- Преподавателю
- Физика
- Тематическое планирование по физике
Тематическое планирование по физике
Раздел | Физика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бахвалова О.В. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко»
ФИЗИКА
Рабочая программа
учебной дисциплины для
210414"Техническое обслуживание и ремонт
радиоэлектронной техники (по отраслям)"
Магнитогорск
2014 г.
Одобрена
цикловой комиссией
естественно - научных дисциплин
Заместитель руководителя
__________________ Н.А.Урванова
Составлена
в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
Заместитель директора по учебной работе:
___________О.А. Пундикова
Физика.
Рабочая программа учебной дисциплины для специальности 210414"Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)"
Составитель: Бахвалова О.В.- преподаватель ГБОУ ПОО МТК
Рецензенты: Долгушин Д. М. - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры
физики и МОФ
Черныш Г.А. - заместитель директора по НМР ГБОУ ПОО МТК
Рабочая учебная программа дисциплины разработана на основании государственного образовательного стандарта по физике и примерной программы, разработанной Федеральным институтом развития образования, составлена для изучения дисциплины «Физика» при освоении специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» и содержит дидактические единицы профессиональной направленности. Программа скорректирована в соответствии с ФГОС в части определения общих компетенций.
Магнитогорск, 2014.
МТК
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения физики в Государственном бюджетном образовательном учреждении профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко» при подготовке выпускника по специальности 210414"Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» (по отраслям).
Программа предусматривает изучение дисциплины с учётом профессиональной направленности. Дисциплина «Физика» является естественнонаучной, обеспечивающей общеобразовательный уровень подготовки техников. Знание физики необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности при изучении устройства и работы технологического оборудования, соблюдении правил и норм техники безопасности.
В рабочей программе учтены познавательные, возрастные возможности студентов, внутрипредметные связи, а также межпредметные связи с дисциплинами: «Математика», «Химия», общепрофессиональными и специальными дисциплинами:. «Электротехника», «Электронная техника», «Материаловедение, электрорадиоматериалы,и радиокомпоненты» и др
Программа дисциплины «Физика» состоит из пяти разделов:
-
Механика.
-
Молекулярная физика. Термодинамика.
-
Электродинамика.
-
Строение атома и квантовая физика.
-
Эволюция Вселенной.
В разделе «Механика» изучается кинематика: основные понятия кинематики, кинематика точки и твердого тела, динамика: аксиомы динамики, движение материальной точки, силы упругости, трения; законы сохранения: импульса, энергии ; механические колебания и волны.
В разделе «Молекулярная физика. Термодинамика» рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, модели строения жидкостей и твердых тел, физические понятия температура, влажность, кристаллические и аморфные тела, внутренняя энергия и работа газа, первый закон термодинамики,.
В разделе «Электродинамика» изучаются: основной закон электростатики, законы постоянного тока, понятие «электродвижущая сила» ,проводимость полупроводников, магнитное поле , электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика.
В разделе «Строение атома и квантовая физика» рассматриваются: строение атома и атомного ядра, явление фотоэффекта, радиоактивность.
Последний раздел «Эволюция Вселенной» посвящен изучению строения Солнечной системы, строению и развитию Вселенной,эволюции зарождения и жизни горения звезд.
Изучение дисциплины «Физика» строится с учётом реализации на учебных занятиях принципов дидактики: систематичности и последовательности, научности и прочности, наглядности, доступности и посильности, сознательности и активности, связи теории с практикой.
Основная форма изучения дисциплины - теоретические занятия: урок, лекция, семинар, конференция и др.
С целью закрепления теоретических знаний программой предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ.
Целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), а их содержанием - экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др. В ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые составляют часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных или учебных (умения решать задачи), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Наряду с формированием умений в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Практические занятия могут проводиться в форме решения разного рода задач, в том числе профессиональных, защиты проектов, деловых игр и др.
При изучении дисциплины используются словесный, наглядный, практический, проблемный, исследовательский и другие методы.
Основные средства обучения, применяемые при изучении дисциплины «Физика»:
-
для обучающихся: рабочие тетради, конспекты лекций, методические указания по выполнению лабораторных, практических, самостоятельных и контрольных работ, учебные пособия, мультимедийные средства.
-
для педагога: методические рекомендации по целеполаганию, планированию учебно-воспитательного процесса, выбору методов, средств обучения, учебно-методическое обеспечение, учебно-техническая документация, учебно-материальное оснащение (технические средства обучения, дидактический материал, учебно-наглядные пособия).
Программой предусмотрено выполнение внеаудиторных самостоятельных работ. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебной дисциплины. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Темы предстоящих самостоятельных работ объявляются заранее и каждому студенту предоставляется возможность выполнить её. В качестве самостоятельных работ можно предлагать исследовательские задания для 2-3 студентов, работу с Интернет-ресурсами, учебной и справочной литературой, решение вариативных задач и т.д.
Программа скорректирована в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, регионального компонента и запросов работодателей к уровню подготовки техника, согласно которых он должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
-
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
-
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
-
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
-
работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
-
брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
-
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
-
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Целью изучения дисциплины «Физика» является формирование у студентов знаний о фундаментальном строении материи и физических принципах, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира. Она предусматривает:
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
-
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В целях реализации профессиональной направленности рекомендуется:
в разделе «Электродинамика» изучить свойства проводников и диэлектриков, которые должны быть учтены при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре; свойства полупроводников, которые учитываются при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре; понятие «электродвижущая сила», которое необходимо учитывать при работе источников тока, генераторов; влияние электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов; понятие «радиоволны» как пример распространения электромагнитных волн в пространстве; необходимость учета вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой.
Мониторинг качества подготовки студентов осуществляется при помощи входного, текущего, рубежного и итогового контроля.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания студентов важнейших (узловых) элементов базовых дисциплин или курса дисциплины предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с коррекционным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Входной контроль возможен и уместен не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса) дисциплины. Основной формой проведения входного контроля является тест, содержащий задания I и II уровней усвоения содержания материала.
