Тематическое планирование по физике

Рабочая учебная программа дисциплины разработана на основании  государственного образовательного стандарта по физике и примерной программы, разработанной Федеральным институтом развития образования, составлена для изучения дисциплины «Физика» при освоении специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» и содержит дидактические единицы профессиональной направленности. Программа скорректирована в соответствии с ФГОС в части определения общих компетенций. Программа пр...
Раздел Физика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тематическое планирование по физике

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессиональная образовательная организация

«Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко»
















ФИЗИКА


Рабочая программа

учебной дисциплины для

210414"Техническое обслуживание и ремонт

радиоэлектронной техники (по отраслям)"






















Магнитогорск

2014 г.

Одобрена

цикловой комиссией

естественно - научных дисциплин

Заместитель руководителя

__________________ Н.А.Урванова

Составлена

в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника

Заместитель директора по учебной работе:

___________О.А. Пундикова


Физика.

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности 210414"Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)"

Составитель: Бахвалова О.В.- преподаватель ГБОУ ПОО МТК

Рецензенты: Долгушин Д. М. - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры

физики и МОФ

Черныш Г.А. - заместитель директора по НМР ГБОУ ПОО МТК



Рабочая учебная программа дисциплины разработана на основании государственного образовательного стандарта по физике и примерной программы, разработанной Федеральным институтом развития образования, составлена для изучения дисциплины «Физика» при освоении специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» и содержит дидактические единицы профессиональной направленности. Программа скорректирована в соответствии с ФГОС в части определения общих компетенций.







Магнитогорск, 2014.

МТК

Пояснительная записка


Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения физики в Государственном бюджетном образовательном учреждении профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко» при подготовке выпускника по специальности 210414"Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» (по отраслям).

Программа предусматривает изучение дисциплины с учётом профессиональной направленности. Дисциплина «Физика» является естественнонаучной, обеспечивающей общеобразовательный уровень подготовки техников. Знание физики необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности при изучении устройства и работы технологического оборудования, соблюдении правил и норм техники безопасности.

В рабочей программе учтены познавательные, возрастные возможности студентов, внутрипредметные связи, а также межпредметные связи с дисциплинами: «Математика», «Химия», общепрофессиональными и специальными дисциплинами:. «Электротехника», «Электронная техника», «Материаловедение, электрорадиоматериалы,и радиокомпоненты» и др

Программа дисциплины «Физика» состоит из пяти разделов:

  • Механика.

  • Молекулярная физика. Термодинамика.

  • Электродинамика.

  • Строение атома и квантовая физика.

  • Эволюция Вселенной.

В разделе «Механика» изучается кинематика: основные понятия кинематики, кинематика точки и твердого тела, динамика: аксиомы динамики, движение материальной точки, силы упругости, трения; законы сохранения: импульса, энергии ; механические колебания и волны.

В разделе «Молекулярная физика. Термодинамика» рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, модели строения жидкостей и твердых тел, физические понятия температура, влажность, кристаллические и аморфные тела, внутренняя энергия и работа газа, первый закон термодинамики,.

В разделе «Электродинамика» изучаются: основной закон электростатики, законы постоянного тока, понятие «электродвижущая сила» ,проводимость полупроводников, магнитное поле , электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика.

В разделе «Строение атома и квантовая физика» рассматриваются: строение атома и атомного ядра, явление фотоэффекта, радиоактивность.

Последний раздел «Эволюция Вселенной» посвящен изучению строения Солнечной системы, строению и развитию Вселенной,эволюции зарождения и жизни горения звезд.

Изучение дисциплины «Физика» строится с учётом реализации на учебных занятиях принципов дидактики: систематичности и последовательности, научности и прочности, наглядности, доступности и посильности, сознательности и активности, связи теории с практикой.

Основная форма изучения дисциплины - теоретические занятия: урок, лекция, семинар, конференция и др.

С целью закрепления теоретических знаний программой предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ.

Целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), а их содержанием - экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др. В ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые составляют часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных или учебных (умения решать задачи), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Наряду с формированием умений в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Практические занятия могут проводиться в форме решения разного рода задач, в том числе профессиональных, защиты проектов, деловых игр и др.

При изучении дисциплины используются словесный, наглядный, практический, проблемный, исследовательский и другие методы.

Основные средства обучения, применяемые при изучении дисциплины «Физика»:

  • для обучающихся: рабочие тетради, конспекты лекций, методические указания по выполнению лабораторных, практических, самостоятельных и контрольных работ, учебные пособия, мультимедийные средства.

  • для педагога: методические рекомендации по целеполаганию, планированию учебно-воспитательного процесса, выбору методов, средств обучения, учебно-методическое обеспечение, учебно-техническая документация, учебно-материальное оснащение (технические средства обучения, дидактический материал, учебно-наглядные пособия).

Программой предусмотрено выполнение внеаудиторных самостоятельных работ. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебной дисциплины. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Темы предстоящих самостоятельных работ объявляются заранее и каждому студенту предоставляется возможность выполнить её. В качестве самостоятельных работ можно предлагать исследовательские задания для 2-3 студентов, работу с Интернет-ресурсами, учебной и справочной литературой, решение вариативных задач и т.д.

Программа скорректирована в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, регионального компонента и запросов работодателей к уровню подготовки техника, согласно которых он должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

  • работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

  • ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Целью изучения дисциплины «Физика» является формирование у студентов знаний о фундаментальном строении материи и физических принципах, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира. Она предусматривает:

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать/понимать

• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.

В целях реализации профессиональной направленности рекомендуется:

в разделе «Электродинамика» изучить свойства проводников и диэлектриков, которые должны быть учтены при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре; свойства полупроводников, которые учитываются при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре; понятие «электродвижущая сила», которое необходимо учитывать при работе источников тока, генераторов; влияние электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов; понятие «радиоволны» как пример распространения электромагнитных волн в пространстве; необходимость учета вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой.

Мониторинг качества подготовки студентов осуществляется при помощи входного, текущего, рубежного и итогового контроля.

Входной контроль осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания студентов важнейших (узловых) элементов базовых дисциплин или курса дисциплины предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с коррекционным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Входной контроль возможен и уместен не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса) дисциплины. Основной формой проведения входного контроля является тест, содержащий задания I и II уровней усвоения содержания материала.

