- Преподавателю
- Физика
- Рабочая программа по физике, 11 класс, В. А. Касьянов
Рабочая программа по физике, 11 класс, В. А. Касьянов
Раздел | Физика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарапов Р.Р. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
11
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО зам. директора по УВР Директор школы протокол № 1 от 28.08.15 29.08.15 ___________Ракчаев А.К.
________Шаймарданова Н.З. ________ Ахметова А.К. приказ _________31.08.15
Рабочая программа
по физике
для 11 класса
базовый
Срок реализации: 20154 - 2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по физике (Касьянов В.А., «Физика-11», базовый уровень)
Составитель: учитель физики Шарапов Р.Р.
г. Туймазы 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 11 класса на базовом уровне разработана в соответствии с:
-
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г № 1089;
-
Федеральным законом об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
-
Авторской программой по физике (Касьянов В.А., «Физика-11», базовый уровень)
-
Положением о рабочей программе МБОУ СОШ № 2, Уставом школы;
-
Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2015-2016 учебный год.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 66 часов для обязательного изучения учебного предмета « Физика» на ступени среднего (полного) общего образования в 11 классе.
По замыслу автора структура курса старшей ступени среднего (полного) общего образования построена по следующему принципу: изучение физики происходит в результате последовательной детализации структуры объектов - от больших масштабов к меньшим.
В соответствие с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:
-
знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов);
-
систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);
-
выдвижение гипотез, планирование эксперимента или его моделирования;
-
оценки достоверности естественно-научной информации, возможности её практического использования.
Учебный процесс предусматривает формирование у школьников не только знаний физических законов, но и общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Это планируется достичь благодаря использованию учителем современных педагогических технологий, в частности, проектно- исследовательского метода, самостоятельной и групповой работы учащихся, применению ИКТ и т.д.
Программа предполагает использование активных и интерактивных фирм и методов работы с учащимися: обзорные и установочные лекции, учебные конференции, защита рефератов, экспериментальные, лабораторные и практические задания, зачеты и контрольные работы, предметные олимпиады, экскурсии.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астроно-
мии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Для решения задач формирования естественно-научной картины мира, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого физические знания, особое внимание в процессе изучения физики уделено знакомству с методом научного познания, постановке
проблемы, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Особенностями изложения содержания курса являются:
• единство и взаимосвязь всех разделов как результат последовательной детализации при изучении структуры вещества (от макро- до микромасштабов). В главе «Элементы астрофизики. Эволюция Вселенной» рассматривается обратная последовательность- от меньших масштабов к большим, что обеспечивает внутреннее единство курса;
• отсутствие деления физики на классическую и современную (квантовая теория определяет спектры излучения и поглощения высоких частот, исследует микромир);
• доказательность изложения материала, базирующаяся на простых математических методах и качественных оценках (позволяющих получить, например, оценить размер ядра, энергию связи электрона в атоме и нуклонов в ядре, критическую массу урана, величины зарядов кварков, число звезд в Галактике, примерный возраст Вселенной, параметры Вселенной в планковскую эпоху, критическую плотность Вселенной. Относительный перевес вещества над антивеществом, массу Джинса, температур) и примерное время свечения Солнца, время возникновения реликтового излучения, плотность нейтронной звезды, число высокоразвитых цивилизаций во Вселенной);
• максимальное использование корректных физических моделей и аналогий (модели: сверхпроводимости, космологическая модель Фридмана, модель пространства, искривленного гравитацией. Аналогии: распространения механических и электромагнитных волн);
• обсуждение границ применимости всех изучаемых закономерностей ( закон Ома. классическая теория электромагнитного излучения) и используемых моделей (материальная точка, идеальный газ и т. д.);
• использование и возможная интерпретация современных научных данных: анизотропия реликтового излучения связывается с образованием астрономических структур (подобные исследования Джона Мазера и Джорджа Смута были удостоены Нобелевской премии по физике за 2006 год), на шести рисунках приведены в разных масштабах 3-D картинки Вселенной (полученные за последние годы с помощью космических телескопов);
• рассмотрение принципа действия современных технических устройств ( детектора металлических предметов, поезда на магнитной подушке, световода), прикладное использование физических явлений ( электрического разряда в плазменном дисплее);
• общекультурный аспект физического знания, реализация идеи межпредметных связей (физические принципы зрения, объяснение причин возникновения радиационных поясов Земли, выяснение вклада различных источников ионизирующего излучения в естественный радиационный фон, использование явления радиоактивною распада в изотопной хронологии, формулировка необходимых условий возникновения органической жизни на планете).