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Текущий контроль может осуществляться посредством тестирования, устного, фронтального, индивидуального, письменного опросов, проверки практических заданий, которые формируют у обучающихся прочные навыки самостоятельной деятельности, связанных, с выполнением вычислений, измерений, графических работ, использованием справочной литературы, способность логически мыслить, устанавливать главные связи в учебном материале. Текущий контроль позволяет систематически отслеживать качество усвоения знаний студентов и, в случае необходимости (при получении отрицательных результатов), вводить коррективы в технологию обучения.
Рубежный контроль необходим для диагностирования хода процесса обучения, установления и оценки уровня усвоения студентами ведущей темы или раздела рабочей программы, соответствие их знаний, умений с учетом стандартных параметров качества обучения. Рубежный контроль рекомендуется проводить в форме тестирования, контрольной работы, в том числе обязательной, аудиторной.
Итоговый контроль является средством для повторения всей программы учебной дисциплины. На этом этапе процесса обучения систематизируется и обобщается весь учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты II и III уровней, отражающие содержание проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с требованиями ГОС, работодателей и заказчиков образовательных услуг.
С целью проверки уровня усвоения содержания дисциплины программой предусмотрена сдача экзамена. Обязательным условием допуска студента к экзамену является успешное выполнение лабораторных, практических и внеаудиторных самостоятельных работ. Экзамен проводится устно, в вопросы включаются теоретические вопросы и практические задания на применение теоретических знаний, охватывающие ее наиболее актуальные разделы и темы дисциплины. Для успешной сдачи экзамена студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений изучаемой дисциплины и показать умение применять теорию при решении конкретных практических задач, в том числе профессиональной направленности.
Программа составлена с учетом параметров качества обучения:
a - уровень усвоения содержания.
a=1 - ученический (узнавание);
a=2 - алгоритмический (воспроизведение);
a=3 - эвристический (применение).
b - ступень абстракции - уровень описания содержания обучения.
b=1 - феноменологическая (естественный язык изложения);
b=2 - предсказательная (предусматривающая объяснение природы и свойств явлений, причин и следствий на языке науки);
b=3 - прогностическая (математический способ описания правил и закономерностей, на основе точных вычислений делается безошибочный прогноз).
g - аргументированность действий (степень осознанности):
g=1 - предметная (действия в рамках знаний одной дисциплины);
g=2 - межпредметная (действия опираются на знание смежных дисциплин);
g=3 - системная (для решения необходима система знаний из нескольких наук).
Приложением к программе является контрольный блок и таблица взаимосвязи дисциплины «Физика» с дисциплинами профессионального цикла.
Логическая структура дисциплины
Физика
Раздел №1.
Механика
Раздел №2. Молекулярная физика, Термодинамика
Раздел №3.
Электродинамика
Раздел №4. Строение атома и квантовая физика
Раздел №5. Эволюция Вселенной
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования
Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (ССУЗ)
"Магнитогорский технологический колледж"
по специальности среднего профессионального образования
210414"Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)"
Квалификация: техник
Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения: 3 г. 10 м. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования - технический
Индекс
Наименование
дисциплин
Распределе-ние по семестрам
Кол-во контрольных работ
Максимальная учебная нагрузка студента (час)
Самостоятельная учебная нагрузка студента (час)
Обязательные учебные занятия
Экзаменов
Курсовой проект(работа)
Зачет
Всего
в том числе
1 курс
Занятия на уроках
Практические занятия
Кур.проект (работа)
1 семестр 17 недель
2 семестр 22 недель
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
ОДП.02
Физика
-,э
231
62
169
117
52
51
118
Тематический план
Номер и название
разделов, тем
Максимальная нагрузка студента, ч
Самостоятельная нагрузка студента, ч
Кол-во часов
Форма контроля
Параметры качества обучения
Всего
Теоретические занятия
Лабораторные (практические) занятия
Уровень усвоения,
Ступень абстракции,
Степень осознанности,
Введение
3
-
3
3
-
Тестирование
2
2
2
Раздел №1. Механика
47
8
39
25
14
2
2
2
Тема №1. Кинематика.
16
2
14
12
2
Проверка выполнения практ. задания
2
2
2
Тема №2. Динамика.
12
2
10
6
4
Проверка выполнения практ. задания
л/р
2
2
2
Тема №3. Законы сохранения.
8
2
7
3
4
Проверка выполнения практ. задания
л/р
2
2
2
Тема №4.Механические колебания и волны.
11
2
8
4
4
Проверка выполнения практ. задания
л/р
2
2
2
Раздел №2. Молекулярная физика, Термодинамика
42
11
31
21
10
2
2
2
Тема №5. Основы молекулярно- кинетической теории.
27
6
21
13
8
Проверка выполнения практ. задания
2
2
2
Тема №6.Основы термодинамики.
15
5
10
8
2
Проверка выполнения практ. задания
2
2
2
Раздел №3.Электродинамика
102
32
70
46
24
2
2
2
Тема №7.Электростатика.
Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре
12
4
8
6
2
Проверка выполнения практ. задания
2
2
2
Тема №8.Постоянный электрический ток.
Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре
22
6
16
10
6
Проверка выполнения практ.
Задания
л/р
2
2
2
Тема №9.Магнитное поле.
Электромагнитная индукция.
Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов
20
6
14
8
6
Проверка выполнения практ. задания
л/р
2
2
2
Тема №10.Электромагнитные колебания и волны
Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой
26
8
18
14
4
Проверка выполнения практ. задания
л/р
2
2
2
Тема №11.Оптика.
я
22
8
14
8
6
Проверка выполнения практ. задания
л/р
2
2
2
Раздел №4. Строение атома и квантовая физика
22
6
16
12
4
2
2
2
Тема №12.Физика атома.
10
2
8
6
2
Проверка выполнения практ. задания
2
2
2
Тема №13.Ядерная физика.
12
4
8
6
2
Проверка выполнения практ. задания
2
2
2
Раздел №5. Эволюция Вселенной
15
5
10
10
0
тестирование
2
2
2
. Тема 14. Солнечная система
6
1
5
5
0
тестирование
2
2
2
Тема 15. Галактика и метагалактика
9
4
5
5
0
тестирование
2
2
2
ВСЕГО:
231
62
169
117
52
ЭКЗАМЕН
Т\П
В содержании контроля: Т- теоретический вопрос; П - задание на применение теоретических знаний.