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Текущий контроль может осуществляться посредством тестирования, устного, фронтального, индивидуального, письменного опросов, проверки практических заданий, которые формируют у обучающихся прочные навыки самостоятельной деятельности, связанных, с выполнением вычислений, измерений, графических работ, использованием справочной литературы, способность логически мыслить, устанавливать главные связи в учебном материале. Текущий контроль позволяет систематически отслеживать качество усвоения знаний студентов и, в случае необходимости (при получении отрицательных результатов), вводить коррективы в технологию обучения.

Рубежный контроль необходим для диагностирования хода процесса обучения, установления и оценки уровня усвоения студентами ведущей темы или раздела рабочей программы, соответствие их знаний, умений с учетом стандартных параметров качества обучения. Рубежный контроль рекомендуется проводить в форме тестирования, контрольной работы, в том числе обязательной, аудиторной.

Итоговый контроль является средством для повторения всей программы учебной дисциплины. На этом этапе процесса обучения систематизируется и обобщается весь учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты II и III уровней, отражающие содержание проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с требованиями ГОС, работодателей и заказчиков образовательных услуг.

С целью проверки уровня усвоения содержания дисциплины программой предусмотрена сдача экзамена. Обязательным условием допуска студента к экзамену является успешное выполнение лабораторных, практических и внеаудиторных самостоятельных работ. Экзамен проводится устно, в вопросы включаются теоретические вопросы и практические задания на применение теоретических знаний, охватывающие ее наиболее актуальные разделы и темы дисциплины. Для успешной сдачи экзамена студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений изучаемой дисциплины и показать умение применять теорию при решении конкретных практических задач, в том числе профессиональной направленности.

Программа составлена с учетом параметров качества обучения:

a - уровень усвоения содержания.

a=1 - ученический (узнавание);

a=2 - алгоритмический (воспроизведение);

a=3 - эвристический (применение).

b - ступень абстракции - уровень описания содержания обучения.

b=1 - феноменологическая (естественный язык изложения);

b=2 - предсказательная (предусматривающая объяснение природы и свойств явлений, причин и следствий на языке науки);

b=3 - прогностическая (математический способ описания правил и закономерностей, на основе точных вычислений делается безошибочный прогноз).

g - аргументированность действий (степень осознанности):

g=1 - предметная (действия в рамках знаний одной дисциплины);

g=2 - межпредметная (действия опираются на знание смежных дисциплин);

g=3 - системная (для решения необходима система знаний из нескольких наук).

Приложением к программе является контрольный блок и таблица взаимосвязи дисциплины «Физика» с дисциплинами профессионального цикла.

Логическая структура дисциплины

Физика


Тематическое планирование по физике


Раздел №1.

Механика

Раздел №2. Молекулярная физика, Термодинамика


Раздел №3.

Электродинамика

Раздел №4. Строение атома и квантовая физика

Раздел №5. Эволюция ВселеннойТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физике




Тематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физике

Тематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физике


РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (ССУЗ)

"Магнитогорский технологический колледж"

по специальности среднего профессионального образования

210414"Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)"
















































Квалификация: техник

Форма обучения - очная

Нормативный срок обучения: 3 г. 10 м. на базе основного общего образования

Профиль получаемого профессионального образования - технический


Индекс

Наименование

дисциплин

Распределе-ние по семестрам

Кол-во контрольных работ

Максимальная учебная нагрузка студента (час)

Самостоятельная учебная нагрузка студента (час)

Обязательные учебные занятия

Экзаменов

Курсовой проект(работа)

Зачет

Всего

в том числе

1 курс

Занятия на уроках

Практические занятия

Кур.проект (работа)

1 семестр 17 недель

2 семестр 22 недель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ОДП.02

Физика

-,э




231

62

169

117

52


51

118


Тематический план


Номер и название

разделов, тем

Максимальная нагрузка студента, ч

Самостоятельная нагрузка студента, ч

Кол-во часов

Форма контроля

Параметры качества обучения

Всего

Теоретические занятия

Лабораторные (практические) занятия

Уровень усвоения,

Ступень абстракции,

Степень осознанности,

Введение

3

-

3

3

-

Тестирование


2

2

2

Раздел №1. Механика

47

8

39

25

14


2

2

2

Тема №1. Кинематика.

16

2

14

12

2

Проверка выполнения практ. задания

2

2

2

Тема №2. Динамика.

12

2

10

6

4

Проверка выполнения практ. задания

л/р


2

2

2

Тема №3. Законы сохранения.

8

2

7

3

4

Проверка выполнения практ. задания

л/р

2

2

2

Тема №4.Механические колебания и волны.

11

2

8

4

4

Проверка выполнения практ. задания

л/р

2

2

2

Раздел №2. Молекулярная физика, Термодинамика

42

11

31

21

10


2

2

2

Тема №5. Основы молекулярно- кинетической теории.

27

6

21

13

8

Проверка выполнения практ. задания


2

2

2

Тема №6.Основы термодинамики.

15

5

10

8

2

Проверка выполнения практ. задания

2

2

2

Раздел №3.Электродинамика

102

32

70

46

24


2

2

2

Тема №7.Электростатика.

Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре

12

4

8

6

2

Проверка выполнения практ. задания

2

2

2

Тема №8.Постоянный электрический ток.

Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре

22

6

16

10

6

Проверка выполнения практ.

Задания

л/р

2

2

2

Тема №9.Магнитное поле.

Электромагнитная индукция.

Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов

20

6

14

8

6

Проверка выполнения практ. задания

л/р

2

2

2

Тема №10.Электромагнитные колебания и волны

Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой

26

8

18

14

4

Проверка выполнения практ. задания

л/р

2

2

2

Тема №11.Оптика.

я

22

8

14

8

6

Проверка выполнения практ. задания

л/р

2

2

2

Раздел №4. Строение атома и квантовая физика

22

6

16

12

4


2

2

2

Тема №12.Физика атома.

10

2

8

6

2

Проверка выполнения практ. задания

2

2

2

Тема №13.Ядерная физика.