Цели изучения физики в средней (полной) школе следующие:
• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок, формулировать и обосновывать собственную позицию;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
• овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебно - тематический план
№ п/п
Раздел
Количество часов
Вид занятий (количество часов)
Лабораторные работы
Контрольные работы
1
Постоянный электрический ток
9
-
1
2
Магнитное поле
7
-
-
3
Электромагнетизм
6
1
4
Излучение и прием электромагнитных волн радио СВЧ-диапазона
5
-
-
5
Геометрическая и волновая оптика
9
1
1
6
Квантовая теория электромагнитного излучения вещества
9
1
1
7
Физика атомного ядра
5
-
-
8
Элементарные частицы
3
-
-
9
Строение и эволюция вселенной
3
-
-
10
Обобщающее повторение
10
-
-
Всего
66
3
3
Содержание программы.
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (22 ч)
Постоянный электрический ток (9 ч)
Электрический ток. Сила тока. Источник тока в электрической цепи. ЭДС. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры. Соединения проводников. Закон Ома для замкнутой цепи. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Магнитное поле (7 ч)
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Рамка с током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле*. Взаимодействие электрических токов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока.
Электромагнетизм (6 ч)
ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Использование электромагнитной индукции. Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние. Магнитоэлектрическая индукция. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре.
Фронтальная лабораторная работа
1. Изучение явления электромагнитной индукции.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (23 ч)
Излучение и прием электромагнитных волн радио- и свч-диапазона (5 ч)
Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, переносимая электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.
Геометрическая и волновая оптика (9 ч)
Принцип Гюйгенса. Преломление волн. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Когерентные источники света. Дифракция света. Дифракция света на щели. Дифракционная решетка.
Фронтальная лабораторная работа
2. Наблюдение интерференции и дифракции света.
Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества (9 ч)
Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые свойства частиц. Планетарная модель атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомом. Лазер.
Фронтальная лабораторная работа
3. Наблюдение линейчатого и сплошного спектров
испускания.
ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ (8 ч)
Физика атомного ядра (5 ч)
Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Ядерное оружие*. Биологическое действие радиоактивных излучений.
Элементарные частицы (3 ч)
Классификация элементарных частиц. Лептоны и адроны*. Кварки*. Взаимодействие кварков*.
ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ (3 ч)
Эволюция Вселенной (3 ч)
Структура Вселенной. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной*. Образование астрономических структур. Эволюция звезд. Образование Солнечной системы. Эволюция планет земной группы. Эволюция планет-гигантов. Возможные сценарии эволюции Вселенной*.
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)
10 класс (5 ч)
1. Кинематика материальной точки.
2. Динамика материальной точки. Законы сохранения.
3. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.
4. Термодинамика.
5. Электростатика.
11 класс (5 ч)
1. Постоянный электрический ток.
2. Магнитное поле.
3. Электромагнетизм.
4. Геометрическая и волновая оптика.
5. Квантовая теория.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики на базовом уровне в 10-м классе ученик должен знать/понимать:
-
сущность научного подхода к изучению природы;
-
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
-
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
-
вклад зарубежных и российских ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики: Г. Галилея, И. Ньютона, Э. Резерфорда, Д. Томсона, А. Эйнштейна, Д. Менделеева, К. Циалковского, А. Сахарова, Ж. Алфёрова, и др.
уметь
-
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
-
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
-
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
-
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
-
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
При преподавании используются:
- классноурочная система;
- лабораторные работы;
- контрольные работы;
- самостоятельная работа;
- творческие работы;
- применение мультимедийного материала.
Система оценки достижений учащихся
На уроках физики оцениваются прежде всего:
- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);
- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);
- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, интернет - страницами и т.д.);
- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.
Отдается приоритет письменной формы оценки знаний над устной.
Рекомендации по оценке знаний учащихся по физике
Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально-тематический контроль знаний учащихся. При проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач или упражнений и экспериментальных умений.
При существующем на настоящий момент разнообразии методов обучения контрольно-оценочная деятельность учителя физики может включать две основные системы.
1. Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
- за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
- за контрольную работу по решению задач;
- за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.
2. Зачетная система. В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи только зачета. Причем сдача вcex зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачет. Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Предусмотренные программными требованиями ученические практические работы могут проводиться в различных формах и на разных этапах изучения темы.
А. Если работа проводится при закреплении материала как традиционная лабораторная работа (или работа практикума), то она оценивается у каждого учащегося. (Оценки выставляются в столбик, а в графе «Содержание урока» записывается название и номер лабораторной работы.)
Б. Если работа проводится в качестве экспериментальной задачи при изучении нового материала, то она может не оцениваться или оцениваться выборочно. В этом случае в графе «Содержание урока» записывается тема урока и номер лабораторной работы. Например: «Сила трения. Практическая работа № 8».
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» .
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов; при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рациональномонтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.
ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК
Ошибка считается грубой, если учащийся:
1) не знает определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, их единиц;
2) не умеет выделить в ответе главное;
3) не умеет применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно формулирует вопросы задачи или неверно объясняет ход ее решения; не знает приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, неправильно понимает условие задачи или истолковывает решение;
4) не умеет читать и строить графики и принципиальные схемы;
5) не умеет подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
6) не умеет определять показание измерительного прибора;
7) нарушает требования правил безопасности труда при вы полнении эксперимента.
К негрубым ошибкам относятся:
1) неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;
2) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;
3) пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
4) нерациональный выбор хода решения.
Недочетами считаются:
1) нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований при решении задач;
2) арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;
3) отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
4) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
5) орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методический комплект по физике данного курса:
-
Программа среднего (полного) общего образования. Физика. Базовый уровень 10-11 классы. Автор В. А. Касьянов
-
Касьянов В.А. Физика. 11 кл. :Учебн. Для общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа, 2014.
-
Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика 11 класс. М.: Дрофа, 2010.
-
Касьянов В.А. , Коровин В.А. Физика. 11 кл.: Тетрадь для лабораторных работ- М.: Дрофа, 2002.
-
Касьянов В.А. , Игряшова И.В. Физика. 10-11 кл.: Тетрадь для контрольных работ. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2005.
-
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике. Физика 11 класс. М.: Экзамен, 2010.
-
Трофимова Т. И. Справочник школьника по физике: 7 - 11 кл. - М.: Дрофа, 1996.
-
Кабардин О.Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике 7-11 кл.: Метод.пособие.- М.: Дрофа, 2000.
-
Сборник задач по физике для учащихся 9- 11 классов, составитель Г.Н. Степанова. М.: Просвещение, 1995.
-
Физика. Весь школьный курс в таблицах. Составитель В. В. Тульев.
-
Рымкевич А.П. Задачник по физике для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2001.
-
Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
Перечень ресурсов,
рекомендуемых к использованию в преподавании физики в 10 кл:
Название
Разработчик, год выпуска
Открытая физика: Ч. 1: Ч. 2
ООО «Физикон», Долгопрудный, 1996-2002
1С, Репетитор. Физика 1,5
ЗАО «1С», Москва, 1997-2001
Физикус
Heureka-Kelt Softwareverlag GmbH, 1998:
«Медиахауз», Москва
Физика
ТПО «Северный очаг», Санкт-Петербург, 1999
Виртуальная школа. Физика
ЗЦИ ПГТУ, 2000, Пермь
1С: Школа. Физика. 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ
ЗАО «1С», Москва, 2004
Физика. Готовимся к ЕГЭ
Изд-во «Илекса», Москва, 2004
Физика-10
Квазар- Микро, Киев, 2004
Сдаём единый экзамен, 2002 - 2005 г.
ЗАО «1С», Москва, 2005
Курс Физики XXI века: Ч. 1: Ч. 2
Компания «Медиахауз», Москва, 2002-2003
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по физике
ООО «Кирилл и Мефодий» - ООО «Нью Медиа Дженерейшн», Москва, 2003
Физика 7-11
Компания «Физикон», Долгопрудный, 2003
Библиотека электронных наглядных пособий по физике для 7-11 классов
ООО «Дрофа» - ЗАО «1С» - ЗАО «НКПЦ Формоза-Альтаир» - РЦИ Пермского ГТУ, Москва, 2004
Репетитор по физике Кирилла и Мефодия
ООО «Кирилл и Мефодий», Москва, 2004