Лабораторные и практические работы , предусмотренные рабочим учебным планом, проводятся в счет времени, отведенного на их проведение в количестве 2 часов.
Содержание учебной дисциплины
Введение
Студенты должны:
иметь представление:
-
о роли и месте физики в современном мире.
Физика - наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.
Раздел №1. Механика
После изучения раздела студенты должны:
знать:
-
смысл законов и принципов механики;
-
уметь:
-
использовать формулы механики для решения задач и выполнения лабораторных работ;
Тема 1. Кинематика.
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
о представлении тела материальной точкой;
-
относительность механического движения;
-
физический смысл скорости, ускорения;
уметь:
-
описывать различные виды механического движения;
-
определять параметры равномерного и равнопеременного движения, движения тела по окружности;
-
решать графические задачи;
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.* Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Демонстрации
-
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
-
Виды механического движения.
-
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Практическая работа №1«Решение задач по теме « Кинематика»»
Тема 2. Динамика.
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл инерции, массы, силы;
-
физический смысл законов Ньютона, принципа относительности Галилея, законов всемирного тяготения, Гука;
уметь:
-
использовать формулы закона всемирного тяготения, силы тяжести, закона Гука, силы трения скольжения, импульса тела, импульса силы;
-
определять массу, силу тяжести, трения, упругости, жесткость пружины, коэффициент трения скольжения, импульс тела;
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.* Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Демонстрации
-
Сложение сил.
-
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
-
Зависимость силы упругости от деформации.
-
Силы трения.
-
Невесомость.
-
Реактивное движение.
Лабораторная работа №1. «Исследование зависимости коэффициента трения скольжения от веса тела».
Лабораторная работа №2. «Исследование движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести».
Тема 3. Законы сохранения.
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл законов сохранения импульса и механической энергии;
уметь:
-
объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
-
решать задачи на движение искусственных спутников Земли;
-
решать задачи на применение законов сохранения импульса и механической энергии;
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии*. Работа и мощность.
Демонстрации
-
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторная работа №3. «Проверка закона сохранения механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».
Практическая работа №2«Решение задач по теме « Динамика. Законы сохранения»»
Тема 4. Механические колебания и волны.
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
смысл физических понятий: колебание, гармоническое колебание, затухающие колебания, вынужденные колебания, амплитуда, период, частота гармонических колебаний, период колебаний физического маятника, резонанс; волна, поперечные и продольные волны, длина волны, громкость звука, высота тона, интенсивность звука;
уметь:
-
определять период колебаний маятника; ускорение свободного падения с помощью маятника;
-
решать задачи на нахождение характеристик колебательного и волнового движения;
-
использовать формулы периода колебаний пружинного и математического маятников, связи длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой);
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.*
Демонстрации
-
Свободные и вынужденные колебания.
-
Резонанс.
-
Образование и распространение волн.
-
Частота колебаний и высота тона звука.
Лабораторная работа №4. «Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити».
Практическая работа №3 «Решение задач по теме « Механические колебания и волны»»
Раздел № 2. Молекулярная физика. Термодинамика
После изучения раздела студенты должны:
знать:
-
физический смысл теплового движения частиц
-
физический смысл законов термодинамики;
уметь:
-
производить измерение, влажности воздуха;
-
решать задачи с использованием формул молекулярной физики и термодинамики
Тема №5. Основы молекулярно- кинетической теории.
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл теплового движения частиц, температуры как меры средней кинетической энергии молекул, понятий насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, кристаллическая решетка, жидкие кристаллы;
-
физический смысл закона Дальтона;
-
физический смысл теплового расширения тел
уметь:
-
описывать и объяснять изотермический, изохорный, изобарный процессы в идеальных газах;
-
производить измерения параметров состояния идеального газа, влажности воздуха;
-
решать качественные, графические и расчетные задачи на определение количества вещества, давления, температуры, плотности газа, средней квадратичной скорости и средней кинетической энергии хаотичного движения молекул с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева - Клапейрона;
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Закон Дальтона. Изотермический, изобарный и изохорный процессы.*
Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы.* Изменения агрегатных состояний вещества.
Демонстрации
-
Движение броуновских частиц.
-
Диффузия.
-
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
-
Кипение воды при пониженном давлении.
-
Психрометр и гигрометр.
-
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
-
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела
Лабораторная работа №5. «Измерение влажности воздуха».
Лабораторная работа №6. «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости».
Лабораторная работа №7 « Измерение модуля Юнга»
Практическая работа №4 «Решение задач по теме «Основы МКТ»
Тема №6. Основы термодинамики.
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл понятий термодинамическая система, термодинамическое равновесие, КПД теплового двигателя, обратимый и необратимый процессы;
-
смысл первого закона термодинамики, второго закона термодинамики;
уметь:
-
описывать и объяснять адиабатный процесс;
-
решать задачи с использованием первого закона термодинамики;
-
решать задачи на расчет работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии идеального газа при различных процессах, КПД тепловых двигателей;
-
представлять графически изопроцессы в газах в различных координатах;
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.* КПД тепловых двигателей.*
Демонстрации
-
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
-
Модели тепловых двигателей.
Раздел № 3. Электродинамика
После изучения раздела студенты должны:
знать:
-
смысл законов и принципов электродинамики
уметь:
-
объяснять явления электродинамики;
-
решать задачи с использованием законов электродинамики;
-
использовать законы электродинамики при описании работы отдельных узлов радиоэлектронной аппаратуры.
Тема №7.Электростатика.
Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл понятий электрический заряд, электростатическое поле, силовые линии электростатического поля, напряженность, потенциал, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, энергия электростатического поля конденсатора;
-
смысл закона сохранения электрического заряда, закона Кулона, принципа суперпозиции;
уметь:
-
решать задачи: на расчет сил электростатического взаимодействия зарядов с применением закона сохранения заряда и закона Кулона; на определение силовых и энергетических характеристик электростатического поля на основе принципа суперпозиции полей и формул для напряженности и потенциала поля точечного заряда; на движение и равновесие заряженных частиц в электростатическом поле.