12

4

8

6

2

Проверка выполнения практ. задания

2

2

2

Раздел №5. Эволюция Вселенной

15

5

10

10

0

тестирование

2

2

2

. Тема 14. Солнечная система

6

1

5

5

0

тестирование

2

2

2

Тема 15. Галактика и метагалактика

9

4

5

5

0

тестирование

2

2

2

ВСЕГО:

231

62

169

117

52





ЭКЗАМЕН






Т\П




В содержании контроля: Т- теоретический вопрос; П - задание на применение теоретических знаний.

Лабораторные и практические работы , предусмотренные рабочим учебным планом, проводятся в счет времени, отведенного на их проведение в количестве 2 часов.

Содержание учебной дисциплины


Введение

Студенты должны:

иметь представление:

  • о роли и месте физики в современном мире.

Физика - наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

Раздел №1. Механика

После изучения раздела студенты должны:

знать:

  • смысл законов и принципов механики;

  • уметь:

  • использовать формулы механики для решения задач и выполнения лабораторных работ;

Тема 1. Кинематика.

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • о представлении тела материальной точкой;

  • относительность механического движения;

  • физический смысл скорости, ускорения;

уметь:

  • описывать различные виды механического движения;

  • определять параметры равномерного и равнопеременного движения, движения тела по окружности;

  • решать графические задачи;

Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.* Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Демонстрации

  • Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

  • Виды механического движения.

  • Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Практическая работа №1«Решение задач по теме « Кинематика»»

Тема 2. Динамика.

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл инерции, массы, силы;

  • физический смысл законов Ньютона, принципа относительности Галилея, законов всемирного тяготения, Гука;

уметь:

  • использовать формулы закона всемирного тяготения, силы тяжести, закона Гука, силы трения скольжения, импульса тела, импульса силы;

  • определять массу, силу тяжести, трения, упругости, жесткость пружины, коэффициент трения скольжения, импульс тела;

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.* Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Демонстрации

  • Сложение сил.

  • Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

  • Зависимость силы упругости от деформации.

  • Силы трения.

  • Невесомость.

  • Реактивное движение.

Лабораторная работа №1. «Исследование зависимости коэффициента трения скольжения от веса тела».

Лабораторная работа №2. «Исследование движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести».

Тема 3. Законы сохранения.

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл законов сохранения импульса и механической энергии;

уметь:

  • объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли;

  • решать задачи на движение искусственных спутников Земли;

  • решать задачи на применение законов сохранения импульса и механической энергии;

Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии*. Работа и мощность.

Демонстрации

  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторная работа №3. «Проверка закона сохранения механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».

Практическая работа №2«Решение задач по теме « Динамика. Законы сохранения»»

Тема 4. Механические колебания и волны.

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • смысл физических понятий: колебание, гармоническое колебание, затухающие колебания, вынужденные колебания, амплитуда, период, частота гармонических колебаний, период колебаний физического маятника, резонанс; волна, поперечные и продольные волны, длина волны, громкость звука, высота тона, интенсивность звука;

уметь:

  • определять период колебаний маятника; ускорение свободного падения с помощью маятника;

  • решать задачи на нахождение характеристик колебательного и волнового движения;

  • использовать формулы периода колебаний пружинного и математического маятников, связи длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой);

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.*

Демонстрации

  • Свободные и вынужденные колебания.

  • Резонанс.

  • Образование и распространение волн.

  • Частота колебаний и высота тона звука.

Лабораторная работа №4. «Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити».

Практическая работа №3 «Решение задач по теме « Механические колебания и волны»»

Раздел № 2. Молекулярная физика. Термодинамика

После изучения раздела студенты должны:

знать:

  • физический смысл теплового движения частиц

  • физический смысл законов термодинамики;

уметь:

  • производить измерение, влажности воздуха;

  • решать задачи с использованием формул молекулярной физики и термодинамики

Тема №5. Основы молекулярно- кинетической теории.

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл теплового движения частиц, температуры как меры средней кинетической энергии молекул, понятий насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, кристаллическая решетка, жидкие кристаллы;

  • физический смысл закона Дальтона;

  • физический смысл теплового расширения тел

уметь:

  • описывать и объяснять изотермический, изохорный, изобарный процессы в идеальных газах;

  • производить измерения параметров состояния идеального газа, влажности воздуха;

  • решать качественные, графические и расчетные задачи на определение количества вещества, давления, температуры, плотности газа, средней квадратичной скорости и средней кинетической энергии хаотичного движения молекул с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева - Клапейрона;

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Закон Дальтона. Изотермический, изобарный и изохорный процессы.*

Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы.* Изменения агрегатных состояний вещества.

Демонстрации

  • Движение броуновских частиц.

  • Диффузия.

  • Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

  • Кипение воды при пониженном давлении.

  • Психрометр и гигрометр.

  • Явления поверхностного натяжения и смачивания.

  • Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела

Лабораторная работа №5. «Измерение влажности воздуха».

Лабораторная работа №6. «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости».

Лабораторная работа №7 « Измерение модуля Юнга»

Практическая работа №4 «Решение задач по теме «Основы МКТ»

Тема №6. Основы термодинамики.

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл понятий термодинамическая система, термодинамическое равновесие, КПД теплового двигателя, обратимый и необратимый процессы;

  • смысл первого закона термодинамики, второго закона термодинамики;

уметь:

  • описывать и объяснять адиабатный процесс;

  • решать задачи с использованием первого закона термодинамики;

  • решать задачи на расчет работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии идеального газа при различных процессах, КПД тепловых двигателей;

  • представлять графически изопроцессы в газах в различных координатах;

Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.* КПД тепловых двигателей.*

Демонстрации

  • Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

  • Модели тепловых двигателей.

Раздел № 3. Электродинамика

После изучения раздела студенты должны:

знать:

  • смысл законов и принципов электродинамики

уметь:

  • объяснять явления электродинамики;

  • решать задачи с использованием законов электродинамики;

  • использовать законы электродинамики при описании работы отдельных узлов радиоэлектронной аппаратуры.

Тема №7.Электростатика.

Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл понятий электрический заряд, электростатическое поле, силовые линии электростатического поля, напряженность, потенциал, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, энергия электростатического поля конденсатора;

  • смысл закона сохранения электрического заряда, закона Кулона, принципа суперпозиции;

уметь:

  • решать задачи: на расчет сил электростатического взаимодействия зарядов с применением закона сохранения заряда и закона Кулона; на определение силовых и энергетических характеристик электростатического поля на основе принципа суперпозиции полей и формул для напряженности и потенциала поля точечного заряда; на движение и равновесие заряженных частиц в электростатическом поле.

  • объяснять явления электризации тел, взаимодействия точечных зарядов и заряженных тел, электростатической индукции;

  • применять свойства электрического поля при объяснении работы радиоэлектронной аппаратуры

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле.* Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.*

Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре

Демонстрации

  • Взаимодействие заряженных тел.

  • Проводники в электрическом поле.

  • Диэлектрики в электрическом поле.

  • Конденсаторы.


. Практическая работа №6 «Решение задач по теме «Электростатика»»

Тема №8 Постоянный электрический ток.

Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл силы электрического тока, сторонних сил, электродвижущей силы;

  • смысл закона Ома для полной цепи;

  • физический смысл собственной и примесной проводимости полупроводников;

уметь:

  • описывать и объяснять принцип работы источника электрического тока;

  • измерять и определять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление, мощность электрического тока, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; рассчитывать абсолютные и относительные погрешности прямых измерений физических величин;

  • применять основные понятия, формулы и законы темы для расчета физических характеристик полной электрической цепи и ее отдельных участков;

  • описывать и объяснять электронно-дырочный переход;

  • применять понятие ЭДС при объяснении работы генераторов тока

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Смешенное соединение проводников.* ЭДС источника тока.

Тепловое действие электрического тока*. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре

Демонстрации

  • Тепловое действие электрического тока.

  • Собственная и примесная проводимости полупроводников.

  • Полупроводниковый диод.

  • Транзистор.


Лабораторная работа №8. «Проверка закона Ома для участка цепи».

Лабораторная работа №9. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Практическая работа №7 «Решение задач по теме «Законы постоянного тока»»

Тема №9. Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл понятий магнитное поле, индукция магнитного поля, магнитный поток, ЭДС индукции, ЭДС самоиндукции, индуктивность, энергия магнитного поля;

  • физический смысл силы Ампера, силы Лоренца;

  • физический смысл законов Ампера, электромагнитной индукции;

уметь:

  • описывать и объяснять возникновение магнитного поля и его действие на движущиеся заряженные частицы, явления электромагнитной индукции, самоиндукции;

  • графически изображать магнитные поля, определять направления вектора индукции магнитного поля, сил Ампера и Лоренца;

  • решать задачи на расчет силы Ампера, силы Лоренца, характеристик движения заряженной частицы в однородных электрическом и магнитном полях с применением формул: магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца, магнитного потока, ЭДС индукции и ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля;

  • определять направление индукционного тока по правилу Ленца;

  • применять свойства магнитного поля при объяснении работы генератора постоянного тока

Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея.* Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.

Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов

Демонстрации

  • Опыт Эрстеда.

  • Взаимодействие проводников с токами.

  • Электродвигатель.

  • Электроизмерительные приборы.

  • Электромагнитная индукция.

  • Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Лабораторная работа №10. «Исследование явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа №11. «Измерение индуктивности катушки».

Практическая работа №8 «Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»»

Электромагнитные колебания и волны

Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл понятий колебательный контур, свободные электромагнитные колебания, переменный электрический ток, амплитудное и действующее значение силы переменного тока и напряжения, трансформатор, электромагнитная волна, скорость распространения электромагнитной волны в вакууме;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: электромагнитные колебания, переменный электрический ток, электромагнитные волны;

  • решать задачи на расчет периода электромагнитных колебаний по формуле Томсона.

Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны.* Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.*

Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой

Демонстрации

  • Работа электрогенератора.

  • Трансформатор.

  • Свободные электромагнитные колебания.

  • Осциллограмма переменного тока.

  • Конденсатор в цепи переменного тока.

  • Катушка в цепи переменного тока.

  • Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

  • Излучение и прием электромагнитных волн.

  • Радиосвязь.

Лабораторная работа №12. «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока».

Практическая работа № 9 «Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»»

Тема №11.Оптика.

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл понятий когерентность, интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация света, абсолютный показатель преломления;

  • физический смысл законов и принципов: прямолинейного распространения света, отражения и преломления света, Гюйгенса-Френеля;

уметь:

  • описывать и объяснять распространение, отражение, преломление света, дифракцию, интерференцию, дисперсию, поляризацию света;

  • определять показатель преломления вещества;

  • решать задачи на расчет характеристик интерференции света в простейших системах, дифракции света на дифракционной решетке,

  • решать задачи на построение хода световых лучей с применением законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света, в призмах и плоскопараллельных пластинах;

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.* Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.* Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы.* Разрешающая способность оптических приборов.

Демонстрации

  • Интерференция света.

  • Дифракция света.

  • Законы отражения и преломления света.

  • Полное внутреннее отражение.

  • Получение спектра с помощью призмы.

  • Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

  • Спектроскоп.

  • Оптические приборы

Лабораторная работа №13. «Измерение показателя преломления стекла».

Лабораторная работа №14. « Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

Практическая работа №10 «Решение задач по теме «Оптика»»

Раздел № 4. Строение атома и квантовая физика

После изучения раздела студенты должны:

знать:

  • физический смысл протонно-нейтронной модели;

  • смысл законов атомной и ядерной физики;

уметь:

  • объяснять квантование энергии;

  • решать задачи на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа, периода полураспада радиоактивных веществ;

Тема №12. Физика атома.

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • смысл постулатов Бора;

уметь:

  • объяснять квантование энергии, излучение и поглощение энергии атомом;

  • решать задачи на вычисление частоты излучения атома и длины волны излучения при переходе электрона в атоме из одного энергетического состояния в другое;

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект.* Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

Демонстрации

  • Фотоэффект.

  • Излучение лазера.

Практическая работа №11 «Решение задач по теме «Физика атома»»

Тема №13. Ядерная физика.

