании наиболее существенных результатов.

Существенными особенностями инструментальной среды, которой являются:

  • четкая дидактическая основа, простота и доступность.

  • структурированная информация

  • система упражнений

Результаты внедрения ИКТ

  • Уверенное овладение навыками использования ИКТ в учебном процессе.

  • Создание собственных разработок, использование медиатеки.

  • Информационно-комуникационные технологии применяются на уроке не от случая к случаю, а на постоянной основе по мере необходимости их включения в структуру урока. Преподавание стало более наглядным, информативным, вышло на более качественный уровень.

  • Отмечается повышение интереса учащихся к учению.

  • Создано автоматизированное рабочее место.

  • Повысилась самооценка учителя, возрос авторитет в глазах наших школьников и их родителей, а значит, процесс обучения стал более эффективным, отвечающим всем современным требованиям к уроку.

Приложение.

Список презентаций:

№ п/п

Тема

1.

Астрономия (внеклассная).

  1. Земля

  2. Луна

  3. Планеты

  4. Астероиды. Кометы

  5. Солнце

  6. Звёзды

  7. Галактики

  8. Созвездия

  9. Спутники

2.

Атом. Ядро .

  1. Методы регистрации элементарных частиц

  2. Строение атома

  3. Радиоактивность

  4. Применение радиоактивности

  5. Биологическое действе радиоактивности

  6. Ядро

  7. Ядерная энергия

  8. Энергия термоядерного синтеза

3.

Излучения.

  1. Свойства электромагнитных волн

  2. Радио

  3. Телевидение

  4. Рентгеновское излучение

  5. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение

  6. Фотоэффект

  7. Спектры

4.

История физики и техники (внеклассная).

  1. Галилей

  2. Ньютон

  3. Ломоносов

  4. Физики

  5. Эксперимент в физике

  6. История автомобиля

  7. История авиации

  8. Физика и астрономия

  9. Космическая эра

  10. Источники света

5.

Механика.

  1. Механическое движение, 7

  2. Механическое движение, 9

  3. Силы природы

  4. Сила упругости

  5. Сила трения

  6. Трение в природе и технике

  7. Давление

  8. Закон Архимеда

  9. Работа и мощность

  10. Сообщающиеся сосуды

  11. Простые механизмы

  12. Колебания

  13. Волновое движение

  14. Волны. Звук

  15. Звук в природе и технике

  16. Резонанс

6.

Оптика.

  1. Геометрическая оптика

  2. Зеркала

  3. Линзы

  4. Преломление

  5. Оптические приборы

  6. Телескоп

  7. Свет

  8. Волновая оптика

  9. Излучения

  10. Спектры

  11. Лазер

  12. Оптические явления в природе

7.

Термодинамика.

  1. М.К.Т.

  2. Способы изменения внутренней энергии

  3. Теплопередача

  4. Три состояния вещества

  5. Свойства газов

  6. Газовые законы

  7. Свойства жидкости

  8. Твердые тела

  9. Влажность воздуха

  10. Тепловые двигатели

  11. Тепловые двигатели

  12. ДВС

8.

Физика + биология .

  1. Физика + биология

  2. Диффузия и биология

  3. Звук + биология

10.

Физика + техника.

  1. Физика и техника - 1

  2. Физика и техника - 2

  3. Физика в сельском хозяйстве

  4. Реактивное движение

  5. ПК

11.

Элективный курс.

  1. Измерительные приборы

  2. Датчики

  3. Измерение температуры

  4. Электроизмерительные приборы

  5. Измерения в медицине

12.

Электродинамика.

  1. Источники тока

  2. Действия электрического тока

  3. Сила Лоренца

  4. Полупроводники

  5. Применение полупроводников

  6. Электромагнитная индукция

  7. Трансформатор

  8. Электрическая энергия

  9. Электромагнитные колебания

  10. Возобновляемые источники электроэнергии

13.

Высокие технологии (Hi-Tec).

  1. Волоконная оптика

  2. Возобновляемые источники энергии

  3. Нанотехнологии

  4. Энергосберегающие источники света

  5. Энергосберегающие технологии.

14.

Техническая энциклопедия

  1. ПК

  2. Тепловые двигатели

  3. Фотография

15.

Физика внеклассная.

  1. Физики

  2. Физика и медицина

  3. Физика и медицина. Диагностика

  4. Физика и искусство. Терапия

  5. Физика и медицина. Измерения

  6. Физика + юмор

  7. Кто есть кто.

  8. Газета

  9. Викторины

  10. Умники и умницы

  11. Графические викторины

16.

Безопасность.

  1. Безопасность

  2. Физика и экология



Учитель физики Автайкин Г.А.

Обобщение опыта применения ИКТ в преподавании курса физики

© 2010-2022