-
объяснять явления электризации тел, взаимодействия точечных зарядов и заряженных тел, электростатической индукции;
-
применять свойства электрического поля при объяснении работы радиоэлектронной аппаратуры
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
Проводники в электрическом поле.* Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.*
Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре
Демонстрации
-
Взаимодействие заряженных тел.
-
Проводники в электрическом поле.
-
Диэлектрики в электрическом поле.
-
Конденсаторы.
. Практическая работа №6 «Решение задач по теме «Электростатика»»
Тема №8 Постоянный электрический ток.
Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл силы электрического тока, сторонних сил, электродвижущей силы;
-
смысл закона Ома для полной цепи;
-
физический смысл собственной и примесной проводимости полупроводников;
уметь:
-
описывать и объяснять принцип работы источника электрического тока;
-
измерять и определять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление, мощность электрического тока, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; рассчитывать абсолютные и относительные погрешности прямых измерений физических величин;
-
применять основные понятия, формулы и законы темы для расчета физических характеристик полной электрической цепи и ее отдельных участков;
-
описывать и объяснять электронно-дырочный переход;
-
применять понятие ЭДС при объяснении работы генераторов тока
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Смешенное соединение проводников.* ЭДС источника тока.
Тепловое действие электрического тока*. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре
Демонстрации
-
Тепловое действие электрического тока.
-
Собственная и примесная проводимости полупроводников.
-
Полупроводниковый диод.
-
Транзистор.
Лабораторная работа №8. «Проверка закона Ома для участка цепи».
Лабораторная работа №9. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
Практическая работа №7 «Решение задач по теме «Законы постоянного тока»»
Тема №9. Магнитное поле. Электромагнитная индукция.
Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл понятий магнитное поле, индукция магнитного поля, магнитный поток, ЭДС индукции, ЭДС самоиндукции, индуктивность, энергия магнитного поля;
-
физический смысл силы Ампера, силы Лоренца;
-
физический смысл законов Ампера, электромагнитной индукции;
уметь:
-
описывать и объяснять возникновение магнитного поля и его действие на движущиеся заряженные частицы, явления электромагнитной индукции, самоиндукции;
-
графически изображать магнитные поля, определять направления вектора индукции магнитного поля, сил Ампера и Лоренца;
-
решать задачи на расчет силы Ампера, силы Лоренца, характеристик движения заряженной частицы в однородных электрическом и магнитном полях с применением формул: магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца, магнитного потока, ЭДС индукции и ЭДС самоиндукции, энергии магнитного поля;
-
определять направление индукционного тока по правилу Ленца;
-
применять свойства магнитного поля при объяснении работы генератора постоянного тока
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея.* Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов
Демонстрации
-
Опыт Эрстеда.
-
Взаимодействие проводников с токами.
-
Электродвигатель.
-
Электроизмерительные приборы.
-
Электромагнитная индукция.
-
Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.
Лабораторная работа №10. «Исследование явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа №11. «Измерение индуктивности катушки».
Практическая работа №8 «Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»»
Электромагнитные колебания и волны
Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл понятий колебательный контур, свободные электромагнитные колебания, переменный электрический ток, амплитудное и действующее значение силы переменного тока и напряжения, трансформатор, электромагнитная волна, скорость распространения электромагнитной волны в вакууме;
уметь:
-
описывать и объяснять физические явления: электромагнитные колебания, переменный электрический ток, электромагнитные волны;
-
решать задачи на расчет периода электромагнитных колебаний по формуле Томсона.
Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
Электромагнитное поле и электромагнитные волны.* Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.*
Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой
Демонстрации
-
Работа электрогенератора.
-
Трансформатор.
-
Свободные электромагнитные колебания.
-
Осциллограмма переменного тока.
-
Конденсатор в цепи переменного тока.
-
Катушка в цепи переменного тока.
-
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
-
Излучение и прием электромагнитных волн.
-
Радиосвязь.
Лабораторная работа №12. «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока».
Практическая работа № 9 «Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»»
Тема №11.Оптика.
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл понятий когерентность, интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация света, абсолютный показатель преломления;
-
физический смысл законов и принципов: прямолинейного распространения света, отражения и преломления света, Гюйгенса-Френеля;
уметь:
-
описывать и объяснять распространение, отражение, преломление света, дифракцию, интерференцию, дисперсию, поляризацию света;
-
определять показатель преломления вещества;
-
решать задачи на расчет характеристик интерференции света в простейших системах, дифракции света на дифракционной решетке,
-
решать задачи на построение хода световых лучей с применением законов прямолинейного распространения, отражения и преломления света, в призмах и плоскопараллельных пластинах;
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.* Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.* Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы.* Разрешающая способность оптических приборов.
Демонстрации
-
Интерференция света.
-
Дифракция света.
-
Законы отражения и преломления света.
-
Полное внутреннее отражение.
-
Получение спектра с помощью призмы.
-
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
-
Спектроскоп.
-
Оптические приборы
Лабораторная работа №13. «Измерение показателя преломления стекла».
Лабораторная работа №14. « Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»
Практическая работа №10 «Решение задач по теме «Оптика»»
Раздел № 4. Строение атома и квантовая физика
После изучения раздела студенты должны:
знать:
-
физический смысл протонно-нейтронной модели;
-
смысл законов атомной и ядерной физики;
уметь:
-
объяснять квантование энергии;
-
решать задачи на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа, периода полураспада радиоактивных веществ;
Тема №12. Физика атома.
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
смысл постулатов Бора;
уметь:
-
объяснять квантование энергии, излучение и поглощение энергии атомом;
-
решать задачи на вычисление частоты излучения атома и длины волны излучения при переходе электрона в атоме из одного энергетического состояния в другое;
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект.* Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Демонстрации
-
Фотоэффект.
-
Излучение лазера.
Практическая работа №11 «Решение задач по теме «Физика атома»»
Тема №13. Ядерная физика.
После изучения темы студенты должны:
знать:
-
физический смысл протонно-нейтронной модели ядра, ядерной реакции, энергии связи, дефекта масс, энергетического выхода ядерной реакции, периода полураспада, цепной ядерной реакции деления, критической массы, поглощенной дозы излучения);
-
физический смысл радиоактивного распада, деления ядер);
-
смысл закона радиоактивного распада;
уметь:
-
объяснять принцип действия и устройства ядерного реактора, дозиметрических приборов;
-
решать задачи на расчет продуктов ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа, энергетического выхода ядерной реакции, периода полураспада радиоактивных веществ;
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. *
Демонстрации
-
Линейчатые спектры различных веществ.