После изучения темы студенты должны:

знать:

  • физический смысл протонно-нейтронной модели ядра, ядерной реакции, энергии связи, дефекта масс, энергетического выхода ядерной реакции, периода полураспада, цепной ядерной реакции деления, критической массы, поглощенной дозы излучения);

  • физический смысл радиоактивного распада, деления ядер);

  • смысл закона радиоактивного распада;

уметь:

  • объяснять принцип действия и устройства ядерного реактора, дозиметрических приборов;

  • решать задачи на расчет продуктов ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа, энергетического выхода ядерной реакции, периода полураспада радиоактивных веществ;

Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. *

Демонстрации

  • Линейчатые спектры различных веществ.

  • Счетчик ионизирующих излучений.

Практическая работа №12 «Решение задач по теме «Ядерная физика»»

Раздел № 5. Эволюция Вселенной

После изучения раздела студенты должны:

знать:

  • основные этапы развития Вселенной;

уметь:

  • пользоваться звездной картой.

Тема № 14. Солнечная система .

После изучения раздела студенты должны:

знать:

  • основные этапы развития Солнечной системы;

уметь:

  • пользоваться звездной картой

Образование планетных систем.

Солнечная система.*

Тема № 15. Галактика и метагалактика

После изучения раздела студенты должны:

знать:

  • основные этапы развития Вселенной;

Галактика. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.*

Демонстрации

  • Солнечная система (модель).

  • Фотографии планет, сделанные с космических зондов.


Перечень лабораторных и практических работ


Номер и название

темы

Номер и название лабораторной работы,

название практической работы

Кол-во часов

1

2

3

Тема 1. Кинематика.

Практическая работа №1«Решение задач по теме « Кинематика»»

2

Тема 2. Динамика.

Лабораторная работа №1 «Исследование зависимости коэффициента трения скольжения от веса тела»

2

Лабораторная работа №2«Исследование движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести»

2


Тема 3 Законы сохранения.

Лабораторная работа №3 «Проверка закона сохранения механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».

2

Практическая работа №2«Решение задач по теме « Динамика. Законы сохранения»»

2

Тема 4. Механические колебания и волны.

Лабораторная работа №4«Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити».

2

Практическая работа №3 «Решение задач по теме « Механические колебания и волны»»

2

Тема 5. Основы молекулярной физики.

Лабораторная работа №5 «Измерение влажности воздуха»

2

Лабораторная работа №6 «Измерение поверхностного натяжения жидкости»

2

Лабораторная работа №7 « Измерение модуля Юнга»

2

Практическая работа №4 «Решение задач по теме «Основы МКТ»»

2

Тема 6.Основы термодинамики.

Практическая работа №5 «Решение задач по теме «Основы термодинамики»»

2

Тема 7. Электростатика. Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре

Практическая работа №6 «Решение задач по теме «Электростатика»»

2

Тема 8 Постоянный электрический ток.

Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре

Лабораторная работа №7 «Проверка закона Ома для участка цепи»

2

Лабораторная работа №8 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

2

Практическая работа №7 «Решение задач по теме «Законы постоянного тока»»

2

Тема 9. Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов

Лабораторная работа №9 «Исследование явления электромагнитной индукции»

2

Лабораторная работа №10 «Измерение индуктивности катушки».

2

Практическая работа №8 «Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»»

2

Тема10. Электромагнитные колебания и волны.

Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой

Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.

2

Практическая работа № 9 «Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»»

2

Тема 11. Оптика.

Лабораторная работа №12 «Измерение показателя преломления стекла»

2

Лабораторная работа №13 « Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

2

Практическая работа №10 «Решение задач по теме «Оптика»»

2

Тема 12. Физика атома.

Практическая работа №11 «Решение задач по теме «Физика атома»»

2

Тема 13 Ядерная физика.

Практическая работа №12 «Решение задач по теме «Ядерная физика»»

2

Всего

52

Перечень заданий для самостоятельной работы


Номер и название

темы

Содержание самостоятельной работы студента

Кол-во часов

Вид задания

1

2


3

Тема 1. Кинематика.

Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание

2

Решение комбинированных задач по теме «Кинематика»

Тема 2. Динамика.

Силы в природе

2

Подготовка электронного материала по теме «Применение сил в быту»

Тема 3 Законы сохранения.

Закон сохранения механической энергии

2

Решение ситуационных задач по теме « Закон сохранения энергии

Тема 4. Механические колебания и волны.

Ультразвук и его использование в технике и медицине

2

Подготовка электронного материала теме «Ультразвук и его использование в технике и медицине»

Тема 5. Основы молекулярной физики.

Изотермический, изобарный и изохорный процессы

2

Решение комбинированных задач по теме «Изопроцессы»

Аморфные вещества и жидкие кристаллы

4

Подготовка электронного материала по теме «Применение жидких кристаллов в технике»

Тема 6.Основы термодинамики.

КПД тепловых двигателей

3

Подготовка презентации по теме «Двигатель: виды, устройство, принцип работы»

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

2

Подготовка презентации по теме «Грозит ли нам глобальное потепление?»

Тема 7. Электростатика.

Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре

Проводники в электрическом поле

2

Составление опорного конспекта по теме «Проводники в электрическом поле»

Диэлектрики в электрическом поле

2

Составление опорного конспекта по теме «Диэлектрики в электрическом поле»

Тема 8 Постоянный электрический ток.

Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре

Смешенное соединение проводников

2

Решение задач по теме «Закон Ома»

ЭДС источника тока

После

2


Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи»

Закон Тепловое действие электрического тока

2

Решение задач по теме «Закон Джоуля -Ленца»

Тема 9. Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов

Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея

4

Подготовка электронного материала по теме «Применение явления электромагнитной индукции в технике»

2

Решение задач по теме «Закон ЭДС индукции»

Тема10. Электромагнитные колебания и волны

Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой

Электромагнитное поле и электромагнитные волны

4

Подготовка электронного материала по теме «Электромагнитное поле и его влияние на человека»

Принципы радиосвязи и телевидения

4

Подготовка электронного материала по теме «Радио- и СВЧ- волны в средствах связи»

Тема 11. Оптика.

Проявление законов оптики в работе системы освещения автомобиля

Полное внутреннее отражение

2

Решение задач по теме «Волновые свойства света»

Интерференция и дифракция света

2

Лабораторная работа «Наблюдение интерференции и дифракции световых волн»

Оптические приборы

4

Подготовка презентации по теме «Человеческий глаз как оптический прибор»

Тема 12. Физика атома.