-
Счетчик ионизирующих излучений.
Практическая работа №12 «Решение задач по теме «Ядерная физика»»
Раздел № 5. Эволюция Вселенной
После изучения раздела студенты должны:
знать:
-
основные этапы развития Вселенной;
уметь:
-
пользоваться звездной картой.
Тема № 14. Солнечная система .
После изучения раздела студенты должны:
знать:
-
основные этапы развития Солнечной системы;
уметь:
-
пользоваться звездной картой
Образование планетных систем.
Солнечная система.*
Тема № 15. Галактика и метагалактика
После изучения раздела студенты должны:
знать:
-
основные этапы развития Вселенной;
Галактика. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.*
Демонстрации
-
Солнечная система (модель).
-
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Перечень лабораторных и практических работ
Номер и название
темы
Номер и название лабораторной работы,
название практической работы
Кол-во часов
1
2
3
Тема 1. Кинематика.
Практическая работа №1«Решение задач по теме « Кинематика»»
2
Тема 2. Динамика.
Лабораторная работа №1 «Исследование зависимости коэффициента трения скольжения от веса тела»
2
Лабораторная работа №2«Исследование движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести»
2
Тема 3 Законы сохранения.
Лабораторная работа №3 «Проверка закона сохранения механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости».
2
Практическая работа №2«Решение задач по теме « Динамика. Законы сохранения»»
2
Тема 4. Механические колебания и волны.
Лабораторная работа №4«Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити».
2
Практическая работа №3 «Решение задач по теме « Механические колебания и волны»»
2
Тема 5. Основы молекулярной физики.
Лабораторная работа №5 «Измерение влажности воздуха»
2
Лабораторная работа №6 «Измерение поверхностного натяжения жидкости»
2
Лабораторная работа №7 « Измерение модуля Юнга»
2
Практическая работа №4 «Решение задач по теме «Основы МКТ»»
2
Тема 6.Основы термодинамики.
Практическая работа №5 «Решение задач по теме «Основы термодинамики»»
2
Тема 7. Электростатика. Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре
Практическая работа №6 «Решение задач по теме «Электростатика»»
2
Тема 8 Постоянный электрический ток.
Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре
Лабораторная работа №7 «Проверка закона Ома для участка цепи»
2
Лабораторная работа №8 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
2
Практическая работа №7 «Решение задач по теме «Законы постоянного тока»»
2
Тема 9. Магнитное поле. Электромагнитная индукция.
Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов
Лабораторная работа №9 «Исследование явления электромагнитной индукции»
2
Лабораторная работа №10 «Измерение индуктивности катушки».
2
Практическая работа №8 «Решение задач по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»»
2
Тема10. Электромагнитные колебания и волны.
Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой
Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.
2
Практическая работа № 9 «Решение задач по теме «Электромагнитные колебания и волны»»
2
Тема 11. Оптика.
Лабораторная работа №12 «Измерение показателя преломления стекла»
2
Лабораторная работа №13 « Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»
2
Практическая работа №10 «Решение задач по теме «Оптика»»
2
Тема 12. Физика атома.
Практическая работа №11 «Решение задач по теме «Физика атома»»
2
Тема 13 Ядерная физика.
Практическая работа №12 «Решение задач по теме «Ядерная физика»»
2
Всего
52
Перечень заданий для самостоятельной работы
Номер и название
темы
Содержание самостоятельной работы студента
Кол-во часов
Вид задания
1
2
3
Тема 1. Кинематика.
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание
2
Решение комбинированных задач по теме «Кинематика»
Тема 2. Динамика.
Силы в природе
2
Подготовка электронного материала по теме «Применение сил в быту»
Тема 3 Законы сохранения.
Закон сохранения механической энергии
2
Решение ситуационных задач по теме « Закон сохранения энергии
Тема 4. Механические колебания и волны.
Ультразвук и его использование в технике и медицине
2
Подготовка электронного материала теме «Ультразвук и его использование в технике и медицине»
Тема 5. Основы молекулярной физики.
Изотермический, изобарный и изохорный процессы
2
Решение комбинированных задач по теме «Изопроцессы»
Аморфные вещества и жидкие кристаллы
4
Подготовка электронного материала по теме «Применение жидких кристаллов в технике»
Тема 6.Основы термодинамики.
КПД тепловых двигателей
3
Подготовка презентации по теме «Двигатель: виды, устройство, принцип работы»
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
2
Подготовка презентации по теме «Грозит ли нам глобальное потепление?»
Тема 7. Электростатика.
Учет свойства проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре
Проводники в электрическом поле
2
Составление опорного конспекта по теме «Проводники в электрическом поле»
Диэлектрики в электрическом поле
2
Составление опорного конспекта по теме «Диэлектрики в электрическом поле»
Тема 8 Постоянный электрический ток.
Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов в радиоэлектронной аппаратуре
Смешенное соединение проводников
2
Решение задач по теме «Закон Ома»
ЭДС источника тока
После
2
Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи»
Закон Тепловое действие электрического тока
2
Решение задач по теме «Закон Джоуля -Ленца»
Тема 9. Магнитное поле. Электромагнитная индукция.
Учет влияния электромагнитной индукции на работу электромагнитных силовых механизмов
Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея
4
Подготовка электронного материала по теме «Применение явления электромагнитной индукции в технике»
2
Решение задач по теме «Закон ЭДС индукции»
Тема10. Электромагнитные колебания и волны
Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой
Электромагнитное поле и электромагнитные волны
4
Подготовка электронного материала по теме «Электромагнитное поле и его влияние на человека»
Принципы радиосвязи и телевидения
4
Подготовка электронного материала по теме «Радио- и СВЧ- волны в средствах связи»
Тема 11. Оптика.
Проявление законов оптики в работе системы освещения автомобиля
Полное внутреннее отражение
2
Решение задач по теме «Волновые свойства света»
Интерференция и дифракция света
2
Лабораторная работа «Наблюдение интерференции и дифракции световых волн»
Оптические приборы
4
Подготовка презентации по теме «Человеческий глаз как оптический прибор»
Тема 12. Физика атома.