Использование квантовых свойств света при определении химического состава сплавов металлов

Фотоэффект

2

Решение задач по теме «Фотоэффект»

Тема 13 Ядерная физика. Использование свойств атомных ядер для определения качества деталей автомобиля

Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы

4

Подготовка реферата по теме «Атомная энергетика: за и против»

Тема 14. Солнечная система

Солнечная система

1

Подготовка сообщения «Строение Солнечной системы. Её эволюция»

Тема 15. Галактика и метагалактика

Возможные сценарии эволюции Вселенной

4

Подготовка реферата «Исследование Вселенной человеком»

Всего

62


Организация образовательного пространства

для реализации рабочей программы учебной дисциплины «Физика»


Наименование специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

Кабинет - №311

1.1. Оборудование, мебель, инвентарь

1.1.1. Шкаф комбинированный для размещения и хранения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, личного инструмента, технической литературы

1.1.2. Стол базовый рабочий

1.1.3. Стул

1.1.4. Тумбочка, стол для телевидеоаппаратуры

1.1.5. Доска классная

1.1.7. Экран

1.2. Технические средства обучения и дидактический материал

1.2.5. Компьютер

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники:

  • Физика. Библиотека наглядных пособий. (7-11 кл.)

  • Физика. 1 С: Репетитор.

  • Открытая физика. 1,2 часть.

  • Физика. Практикум 7-11 кл.

  • Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10-11 кл.

  • Астрономия. Библиотека электронных наглядных пособий. (9-10 кл.)

  • Открытая астрономия.

  • Астрономия. Энциклопедия школьника.

  • Наша Вселенная. ВВС. Коллекционное издание.

1.2.6. Дидактический материал:

  • Указания по выполнению лабораторных работ

  • Пакеты контрольно-измерительных материалов для I, II курсов:

- тесты входного контроля

- КИМ текущего контроля

- тесты итогового контроля

  • Экзаменационные билеты и приложения к ним

  • Задания для проведения контрольных работ

1.3. Учебно-наглядные пособия

1.3.1. Учебно-наглядные пособия (плоскостные):

Плакаты:

  • Схема опыта Штерна

  • Определение скоростей молекул

  • Виды деформаций

  • Электрическая цепь с источником тока

  • Магнитная запись и воспроизведение звука

  • Магнит со сверхпроводящей обмоткой

  • Разряды в газах

  • Диоды

  • Электронно-лучевая трубка

  • Терморезисторы и фоторезисторы

  • Последовательное и параллельное соединение активного, индуктивного, емкостного сопротивлений

  • Самоиндукция

  • Трансформаторы

  • Упрощенная схема преобразования энергии

  • Ядерное горючее

  • Электронная эмиссия

  • Тепловое действие тока

  • Фотоэлементы

  • Схематическое устройство глаза

  • Атомная электростанция

  • Конденсаторы

  • Космические полеты

  • Космические исследования

  • Строение основных типов звезд

  • Астрономические наблюдения и телескопы

  • Двойные звезды

  • Переменные звезды

  • Спутники планет

  • Планеты

  • Спектральные исследования

  • Радиоастрономия

1.3.2. Учебно-наглядные пособия (натуральные):

  • Генератор звуковой частоты

  • Амперметры

  • Барометр-анероид

  • Вольтметр демонстрационный

  • Набор тел равной массы и равного объема

  • Комплект для изучения колебаний

  • Призма наклоняющаяся с отвесом

  • Диод вакуумный

  • Вольтметры

  • Источник переменного тока

  • Источник постоянного тока

  • Машина электрофорная

  • Микрофон электродинамический

  • Насос вакуумный

  • Осветитель для теневой проекции

  • Осциллограф

  • Трансформатор универсальный

  • Метроном

  • Камертон

  • Прибор для демонстрации волновых явлений

  • Модель двигателя внутреннего сгорания

  • Модель броуновского движения

  • Набор капилляров

  • Прибор для демонстрации видов деформации

  • Прибор для изучения газовых законов

  • Батарея конденсаторов

  • Комплект магнитов

  • Конденсатор переменной емкости

  • Магазин резисторов

  • Набор линз и зеркал

  • Набор полупроводников

  • Набор по интерференции и дифракции света

  • Палочки из стекла, эбонита

  • Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле

  • Стрелки магнитные

  • Султаны электрические

  • Электрометры

2. Основное оборудование кабинета

2.1. Оборудование и мебель

2.1.1. Стул - 34 шт.

2.1.2. Стол ученический - 16 шт.

Литература


Основная:


  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 10 класс. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11 класс. - М.: Просвещение, 2008.

  3. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений. Под ред. В.А. Бурова. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Кабардин О.Ф., Орлов О.В. Тесты по физике 7-9 классы. - М.: «Дрофа», 2008.

  5. Кабардин О.Ф., Орлов О.В. Тесты по физике 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 2008.

  6. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. - М.: «Дрофа», 2010.

7. Дмитриева В. Ф. Физика: учебник для СПО.- М.: Академия, 2008

8. Дмитриева В. Ф. Сборник задач по физике для СПО. - М.: Академия, 2009

Дополнительная:


  1. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Просвещение, 2001.

  2. Майоров А.Н. Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития, 2000.

  3. Энциклопедический словарь юного физика. - М.: Педагогика - Прогресс, 2002.

  4. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе. 7-11 классы. - М.: Просвещение, 2003.

  5. Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. - М.: Школа-Пресс, 2000.

  6. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Тематическая проверка знаний: кроссворды по физике. - М.: Школа-Пресс, 2002.

7. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2004.

8.Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., 2001.

9.Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2006.

10.Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. - М., 2002.

11.Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2006.

12.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. - М., 2004.


Приложение к рабочей программе учебной дисциплины «Физика» для специальности
















Контрольный блок



Входной тест


Часть А. Выберите правильный ответ.


  1. Условное обозначение и единица измерения ускорения:

  1. V, м/с;

  2. S, м;

  3. a, м/с2;

  4. F, Дж.

Р=5

  1. Физическая величина, измеряемая в ньютонах:

а) скорость;

б) перемещение;

в) ускорение;

г) сила;

д) энергия.