Использование квантовых свойств света при определении химического состава сплавов металлов
Фотоэффект
2
Решение задач по теме «Фотоэффект»
Тема 13 Ядерная физика. Использование свойств атомных ядер для определения качества деталей автомобиля
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы
4
Подготовка реферата по теме «Атомная энергетика: за и против»
Тема 14. Солнечная система
Солнечная система
1
Подготовка сообщения «Строение Солнечной системы. Её эволюция»
Тема 15. Галактика и метагалактика
Возможные сценарии эволюции Вселенной
4
Подготовка реферата «Исследование Вселенной человеком»
Всего
62
Организация образовательного пространства
для реализации рабочей программы учебной дисциплины «Физика»
Наименование специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования
Кабинет - №311
1.1. Оборудование, мебель, инвентарь
1.1.1. Шкаф комбинированный для размещения и хранения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, личного инструмента, технической литературы
1.1.2. Стол базовый рабочий
1.1.3. Стул
1.1.4. Тумбочка, стол для телевидеоаппаратуры
1.1.5. Доска классная
1.1.7. Экран
1.2. Технические средства обучения и дидактический материал
1.2.5. Компьютер
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники:
-
Физика. Библиотека наглядных пособий. (7-11 кл.)
-
Физика. 1 С: Репетитор.
-
Открытая физика. 1,2 часть.
-
Физика. Практикум 7-11 кл.
-
Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10-11 кл.
-
Астрономия. Библиотека электронных наглядных пособий. (9-10 кл.)
-
Открытая астрономия.
-
Астрономия. Энциклопедия школьника.
-
Наша Вселенная. ВВС. Коллекционное издание.
1.2.6. Дидактический материал:
-
Указания по выполнению лабораторных работ
-
Пакеты контрольно-измерительных материалов для I, II курсов:
- тесты входного контроля
- КИМ текущего контроля
- тесты итогового контроля
-
Экзаменационные билеты и приложения к ним
-
Задания для проведения контрольных работ
1.3. Учебно-наглядные пособия
1.3.1. Учебно-наглядные пособия (плоскостные):
Плакаты:
-
Схема опыта Штерна
-
Определение скоростей молекул
-
Виды деформаций
-
Электрическая цепь с источником тока
-
Магнитная запись и воспроизведение звука
-
Магнит со сверхпроводящей обмоткой
-
Разряды в газах
-
Диоды
-
Электронно-лучевая трубка
-
Терморезисторы и фоторезисторы
-
Последовательное и параллельное соединение активного, индуктивного, емкостного сопротивлений
-
Самоиндукция
-
Трансформаторы
-
Упрощенная схема преобразования энергии
-
Ядерное горючее
-
Электронная эмиссия
-
Тепловое действие тока
-
Фотоэлементы
-
Схематическое устройство глаза
-
Атомная электростанция
-
Конденсаторы
-
Космические полеты
-
Космические исследования
-
Строение основных типов звезд
-
Астрономические наблюдения и телескопы
-
Двойные звезды
-
Переменные звезды
-
Спутники планет
-
Планеты
-
Спектральные исследования
-
Радиоастрономия
1.3.2. Учебно-наглядные пособия (натуральные):
-
Генератор звуковой частоты
-
Амперметры
-
Барометр-анероид
-
Вольтметр демонстрационный
-
Набор тел равной массы и равного объема
-
Комплект для изучения колебаний
-
Призма наклоняющаяся с отвесом
-
Диод вакуумный
-
Вольтметры
-
Источник переменного тока
-
Источник постоянного тока
-
Машина электрофорная
-
Микрофон электродинамический
-
Насос вакуумный
-
Осветитель для теневой проекции
-
Осциллограф
-
Трансформатор универсальный
-
Метроном
-
Камертон
-
Прибор для демонстрации волновых явлений
-
Модель двигателя внутреннего сгорания
-
Модель броуновского движения
-
Набор капилляров
-
Прибор для демонстрации видов деформации
-
Прибор для изучения газовых законов
-
Батарея конденсаторов
-
Комплект магнитов
-
Конденсатор переменной емкости
-
Магазин резисторов
-
Набор линз и зеркал
-
Набор полупроводников
-
Набор по интерференции и дифракции света
-
Палочки из стекла, эбонита
-
Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле
-
Стрелки магнитные
-
Султаны электрические
-
Электрометры
2. Основное оборудование кабинета
2.1. Оборудование и мебель
2.1.1. Стул - 34 шт.
2.1.2. Стол ученический - 16 шт.
Литература
Основная:
-
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 10 класс. - М.: Просвещение, 2008.
-
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11 класс. - М.: Просвещение, 2008.
-
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений. Под ред. В.А. Бурова. - М.: Просвещение, 2009.
-
Кабардин О.Ф., Орлов О.В. Тесты по физике 7-9 классы. - М.: «Дрофа», 2008.
-
Кабардин О.Ф., Орлов О.В. Тесты по физике 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 2008.
-
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. - М.: «Дрофа», 2010.
7. Дмитриева В. Ф. Физика: учебник для СПО.- М.: Академия, 2008
8. Дмитриева В. Ф. Сборник задач по физике для СПО. - М.: Академия, 2009
Дополнительная:
-
Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Просвещение, 2001.
-
Майоров А.Н. Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития, 2000.
-
Энциклопедический словарь юного физика. - М.: Педагогика - Прогресс, 2002.
-
Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе. 7-11 классы. - М.: Просвещение, 2003.
-
Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. - М.: Школа-Пресс, 2000.
-
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Тематическая проверка знаний: кроссворды по физике. - М.: Школа-Пресс, 2002.
7. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10-11: Книга для учителя. - М., 2004.
8.Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., 2001.
9.Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. - М., 2006.
10.Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. - М., 2002.
11.Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М., 2006.
12.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. - М., 2004.
Приложение к рабочей программе учебной дисциплины «Физика» для специальности
Контрольный блок
Входной тест
Часть А. Выберите правильный ответ.
-
Условное обозначение и единица измерения ускорения:
-
V, м/с;
-
S, м;
-
a, м/с2;
-
F, Дж.
Р=5
-
Физическая величина, измеряемая в ньютонах:
а) скорость;
б) перемещение;
в) ускорение;
г) сила;
д) энергия.
Р=5
-
Численное значение ускорения свободного падения:
-
;
-
6,02*1023 моль -2;
-
3*108 м/с;
-
1,6*10-19 кг;
-
9,8м/с2.
Р=5
4. Условное обозначение и единица измерения скорости:
-
V, м/с;
-
S, м;
-
a, м/с2;
-
P, H;
-
Е, Дж.
Р=5
5. Условное обозначение и единица измерения массы:
-
а, м/с2;
-
т, н;
-
V, м;/с;
-
m, кг;
-
Е, Дж.
Р=5
6. Наибольший выигрыш в работе даёт:
-
рычаг;
-
наклонная плоскость;
-
подвижный блок;
-
выигрыш у каждого механизма должен быть сколько угодно большим;
-
ни один простой механизм не дает выигрыша в работе.
Р=5
7. Физическая величина, определяемая отношением массы тела к его объему:
-
давление;
-
плотность;
-
вес;
-
сила тяжести;
-
среди ответов а-г нет правильного.
Р=5
8.Физическая величина, единицей измерения которой является ампер:
-
работа;
-
сила тока;
-
мощность;
-
энергия;
-
импульс.
Р=5
9. Формула, соответствующая закону сохранения импульса:
Р=4
10. Физические приборы, составляющие электрическую цепь:
а) ключ, источник, амперметр, лампа;
б) ключ, источник, вольтметр, лампа;
в) реостат, источник, амперметр, лампа;
г) ключ, источник, амперметр, лампа,
соединительные провода.
Р=4
11. Утверждение, являющееся верным:
-
только жидкости состоят из молекул;
-
только жидкости и газы состоят из молекул;
-
только газы состоят из молекул;
-
все тела состоят из молекул;
-
только твердые тела состоят из молекул.
Р=5
12. Частица, входящая в состав двух других из перечисленных ниже:
1. Атом 2. Молекула 3. Электрон
-
1;
-
2;
-
3
-
1 и 3;
-
ни одна из трех.
Р=5
Часть В. Решите задачи
13.По графику, представленному на рисунке, определите скорость движения велосипедиста в момент времени равный 2с.
S,м
14.Вы прошли 12 км в южном направлении, а затем 5 км в северном направлении. Чему равен модуль перемещения?
Итоговый тест
Часть А. Выберите правильный ответ.
-
Численное значение ускорения свободного падения:
-
g=9,8 м/с2;
-
R=8,31 Дж (моль. к) ;
-
C=3*108 м/с.
Р=3
-
Отношение путей, пройденных телом за 1с и за 2с после начала свободного падения равно:
-
1: 1;
-
1: 2;
-
1: 4.
Р=3
-
Характеристика тела, которая остается постоянной при нахождении его в тепловом равновесии
-
объем;
-
масса;
-
температура.
Р=3
-
300 К по абсолютной шкале температур соответствуют:
-
270С;
-
-5370С;
-
-270С.
Р=3
-
При уменьшении расстояния между двумя точечными электрическими зарядами в 3 раза сила кулоновского взаимодействия:
-
увеличится в 3 раза;
-
увеличится в 9 раз;
-
уменьшится в 3 раза.
Р=3
-
Нить накала на схематическом изображении вакуумного диода изображена под номером:
-
2;
-
3;
-
4.
Р=3
Р=3
-
Формула для определения длины звуковой волны:
Р=3
-
Формула для определения частоты света:
Р=3
-
Сколько протонов и сколько нейтронов содержится в ядре атома свинца?
-
82;207;
-
82;125;
-
207;125.
Р=3
Часть В. Решите задачи.
10. По графику представленному на рисунке определите скорость движения велосипедиста в момент времени t=5с
S,м
11. Под действием силы 2Н, тело приобрело ускорение 4 м/с. Вычислите массу тела.
12. В сосуде находится 0,5 моль водорода. Назовите примерное количество молекул водорода в сосуде.
13. Тепловая машина за цикл получает от нагревателя кол-во теплоты 100 Дж и отдает холодильнику 60 Дж. Назовите КПД машины.
14. Чему равна работа, совершенная газом при переходе его из состояния 1 в состояние 2?
Р, Па
2000
V,м3
15. Нейтральная водяная капля соединилась с каплей, обладавшей электрическим зарядом 2 q. Какой стал электрический заряд образовавшейся капли?
16. Работа тока на участке цепи за 3с равна 6 Дж. Чему равна сила тока в цепи, если напряжение на участке цепи равна 2 В?
17. Колебания силы тока в колебательном контуре происходит с частотой 4Гц. Чему равен период колебаний силы тока?
18. На рисунке представлен график зависимости колебаний силы тока от времени. Чему равны: амплитуда, частота, период колебаний тока?
19. Радиосигнал идет до цели 10с. Определите расстояние до цели.
20. Вычислите давление газообразного кислорода в сосуде объемом 22*10-3 м3 при температуре 00С, если масса кислорода в сосуде равна 32г?
Эталоны ответов к входному тесту
Часть А.
-
1 - в
5 - г
9 - б
2 - г
6 - а
10 - г
3 - д
7 - б
11 - г
4 - а
8 - б
12- в
Часть В.
13 - 3м/с.
14 - 7км.
К>0,7; Робщ.=58
Эталоны ответов к итоговому тесту:
Часть А.
1 - а
4 - а
7 -в
2 - в
5 - б
8 - в
3 - в
6 - б
9 -б
Часть В.
10 - 3м/с
13 - 40%
16 - 1А
19 - 1,5*109м
11 -0,5кг
14 - 4000 Дж
17 - 0,25с
20 - 103 кПа
12 - 3*1023
15 - 2q
18 - 3А; 2,5 Гц; 0,4с.
К>0,7; Робщ.=60
Критерии оценки
Р = 60 баллов
Менее 70% - «2»
70%-79% - «3»
80%-89% - «4»
90%-100% - «5»
Взаимосвязь дисциплины «Физика» с дисциплинами профессионального цикла
Дисциплина «Физика»
Содержание
учебных элементов, видов учебной деятельности
дисциплинами профессионального цикла
Содержание
учебных элементов, видов учебной деятельности
Раздел №3.Электродинамика
Тема №7.