Р=5

  1. Численное значение ускорения свободного падения:

  1. Тематическое планирование по физике;

  2. 6,02*1023 моль -2;

  3. 3*108 м/с;

  4. 1,6*10-19 кг;

  5. 9,8м/с2.

Р=5

4. Условное обозначение и единица измерения скорости:

  1. V, м/с;

  2. S, м;

  3. a, м/с2;

  4. P, H;

  5. Е, Дж.

Р=5

5. Условное обозначение и единица измерения массы:

  1. а, м/с2;

  2. т, н;

  3. V, м;/с;

  4. m, кг;

  5. Е, Дж.

Р=5

6. Наибольший выигрыш в работе даёт:

  1. рычаг;

  2. наклонная плоскость;

  3. подвижный блок;

  4. выигрыш у каждого механизма должен быть сколько угодно большим;

  5. ни один простой механизм не дает выигрыша в работе.

Р=5

7. Физическая величина, определяемая отношением массы тела к его объему:

  1. давление;

  2. плотность;

  3. вес;

  4. сила тяжести;

  5. среди ответов а-г нет правильного.

Р=5

8.Физическая величина, единицей измерения которой является ампер:

  1. работа;

  2. сила тока;

  3. мощность;

  4. энергия;

  5. импульс.

Р=5

9. Формула, соответствующая закону сохранения импульса:

Тематическое планирование по физике

Р=4

1Тематическое планирование по физике0. Физические приборы, составляющие электрическую цепь:

а) ключ, источник, амперметр, лампа;

б) ключ, источник, вольтметр, лампа;

в) реостат, источник, амперметр, лампа;

г) ключ, источник, амперметр, лампа,

соединительные провода.

Р=4


1Тематическое планирование по физике1. Утверждение, являющееся верным:

  1. только жидкости состоят из молекул;

  2. только жидкости и газы состоят из молекул;

  3. только газы состоят из молекул;

  4. все тела состоят из молекул;

  5. только твердые тела состоят из молекул.

Р=5

12. Частица, входящая в состав двух других из перечисленных ниже:

1. Атом 2. Молекула 3. Электрон

  1. 1;

  2. 2;

  3. 3

  4. 1 и 3;

  5. ни одна из трех.

Р=5

Часть В. Решите задачи

1Тематическое планирование по физике3.По графику, представленному на рисунке, определите скорость движения велосипедиста в момент времени равный 2с.

S,м

Тематическое планирование по физикеТематическое планирование по физике







14.Вы прошли 12 км в южном направлении, а затем 5 км в северном направлении. Чему равен модуль перемещения?

























































Итоговый тест

Часть А. Выберите правильный ответ.

  1. Численное значение ускорения свободного падения:

  1. g=9,8 м/с2;

  2. R=8,31 Дж (моль. к) ;

  3. C=3*108 м/с.

Р=3

  1. Отношение путей, пройденных телом за 1с и за 2с после начала свободного падения равно:

  1. 1: 1;

  2. 1: 2;

  3. 1: 4.

Р=3

  1. Характеристика тела, которая остается постоянной при нахождении его в тепловом равновесии

  1. объем;

  2. масса;

  3. температура.

Р=3

  1. 300 К по абсолютной шкале температур соответствуют:

  1. 270С;

  2. -5370С;

  3. -270С.

Р=3

  1. При уменьшении расстояния между двумя точечными электрическими зарядами в 3 раза сила кулоновского взаимодействия:

  1. увеличится в 3 раза;

  2. увеличится в 9 раз;

  3. уменьшится в 3 раза.

Р=3

  1. Нить накала на схематическом изображении вакуумного диода изображена под номером:

  1. 2;

  2. 3;

  3. 4Тематическое планирование по физике.









Р=3



Р=3

  1. Формула для определения длины звуковой волны:

Тематическое планирование по физике

Р=3


  1. Формула для определения частоты света:

Тематическое планирование по физике

Р=3

  1. Сколько протонов и сколько нейтронов содержится в ядре атома свинца?

  1. 82;207;

  2. 82;125;

  3. 207;125.

Р=3

Часть В. Решите задачи.

10. По графику представленному на рисунке определите скорость движения велосипедиста в момент времени t=5с

Тематическое планирование по физикеS,м

11. Под действием силы 2Н, тело приобрело ускорение 4 м/с. Вычислите массу тела.

12. В сосуде находится 0,5 моль водорода. Назовите примерное количество молекул водорода в сосуде.

13. Тепловая машина за цикл получает от нагревателя кол-во теплоты 100 Дж и отдает холодильнику 60 Дж. Назовите КПД машины.



14. Чему равна работа, совершенная газом при переходе его из состояния 1 в состояние 2?

Тематическое планирование по физикеР, Па

2000

V,м3

15. Нейтральная водяная капля соединилась с каплей, обладавшей электрическим зарядом 2 q. Какой стал электрический заряд образовавшейся капли?

16. Работа тока на участке цепи за 3с равна 6 Дж. Чему равна сила тока в цепи, если напряжение на участке цепи равна 2 В?

17. Колебания силы тока в колебательном контуре происходит с частотой 4Гц. Чему равен период колебаний силы тока?

18. На рисунке представлен график зависимости колебаний силы тока от времени. Чему равны: амплитуда, частота, период колебаний тока?

Тематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физикеТематическое планирование по физике



19. Радиосигнал идет до цели 10с. Определите расстояние до цели.

20. Вычислите давление газообразного кислорода в сосуде объемом 22*10-3 м3 при температуре 00С, если масса кислорода в сосуде равна 32г?

Эталоны ответов к входному тесту

Часть А.


1 - в

5 - г

9 - б

2 - г

6 - а

10 - г

3 - д

7 - б

11 - г

4 - а

8 - б

12- в

Часть В.

13 - 3м/с.


14 - 7км.

К>0,7; Робщ.=58

Эталоны ответов к итоговому тесту:

Часть А.

1 - а

4 - а

7 -в

2 - в

5 - б

8 - в

3 - в

6 - б

9 -б

Часть В.

10 - 3м/с

13 - 40%

16 - 1А

19 - 1,5*109м

11 -0,5кг

14 - 4000 Дж

17 - 0,25с

20 - 103 кПа

12 - 3*1023

15 - 2q

18 - 3А; 2,5 Гц; 0,4с.