Электростатика.
Учет свойств проводников и диэлектриков при работе первичных преобразователей тока в радиоэлектронной аппаратуре
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
«Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты»
Тема№1 Проводниковые материалы
Классификация проводников. Характеристики проводниковых материалов. Особенности их строения. Условия проводимости. Сверхпроводники. Неметаллические проводники. Припои.
Тема №2
Диэлектрические материалы
Электрические процессы в диэлектриках. Процессы поляризации, их взаимодействие на основные свойства диэлектриков, работающих под переменным напряжением. Сведения об электронной, ионной, дипольной и спонтанной поляризации диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость. Потери энергии в диэлектриках. Тангенс угла диэлектрических потерь. Влияние процессов поляризации на емкость и потери энергии в диэлектриках. Зависимость диэлектрической проницаемости и тангенса угла диэлектрических потерь от температуры и частоты переменного напряжения. Электропроводность диэлектриков. Носитель тока в диэлектриках. Тепловой и электрический пробой. Зависимость электрической прочности от температуры, толщины и частоты переменного напряжения. Воздух как диэлектрик.
Тема №8.
Постоянный электрический ток.
Учет свойств полупроводников при работе радиоэлементов и радиокомпонентов радиоэлектронной аппаратуры.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока.
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
« Электротехника»
Тема№2 «Электрические цепи постоянного тока»
Элементы электрической цепи. Закон Ома для соединения резисторов. Способы соединения резисторов. Закон Ома для общей цепи. Работа и мощность цепи постоянного тока.
«Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты»
Тема №5. Полупроводниковые материалы.
Носители заряда в полупроводниках. Электронная и дырочная проводимость. Доноры и акцепторы. Влияние примесей на проводимость. Электронно - дырочный переход. Управление электропроводимостью полупроводников с помощью электрического поля, света, температуры, механических усилий. Полупроводники: германий, кремний, селен, арсенид, фосфид, индия. Их свойства и структура. Область применения полупроводников в РЭА.
«Электрорадиоизмерения»
Тема № 2. Измерения тока и напряжения в электронных цепях.
Измерение постоянного тока и напряжения магнитоэлектрическим прибором. Понятие шунта, добавочного резистора. Многопредельные амперметры и вольтметры. Измерение постоянного тока и напряжения электронными и цифровыми приборами. Особенности построения схем. Коды, применяемые в цифровых средствах измерения. Аналого-цифровые преобразователи. Основные элементы электронных и цифровых измерительных приборов. Защита приборов от перегрузок.
« Технология ремонта и обслуживания радиотелевизионной техники»
Тема№3. Радиоэлементы и радиокомпоненты радиоэлектронной аппаратуры.
Резисторы. Классификация. Технические характеристики. Постоянные проволочные резисторы, их типы, конструкции и область применения. Объемные резисторы, их свойства и применение.
Проволочные постоянные резисторы; их типы, конструкция, техническая характеристика и область применения. Проволочные переменные резисторы; их типы, конструкция, технические характеристики и область применения.
Полупроводниковые приборы. Классификация. Разновидности диодрв. Маркировка. Особенности применения. Тиристоры. Виды тиристоров. Принцип работы. Условные обозначения. Транзисторы. Виды. Основные электрические параметры. Выбор транзисторов. Маркировка и система условных обозначений транзисторов. Система обозначений транзисторов зарубежного производства. ГОСТ, ТУ, каталоги и справочники по полупроводниковым приборам.
Динамические громкоговорители. Типы громкоговорителей, применяемых в электроакустической аппаратуре. Требования к громкоговорителям, их электрические и акустические данные.
Батарея гальванических и аккумуляторных элементов для питания радиоэлектронной аппаратуры, их типы и электрические данные.
Тема №9.
Магнитное поле. Электромагнитная индукция.
Учет проявления электромагнитной индукции при работе электромагнитных силовых механизмов
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
« Электротехника»
Тема№3 «Электромагнетизм»
Характеристики магнитного поля. Магнитные свойства материалов. Электромагнитная индукция. Самоиндукция, индуктивность. Вихревые токи.
«Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты»
Тема №6. Магнитные материалы.
Магнитные характеристики материалов. Абсолютная и относительная магнитная проницаемость. Остаточная магнитная индукция и коэрцитивная сила. Индукция насыщения. Потери энергии в магнитных материалах. Роль характеристик в оценке свойств материалов.
Тема №10.
Электромагнитные колебания и волны
Учет вредного воздействия электромагнитного излучения при работе с электроаппаратурой.
Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Электромагнитное поле и электромагнитные волны.* Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
« Технология ремонта и обслуживания радиотелевизионной техники»
Тема№3. Радиоэлементы и радиокомпоненты радиоэлектронной аппаратуры.
Трансформаторы и дроссели низкой частоты.Их назначение и область применения, конструкция. Материалы для сердечников трансформаторов и дросселей. Типы магнитопроводов. Способы сборки сердечников.
Классификация катушек индуктивности и дросселей высокой частоты, применяемых радиоэлектронной аппаратуре, их параметры. Конструкция катушек для различных частот.
«Охрана труда»
Тема № 9. Электробезопасность.
Действие тока на организм человека.
Виды электротравм. Требования электробезопасности.
Меры и средства защиты от поражения электрическим током. Нормы и правила электробезопасности при ремонте радиоэлектронной аппаратуры. Заземление оборудования. Электрозащитные средства и правила пользования ими.
«Электрорадиоизмерения»
Тема № 2. Измерения тока и напряжения в электронных цепях.
Электромагнитные колебания. Гармонические колебания и их характеристики. Измерение переменного тока и напряжения. Понятие о мгновенном, амплитудном, действующем и среднем значении. Виды и типы применяемых вольтметров. Влияние формы измеряемого напряжения и частоты на показании вольтметров переменного тока.
«Радиоэлектроника»
Тема №1 Радиоволны
Электромагнитные волны. Радиоволны. Схема радиосвязи. Распределение радиоволн. Характеристики волн.