К>0,7; Робщ.=60


Критерии оценки


Р = 60 баллов

Менее 70% - «2»

70%-79% - «3»

80%-89% - «4»

90%-100% - «5»

Взаимосвязь дисциплины «Физика» с дисциплинами профессионального цикла


Дисциплина «Физика»

Содержание

учебных элементов, видов учебной деятельности

дисциплинами профессионального цикла

Содержание

учебных элементов, видов учебной деятельности

Раздел №3.Электродинамика

Тема №7.

Электростатика.

Учет свойств проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.

«Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты»

Тема№1 Проводниковые материалы

Классификация проводников. Характеристики проводниковых материалов. Особенности их строения. Условия проводимости. Сверхпроводники. Неметаллические проводники. Припои.

Тема №2

Диэлектрические материалы

Электрические процессы в диэлектриках. Процессы поляризации, их взаимодействие на основные свойства диэлектриков, работающих под переменным напряжением. Сведения об электронной, ионной, дипольной и спонтанной поляризации диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость. Потери энергии в диэлектриках. Тангенс угла диэлектрических потерь. Влияние процессов поляризации на емкость и потери энергии в диэлектриках. Зависимость диэлектрической проницаемости и тангенса угла диэлектрических потерь от температуры и частоты переменного напряжения. Электропроводность диэлектриков. Носитель тока в диэлектриках. Тепловой и электрический пробой. Зависимость электрической прочности от температуры, толщины и частоты переменного напряжения. Воздух как диэлектрик.

Тема №8.

Постоянный электрический ток.

Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов радиоэлектронной аппаратуры.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

« Электротехника»

Тема№2 «Электрические цепи постоянного тока»

Элементы электрической цепи. Закон Ома для соединения резисторов. Способы соединения резисторов. Закон Ома для общей цепи. Работа и мощность цепи постоянного тока.

«Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты»

Тема №5. Полупроводниковые материалы.

Носители заряда в полупроводниках. Электронная и дырочная проводимость. Доноры и акцепторы. Влияние примесей на проводимость. Электронно - дырочный переход. Управление электропроводимостью полупроводников с помощью электрического поля, света, температуры, механических усилий. Полупроводники: германий, кремний, селен, арсенид, фосфид, индия. Их свойства и структура. Область применения полупроводников в РЭА.

«Электрорадиоизмерения»

Тема № 2. Измерения тока и напряжения в электронных цепях.

Измерение постоянного тока и напряжения магнитоэлектрическим прибором. Понятие шунта, добавочного резистора. Многопредельные амперметры и вольтметры. Измерение постоянного тока и напряжения электронными и цифровыми приборами. Особенности построения схем. Коды, применяемые в цифровых средствах измерения. Аналого-цифровые преобразователи. Основные элементы электронных и цифровых измерительных приборов. Защита приборов от перегрузок.

« Технология ремонта и обслуживания радиотелевизионной техники»

Тема№3. Радиоэлементы и радиокомпоненты радиоэлектронной аппаратуры.

Резисторы. Классификация. Технические характеристики. Постоянные проволочные резисторы, их типы, конструкции и область применения. Объемные резисторы, их свойства и применение.

Проволочные постоянные резисторы; их типы, конструкция, техническая характеристика и область применения. Проволочные переменные резисторы; их типы, конструкция, технические характеристики и область применения.

Полупроводниковые приборы. Классификация. Разновидности диодрв. Маркировка. Особенности применения. Тиристоры. Виды тиристоров. Принцип работы. Условные обозначения. Транзисторы. Виды. Основные электрические параметры. Выбор транзисторов. Маркировка и система условных обозначений транзисторов. Система обозначений транзисторов зарубежного производства. ГОСТ, ТУ, каталоги и справочники по полупроводниковым приборам.

Динамические громкоговорители. Типы громкоговорителей, применяемых в электроакустической аппаратуре. Требования к громкоговорителям, их электрические и акустические данные.

Батарея гальванических и аккумуляторных элементов для питания радиоэлектронной аппаратуры, их типы и электрические данные.

Тема №9.

Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

Учет проявления электромагнитной индукции при работе электромагнитных силовых механизмов

Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.

« Электротехника»

Тема№3 «Электромагнетизм»

Характеристики магнитного поля. Магнитные свойства материалов. Электромагнитная индукция. Самоиндукция, индуктивность. Вихревые токи.

«Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты»

Тема №6. Магнитные материалы.



Магнитные характеристики материалов. Абсолютная и относительная магнитная проницаемость. Остаточная магнитная индукция и коэрцитивная сила. Индукция насыщения. Потери энергии в магнитных материалах. Роль характеристик в оценке свойств материалов.

Тема №10.

Электромагнитные колебания и волны

Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой.


Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Электромагнитное поле и электромагнитные волны.* Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

« Технология ремонта и обслуживания радиотелевизионной техники»

Тема№3. Радиоэлементы и радиокомпоненты радиоэлектронной аппаратуры.



Трансформаторы и дроссели низкой частоты.Их назначение и область применения, конструкция. Материалы для сердечников трансформаторов и дросселей. Типы магнитопроводов. Способы сборки сердечников.

Классификация катушек индуктивности и дросселей высокой частоты, применяемых радиоэлектронной аппаратуре, их параметры. Конструкция катушек для различных частот.

«Охрана труда»

Тема № 9. Электробезопасность.

Действие тока на организм человека.

Виды электротравм. Требования электробезопасности.

Меры и средства защиты от поражения электрическим током. Нормы и правила элек­тробезопасности при ремонте радиоэлектронной аппаратуры. Заземление оборудования. Электрозащитные средства и правила пользования ими.

«Электрорадиоизмерения»

Тема № 2. Измерения тока и напряжения в электронных цепях.

Электромагнитные колебания. Гармонические колебания и их характеристики. Измерение переменного тока и напряжения. Понятие о мгновенном, амплитудном, действующем и среднем значении. Виды и типы применяемых вольтметров. Влияние формы измеряемого напряжения и частоты на показании вольтметров переменного тока.

«Радиоэлектроника»

Тема №1 Радиоволны

Электромагнитные волны. Радиоволны. Схема радиосвязи. Распределение радиоволн. Характеристики волн.




© 2010-2022